Десять глобальных вызовов ХХI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 21:07, реферат

Описание

Северный Казахстан — развиты зерновое хозяйство, добыча железной руды и каменного угля, машиностроение, производство нефтепродуктов и ферросплавов, энергетика.
Восточный Казахстан — цветная металлургия, энергетика, машиностроение и лесное хозяйство.
Западный Казахстан — крупнейший нефтегазодобывающий регион.
Центральный Казахстан — чёрная и цветная металлургия, машиностроение, животноводство.
Южный Казахстан — хлопок, рис, шерсть, зерно, фрукты, овощи, виноград; развиты цветная металлургия, приборостроение, лёгкая и пищевая промышленность, рыбное и лесное хозяйство

Работа состоит из  1 файл

OMIRTAY-AMALBEK-ME21.doc

— 79.00 Кб (Скачать документ)

Финансирование инвестиций за счет заемных средств в 2011 году увеличилось на 5,8%, тогда как в 2010 году было сокращение в размере 22,4%. Наблюдается относительно небольшое увеличение заемного капитала из-за их высокой стоимости. Однако необходимо отметить, что положительное изменение указывает на оживление предприятий секторов экономики после шоков предыдущего кризиса.

Несмотря на то, что  казахстанские банки существенно  нарастили ликвидность в период кризиса, надежных заемщиков в экономике  с их точки зрения, пока мало. Прорыв в отношениях между банками и  реальным сектором экономики следует ожидать по мере упрочения тенденции роста в отраслях и экономики в целом.

Объем внешнеторгового  оборота составил 126,2 млрд. долл. США, в том числе экспорт – 88,1 млрд. долл. США, импорт – 38,4 млрд. долл. США. Экспорт увеличился к объему 2010 года на 48%, импорт на 25% соответственно. Опережающий рост объема экспорта над импортом, а также значительный рост экспортных цен по сравнению с импортными ценами, говорит об улучшении внешнеторговой конъюнктуры для Казахстана, что заметно улучшает Платежный баланс страны.

Торговый баланс Казахстана в 2011 году по данным Национального Банка  сложился с профицитом в размере 46,8 млрд. долл. США даже несмотря на возрастающий чистый отток капитала, связанный с оплатой труда  иностранных специалистов и репатриации инвестиционных доходов.

2. Прогноз макроэкономических показателей и основные направления социально-экономического развития

На заседании Республиканской  бюджетной комиссии (протокол № 8 от 4 апреля 2012 года) был одобрен «Прогноз социально-экономического развития Республики Казахстан на 2013 – 2017 годы», который задает основные приоритеты развития страны на последующий период.

Экономика Казахстана в 2012 году будет развиваться под  воздействием нарастающих кризисных  явлений в мировой экономике, обусловленные с обострением долговых проблем стран еврозоны, сохраняющимся высоким уровнем безработицы в США и замедлением экономики Китая, который является одним из основных торговых партнеров страны.

В документе предусмотрено  три сценария развития страны: оптимистический, базовый и пессимистический.

Оптимистический сценарий подразумевает динамичное развитие мировой экономики в 2013-2017 годы, разрешение долговых проблем стран Еврозоны, списание большей части задолженности  стран. Проведение очередного этапа  политики количественного смягчения в США и других развитых странах, восстановление спроса частного сектора и импорта из развивающихся стран. Прирост мировой экономики при данном сценарии будет соответствовать докризисным темпам в 4,0-4,5%. Цены на сырьевые товары будут находиться на достаточно высоком уровне, подкрепленные растущим спросом как со стороны развитых, так и развивающихся стран. В 2013-2017 годы при оптимистическом сценарии мировые цены на нефть, по оценке, будут на уровне 120 долл. США за баррель.

Базовый сценарий предполагает медленный, но поступательный прирост  мировой экономики в 2013-2017 годы, темпами  в среднем 3%. Цены на нефть, по оценке, в 2013-2017 годы будут на уровне 90 долл. США, на металлы предполагается снижение на 20% от текущего уровня.

