Финансовое прогнозирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:40, реферат

Описание

Составляя бюджет, компания концентрируется, в основном, на его расходной части. В то же время, наименее предсказуемая доходная часть остается недостаточно детализированной и обоснованной. Данная статья посвящена прогнозированию доходов, составлению и анализу сценариев развития компании, а также описанию основных ошибок, которые возникают в процессе прогнозирования.

Работа состоит из  1 файл

к2.docx

— 24.79 Кб (Скачать документ)

Эти сценарии обрабатываются в планово-экономическом отделе, который добавляет к прогнозным данным диапазон будущих значений курсов валют. Затем с учетом будущих  расходов определяется график платежей, после чего отдел бухгалтерии  составляет прогноз по чистой прибыли  и разрабатывает мероприятия  по налоговому планированию.  

Отбор контрольных  показателей  

Отбор показателей, с помощью которых впоследствии будет анализироваться исполнение прогноза, начинается еще во время  прогнозирования и планирования выручки и расходов — тогда  определяются необходимая доля рынка, цены, физический объем продаж, производительность труда, материалоемкость и т.п. На последующем  этапе эти показатели корректируются и дополняются параметрами, от которых  будет зависеть финансовый результат  — то есть торговая наценка, оборачиваемость  дебиторской задолженности, доля транспортных расходов, рентабельность и т.д. В  процессе реализации прогноза эти параметры  нужно постоянно отслеживать, так  как их устойчивое изменение в  положительную или отрицательную  сторону от плановых значений будет  свидетельствовать о реализации одного из прогнозных вариантов 2. Своевременно получая эти данные, компания получит  возможность корректировать свои действия в соответствии с заранее разработанным  прогнозом.  

(Более подробно  о ключевых показателях работы  компании см. статью «Управление  предприятием с помощью системы  Balanced Scorecard», «Финансовый директор» № 3, 2003 г., с. 12 — Примеч. редакции )  

Личный опыт  

Олег Фракин  

Чтобы прогнозирование  было результативным, данные об исполнении прогноза должны использоваться для  принятия решений по текущей ситуации, а не по итогам прошлого. В то же время, заставить подразделения учитывать  расходы и доходы, например, в  Excel, невозможно. Для этого нужна специализированная программа, которая позволяет собирать данные, планировать их и анализировать, проводить план-фактный анализ до конца отчетного периода. Иначе никакой оперативности не будет, и любой прогноз потеряет смысл, так как все возможности по его реализации будут потеряны.  

В компаниях, для  которых большая часть издержек является постоянной (как наша, например) существует еще один «тормоз» для  оперативного управления в рамках прогноза. При неисполнении плана продаж я  не могу уволить половину персонала, чтобы снизить издержки. Реагировать  можно только переменными издержками. Частично эту проблему можно решить путем перевода постоянных издержек в переменные — то есть использования  аутсорсинга, например, в IT-службе, но поступать так во всех случаях нельзя. В итоге, сценарии работы для нашей компании достаточно очевидны: если мы заработали за период на 20 % меньше запланированного, то итоговая сумма в БДР изменится максимум на 15 %, потому что сэкономить я смогу самое большее 5 % от заранее утвержденной суммы.  

Сергей Пустовалов  

Одним из ключевых показателей  для нас является цена на сырье, но возможности по компенсации роста  цен, например, на муку, довольно ограничены. Так, у каждого направления нашей  деятельности есть дирекция, которая  как раз и управляет работой  направления и прогнозирует, как  оно будет развиваться в будущем. Сокращать эти дирекции из-за текущего снижения прибыли вряд ли стоит. Скорее, мы попробуем сократить прямые расходы  или же увеличим цену продукции.  

Ошибки прогнозирования  

Ошибки прогнозирования  чаще всего бывают связаны с неправильным определением входящих параметров прогнозной модели.  

