Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:00, доклад
Анализ закономерностей развития финансов в различных условиях общественного воспроизводства свидетельствует о наличии этих общих признаков в их содержании. Это обусловлено сохранением объективных причин и условий функционирования финансов. Среди этих условий выделяют два: развитие товарно-денежных отношений и существование государства как субъекта этих отношений. В отличии от таких стоимостных категорий, как например деньги, кредит, фонд оплаты труда и других, финансы органически связаны с функционированием государства. Однако общие признаки всех финансовых отношений не исключают определенные различия между ними.
Введение 3
Глава I. Экономическая сущность и значение финансов 5
1.1. Социально-экономическая сущность и функции финансов 5
1.2. Роль финансов в решении социальных проблем. Финансовые методы повышения жизненного уровня населения в Кыргызстане. 12
Глава II. Финансовая система Кыргызской Республики. 19
2.1. Общая характеристика финансовой системы КР 19
2.2. Структурные реформы финансовой системы Кыргызской Республики 25
2.3. Финансовая система и социально-экономическое развитие Кыргызской 33
Республики 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 42
Правительством Кыргызской Республики взят курс на преобразование финансовой системы. При поддержки Всемирного Банка была принята Программа по реорганизации системы управления ресурсами государственного сектора - Public Sector Resource Adjustment Credit (PSRMAC) и, начиная уже с бюджета 2006года, были внедрены некоторые элементы реформы.
Реализация стратегии реформы была поддержана льготным программным кредитом в размере 30 млн. СДР (около 43 мил. Американских долларов) от Международной Ассоциации Развития (МАР) группы Всемирного Банка. Данный проект рассчитан на два года и направлен на создание бюджета, способного стать действенным инструментом и стимулом устойчивого экономического роста.
Нынешняя бюджетная система не способствует эффективности и установлению приоритетности и не обеспечивает использования кредитных ресурсов по их назначению. Поэтому программа реформ в рамках PSRMAC нацелена на управление ресурсами государственного сектора таким образом, чтобы ресурсы направлялись на финансирование наиболее приоритетных программ, издержки предоставления услуг поддерживались на возможно более низком уровне и обеспечивалось более эффективное распределение государственных средств.
Предлагаемая программа реформ
повысит эффективность
В 2003 году в Министерстве финансов при формировании бюджета была введена система трансфертов между республиканскими и местными бюджетами, основанная на новой методике определения потребностей социальной сферы на реальном уровне, осуществлено разграничение ответственности в сфере бюджетных расходов между республиканскими и местными органами власти, использованы показатели 2001-2007г. развития экономики, введены постоянные долговременные нормативы распределения общегосударственных налогов.
С начала осуществления программы структурных реформ и стабилизации были достигнуты значительные результаты в возобновлении экономического роста, в сокращении инфляции, снижение дефицита бюджета и регулировании роста денежной массы, а также в поддержании валовых официальных резервов.
Возобновление экономического роста подкрепилось также существенными структурными реформами, включая либерализацию цен и торгового режима, процентные ставки по депозитам и кредитам, прекращена выдача централизованных кредитов, резко сокращено банковское финансирование бюджетного дефицита.
Основным направлением бюджетной политики Кыргызской Республики в среднесрочной перспективе является стабилизация состояния государственного бюджета, снижение его дефицита путем максимальной мобилизации доходов и жесткого ограничения расходов.
В ходе подготовки проекта бюджета на 20047 финансовый год в бюджетный процесс уже был внесен ряд изменений.
Предполагалось, что в 2005 бюджетном году увеличение доходной части будет достигнуто за счет улучшения администрирования налогов, в том числе дополнительных мер по усилению борьбы с контрабандой, взимания налога НДС по принципу назначения со странами СНГ, более полного введения и расширения местных налогов и платежей по всей территории республики.
Основные направления и
1. Переход на среднесрочное
Для достижения указанной цели Министерством финансов республики разработана модель среднесрочного финансового прогноза, основывающаяся на прогнозируемых доходах, а также установленных размерах дефицита бюджета и источников его покрытия, посредством которой рассчитана величина расходов республиканского бюджета на 2008-2009 финансовые годы в целом и по секторам экономики.
