Аудиторская тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 18:06, реферат

Описание

Становление системы экономического контроля в России и аудита, как его составляющего элемента, является одним из важнейших этапов развития рыночной экономики. Аудит – это совокупность организационных, методологических, методических приемов и способов независимой проверки бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3
1. Понятие аудиторской тайны, ответственность за его нарушение…………….4
2. Порядок документирования информации, составляющей аудиторскую
тайну………………………………………………………………………………….9Заключение…………………………………………………………………….……11
Список использованной литературы……………

Работа состоит из  1 файл

Аудит.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  сельского хозяйства Российской Федерации 

ФГБОУ ВПО  «ЧУВАШСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

Реферат

 

по  дисциплине: Аудит 

Аудиторская тайна 

                                                        
 

                                                         Выполнила: студентка 5 курса

                                                                экономического факультета

                                                                бухгалтерского отделения

                                                                1 гр., 1 п./г.

                                                                Ильина Анна Игоревна

                                                                                 Проверил: Константинов Денис Евгеньевич  
                 

Чебоксары 2011

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3

1. Понятие аудиторской  тайны, ответственность за его  нарушение…………….4

2. Порядок документирования  информации, составляющей аудиторскую

тайну………………………………………………………………………………….9Заключение…………………………………………………………………….……11

Список использованной литературы……………………………………………...12 
Введение 

     Становление системы экономического контроля в России и аудита, как его составляющего элемента, является одним из важнейших этапов развития рыночной экономики. Аудит – это совокупность организационных, методологических, методических приемов и способов независимой проверки бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

     Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

     В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» дано определение аудиторской тайны, которую составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных комментируемым Федеральным законом.

     В части 6 статьи 9 Закона об аудиторской деятельности предусмотрено право аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также лица, которому оказывались услуги, предусмотренные комментируемым Законом, в случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании комментируемого Закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством РФ. 
 

     1. Понятие аудиторской тайны, ответственность

     за  его нарушение 

     Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

     Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность  сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие ему услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудите и другими федеральными законами.

     Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование  аудиторской деятельности (далее -уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

     В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской  организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими  доступ к таким сведениям, на основании  Закона об аудите и иных нормативных правовых актов РФ аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков (Федеральный закон № 164-ФЗ).

     Находящиеся в распоряжении аудиторской организации  или индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор на оказание сопутствующих  аудиту услуг, предоставляются исключительно  по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности. Необходимо также заботиться о сохранности документов, получаемых и (или) составляемых аудитором в процессе аудиторской деятельности. Он не вправе передавать эту информацию, документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без письменного согласия проверяемых лиц независимо от того, принесет ли передача документов или разглашение содержащихся в них сведений ущерб указанному лицу. Сохранять конфиденциальность аудитор обязан и после завершения отношений между ним и проверяемым лицом. Кроме того, аудитор должен следить за тем, чтобы выполнялся принцип конфиденциальности со стороны персонала, работающего под его контролем, а также лиц, привлекаемых им для предоставления консультаций и оказания дополнительной профессиональной помощи при проведении аудита. Таким образом, аудитор должен соблюдать конфиденциальность во всех случаях, за исключением передачи результатов проверки проверяемым лицам либо органам, назначившим проверку.

     Уполномоченные  лица со своей стороны должны обеспечить конфиденциальность сведений в отношении  деятельности проверяемых аудитором лиц, которые станут известны им в ходе проведения проверки качества.

     Для соблюдения конфиденциальности и безопасного  содержания рабочих документов и  их сохранности в соответствии с  практическими, юридическими и профессиональными  требованиями аудитору следует сохранять записи в течение не менее пяти лет после проведения аудита.

     Согласно  п. 1 статьи 9 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

     1) сведений, разглашенных  самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

     2) сведений о заключении  с аудируемым лицом договора  о проведении обязательного аудита;

     3) сведений о величине  оплаты аудиторских услуг.

     Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

     Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую  тайну, третьим лицам в случаях  и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.

     Рассмотрим  понятие коммерческой тайны. Потребность  в защите информации привела к  появлению в российском законодательстве на рубеже 1990-х гг. категории «коммерческая тайна». Так, в п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 28.03.2002 № 32-ФЗ) записано, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к такой информации, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ.

     Законодательство  о защите коммерческой тайны, основанное на Конституции, включает положения ГК, УК, ТК и ряда других законов и подзаконных актов.

     Важная  роль в регулировании отношений, связанных с созданием, использованием и защитой информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит Федеральному закону от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (с изменениями от 10 января 2003 г.). В этом Законе дано понятие конфиденциальной информации, разновидностью которой является коммерческая тайна.

     Из  ст. 139 ГК следует, что законодатель, устанавливая одни и те же условия  для признания информации служебной  и коммерческой тайной, исходит из того, что фактическое их содержание в ряде случаев также совпадает. Критерием отнесения информации к различным видам тайны (служебной или коммерческой) является различие субъектов, в собственность которых поступили сведения. Законодательство РФ относит к сведениям служебного характера лишь ту информацию, которая связана с деятельностью по обеспечению государственной службы.

     Перечень  сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений, исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.).

     Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься постоянно действующая экспертная комиссия, в состав которой включаются руководители и сотрудники ведущих структурных подразделений организации. В крупных организациях при большом объеме «закрытых работ» в составе комиссии могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников организации. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться работники правоохранительных органов и специальных служб РФ.

     Перечень  не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений следует внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом, подлежащим аудиту. В него не включаются сведения, которые в соответствии с законодательством РФ не могут быть отнесены к конфиденциальной информации (коммерческой тайне).

     Публикация  или иное разглашение конфиденциальной информации проверяемых лиц не являются нарушением профессиональной этики, если данные действия были произведены:

     — в случае, предусмотренном законодательными актами или решениями судебных органов;

     — с разрешения проверяемого лица при  условии соблюдения интересов всех сторон, которые могут быть затронуты;

     — в целях защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями проверяемых лиц;

     — в случае намеренного и незаконного  вовлечения аудиторской организации  проверяемым лицом в действия, противоречащие законодательным и  профессиональным нормам. 
 
 
 

 

     2. Порядок документирования информации, составляющей аудиторскую тайну 

     Документирование  аудита является одним из важнейших  условий его квалифицированного проведения. Рабочие документы должны обеспечивать документальное подтверждение  того, что проверка проведена надлежащим образом (глубоко и качественно), раскрывать методы аудита, объем проверенных документов и подтверждать полноту и качественность аудиторского заключения. Они должны также содержать пояснения о том, что книги и журналы, записи и т.п. отражают (или не отражают) совершенные операции в соответствии с нормативной и законодательной базой Российской Федерации надлежащим образом. Кроме того, должно быть документально подтверждено, что проверка была надлежащим образом спланирована, реализация плана аудиторами ежедневно контролировалась и в ходе аудита подвергалась рассмотрению, что при необходимости выполнялись соответствующие исследования.

Информация о работе Аудиторская тайна