Ценообразование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 17:42, реферат

Описание

Актуальность. Цена - важнейшая экономическая категория, оказываю-щая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укреп-ление финансовой системы страны, что приобрело особенное значение в усло-виях рынка. Цена - это один из четырех важнейших покупательских мотивов в выборе товаров длительного пользования.

Содержание

Введение 3
1. Ценообразование в России 5
1.1 История ценообразования в России 5
1.2 Либерализация цен в России 7
1.3 Последствия инфляционного роста цен и их влияние на развитие экономики 13
2. Практика методов и приемов ценообразования в России 19
2.1 Ценообразование: проблемы и способы их решения 19
2.2 Цели ценовой политики на российских предприятиях 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Работа состоит из  1 файл

ценообр.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
Введение 3 
1. Ценообразование в России 5 
1.1 История ценообразования в России 5 
1.2 Либерализация цен в России 7 
1.3 Последствия инфляционного роста цен и их влияние на развитие экономики 13 
2. Практика методов и приемов ценообразования в России 19 
2.1 Ценообразование: проблемы и способы их решения 19 
2.2 Цели ценовой политики на российских предприятиях 26 
Заключение 29 
Список использованных источников 31 
 
Введение 
 
Актуальность. Цена - важнейшая экономическая категория, оказываю-щая значительное влияние на решение социальных проблем населения и укреп-ление финансовой системы страны, что приобрело особенное значение в усло-виях рынка. Цена - это один из четырех важнейших покупательских мотивов в выборе товаров длительного пользования.  
Информация о ценообразовании и ценах конкурирующих фирм представ-ляет собой стратегический интерес. Многие компании изучают цены, сложив-шиеся на рынке, в целях информационного обеспечения конкурентной борьбы, реализации возможности повышения рентабельности, определения своей цено-вой ниши. Даже в условиях слабо насыщенного рынка и недостаточно интен-сивной конкуренции изучение цен - объективная необходимость, особенно с учетом низкого уровня жизни значительной части населения нашей страны (и вследствие этого его особого отношения к ценам). 
Проблема цены и ценообразования всегда была одной из основных про-блем, стоящих перед экономической наукой. Методологической основой кур-совой работы послужили труды основоположников и современных экономи-стов-теоретиков в области цен и регулирования ценообразовательных процес-сов, таких как Бугулов В.Н., Денисова И.П. Ерухимович И.Л., Есипов В.Е., Липсиц И.В., Салимжанов И.К. и др. Ценовые отношения - составная часть ры-ночного механизма.  
Ценообразование оказывает огромное влияние на результаты финансово-экономической деятельности рыночной экономики. Особенно усилилась роль цен в последнее время в связи с переходом к рыночным условиям функциони-рования. Мировой опыт ценообразования и ценовых взаимоотношений в Рос-сии плохо освоен и применяется недостаточно эффективно. Необходимо более глубокое изучение теоретических вопросов ценового механизма, требуются конкретные меры по его совершенствованию. Необоснованное использование ценового механизма, отказ от управления и планирования цен, ошибки в цено-вой политике отрицательно повлияли на российскую рыночную экономику. В связи с этим произошло падение темпов экономического роста. В рыночных условиях хозяйствования проблемы формирования цен являются весьма важ-ными и сложными. Сложность обусловлена многообразием теоретических под-ходов к ценообразованию в методологическом ракурсе. 
Цель исследования – провести анализ ценообразования в России.  
Задачи исследования:  
1. Рассмотреть историю ценообразования в России. 
2. Обосновать последствия либерализации цен в России. 
3. Проанализировать проблемы ценообразования в России и способы их решения. 
4. Определить цели ценовой политики на российских предприятиях. 
Объект исследования – основополагающие характеристики ценообразо-вания. Предмет исследования - определение особенностей становления и раз-вития ценообразования в России. 
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников. 
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авто-ров, как: Шевчук Д.А., Соловьев Б.А., Салимжанов И.К., Панкрухин А.П., Лип-си И.В. и других.  
 