Оценка одного варианта развития  

Эта ошибка, пожалуй, является наиболее распространенной. Маркетинговые аналитики большинства  компаний (по крайней мере, в России) не считают нужным рассчитывать варианты развития событий. В лучшем случае, планирование происходит по группам  товаров (ассортименту), регионам или  каналам сбыта, при этом для каждого  направления планирования рассчитывается только один набор прогнозных параметров (цена и объем), который, как правило, занижается «для подстраховки». Впоследствии, при оценке чувствительности финансовой модели к входящим параметрам, финансисты могут анализировать изменения  основных финансовых показателей компании по отношению к этим параметрам. Но если значения таких показателей  все же остаются в допустимых пределах, анализом все и заканчивается. И  если реализуется пессимистический вариант развития, то компания не сможет вовремя отследить отрицательную  тенденцию и принять меры к  ее исправлению.  

Личный опыт  

Олег Фракин  

Мы пытались построить  годовой бюджет с учетом возможных  сценариев, но практика показала, что  для нашей компании смысла в этом большого нет. Слишком быстро меняется внешняя среда, особенно законодательство и управляющие органы. Например, недавно функции регулирования  алкогольной промышленности в один день передали в ведение Министерству промышленности и энергетики, а затем — Минсельхозпрому. Если ситуация останется такой же, то мы можем прогнозировать увеличение доходов, так как Минсельхозпром начнет выстраивать барьеры на пути импорта, стоимость импортного алкоголя возрастет, и доля наших доходов в стоимости станет не так заметна — следовательно, ее можно будет повысить. Прогнозировать доходы и рассматривать сценарии на постоянной основе имеет смысл в отраслях со стабильной обстановкой (например, добыча ископаемых или розничная торговля).  

«Дальше, как раньше»  

Чаше всего при  прогнозировании используется метод  экстраполяции — то есть определения  зависимости между параметрами  модели на основе прошлых данных и  переноса этих зависимостей на будущее. Например, если объемы строительства  ежегодно росли на 15 %, то предполагается, что и в данном году рост будет  таким же. Однако, что при таком  прогнозировании не учитываются  текущие тенденции рынка. Поэтому  экстраполяция годится только в  качестве инструмента «заготовки»  прогнозных значений, в том числе  она используется для вычисления сезонных колебаний спроса и цены.  

Личный опыт  

Евгений Дубинин, заместитель  финансового директора строительной компании «ЛЭК-Москва»  

Использовать при  прогнозировании только математические методы, пусть даже самые сложные, неправильно, так как в этом случае не учитывается экономический смысл  событий. Если бы прогноз курса доллара  в начале 1998 года делал математик, ничего не понимающий в экономике, он бы построил зависимость, не учитывающую  сложившуюся ситуацию с внутренним долгом страны. Тот же прогноз, сделанный  с учетом этого фактора дал  бы совершенно иную картину.  

Недооценка или  игнорирование факторов  

Эта ошибка проявляется  при попытке учесть будущие изменения  внешней и внутренней среды компании. Зачастую релевантные факторы выбирают упрощенно и принижают как  отдельное, так и совокупное влияние  таких факторов. Например, для недвижимости релевантными факторами будет не только рост личных доходов и снижение процентных ставок по ипотечным кредитам, но и демографические факторы.  

Неполный учет предполагаемых изменений  

Предполагаемые изменения  должны быть адекватно учтены как  в доходной, так и в расходной  части. Если этого не сделать, то может  получиться ситуация, когда получение  дополнительных доходов будет запланировано  без учета дополнительных расходов. Чаще всего это касается условно-постоянных расходов: на рекламу, связь и т.д. Существует и обратный вариант, когда  компания планирует сокращение расходов, считая, что на доходах это никак  не отразится.  

Стремление выдать желаемое за действительное  

Многие люди в  силу их психологических особенностей не желают смотреть правде в глаза, поэтому часто руководители бизнеса  видят угрозы бизнесу, но не желают считать их таковыми. Предпочтение оптимистического взгляда на развитие событий может привести к снижению готовности компании противостоять  негативным тенденциям — как во внутренней, так и во внешней среде  предприятия.

Информация о работе Финансовое прогнозирование