Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:42, реферат
Актуальность. Цена - важнейшая экономическая категория, оказываю-щая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укреп-ление финансовой системы страны, что приобрело особенное значение в усло-виях рынка. Цена - это один из четырех важнейших покупательских мотивов в выборе товаров длительного пользования.
Введение 3
1. Ценообразование в России 5
1.1 История ценообразования в России 5
1.2 Либерализация цен в России 7
1.3 Последствия инфляционного роста цен и их влияние на развитие экономики 13
2. Практика методов и приемов ценообразования в России 19
2.1 Ценообразование: проблемы и способы их решения 19
2.2 Цели ценовой политики на российских предприятиях 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1. Ценообразование в России 5
1.1 История ценообразования в России 5
1.2 Либерализация цен в России 7
1.3 Последствия инфляционного роста цен
и их влияние на развитие экономики 13
2. Практика методов и приемов ценообразования
в России 19
2.1 Ценообразование: проблемы и способы
их решения 19
2.2 Цели ценовой политики на российских
предприятиях 26
Заключение 29
Список использованных источников 31
Введение
Актуальность. Цена - важнейшая экономическая
категория, оказываю-щая значительное
влияние на решение социальных проблем
населения и укреп-ление финансовой системы
страны, что приобрело особенное значение
в усло-виях рынка. Цена - это один из четырех
важнейших покупательских мотивов в выборе
товаров длительного пользования.
Информация о ценообразовании и ценах
конкурирующих фирм представ-ляет собой
стратегический интерес. Многие компании
изучают цены, сложив-шиеся на рынке, в
целях информационного обеспечения конкурентной
борьбы, реализации возможности повышения
рентабельности, определения своей цено-вой
ниши. Даже в условиях слабо насыщенного
рынка и недостаточно интен-сивной конкуренции
изучение цен - объективная необходимость,
особенно с учетом низкого уровня жизни
значительной части населения нашей страны
(и вследствие этого его особого отношения
к ценам).
Проблема цены и ценообразования всегда
была одной из основных про-блем, стоящих
перед экономической наукой. Методологической
основой кур-совой работы послужили труды
основоположников и современных экономи-стов-теоретиков
в области цен и регулирования ценообразовательных
процес-сов, таких как Бугулов В.Н., Денисова
И.П. Ерухимович И.Л., Есипов В.Е., Липсиц
И.В., Салимжанов И.К. и др. Ценовые отношения
- составная часть ры-ночного механизма.
Ценообразование оказывает огромное влияние
на результаты финансово-экономической
деятельности рыночной экономики. Особенно
усилилась роль цен в последнее время
в связи с переходом к рыночным условиям
функциони-рования. Мировой опыт ценообразования
и ценовых взаимоотношений в Рос-сии плохо
освоен и применяется недостаточно эффективно.
Необходимо более глубокое изучение теоретических
вопросов ценового механизма, требуются
конкретные меры по его совершенствованию.
Необоснованное использование ценового
механизма, отказ от управления и планирования
цен, ошибки в цено-вой политике отрицательно
повлияли на российскую рыночную экономику.
В связи с этим произошло падение темпов
экономического роста. В рыночных условиях
хозяйствования проблемы формирования
цен являются весьма важ-ными и сложными.
Сложность обусловлена многообразием
теоретических под-ходов к ценообразованию
в методологическом ракурсе.
Цель исследования – провести анализ
ценообразования в России.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть историю ценообразования
в России.
2. Обосновать последствия либерализации
цен в России.
3. Проанализировать проблемы ценообразования
в России и способы их решения.
4. Определить цели ценовой политики на
российских предприятиях.
Объект исследования – основополагающие
характеристики ценообразо-вания. Предмет
исследования - определение особенностей
становления и раз-вития ценообразования
в России.
Структура работы: работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованных
источников.
Теоретической основой данной работы
послужили работы таких авто-ров, как:
Шевчук Д.А., Соловьев Б.А., Салимжанов И.К.,
Панкрухин А.П., Лип-си И.В. и других.