1. Ценообразование в России 
 
1.1 История ценообразования в России 
 
Наша страна, в силу специфики исторического развития, обладает уни-кальным опытом ценообразования в самых разнообразных социально-экономических условиях. Этот опыт включает и жесткое централизованное управление всем финансовым хозяйством с государственным установлением цен, охватывающим подавляющую часть товарооборота, и попытки избавиться от денежного хозяйства, отменив деньги, и периоды безбрежной свободы цен. 
Тщательное изучение прошлого, анализ практического опыта, результа-тов проведения тон или иной ценовой политики на различных этапах истории страны следует считать непременным условием для принятия правильных ре-шений в этой области и для формирования предпосылок дальнейшего успешно-го развития. Известно, что тот, кто равнодушен к прошлому, не может рассчи-тывать на благоприятное будущее . 
После проведения сплошной коллективизации сельского хозяйства, окон-чания новой экономической политики, в стране была создана система установ-ления государственных цен почти на все товары и услуги. По существу, сво-бодные рыночные цены действовали только на колхозных рынках, где колхоз-ники могли продавать продукты, полученные в качестве натуроплаты по трудо-дням в колхозах или произведенные в своих подсобных хозяйствах; на этих рынках могли также реализовывать свою продукцию колхозы. В стране в ос-новном действовали следующие цены: 
• установленные государством заготовительные (закупочные) цены, по которым колхозы сдавали свою продукцию государству; В опто-вые государственные цены на промышленные товары;  
• розничные цены, также устанавливаемые государством на про-мышленные и сельскохозяйственные товары. Другим крупным эко-номическим успехом нашей страны в области политики ценообра-зования стало многократное снижение розничных цен, осуществ-ляемое государством после отмены карточной системы ежегодно на протяжении длительного периода.  
Первый этап - снижение цен, проведенное в декабре 1947 г. вместе с от-меной карточной системы. Цены были снижены на 17%. 
Второй этап - с 1948 г. до 1 марта 1949 г. Цены были снижены на -14%. 
Третий этап - с 1 марта 1950 г. Снижение цен по сравнению с предыду-щим годом составило 20%. Это было самым крупным снижением цен в после-военный период. 
В результате цены были снижены на 43%. Снижение государственных розничных цен оказало влияние и на рыночные цены - они снизились к этому времени почти в 4 раза (по сравнению со среднегодовым уровнем 1947 г.). Мас-совое снижение розничных цен продолжалось и в 1951-1954 гг. 
Во второй половине 80-х годов среди экономистов началось обсуждение вопросов коренного реформирования экономики на основе внедрения рыноч-ных отношений. В центре внимания находилась проблема освобождения цен от жесткого государственного регулирования. Эти идеи нашли свое воплощение в утвержденном летом 1990 г. Положении о предприятиях в СССР, где указыва-лось, что предприятие реализует свою продукцию по ценам и тарифам, уста-навливаемым самостоятельно или на договорной основе . 
Однако самые решительные шаги в области освобождения цен были предприняты в конце 1991 г. в связи с переходом страны к рыночной экономи-ке. В декабре 1991 г. Президент подписал указ "О мерах либерализации цен". Этим указом предписывалось с 02,01.92 г. перейти "в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги". В январе 1992 г. цены были отпуще-ны... Последовал взлет цен, который превзошел все прогнозы экономистов ли-берального направления, ратовавших за свободное ценообразование. Об этом свидетельствуют следующие факты. 
Потребительские цены поднялись по сравнению с ценами предыдущего года: 
в 1992 г. - в 26,1 раза;  
в 1993 г. - в 9,4 раза;  
в 1994 г. - в 3,2 раза;  
в 1995 г. - в 2,3 раза;  
в 1996 г, - в 1,2 раза;  
в 1997 г. - в 1,1 раза;  
в 1998 г. - в 1,8 раза .  
Как видно из приведенных данных, хотя цены продолжали расти, темп роста до 1998 г. постоянно снижался. В 1998 г., в связи с объявлением дефолта рост цен в 1,6 раза превысил их повышение за 1997 г. 
Возникшая после либерализации цен тенденция их роста крайне отрица-тельно отразилась на уровне жизни населения. За 1992-1998 гг. потребитель-ские цены повысились более чем в 4 тыс. раз, а номинальные доходы населения - лишь в 1000 раз. Следствием этого стало катастрофическое падение жизнен-ного уровня народа. 
Дальнейшее изменение экономического положения страны, повышение жизненного уровня населения потребуют больших усилий со стороны государ-ства. Эффективность этой работы в значительной степени связана с перспекти-вами улучшения государственной политики в области ценообразования. 
 
