Биржа как инструмент рынка. Развитие отечественной биржевой торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:58, реферат

Описание

В данной реферате будут рассмотрены различные варианты механизмов совершения сделок на фондовом рынке. Цель реферата состоит в том, чтобы исследовать применение основных инструментов фондового рынка, как необходимых средств осуществления сделок между продавцом и покупателем товара.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Сущность фондового рынка 3
1.1. Понятие фондового рынка, его структура и виды 6
1.2. Понятие ценных бумаг 7
1.3. Виды профессиональной деятельности на фондовом рынке 8
1.4. Первичный и вторичный фондовые рынки 9
1.5. Биржевой рынок 11
1.6. Технологии торговли, применяемые на первичном и вторичном рынках ценных бумаг 13
2.История возникновения товарной биржи 16
2.1 Ярмарки, ярмарочная торговля 16
2.2 Определение товарной биржи 17
2.3 Разновидности бирж: открытая, закрытая 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

реферат по вапру.docx

— 50.94 Кб (Скачать документ)

     Консультационной  деятельностью признается  предоставление  юридических, экономических  и   иных консультаций по поводу  выпуска и обращения ценных  бумаг (инвестиционный консультант).

     Деятельность  по ведению и хранению реестра  - это оказание услуг эмитенту  по  внесению  имени  [наименования] владельцев именных ценных бумаг  в соответствующий реестр.  (специализированные регистраторы).

     Расчетно-клиринговой  деятельностью  по   ценным   бумагам признается деятельность  по  определению взаимных обязательств  по поставке [переводу] ценных бумаг  участников операций с ценными  бумагами (Расчетно-депозитарные организации,  клиринговые палаты, банки и кредитные учреждения).

 

 

1.4. Первичный и  вторичный фондовые рынки

 

  Первичный рынок.

     Законодательно  первичный рынок ценных бумаг  определяется как отношения, складывающиеся  при эмиссии (для  инвестиционных  ценных бумаг) или при  заключении  гражданско-правовых  сделок между  лицами, принимающими  на себя  обязательства по иным ценным  бумагам, и первыми инвесторами,  профессиональными участниками  рынка ценных бумаг, а также их представителями.

     Таким образом,  первичный рынок - это рынок  первых и  повторных  эмиссий  ценных бумаг, на котором осуществляется  их начальное размещение среди инвесторов.

     Механизм первичного  рынка ценных бумаг приведен в схеме 2 (см.приложение).

     Важнейшей  чертой первичного рынка является  полное раскрытие информации  для инвесторов,  позволяющее  сделать обоснованный выбор ценной  бумаги для вложения денежных  средств. Вся деятельность на  первичном рынке служит для раскрытия информации:

подготовка проспекта  эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций  полноты представленных данных, публикация проспекта и итогов подписки и т.д.

     Особенностью  отечественной практики является  то, что первичный рынок ценных  бумаг пока преобладает. Эта  тенденция объясняется такими  процессами как приватизация, создание  новых акционерных обществ, начало  финансирования государственного  долга через выпуск ценных  бумаг,  переоформление через   фондовый рынок валютного долга государства и т.п.

     Существует  две формы первичного рынка ценных бумаг:

   - частное размещение;

   - публичное предложение.

     Частное размещение   характеризуется  продажей  (обменом)  ценных бумаг ограниченному количеству  заранее  известных  инвесторов  без публичного предложения и  продажи.

     Публичное  предложение - это размещение  ценных  бумаг  при их первичной   эмиссии путем публичных объявления  и продажи неограниченному числу инвесторов.

     Примеры различной  организации первичного рынка   приведены в табл.2 (см. приложение).

     Соотношение  между публичным предложением  и частным размещением постоянно  меняется и зависит  от  типа  финансирования, который избирают  предприятия  в  той  или  иной экономике,  от структурных  преобразований,  которые проводит  правительство, и других  факторов.  Так, в России  в 1990-1992 гг.  преобладало

(до 90%) частное размещение  акций (создание открытых акционерных  обществ). Основная часть публичного  предложения акций приводилась  на банки и инвестиционные  институты.  С началом масштабного  процесса  приватизации в конце  1992 г.  и  централизованным преобразованием  многих  государственных  предприятий   в акционерные общества открытого  типа, доля публичного предложения акций резко увеличилась.