1. Ценообразование в России
1.1 История ценообразования в России
Наша страна, в силу специфики исторического
развития, обладает уни-кальным опытом
ценообразования в самых разнообразных
социально-экономических условиях. Этот
опыт включает и жесткое централизованное
управление всем финансовым хозяйством
с государственным установлением цен,
охватывающим подавляющую часть товарооборота,
и попытки избавиться от денежного хозяйства,
отменив деньги, и периоды безбрежной
свободы цен.
Тщательное изучение прошлого, анализ
практического опыта, результа-тов проведения
тон или иной ценовой политики на различных
этапах истории страны следует считать
непременным условием для принятия правильных
ре-шений в этой области и для формирования
предпосылок дальнейшего успешно-го развития.
Известно, что тот, кто равнодушен к прошлому,
не может рассчи-тывать на благоприятное
будущее .
После проведения сплошной коллективизации
сельского хозяйства, окон-чания новой
экономической политики, в стране была
создана система установ-ления государственных
цен почти на все товары и услуги. По существу,
сво-бодные рыночные цены действовали
только на колхозных рынках, где колхоз-ники
могли продавать продукты, полученные
в качестве натуроплаты по трудо-дням
в колхозах или произведенные в своих
подсобных хозяйствах; на этих рынках
могли также реализовывать свою продукцию
колхозы. В стране в ос-новном действовали
следующие цены:
• установленные государством заготовительные
(закупочные) цены, по которым колхозы
сдавали свою продукцию государству; В
опто-вые государственные цены на промышленные
товары;
• розничные цены, также устанавливаемые
государством на про-мышленные и сельскохозяйственные
товары. Другим крупным эко-номическим
успехом нашей страны в области политики
ценообра-зования стало многократное
снижение розничных цен, осуществ-ляемое
государством после отмены карточной
системы ежегодно на протяжении длительного
периода.
Первый этап - снижение цен, проведенное
в декабре 1947 г. вместе с от-меной карточной
системы. Цены были снижены на 17%.
Второй этап - с 1948 г. до 1 марта 1949 г. Цены
были снижены на -14%.
Третий этап - с 1 марта 1950 г. Снижение цен
по сравнению с предыду-щим годом составило
20%. Это было самым крупным снижением цен
в после-военный период.
В результате цены были снижены на 43%. Снижение
государственных розничных цен оказало
влияние и на рыночные цены - они снизились
к этому времени почти в 4 раза (по сравнению
со среднегодовым уровнем 1947 г.). Мас-совое
снижение розничных цен продолжалось
и в 1951-1954 гг.
Во второй половине 80-х годов среди экономистов
началось обсуждение вопросов коренного
реформирования экономики на основе внедрения
рыноч-ных отношений. В центре внимания
находилась проблема освобождения цен
от жесткого государственного регулирования.
Эти идеи нашли свое воплощение в утвержденном
летом 1990 г. Положении о предприятиях в
СССР, где указыва-лось, что предприятие
реализует свою продукцию по ценам и тарифам,
уста-навливаемым самостоятельно или
на договорной основе .
Однако самые решительные шаги в области
освобождения цен были предприняты в конце
1991 г. в связи с переходом страны к рыночной
экономи-ке. В декабре 1991 г. Президент подписал
указ "О мерах либерализации цен".
Этим указом предписывалось с 02,01.92 г. перейти
"в основном на применение свободных
(рыночных) цен и тарифов, складывающихся
под влиянием спроса и предложения на
продукцию производственно-технического
назначения, товары народного потребления,
работы и услуги". В январе 1992 г. цены
были отпуще-ны... Последовал взлет цен,
который превзошел все прогнозы экономистов
ли-берального направления, ратовавших
за свободное ценообразование. Об этом
свидетельствуют следующие факты.
Потребительские цены поднялись по сравнению
с ценами предыдущего года:
в 1992 г. - в 26,1 раза;
в 1993 г. - в 9,4 раза;
в 1994 г. - в 3,2 раза;
в 1995 г. - в 2,3 раза;
в 1996 г, - в 1,2 раза;
в 1997 г. - в 1,1 раза;
в 1998 г. - в 1,8 раза .
