Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:47, реферат
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и обусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие -косвенно. Например, на величину валовой продукции непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность рабочих и уровень производительности их труда. Все другие факторы воздействуют на этот показатель косвенно.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1.1 Понятие, типы и задачи факторного анализа……………….4
1.2 Классификация факторов в экономическом анализе……..11
Глава 2. Методы моделирования детерминированных факторных систем………………………………………………………………………..13
Заключение…………………………………………………………………16
Библиография………………………………………………………………17
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1.1 Понятие, типы и задачи факторного анализа……………….4
1.2 Классификация факторов в экономическом анализе……..11
Глава 2. Методы моделирования
детерминированных факторных систем………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введение
Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и обусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие -косвенно. Например, на величину валовой продукции непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность рабочих и уровень производительности их труда. Все другие факторы воздействуют на этот показатель косвенно.
Каждое явление можно
рассматривать как причину и
как следствие. Например, производительность
труда можно рассматривать, с
одной стороны, как причину изменения
объема производства, уровня ее себестоимости,
а с другой - как результат изменения
степени механизации и
Каждый результативный показатель
зависит от многочисленных и разнообразных
факторов. Чем детальнее исследуется
влияние факторов на величину результативного
показателя, тем точнее результаты
анализа и оценка качества работы
предприятий. Отсюда важным методологическим
вопросом в анализе хозяйственной
деятельности является изучение и измерение
влияния факторов на величину исследуемых
экономических показателей. Без
глубокого и всестороннего
1.1 Понятие, типы и задачи факторного анализа
В ходе общего анализа выявляются абсолютное и относительное изменение по исследуемому показателю. Далее в ходе углубленного изучения необходимо вскрыть причины, обусловившие образование выявленной тенденции. В качестве таких причин выступают факторы, которые воздействуют на результативный показатель.
Результативный показатель – это экономический показатель, являющийся предметом исследования в задаче факторного анализа и представляющий собой признак, который характеризует следствие воздействия факторов. Каждый результативный показатель зависит от многочисленных факторов. При этом, чем более детально исследуется влияние факторов на результативный показатель, тем точнее результаты анализа. Отсюда важным методологическим вопросом экономического анализа является изучение и количественное измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. При этом следует помнить, что каждое явление можно рассматривать как причину и как результат. Например, товарооборачиваемость можно рассматривать, с одной стороны, как причину изменения выручки от продажи товаров, а с другой – как результат изменения ассортиментного состава, рациональности торговой сети, уровня организации торговли в целом и т. д.
Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения воздействия факторов на величину результативных показателей. В ходе факторного анализа решаются следующие задачи:
– классификация и систематизация
факторов, оказывающих влияние на
изменение результативного
– определение формы связи между факторными и результативным показателем, ее моделирование;
– количественное измерение воздействия факторов на результативные показатели (определение резервов роста последних);
– использование факторной модели для управления экономическими процессами.
В зависимости от стоящих аналитических задач и от характера связи между результативным и факторными показателями различают несколько типов факторного анализа. Основными разновидностями факторного анализа являются детерминированный анализ и стохастический анализ. Факторный анализ подразделяется также на прямой, иначе дедуктивный анализ и обратный (индуктивный) анализ.
При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом – от общего к частному, т. е. выявляются факторы, которые обусловливают изменение результативного показателя (например, анализ влияния на выручку от продажи товаров эффективности использования товарных запасов, трудовых ресурсов, основных средств и торговой площади, или анализ влияния на прибыль уровня валовой прибыли и уровня расходов на продажу и т. д.).
При обратном факторном анализе на основе логической индукции (от частного к общему) осуществляется увязка показателей, отражающих отдельные стороны работы предприятия, в единый комплексный (например, комплексная оценка эффективности хозяйствования и комплексная оценка качества торгового обслуживания).
При этом следует помнить, что зависимость между результативным показателем и факторами, его определяющими, может носить строго определенный характер (детерминированный), а также может быть случайной или вероятностной (стохастическая зависимость)
Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т. е. результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы (разницы) факторов. Исходные данные для детерминированного факторного анализа представлены в форме конкретных чисел, а результаты должны получаться точными и однозначными. Детерминированный факторный анализ не позволяет анализировать влияние случайных факторов.
Примером прямого
– оценка влияния экстенсивности и интенсивности использования товарных запасов, трудовых ресурсов, основных средств и торговой площади на изменение товарооборота и прибыли;
– оценка влияния структуры товарооборота на изменение уровня и суммы валовой прибыли, уровня и суммы расходов на продажу, товарооборачиваемость;
– оценка влияния выручки от продажи, уровня валовой прибыли, уровня расходов на продажу, прочих доходов и расходов, налоговых платежей в бюджет из прибыли на изменения чистой прибыли;
– оценка влияния субъективных (выручка от продажи) и объективных факторов (уровень цен и тарифов) на изменение расходов на продажу;
– оценка влияния элементов товарного баланса на изменение товарооборота;
– оценка влияния средней
стоимости активов и
– оценка влияния факторов,
обусловливающих изменение
Примером обратного
– комплексная оценка уровня
эффективности использования
– комплексная оценка уровня финансовой устойчивости организации;
– комплексная оценка вероятности банкротства организации и т. д.