Пессимистический сценарий подразумевает замедление роста  мировой экономики в 2013-2017 годы в  среднем до 2% от текущих прогнозов. При этом сценарии мировая экономика  будет балансировать на грани  очередной рецессии. Наиболее острой проблемой останется высокая безработица, низкие доходы и как следствие отсутствие фундаментальных факторов расширения совокупного спроса. Также предполагается обвал цен на сырьевом рынке, аналогичный обвалу 2008 года. Цены на нефть снизятся до 60 долл. США, металлы на 40% от текущего уровня.

С учетом сложившихся тенденций  развития экономики страны с начала года и ситуации в мировой экономике, при формировании Прогноза за основу взят базовый вариант, исходные параметры  которого являются наиболее вероятными с незначительным отклонением от текущих ожиданий.

Сжатие внешнего спроса требует  адекватных мер реагирования для  акцентирования роста за счет внутренних источников для чего, на сегодняшний  день,  уточнены параметры бюджета на 2012 год в сторону увеличения инвестиционных расходов. Также планируется начало реализации крупных индустриальных проектов по поручению Главы государства, которые предусматривают дополнительные капитальные вложения, способствующие повышению занятости и активности в связных отраслях экономики. Отмеченные меры будут оказывать превентивное воздействие на возможные негативные тенденции в мировой экономике.

На фоне общемировой тенденции  замедления ожидается снижение спроса на выпускаемую экспортную продукцию  и как следствие снижение объемов  производства в экономике. ВВП в реальном выражении в текущем году, по оценке, может прибавить 6% к прошлогоднему уровню. Основными факторами прироста ВВП в 2012 году будет внутренний спрос: конечное потребление и валовое накопление. Конечное потребление в 2012 году предположительно вырастет на 8,5%, валовое накопление - на 7,9%. Сохранение потребительской активности домохозяйств в т.г., по оценке, обеспечит 55% прироста ВВП, госпотребление - 12%. Вклад валового накопления в прирост ВВП в 2012 году составит 2%.

Планируемые объемы инвестиций для модернизации экономики будут способствовать увеличению спроса на импорт, темпы прироста которого в реальном выражении превысят объемы экспорта. В результате в 2012 году ожидается незначительный отрицательный вклад чистого экспорта в рост экономики.

Экспорт товаров в стоимостном  выражении в 2012 году, по оценке, составит 87,9 млрд. долл. США, импорт 48 млрд. долл. США.

Замедление роста экономики  в текущем году не окажет существенного  влияния на рынок труда. Уровень  безработицы к экономически активному населению по итогам года прогнозируется в 5,5%.

Инфляция по итогам года сложится в рамках прогнозируемого коридора 6,0-8,0%, для чего будет продолжена реализуемая скоординированная  антиинфляционная политика Правительства  и Национального Банка.

 

 

 

 

 

 

 

Основные экономические показатели Республики Казахстан

Региональные интеграционные процессы и таможный союз

Вообще политическая составляющая играет очень большую роль в принятии и выполнении любых решений на пространстве СНГ. Политическая воля руководителей государств является необходимым импульсом и для экономического сотрудничества. Налаживание экономического взаимодействия привело к созданию Евразийского экономического сообщества. Начало экономической интеграции было положено подписанием Договора о создании Экономическогосоюза СНГ , в основе которого была идея углубления экономического взаимодействия в соответствии с этапами развертывания экономической интеграции (зона свободной торговли,таможенный союз, общее экономического пространство и т. д). Однако двигаться в одном ритме все страны, по разным причинам, не смогли. 26 февраля 1999 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. В мае следующего года Межгосударственный совет «пятерки» принял решение по формированию на базе Таможенного союза международной экономической организации, наделенной функциями, связанными со вступлением во Всемирную торговую организацию, а в октябре 2000 г. было учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) . Согласно Договору, организация создавалась для эффективного продвиженияпроцесса формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства. 
 