Как видно из приведенных данных, хотя
цены продолжали расти, темп роста до 1998
г. постоянно снижался. В 1998 г., в связи
с объявлением дефолта рост цен в 1,6 раза
превысил их повышение за 1997 г.
Возникшая после либерализации цен тенденция
их роста крайне отрица-тельно отразилась
на уровне жизни населения. За 1992-1998 гг.
потребитель-ские цены повысились более
чем в 4 тыс. раз, а номинальные доходы населения
- лишь в 1000 раз. Следствием этого стало
катастрофическое падение жизнен-ного
уровня народа.
Дальнейшее изменение экономического
положения страны, повышение жизненного
уровня населения потребуют больших усилий
со стороны государ-ства. Эффективность
этой работы в значительной степени связана
с перспекти-вами улучшения государственной
политики в области ценообразования.
1.2 Либерализация цен в России
В 1992 г. Указом Президента РФ было предоставлено
право устанавли-вать цены самим предприятиям
и фирмам на основе взаимного соглашения
ме-жду продавцами и покупателями, закрепленного
в контрактном договоре. Цен-трализованное
планирование и регулирование цен стало
постепенно заменяться свободным рыночным
ценообразованием .
Либерализация цен рассматривалась в
качестве основного средства пре-образования
экономики, перевода ее на рыночные отношения.
Объяснялось это не только и не столько
тем, что цены занимают исключительно
важное место в экономическом механизме,
сколько тем обстоятельством, что Правительство
РФ, приступая к реформированию экономики
страны, по существу, не имело развернутой
программы действий. Поэтому поначалу
основное внимание было сосредоточено
на наиболее легко осуществимом и в то
же время на наиболее результативном направлении
- на либерализации цен. Что же касается
вопросов структурной перестройки производства,
приватизации государственной собст-венности,
демонополизации производства, финансовой
поддержки определен-ных сфер экономики
и других достаточно важных для формирования
среды во-просов, то считалось, что они
будут решаться в основном естественным
путем, в результате функционирования
свободных цен. В сущности это означало,
что предприятия сами должны приспосабливаться
к новым условиям хозяйствова-ния, иногда
даже путем изменения профиля своей деятельности.
Те из них, ко-торые оказывались неспособными
выжить в такой ситуации, должны были стать
банкротами.
Таким образом, либерализация цен предъявила
всем участникам эконо-мического процесса
довольно жесткие требования для проверки
их жизнеспо-собности.
При этом реформаторы полагали, что либерализация
цен, привнеся в ме-ханизм ценообразования
фактор спроса и предложения, позволит
ценам выйти на экономически оправданный
уровень, обеспечит рациональное соотношение
между ними. Естественно, что применение
таких цен на практике должно было оказать
благотворное влияние на экономику, способствовать
формированию в ней эффективных рыночных
отношений, функционирующих в условиях
дейст-венной конкурентной среды.
Однако экономическая стабилизация, которую
Правительство РФ обеща-ло обеспечить
уже к осени 1992 г., не наступила и в 1998 г.
Структурная пере-стройка производства
идет вяло. Объемы выпуска продукции, как
отмечалось выше, по-прежнему падают, причем
во всех отраслях. Капитальные вложения
в народное хозяйство постоянно снижаются,
что создает весьма тревожную об-становку
.
Сократились расходы на накопление и у
населения, и у государства. Доля накапливаемых
ресурсов для будущего развития снижается
в виде сокращения капитальных вложений,
а поскольку износ основных фондов резко
увеличился, общество стало проедать ранее
накопленное национальное богатство.