Стохастический анализ – это методика исследования факторов, связь которых с результативным показателем является вероятностной (корреляционной). При этом результативный признак (зависимая переменная) испытывает влияние не только рассматриваемых зависимых факторов, но и подвергается влиянию случайных (неконтролируемых) факторов. Причем полный перечень факторов не известен, так же, как и точный механизм их воздействия на результативный признак. Если при функциональной зависимости с изменением аргумента (фактора) происходит соответствующее изменение функции (результативного показателя), т. е. детерминированная зависимость проявляется в каждом случае, то при стохастической – изменение аргумента может повлечь за собой несколько значений функции. Таким образом, стохастическая связь проявляется не в каждом конкретном случае, а в среднем при большом числе наблюдений. Исходные данные при таком факторном анализе заданы выборкой, а результаты получают с некоторой вероятностью (надежностью), которую следует оценить.
Примером прямого
– оценка влияния рациональности размещения торговой сети на товарооборот;
– оценка влияния покупательской способности населения (спроса, моды и т. д.) на товарооборот;
– оценка зависимости динамики выручки от продажи товаров (или производительности труда) от изменения расходов на оплату труда;
– оценка зависимости товарооборота от расходов на рекламу и т. д.
Примером обратного
Одноступенчатый факторный
анализ используется для исследования
факторов только одного уровня (первого
подчинения), но при необходимости
эти факторы могут быть детализированы
на факторы второго, третьего и т.
д. подчинения. Оценка влияния таких
факторов на результативный показатель
будет представлять собой многоступенчатый
факторный анализ (основной методический
прием для измерения
Примером одноступенчатого факторного анализа может служить:
– оценка влияния средней
стоимости и эффективности
– оценка влияния материальных затрат и материалоотдачи на изменение товарной продукции;
– оценка влияния средней
стоимости и эффективности
– оценка влияния среднесписочной численности и эффективности использования трудовых ресурсов на изменение товарооборота;
– оценка влияния выручки от продажи, уровня валовой прибыли, уровня расходов на продажу, прочих доходов и расходов, налоговых платежей в бюджет из прибыли на изменения чистой прибыли и т. д.
Примером многоступенчатого факторного анализа является:
– оценка влияния факторов,
обусловливающих изменение
– оценка влияния эффективности использования товарных запасов, торговой площади и прочих ресурсов организации (что, в первую очередь, оказывает влияние на изменение выручки от продажи товаров) на прибыль;
– оценка влияния количества рабочих дней в году, продолжительности рабочего дня и среднечасовой нагрузки на 1 м2 площади или среднечасовой производительности труда (что, в первую очередь, оказывает влияние на изменение среднегодовой нагрузки на 1 м2 площади или среднегодовой производительности труда соответственно) на изменение товарооборота, а далее – влияние этих же факторов на прибыль.
Рассмотренная классификация типов факторного анализа положена в основу классификации методов ее количественного изучения.
В детерминированном факторном
анализе для измерения влияния
факторов на результативный показатель
используют такие методы, как цепные
подстановки, метод разниц (метод
абсолютных разниц, метод относительных
разниц и метод разниц с использованием
процентных чисел), индексный метод,
прием долевого участия, метод дифференциально-
Элиминирование – это устранение (исключение) воздействия всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Этот прием исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, затем изменяются два, три и т. д. при неизменности остальных. Устранение влияния факторов может строиться в строгой закономерности (последовательное элиминирование: метод цепных подстановок, индексный метод и метод разниц) и без соблюдения строгой последовательности (непоследовательное элиминирование: метод дифференциально-интегральных исчислений и прием балансовой увязки).
В стохастическом факторном анализе, приемы которого (наряду с индексным методом) являются статистическими методами, используют: корреляционный и регрессионный методы факторного анализа, кластерный, компонентный, дисперсионный и многомерный виды анализа, которые позволяют изучить и количественно оценить воздействие факторов, находящихся с результативным показателем во вне строгой функциональной зависимости.
В целом влияние
1.2 Классификация факторов в экономическом анализе
Показатели, характеризующие результативный показатель, т. е. участвующие в аналитической задаче как его характеристики, называются факторными показателями. Понятие «фактор» – одно из основных в экономическом анализе. В ходе аналитических исследований под фактором понимают условия, необходимые и определяющие данный хозяйственный процесс, а также причины, оказывающие влияние на результат этого процесса. Факторы классифицируются по определенным признакам, что позволяет глубже разобраться в сущности хозяйственных процессов, т. е. оценить влияние каждого фактора в формировании изучаемых результативных показателей.
Все факторы, воздействующие на результаты финансово-хозяйственной деятельности, с точки зрения характера этого воздействия, подразделяются следующим образом:
– основные (оказывают доминирующее влияние) и второстепенные (оказывают менее заметное влияние);
– объективные (не зависят
от усилий и результатов работы коллектива)
и субъективные (зависят от деятельности
отдельных людей и организации)
– общие (характерны для всей отрасли) и специфические (действуют в условиях отдельной отрасли или организации);
– постоянные (оказывают непрерывное влияние на результаты деятельности организации) и переменные (носят нерегулярный, разовый характер воздействия);