1.2 Либерализация цен в России 
 
В 1992 г. Указом Президента РФ было предоставлено право устанавли-вать цены самим предприятиям и фирмам на основе взаимного соглашения ме-жду продавцами и покупателями, закрепленного в контрактном договоре. Цен-трализованное планирование и регулирование цен стало постепенно заменяться свободным рыночным ценообразованием .  
Либерализация цен рассматривалась в качестве основного средства пре-образования экономики, перевода ее на рыночные отношения. Объяснялось это не только и не столько тем, что цены занимают исключительно важное место в экономическом механизме, сколько тем обстоятельством, что Правительство РФ, приступая к реформированию экономики страны, по существу, не имело развернутой программы действий. Поэтому поначалу основное внимание было сосредоточено на наиболее легко осуществимом и в то же время на наиболее результативном направлении - на либерализации цен. Что же касается вопросов структурной перестройки производства, приватизации государственной собст-венности, демонополизации производства, финансовой поддержки определен-ных сфер экономики и других достаточно важных для формирования среды во-просов, то считалось, что они будут решаться в основном естественным путем, в результате функционирования свободных цен. В сущности это означало, что предприятия сами должны приспосабливаться к новым условиям хозяйствова-ния, иногда даже путем изменения профиля своей деятельности. Те из них, ко-торые оказывались неспособными выжить в такой ситуации, должны были стать банкротами.  
Таким образом, либерализация цен предъявила всем участникам эконо-мического процесса довольно жесткие требования для проверки их жизнеспо-собности.  
При этом реформаторы полагали, что либерализация цен, привнеся в ме-ханизм ценообразования фактор спроса и предложения, позволит ценам выйти на экономически оправданный уровень, обеспечит рациональное соотношение между ними. Естественно, что применение таких цен на практике должно было оказать благотворное влияние на экономику, способствовать формированию в ней эффективных рыночных отношений, функционирующих в условиях дейст-венной конкурентной среды.  
Однако экономическая стабилизация, которую Правительство РФ обеща-ло обеспечить уже к осени 1992 г., не наступила и в 1998 г. Структурная пере-стройка производства идет вяло. Объемы выпуска продукции, как отмечалось выше, по-прежнему падают, причем во всех отраслях. Капитальные вложения в народное хозяйство постоянно снижаются, что создает весьма тревожную об-становку .  
Сократились расходы на накопление и у населения, и у государства. Доля накапливаемых ресурсов для будущего развития снижается в виде сокращения капитальных вложений, а поскольку износ основных фондов резко увеличился, общество стало проедать ранее накопленное национальное богатство. Масшта-бы выбытия основных производственных мощностей значительно превышают ввод в действие новых основных средств. В этих условиях макродинамика про-мышленного производства стала определять рыночную конъюнктуру на микро-уровне. Вероятность покупки того или иного товара стала все в большей степе-ни зависеть не от наличия платежных средств у покупателей, а от их возможно-стей увеличить свои капиталовложения в падающее производство и таким об-разом изменить рыночную ситуацию. Возможности и желания (интереса) уве-личивать свои капиталовложения в производство у товаропроизводителей с ка-ждым днем становится все меньше и меньше. Снижение эффективности инве-стиций приобрело устойчивый характер и за последние годы значительно уси-лилось. В итоге ввод новых мощностей в промышленности снизился во много раз. Инвестиционные вложения не эффективны ни в государственном, ни в ча-стном секторах экономики. Высокая инфляция обесценивает все накопления и ликвидирует экономическую заинтересованность предпринимателей вклады-вать получаемую прибыль в строительство новых предприятий .  
Серьезным тормозом для развития производства является инфляция, вы-сокие процентные ставки и высокие налоги, в настоящее время к ним добави-лась проблема неплатежей, которая буквально захлестнула всю страну. Чуть ли не все вдруг стали банкротами. Причем самым главным банкротом стало само государство, которое никак не может рассчитаться по госзаказам с шахтерами, крестьянами, бюджетниками.  
Вполне естественно, что говорить в этих условиях о российском рынке, рыночных отношениях и рыночном ценообразовании далеко не просто.  