Участие в Таможенном союзе предполагает согласование мер тарифной поддержки со всеми государствами, входящими в него. Однако на переговорах о присоединении к ВТО ни одна страна не согласовывала свои тарифы с остальными участниками. Не была выработана позиция по вопросу присоединения к этой организации всех участников Таможенного союза, не было принято окончательное решение о том, каким образом будет происходить присоединение: будет ли каждая страна вступать самостоятельно, согласовывая при этом свои позиции, или же государства будут вступать в рамках Таможенного союза. Накопились проблемы и по текущим двусторонним экономическим взаимоотношениям. Но компромиссное решение по принципиальным вопросам все же удалось найти. В августе 2006 г. главами государств — членов ЕврАзЭС было принято решение о создании правовой базы Таможенного союза. В октябре следующего года в Душанбе были подписаны документы, не только формирующие институциональную структуру, но и дающие возможность начать его полноценное функционирование.

С подписанием этого документа можно говорить о начале первого, предварительного этапа формирования ТС.

Подписание «Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза» 6 октября 2007 г. и «Плана действий по формированию Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества на 2007–2009 гг.» определили стратегию и последовательность шагов по созданию Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Указанным договором определено, что  «Таможенный союз» — форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единуютаможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. При этом стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

 
 
В 2008 г. главами правительств были подписаны международные договоры, обеспечивающие деятельность Комиссии и Секретариата Комиссии Таможенного союза, а также принят целый ряд соглашений в целях формирования правовой базы в части применения тарифных квот, тарифных льгот, единой системы тарифных преференций. Главами правительств также были одобрены соглашения о порядке декларирования товаров, о порядке таможенного оформления и таможенного контроля; правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

С 2010 г. в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации  в сфере таможенно-тарифного регулирования к товарам из третьих стран применяются единые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом (ЕТТ), который включает более 11 тысяч товарных позиций.

Таким образом, с 1 января 2010 г. Таможенный союз (ТС) начал функционировать. К 1 июля 2011 г. таможенный и иные согласованные виды государственного контроля будут перенесены с российско-казахстанской границы на внешний контур таможенной границы Таможенного союза . Формирование союза проводится поэтапно в сроки, определенные Межгоссоветом на уровне глав правительств 9 июня 2009 г. Согласно им, Таможенный союз формируется в несколько этапов: предварительный — до 1 января 2010 г., первый — до 1 июля 2010 г. и второй — до 1 июля 2011 г. На предварительном этапе была сформирована договорно-правовая база Таможенного союза. Этот этап завершился подписанием Таможенного кодекса Таможенного союза (ноябрь 2009), введением в действие с 1 января 2010 г. соглашений о едином таможенно-тарифном регулировании и едином нетарифном регулировании. Этап включал и наделение Комиссии Таможенного союза соответствующими полномочиями по ведению этих соглашений. 
 
Был также составлен график разработки технических регламентов, которые позволят унифицировать между странами ТС требования безопасности продукции, включая санитарные, ветеринарные и фитосанитарные.

Переходный период. На переходный период — до принятия необходимых  регламентов — в Таможенном союзе будут действовать соглашения о санитарных, ветеринарных мерах и о карантине растений, которые предусматривают взаимное признание разрешительных документов. При этом на переходный период предусмотрена возможность временного (до 5 лет) применения пониженных пошлин по товарам, которые особо значимы для экономики государств, формирующих Таможенный союз (отдельные виды сырья, технологическое оборудование и запчасти к нему, инвестиционные товары). Принимая во внимание, что на момент начала формирования ЕТТ ставки ввозных таможенных пошлин между Республикой Беларусь и Россией были унифицированы более чем на 90 %, а между Казахстаном и этими государствами — только на 38 %, этот переходный период введен для адаптации к новым условиям. 


Информация о работе Десять глобальных вызовов ХХI века