Масшта-бы выбытия основных производственных
мощностей значительно превышают ввод
в действие новых основных средств. В этих
условиях макродинамика про-мышленного
производства стала определять рыночную
конъюнктуру на микро-уровне. Вероятность
покупки того или иного товара стала все
в большей степе-ни зависеть не от наличия
платежных средств у покупателей, а от
их возможно-стей увеличить свои капиталовложения
в падающее производство и таким об-разом
изменить рыночную ситуацию. Возможности
и желания (интереса) уве-личивать свои
капиталовложения в производство у товаропроизводителей
с ка-ждым днем становится все меньше и
меньше. Снижение эффективности инве-стиций
приобрело устойчивый характер и за последние
годы значительно уси-лилось. В итоге ввод
новых мощностей в промышленности снизился
во много раз. Инвестиционные вложения
не эффективны ни в государственном, ни
в ча-стном секторах экономики. Высокая
инфляция обесценивает все накопления
и ликвидирует экономическую заинтересованность
предпринимателей вклады-вать получаемую
прибыль в строительство новых предприятий
.
Серьезным тормозом для развития производства
является инфляция, вы-сокие процентные
ставки и высокие налоги, в настоящее время
к ним добави-лась проблема неплатежей,
которая буквально захлестнула всю страну.
Чуть ли не все вдруг стали банкротами.
Причем самым главным банкротом стало
само государство, которое никак не может
рассчитаться по госзаказам с шахтерами,
крестьянами, бюджетниками.
Вполне естественно, что говорить в этих
условиях о российском рынке, рыночных
отношениях и рыночном ценообразовании
далеко не просто.
Поэтому можно сказать, что ситуация с
российским рынком пока более чем странная.
С одной стороны, рынок у нас вроде бы уже
есть: отсутствует централизованное управление
производством и распределением продукции,
существуют рыночные структуры, действуют
рыночные отношения, цены фор-мируются
в децентрализованном порядке. И в то же
время нет никаких основа-ний утверждать,
что именно такой рынок нужен нашей экономике,
что он отве-чает ее внутренним, глубинным
потребностям - потребностям роста и прогрес-са
.
Сложившийся в России рынок не является
надежной опорой производст-ва, не выступает
для него в качестве стимулирующего начала.
Если при анализе данной ситуации исходить
исключительно из общих за-кономерностей
рынка, то необходимо сделать вывод, что
падение производст-ва, а следовательно,
и предложения (в условиях отсутствия
товарного дефици-та) является прямым
свидетельством снижения спроса. А коль
скоро речь в данном случае идет о платежеспособном
спросе, то это означает не что иное, как
уменьшение покупательных возможностей
населения и предприятий .
Возможно, такой вывод кое-кто посчитает
не совсем корректным, по-скольку здесь
не затронут импорт. Однако учет импорта
не только не изменит, но еще более усилит
отрицательный характер сделанного выше
вывода. Дело в том, что в последнее время
поставки по импорту сокращаются, особенно
после введения в действие в марте 1994 г.
новых, более высоких ставок таможенных
пошлин, а также после 17.08.98 г. (девальвация
рубля).
Вполне естественно, что падение платежеспособности
российского насе-ления и предприятий
следует рассматривать как свидетельство
снижения их ре-альных доходов, поскольку
заниматься накоплением денежных средств
в пери-од высокой инфляции нет никакого
смысла. Такая тенденция, несомненно, яв-ляется
чрезвычайно опасной для народного хозяйства,
ибо она не сулит ничего хорошего. Если
коренным образом не изменить ситуацию,
то можно смело ска-зать, что впереди нас
ждут крупные экономические и социальные
потрясения.
Сейчас становится вполне очевидным, что
тот рынок, который привел экономику страны
к такому плачевному состоянию, совершенно
неспособен вывести ее на нормальный путь
развития, вдохнуть в нее живительные
силы. Для этого нужны особые, чрезвычайные
меры, связанные с резким усилением централизованного
воздействия на экономику .
Таким образом, можно сделать вывод о том,
что либерализация цен не оказала такого
влияния на экономику, как рассчитывали
реформаторы. Следст-вием либерализации
цен явилось зарождение новой системы
цен, адекватной новым рыночным отношениям
в обществе, а борьба с инфляцией стала
цен-тральной проблемой правительственных
органов.