Вторичный рынок.

     Под вторичным  фондовым рынком понимаются отношения,  складывающиеся при обращении  ранее эмитированных на первичном  рынке ценных бумаг. Механизм вторичного рынка приведен в схеме 3 (см.приложение).

     Основу вторичного  рынка составляют операции,  оформляющие  перераспределение сфер влияния  вложений  иностранных  инвесторов, а также отдельные спекулятивные операции.

     Важнейшая  черта вторичного рынка - это   его  ликвидность, т.е. возможность   успешной  и  обширной торговли,  способность поглощать значительные  объемы ценных бумаг в  короткое  время, при небольших колебаниях  курсов и при низких издержках  на реализацию.

Вторичный рынок ценных бумаг  подразделяется на:

  - организованный (биржевой) рынок

  - неорганизованный (внебиржевой или "уличный") рынок.

     Особенности  данных рынков будут рассмотрены  ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5.  Биржевой  рынок

 

     Организованный  или биржевой рынок исчерпывается   понятием фондовой биржи,  как  особого, институционально организованного  рынка, на котором обращаются  ценные бумаги  наиболее  высокого  качества и  операции  на  котором совершают профессиональные участники рынка ценных бумаг.

     Фондовая биржа  - это организованный  рынок   для  торговли стандартными  финансовыми инструментами, создаваемая  профессиональными участниками  фондового рынка для взаимных оптовых операций.

     Признаки классической фондовой биржи:

    1) это  централизованный  рынок,  с  фиксированным местом  торговли, т.е. наличием торговой площадки;

    2) на  данном  рынке существует процедура отбора  наилучших товаров (ценных бумаг),  отвечающих  определенным  требованиям  (финансовая устойчивость  и   крупные размеры эмитента,  массовость  ценной бумаги, как  однородного   и  стандартного  товара, массовость  спроса, четко выраженная колеблемость цен и т.д.);

    3) существование  процедуры отбора лучших операторов  рынка в качестве членов биржи;

    4) наличие временного  регламента торговли ценными  бумагами и стандартных торговых процедур;

    5) централизация  регистрации сделок и расчетов по ним;

    6) установление  официальных (биржевых) котировок;

    7) надзор за  членами биржи (с позиций их  финансовой устойчивости, безопасного  ведения бизнеса и соблюдения этики фондового рынка).

     Функции  фондовой биржи:

   а) создание постоянно действующего рынка;

   б) определение  цен;

   в) распространение   информации  о  товарах   и   финансовых инструментах, их  цена и условия обращения;

   г) поддержание   профессионализма   торговых  и  финансовых посредников;

   д) выработка правил;

   е) индикация   состояния экономики,  её товарных сегментов и фондового рынка.

     Всего в  мире коло 150 фондовых бирж, крупнейшими  являются следующие: Нью-Йоркская, Лондонская, Токийская, Франкфуртская,  Тайваньская, Сеульская,  Цюрихская,  Парижская,  Гонконгская и биржа Куала Лумпур.

В настоящее время в  России насчитывается более 60  фондовых бирж (см.приложение, табл.3), что составляет более 40% мирового количества,  несмотря на то,  что в мировой практике достаточно сильны тенденции с созданию централизованных систем фондовых бирж (Германия, Япония, Франция и др.).

 

 

 

2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОВАРНОЙ БИРЖИ

2.1 Ярмарки, ярмарочная торговля

 Современные товарные  биржи — результат длительной  эволюции различных форм оптовой  торговли и одновременно один  из видов организованного товарного рынка.

 Исторически первоначальной  формой оптовой торговли можно  считать караванную торговлю. Ее  отличали эпизодичность, нерегулярность  проведения, отсутствие определенного  места торговли и правил осуществления.

 На смену ей пришла  ярмарочная торговля. В Средние  века стали возникать как небольшие,  так и довольно крупные ярмарки,  время и место проведения которых  было точно обозначено и о  проведении которых участники  предварительно оповещались. Само значение слова "ярмарка", в переводе с немецкого обозначающее "ежегодный рынок", свидетельствует о регулярности и организованности этой формы торговли. На ярмарках в Европе в XII-XII1 вв. проводились сделки с наличным товаром как с немедленной оплатой, так и с отсрочкой платежа. На некоторых ярмарках были разработаны стандартные требования к качеству различной продукции, а затем и введена практика торговли по образцам, а не только конкретными наличными партиями.