Поэтому можно сказать, что ситуация с российским рынком пока более чем странная. С одной стороны, рынок у нас вроде бы уже есть: отсутствует централизованное управление производством и распределением продукции, существуют рыночные структуры, действуют рыночные отношения, цены фор-мируются в децентрализованном порядке. И в то же время нет никаких основа-ний утверждать, что именно такой рынок нужен нашей экономике, что он отве-чает ее внутренним, глубинным потребностям - потребностям роста и прогрес-са .  
Сложившийся в России рынок не является надежной опорой производст-ва, не выступает для него в качестве стимулирующего начала.  
Если при анализе данной ситуации исходить исключительно из общих за-кономерностей рынка, то необходимо сделать вывод, что падение производст-ва, а следовательно, и предложения (в условиях отсутствия товарного дефици-та) является прямым свидетельством снижения спроса. А коль скоро речь в данном случае идет о платежеспособном спросе, то это означает не что иное, как уменьшение покупательных возможностей населения и предприятий .  
Возможно, такой вывод кое-кто посчитает не совсем корректным, по-скольку здесь не затронут импорт. Однако учет импорта не только не изменит, но еще более усилит отрицательный характер сделанного выше вывода. Дело в том, что в последнее время поставки по импорту сокращаются, особенно после введения в действие в марте 1994 г. новых, более высоких ставок таможенных пошлин, а также после 17.08.98 г. (девальвация рубля).  
Вполне естественно, что падение платежеспособности российского насе-ления и предприятий следует рассматривать как свидетельство снижения их ре-альных доходов, поскольку заниматься накоплением денежных средств в пери-од высокой инфляции нет никакого смысла. Такая тенденция, несомненно, яв-ляется чрезвычайно опасной для народного хозяйства, ибо она не сулит ничего хорошего. Если коренным образом не изменить ситуацию, то можно смело ска-зать, что впереди нас ждут крупные экономические и социальные потрясения.  
Сейчас становится вполне очевидным, что тот рынок, который привел экономику страны к такому плачевному состоянию, совершенно неспособен вывести ее на нормальный путь развития, вдохнуть в нее живительные силы. Для этого нужны особые, чрезвычайные меры, связанные с резким усилением централизованного воздействия на экономику .  
Таким образом, можно сделать вывод о том, что либерализация цен не оказала такого влияния на экономику, как рассчитывали реформаторы. Следст-вием либерализации цен явилось зарождение новой системы цен, адекватной новым рыночным отношениям в обществе, а борьба с инфляцией стала цен-тральной проблемой правительственных органов.  
Появление большого количества частных коммерческих банков привело к увеличению в денежной массе так называемых "квази-денег": различного рода банковских чеков, векселей, ценных бумаг и т.д. Не обеспеченные реальной по-купательной способностью, они увеличивают денежную массу и одновременно усиливают инфляционные тенденции в экономике. Для реального регулирова-ния денежного обращения следовало бы более внимательно использовать опыт, накопленный в условиях функционирования плановой экономики.  
Производство и реализация товаров и услуг должны находиться под об-щественным контролем. Общество должно знать, сколько и по каким ценам продается в стране товаров и услуг. Сегодня такой информации нет, а имею-щаяся статистическая информация является далеко не полной и реальных про-цессов, происходящих в экономике, не отражает.  
Целесообразно также возродить единую банковскую систему в стране, где и ЦБ, и коммерческие банки действовали бы как единое целое в вопросах регулирования денежного обращения и основной формой стали бы безналич-ные расчеты. Удельный вес наличных расчетов целесообразно снизить до ми-нимума, включая в том числе и платежи населения.  
Следует также отказаться от механизма либерализации цен и восстано-вить государственное регулирование цен по тем видам товаров и услуг, кото-рые играют решающую роль в формировании общественных издержек произ-водства и реализации, в формировании доходов населения, доходов и расходов частных фирм.  
В основу расчетов можно было бы положить балансовый метод, широко использовавшийся в плановой экономике и применяемый в настоящее время в западной экономике .  
Монетаристские рычаги регулирования денежного обращения и инфля-ционных тенденций должны носить вспомогательный характер. Страны СНГ могли бы договориться между собой о взаимоприемлемом методе регулирова-ния денежного обращения и ценообразования во взаимных экономических от-ношениях, что позволит обеспечить решение данной проблемы в территори-альном разрезе. 
 