Появление большого количества частных
коммерческих банков привело к увеличению
в денежной массе так называемых "квази-денег":
различного рода банковских чеков, векселей,
ценных бумаг и т.д. Не обеспеченные реальной
по-купательной способностью, они увеличивают
денежную массу и одновременно усиливают
инфляционные тенденции в экономике. Для
реального регулирова-ния денежного обращения
следовало бы более внимательно использовать
опыт, накопленный в условиях функционирования
плановой экономики.
Производство и реализация товаров и услуг
должны находиться под об-щественным контролем.
Общество должно знать, сколько и по каким
ценам продается в стране товаров и услуг.
Сегодня такой информации нет, а имею-щаяся
статистическая информация является далеко
не полной и реальных про-цессов, происходящих
в экономике, не отражает.
Целесообразно также возродить единую
банковскую систему в стране, где и ЦБ,
и коммерческие банки действовали бы как
единое целое в вопросах регулирования
денежного обращения и основной формой
стали бы безналич-ные расчеты. Удельный
вес наличных расчетов целесообразно
снизить до ми-нимума, включая в том числе
и платежи населения.
Следует также отказаться от механизма
либерализации цен и восстано-вить государственное
регулирование цен по тем видам товаров
и услуг, кото-рые играют решающую роль
в формировании общественных издержек
произ-водства и реализации, в формировании
доходов населения, доходов и расходов
частных фирм.
В основу расчетов можно было бы положить
балансовый метод, широко использовавшийся
в плановой экономике и применяемый в
настоящее время в западной экономике
.
Монетаристские рычаги регулирования
денежного обращения и инфля-ционных тенденций
должны носить вспомогательный характер.
Страны СНГ могли бы договориться между
собой о взаимоприемлемом методе регулирова-ния
денежного обращения и ценообразования
во взаимных экономических от-ношениях,
что позволит обеспечить решение данной
проблемы в территори-альном разрезе.
1.3 Последствия инфляционного роста цен
и их влияние на развитие экономики
Инфляция, и особенно гиперинфляция, разрушающее
действует на эко-номику. Это выражается
прежде всего в том, что цены повышаются
неравно-мерно по их видам (оптовым и розничным,
например), стадиям производства и обращения.
Повышение цен охватывает как готовые
товары, так и факторы производства, происходит
неравномерно во времени и т.д. Изменения
в дина-мике цен могут происходить и в
условиях отсутствия инфляции, однако
их от-рицательное воздействие будет слабо
ощутимо для экономики. В условиях же инфляции
неравномерность цен резко усиливается
и становится фактором, ока-зывающим дестабилизирующее
воздействие на всю экономику .
Неодинаковые темпы изменения разных
видов цен приводят к потерям для отдельных
хозяйствующих субъектов многих слоев
населения и привлече-нию к себе другой
части субъектов. Повышение цен в первую
очередь охваты-вает материально-вещественные
элементы, находящиеся в сфере обращения,
а товарно-материальные ценности, сосредоточенные
в запасах, обесцениваются. Поэтому запасы
сырья, материалов, незавершенное производство,
основные производственные фонды должны
систематически переоцениваться во избежа-ние
финансовых трудностей. Однако эта работа
осуществляется медленнее, чем цены повышаются.
Такая ситуация сложилась в России после
либерализации цен: после резкого скачка
цен оборотные фонды предприятий не были
переоце-нены, в результате чего образовалась
острая нехватка оборотных средств, что
явилось одной из причин кризиса неплатежей.
Обесценились также все денеж-ные запасы
(вклады, остатки денежных средств на счетах
и т.д.) .