 Ярмарочная торговля  того времени велась по строгим  разработанным внутренним правилам. Например, английские кодексы поведения  купцов регулировали порядок  взаимоотношении между контрагентами сделок, устанавливали стандартные формы для товарных контрактов, векселей, складских квитанций и других документов. Нарушивший кодекс и не исполнивший своих обязанностей купец мог быть исключен из торгового сообщества.

 На ярмарках существовал  свой способ решения спорных  вопросов и конфликтных ситуаций  — ярмарочный суд. В то время  его называли "суд людей с  пыльными ступнями", так как  его участники — купцы —  долгие дни и месяцы находились  в дороге. Ярмарочный суд был  прообразом современного арбитража.

 И все же на определенном  этапе ярмарочный способ организации  торговли перестал устраивать  его участников. К XVI в. бурное  развитие торговли в связи  с открытием Америки и укреплением  капитализма в Европе привело  к появлению постоянных, а не  периодических мест торговли, возникли  специализированные торговые центры, в своем роде оптовые магазины, иными словами — появились  биржи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Определение товарной биржи

 Существует несколько  версий происхождения термина  "биржа". Согласно одной из  них в бельгийском городе Брюгге, который находился на пересечении  многих европейских торговых  путей и поэтому именовался "маклером  христианских народов", была особая  площадь, на которой собиралось  для торгов купечество. Площадь  носила название "де бурсе" (de burse) по имени крупной маклерской конторы господина Ван де Бурсе, владевшего здесь большим домом. Герб фирмы с изображением трех кожаных кошельков (мешков), которые на местном наречии именовались "the biierse", был вывешен на здании. Владелец конторы предоставил свой дом для сбора купцов и, возможно, дал название этой форме торговли.

 Вообще характерно, что  первые биржи часто располагались  в гостиницах или чайных, а  затем постепенно заняли постоянное  место в специальном здании.

 Рассматривая развитие  оптовой торговли, можно заметить  не просто смену мест организации  торговли и правил их проведения, а существенные изменения в  самом способе ведения торгового  процесса. Любая самая простая  торговая операция—это соединение  спроса и предложения на определенный  товар, а метод, осуществляющий  это соединение, свидетельствует  о степени развитости рыночных  отношений.

 В караванной торговле  мы можем наблюдать простейшую  форму рынка — базар. Торговый  процесс организован самым элементарным  образом: сидящие продавцы ждут  покупателей. При таком способе  спрос (покупатель) ищет предложение,  а если вспомнить об эпизодичности  и неорганизованности караванной  торговли, то этот поиск может  идти довольно долго.

 Ярмарочный тип торговли  отличается наличием торговых  рядов, часто специализированных  на определенных товарах. Здесь  предложение призвано улавливать спрос, а специализация продавцов—способствовать ускорению поиска. Но при этом стороны имеют определенные роли, которые не изменяются. Как только объемы операций многократно возрастают, ярмарка начинает перерастать в биржу.

 Биржу отличают:

 • моментальность  встречи спроса и предложения;

 • сменяемость ролей;

 • резкое ускорение  процесса заключения сделки.

 Как отмечалось, биржа  является также одним из видов  организованного рынка. 

 Организованным товарным  рынком называется место, где  собираются покупатели и продавцы  для осуществления торговых операций  по определенным, установленным  правилам. Всем видам таких рынков  присущ ряд общих черт:

 • строго определенные  правила проведения торгов;

 • открытость в  осуществлении торговых операций;

 • наличие оборудованных  торговых площадей, складских и  офисных помещений;

 • система связи  и информации.

 Элементы организованного  рынка можно было наблюдать  еще в древности. Так, в Древнем  Риме в определенное время  проводились собрания торговцев.  Проходили они в определенных  местах—продажных рынках, которые были центрами распределения товаров, поступавших со всех концов Римской империи. Преобладали на них бартерные операции, но заключались и сделки с денежной оплатой. Иногда заключались и договоры с отсроченным во времени окончательным расчетом. Эту практику можно сейчас наблюдать и на современных биржах.

Информация о работе Биржа как инструмент рынка. Развитие отечественной биржевой торговли