1.3 Последствия инфляционного роста цен и их влияние на развитие экономики 
 
Инфляция, и особенно гиперинфляция, разрушающее действует на эко-номику. Это выражается прежде всего в том, что цены повышаются неравно-мерно по их видам (оптовым и розничным, например), стадиям производства и обращения. Повышение цен охватывает как готовые товары, так и факторы производства, происходит неравномерно во времени и т.д. Изменения в дина-мике цен могут происходить и в условиях отсутствия инфляции, однако их от-рицательное воздействие будет слабо ощутимо для экономики. В условиях же инфляции неравномерность цен резко усиливается и становится фактором, ока-зывающим дестабилизирующее воздействие на всю экономику .  
Неодинаковые темпы изменения разных видов цен приводят к потерям для отдельных хозяйствующих субъектов многих слоев населения и привлече-нию к себе другой части субъектов. Повышение цен в первую очередь охваты-вает материально-вещественные элементы, находящиеся в сфере обращения, а товарно-материальные ценности, сосредоточенные в запасах, обесцениваются. Поэтому запасы сырья, материалов, незавершенное производство, основные производственные фонды должны систематически переоцениваться во избежа-ние финансовых трудностей. Однако эта работа осуществляется медленнее, чем цены повышаются. Такая ситуация сложилась в России после либерализации цен: после резкого скачка цен оборотные фонды предприятий не были переоце-нены, в результате чего образовалась острая нехватка оборотных средств, что явилось одной из причин кризиса неплатежей. Обесценились также все денеж-ные запасы (вклады, остатки денежных средств на счетах и т.д.) .  
Главным отрицательным последствием инфляции является стихийное, непредсказуемое перераспределение доходов. Во-первых, инфляционный рост цен приводит к снижению доходов групп населения, имеющих фиксированные номинальные доходы (пенсионеры, студенты, служащие государственных уч-реждений и т.д.), т.е. так называемых бюджетников, если темпы роста их номи-нальных доходов отстают от темпов роста инфляции. Поэтому важное значение в этих условиях приобретает индексация доходов в соответствии с темпами инфляции. Во-вторых, группы населения, получающие нефиксированные дохо-ды, могут выиграть от инфляции, если рост их номинальных доходов опережает рост цен. Работники развивающихся отраслей промышленности могут иметь номинальную заработную плату, увязанную с уровнем инфляции. Инфляция может быть на руку руководителям фирм и другим получателям прибылей при условии, что цены на готовую продукцию будут расти быстрее, чем цены на ре-сурсы, т.е. издержки. В-третьих, инфляция и соответствующее ей повышение цен обесценивает сбережения: текущие и срочные счета в банке, страховые по-лисы и другие бумажные активы с фиксированной стоимостью. В-четвертых, инфляция приводит к перераспределению доходов между кредиторами и деби-торами. Выигрыш получает дебитор, а кредитор проигрывает, так как ссудопо-лучатель вернет ему ссуду, обесцененную на размер инфляции. Инфляция при-водит к искажению важных экономических показателей развития хозяйства и, прежде всего, – процента за кредит и рентабельности производства .  
При нормальном состоянии экономики и производства величина процен-та и размер рентабельности производства находятся в определенной зависимо-сти. Ставка процента определяется динамикой рентабельности производства. С наступлением инфляции эти зависимости нарушаются и динамика процента за кредит перестает соответствовать динамике рентабельности производства, бо-лее того, она резко отклоняется от нее в разных направлениях. Инфляционный рост цен приводит к увеличению ставки процента, так как кредитор, чтобы со-хранить свои деньги и получить процент по ссуде, вынужден установить ставку процента, превышающую темп роста цен. Повышение ставок процента значи-тельно снижает рентабельность предприятий, что нарушает нормальный ход производства, приводит к его сокращению или даже остановке. Поэтому при высоких ставках процента за кредит резко сокращаются ссуды не только для инвестирования, но и для текущего производства. В условиях инфляции проис-ходят резкие колебания финансового состояния предприятий. Повышение ста-вок процента и колебания рентабельности ведут к дезорганизации производст-ва, подрывая тем самым экономическую жизнь общества. В результате рента-бельность производства зависит не от применения в производстве научно-технических достижений и усилий коллектива предприятия, а от динамики цен и зависимой от них величины процента за кредит. При высоком уровне инфля-ции нарушаются сложившиеся хозяйственные связи, появляется цепь неплате-жей, в результате чего значительно ухудшается финансовое состояние пред-приятий и фирм .  
Отличительной особенностью инфляции в России является отсутствие бегства от наличных денег. Наоборот, наблюдается тенденция их роста в обра-щении. Это обусловлено тем, что предприниматели используют наличные деньги в хозяйственном обороте, а не для удовлетворения личных потребно-стей, например стремления избежать налогообложения. Рост наличных денег в обращении представляет собой потенциальную опасность для экономики. По-этому любыми средствами следует поощрять увеличение сбережений, в первую очередь населения, что позволило бы использовать их для инвестиций и сокра-тить удельный вес наличных денег в общей денежной массе. Значительную роль в этом может сыграть проведение правильной процентной политики .  
Необходимо обеспечить разумное соотношение между уровнем инфля-ции и процентными ставками, т.е. сделать так, чтобы разрыв между ними не был чрезмерным. Большое превышение процентных ставок над размером ин-фляции приводит к тому, что кредит становится недоступным для предприятий и тем самым препятствует инвестициям. С другой стороны, высокие процент-ные ставки повышают издержки предприятий и, таким образом, сдерживают сокращение уровня инфляции. Поэтому ставки банковского процента следует понижать, но обеспечивая при этом стимулы к сбережениям. Как уже отмеча-лось, на инфляцию, сложившуюся в России, значительное влияние оказывает и наследие прошлых лет . 


Информация о работе Ценообразование в России