Главным отрицательным последствием инфляции
является стихийное, непредсказуемое
перераспределение доходов. Во-первых,
инфляционный рост цен приводит к снижению
доходов групп населения, имеющих фиксированные
номинальные доходы (пенсионеры, студенты,
служащие государственных уч-реждений
и т.д.), т.е. так называемых бюджетников,
если темпы роста их номи-нальных доходов
отстают от темпов роста инфляции. Поэтому
важное значение в этих условиях приобретает
индексация доходов в соответствии с темпами
инфляции. Во-вторых, группы населения,
получающие нефиксированные дохо-ды, могут
выиграть от инфляции, если рост их номинальных
доходов опережает рост цен. Работники
развивающихся отраслей промышленности
могут иметь номинальную заработную плату,
увязанную с уровнем инфляции. Инфляция
может быть на руку руководителям фирм
и другим получателям прибылей при условии,
что цены на готовую продукцию будут расти
быстрее, чем цены на ре-сурсы, т.е. издержки.
В-третьих, инфляция и соответствующее
ей повышение цен обесценивает сбережения:
текущие и срочные счета в банке, страховые
по-лисы и другие бумажные активы с фиксированной
стоимостью. В-четвертых, инфляция приводит
к перераспределению доходов между кредиторами
и деби-торами. Выигрыш получает дебитор,
а кредитор проигрывает, так как ссудопо-лучатель
вернет ему ссуду, обесцененную на размер
инфляции. Инфляция при-водит к искажению
важных экономических показателей развития
хозяйства и, прежде всего, – процента
за кредит и рентабельности производства
.
При нормальном состоянии экономики и
производства величина процен-та и размер
рентабельности производства находятся
в определенной зависимо-сти. Ставка процента
определяется динамикой рентабельности
производства. С наступлением инфляции
эти зависимости нарушаются и динамика
процента за кредит перестает соответствовать
динамике рентабельности производства,
бо-лее того, она резко отклоняется от
нее в разных направлениях. Инфляционный
рост цен приводит к увеличению ставки
процента, так как кредитор, чтобы со-хранить
свои деньги и получить процент по ссуде,
вынужден установить ставку процента,
превышающую темп роста цен. Повышение
ставок процента значи-тельно снижает
рентабельность предприятий, что нарушает
нормальный ход производства, приводит
к его сокращению или даже остановке. Поэтому
при высоких ставках процента за кредит
резко сокращаются ссуды не только для
инвестирования, но и для текущего производства.
В условиях инфляции проис-ходят резкие
колебания финансового состояния предприятий.
Повышение ста-вок процента и колебания
рентабельности ведут к дезорганизации
производст-ва, подрывая тем самым экономическую
жизнь общества. В результате рента-бельность
производства зависит не от применения
в производстве научно-технических достижений
и усилий коллектива предприятия, а от
динамики цен и зависимой от них величины
процента за кредит. При высоком уровне
инфля-ции нарушаются сложившиеся хозяйственные
связи, появляется цепь неплате-жей, в
результате чего значительно ухудшается
финансовое состояние пред-приятий и фирм
.
Отличительной особенностью инфляции
в России является отсутствие бегства
от наличных денег. Наоборот, наблюдается
тенденция их роста в обра-щении. Это обусловлено
тем, что предприниматели используют наличные
деньги в хозяйственном обороте, а не для
удовлетворения личных потребно-стей,
например стремления избежать налогообложения.
Рост наличных денег в обращении представляет
собой потенциальную опасность для экономики.
По-этому любыми средствами следует поощрять
увеличение сбережений, в первую очередь
населения, что позволило бы использовать
их для инвестиций и сокра-тить удельный
вес наличных денег в общей денежной массе.
Значительную роль в этом может сыграть
проведение правильной процентной политики
.
Необходимо обеспечить разумное соотношение
между уровнем инфля-ции и процентными
ставками, т.е. сделать так, чтобы разрыв
между ними не был чрезмерным. Большое
превышение процентных ставок над размером
ин-фляции приводит к тому, что кредит
становится недоступным для предприятий
и тем самым препятствует инвестициям.
С другой стороны, высокие процент-ные
ставки повышают издержки предприятий
и, таким образом, сдерживают сокращение
уровня инфляции. Поэтому ставки банковского
процента следует понижать, но обеспечивая
при этом стимулы к сбережениям. Как уже
отмеча-лось, на инфляцию, сложившуюся
в России, значительное влияние оказывает
и наследие прошлых лет .