2. Составление бюджета в разрезе административных ведомств на основе административной классификации.
В целях повышения "прозрачности" бюджета и усиления ответственности за его исполнение республиканский бюджет на 2008 год составлялся в разрезе административных ведомств на основе административной классификации. Административная классификация является обеспечением адресного выделения финансовых ресурсов, с помощью которой решаются проблемы, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из бюджета.
3. Полное включение программы государственных инвестиций в республиканский бюджет.
Начиная с 2007 года в государственный бюджет включаются основные показатели Программы государственных инвестиций (ПГИ), содержащие стоимостную оценку реализуемых и планируемых инвестиций проектов в различных секторах экономики республики, финансируемых за счет средств иностранных инвесторов3.
Основные показатели ПГИ представлены в разрезе потребностей инвестиционных проектов в финансировании, увязанных с ожидаемыми или согласованными обязательствами доноров (стран или международных организаций) по представлению инвестиционных ресурсов. ПГИ на 2007-2009 годы получил положительную оценку от Всемирного Банка был представлен как основной документ Правительства в области направлений государственных инвестиций на Консультативной Встрече по Кыргызстану в мае 2007 года в Париже.
Общая сумма проектов, включаемых в ПГИ в бюджете на 2007год, составляет 171,7 млн. долларов США (9 % от ВВП), при этом 92 % от указанной суммы будет покрыто за счет внешних источников финансирования. Доля софинансирования из республиканского бюджета составит всего 14,2 млн. долларов США (0,74 % от ВВП).
4. Переход отдельных министерств на составление бюджета на программной основе (БПО).
Данный метод предлагает четкое
определение среднесрочных
БПО включает в себя методологию
для составления бюджета
5. Установление бюджетных
Для усиления степени контроля за
расходами бюджета
Система расходных ордеров позволит предприятиям, организациям и учреждениям, финансируемым из бюджета, управлять своими расходами на более продолжительный период времени, предотвратить принятия ими финансовых обязательств, исполнение которых нереально из-за отсутствия средств, что в свою очередь создает условия для предупреждения задержек по выплатам и снижения размера неоплаченных расходов.
Из таблиц №1 видно, что 2007году по сравнению с 2004 годом общие налоговые поступления возросли в 3,8 раза больше это за счет увеличения подоходного налога на 3,4 раза, налог на прибыль в 2,4 раза , акцизный –3,7, земельный-3,4 и. т. д. В 2007г по сравнению с 2006годом общие поступления налогов значительного увеличилось на 16, 6% за счет подоходного налога 27,5% налог на прибыль-73,6% и земельный налог –18,7%.
В 2007году почти 76,8 % всех доходов бюджета составляют налоговые доходы, а около 43% налоговых доходов бюджета составляет налог на добавленную стоимость (налоговых доходы - это обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи в пользу бюджета). Необходимо отметить, что ряд налогов является регулирующими, т.е. часть из них направляется в местные бюджеты. Например из доходов, поступающих от уплаты налога на прибыль, лишь 65% поступают в республиканский бюджет. |Полностью в республиканский бюджет поступают такие налоги, как например НДС.
В доходы государственного бюджета
на 2006 год включаются средства следующих
целевых республиканских
Основные виды налоговых поступлений в госбюджет Таблица 3.
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Общие налоговые поступления |
2423 |
2968 |
3847 |
4867 |
5973 |
7875 |
9187 |
в т.ч. Подоходный налог |
283,6 |
288,3 |
318,3 |
405 |
546 |
753,7 |
960,9 |
Налог на прибыль |
414,5 |
364,7 |
338,7 |
452 |
568 |
572,5 |
993,9 |
НДС |
739,8 |
958,8 |
1101 |
959 |
1006 |
1237 |
1352 |
Акциз |
298,2 |
243,4 |
449 |
722 |
1265 |
1518,4 |
1102,6 |
Зем. налог |
55,6 |
105,6 |
234 |
271 |
178 |
157,4 |
186,9 |
прочие налоги |
631,3 |
1007,2 |
1400 |
2058 |
2410 |
3636 |
4590,7 |
Как видно из таблицы 3 налог на добавленную стоимость остается одним из основных источников дохода бюджета.
В то же время дальнейшее ужесточение фискальной политики может привести не к росту, а к существенному сокращению налоговых сборов в бюджет. В этих условиях бюджет развития лопнет, начнется цепная реакция остановки производств. Тогда придется резко менять курс экономической политики вообще и налоговой, в частности. В связи с этим предполагается провести эксперимент, направленный на стимулирование производительности.
Например: налоги для предприятий, не имеющих задолженности. Все, что будет заработано предприятием сверх установленной величины, не подлежит налогообложению. В этом случае появятся стимулы для роста производства, как у коллектива предприятия, так и у партнеров.
Одновременно с доходной частью реформировалась и расходная часть бюджета. Политика реформ в области расходования средств госбюджета включает такие направления, как:
1) сокращение численности
2) рационализация предоставления услуг в секторах образования и здравоохранения;
3) совершенствование и
4) реформирование пенсионной
Расходная часть государственного бюджета за период 2005-2010 г.г. представлена в Таблице 2. В последние годы государственные расходы значительно сократились по отношению к ВВП. Так, общий объем расходов снизился с 28,5 % в 2005 г. до 22,2 % в 2006г., до 18,3 % ВВП в 2007 г., и до 15,5% в 2008г., и 13,7 в 20108г.(таблица 4)
Таблица 4
Государственный бюджет за 2005-2010 гг. (в млн. сом).
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Доходы, всего в том числе: |
2745,9 |
3933,1 |
5038,6 |
6011,6 |
1116,7 |
11680,5 |
Налоговые поступления в том числе: |
2432,2 |
2947,0 |
3847,3 |
4823,7 |
7772,3 |
8975,8 |
- подоходный налог |
287,0 |
288,2 |
318,3 |
404,6 |
659,4 |
691,6 |
- налог на прибыль |
433,2 |
372,1 |
349,6 |
452,3 |
526,2 |
422,3 |
- налог на добавочную стоимость |
739,8 |
1247,5 |
1733,1 |
1935,2 |
3922 |
5068,2 |
- акцизные сборы |
308,3 |
254,7 |
451,5 |
718,8 |
1279,8 |
962,7 |
- таможенные пошлины |
134,3 |
196,6 |
244,9 |
380,4 |
6029 |
6159,0 |
Неналоговые поступления |
258,5 |
524,8 |
804,6 |
990,7 |
1767 |
1972,4 |
Доходы от операций с капиталом |
0,4 |
275,7 |
126,5 |
89,6 |
0,45 |
0,900 |
Полученные официальные трансф. |
54,9 |
201,8 |
194,9 |
124,7 |
1627,9 |
731,3 |
Расходы, всего в том числе: |
4610,5 |
5202,4 |
6483,6 |
7084,6 |
11068,4 |
11004,7 |
Государственные услуги общего назначения |
339,9 |
579,5 |
834,5 |
947,9 |
1710,1 |
1818,2 |
Образование |
1064,9 |
1222,8 |
1475,3 |
1609,2 |
835,7 |
877,9 |
Здравоохранение |
627,4 |
732,9 |
876,6 |
944,8 |
470,8 |
546,3 |
Страхование и соцобеспечение |
915,4 |
884,9 |
1058,8 |
982,5 |
1486,0 |
1463,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
221,1 |
297,8 |
275,1 |
373,6 |
329,1 |
329,3 |
Организация отдыха и культурно-религиозная деятельность |
162,2 |
125,0 |
144,0 |
185,6 |
170,2 |
166,9 |
Транспорт и связь |
98,0 |
98,8 |
171,0 |
232,4 |
523,6 |
517,0 |
Прочие мероприятия |
1181,6 |
1260,7 |
1648,3 |
1808,6 |
3343,4 |
51,5 |
Дефицит (-) / профицит (+) госбюджета |
- 1864,6 |
- 1250,6 |
- 1445,0 |
- 1073 |
-99,3 |
-675,7 |