Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:13, курсовая работа
Предпринимательство -- это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого -- свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.
Введение
1. Определение и сущность «предпринимательства»
2. Функции и роль предпринимательской деятельности
3. Виды предпринимательской деятельности
4. Организационно-правовые формы бизнеса
5. Пути совершенствования предпринимательской деятельности в России на современном
Заключение
Библиографический список
Содержание
Введение
1. Определение и сущность «предпринимательства»
2. Функции и роль
3. Виды предпринимательской деятельности
4. Организационно-правовые формы бизнеса
5. Пути совершенствования
предпринимательской
Заключение
Библиографический список
Введение
Предпринимательство -- это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого -- свободная конкуренция. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма, который избрал свободное предпринимательство в качестве основы и источника своего процветания.
Намного позже, на рубеже XIX и XX вв., экономисты признали решающее значение предпринимательства для экономического прогресса. А. Маршалл добавил к трем классическим факторам производства -- труду, земле, капиталу -- четвертый -- организацию, а И. Шумпетер в книге «Теория экономического развития» (1912 г.) дал этому фактору современное его название -- предпринимательство.
Красочную характеристику предпринимательства можно встретить в работах немецкого экономиста В. Зомбарта. Предприниматель, по Зомбарту, -- это завоеватель (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость), организатор (умение соединять многих людей для совместной работы) и торговец (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной -- рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.
Однако наибольший вклад в разработку теории предпринимательства, исследование его природы и функций внес именно И. Шумпетер. Он называл предпринимателем того организатора производства, который прокладывает новые пути, осуществляет новые комбинации: «Быть предпринимателем -- значит, делать не то, что делают другие... и не так, как делают другие». К функциям предпринимателя И. Шумпетер относит:
1) создание нового, еще не знакомого
потребителю материального
2) введение нового, еще не применявшегося
в данной отрасли
3) завоевание нового рынка сбыта
или более широкое
4) использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
5) введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.
Борясь с рутиной, осуществляя нововведения и обеспечивая экономический рост, предприниматель становится, по словам И. Шумпетера, «созидающим разрушителем». Разработанная И. Шумпетером идея творческого предпринимателя является самым известным и точным определением сути предпринимательства.
Данная характеристика, конечно, не является исчерпывающей. Впоследствии Г. Брифс сформулировал еще одну важную функцию предпринимателя -- слежения за ценами и издержками, а также за пропорциональным их соотношением. Р. Коуз также выделял этот аспект деятельности предпринимателя. В статье «Природа фирмы» он подчеркивал, что предприниматель -- это лицо, которое в конкурентной системе направляет производство, выполняя роль механизма цен.
Таким образом, в современной научной
литературе утвердился однозначный
взгляд на предпринимательство как
на важнейший хозяйственный
Цель курсовой работы - изучить сущность предпринимательства, его функции, виды и организационно-правовые формы, понять какую роль играет предпринимательство в России.
1. Определение и сущность «
В римском праве «
В экономической литературе
понятие «предприниматель»
В качестве научного термина понятие «предприниматель» появилось в работах известного английского экономиста начала 18 века Ричарда Кантильона. Он разработал первую концепцию предпринимательства, а под предпринимателем понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают по неизвестной.
Француз К. Бодо пошел дальше Р. Кантильона. Он отмечает, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями. Другой французский экономист Тюрго считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства.
А. Маршалл и его последователи
большое внимание уделяли организаторской
функции предпринимателя и
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
2. Функции и роль
Ни за рубежом, ни у нас пока еще не создана общепринятая экономическая теория предпринимательства, хотя потребность в такой теории давно уже стала весьма насущной. «Три волны» развития теории предпринимательской функции -- так условно можно охарактеризовать развитие процесса научного осмысления практики предпринимательства.
«Первая волна», которая возникла еще в XVIII в., была связана с концентрацией внимания на несении предпринимателем риска. «Вторая волна» в научном осмыслении предпринимательства связана с выделением инновационности как его основной отличительной черты. «Третья волна» отличается сосредоточением внимания на особых личностных качествах предпринимателя (способность реагировать на изменения экономической и общественной ситуации, самостоятельность в выборе и принятии решений, наличие управленческих способностей) и на роли предпринимательства как регулирующего начала в уравновешивающей экономической системе.
Современный этап развития теории предпринимательской
функции можно отнести к «
В настоящее время в
Появление интрапренерства связано с тем фактором, что многие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскую форму организации производства. Поскольку предпринимательство предполагает обязательное наличие свободы творчества, то подразделения целостных производственных структур получают право на свободу действий, что подразумевает и наличие интракапитала-- капитала, необходимого для реализации идей, лежащих в основе внутрифирменного предпринимательства.
Предпринимательство -- это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.
Экономическая активность представляет собой форму участия индивида в общественном производстве и способ получения финансовых средств, для обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи.
Основным субъектом
Во взаимоотношениях предпринимателя
и потребителя предприниматель
относится к категории
Целью предпринимателя выступает
необходимость «завоевать»
Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие факторы:
- новизна товара и его
- качество;
- цена, доступность товара;
- степень универсальности
- внешний вид и упаковка;
- позитивные отличительные
- возможность воспользоваться
услугами послепродажного
- соответствие общепринятым или государственным стандартам;
- престижность и
Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от общественных условий, ситуации, складывающейся в сфере деловой активности, и тех целей, какие ставит перед собой государство.
В зависимости от конкретной ситуации государство может быть:
- тормозом развития
- посторонним наблюдателем, когда
государство прямо не
- ускорителем
Наемный работник как реализатор идей предпринимателя также относится к группе субъектов предпринимательского процесса. Именно от него зависит эффективность и качество реализации предпринимательской идеи. 1
В условиях рынка от предпринимателя требуется умение -- и даже предрасположенность -- действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности.
Таким образом, при планировании своей
деятельности предприниматель рассматривает
партнера (партнеров) как субъект
предпринимательского процесса, от формы
взаимоотношений с которым
Целью предпринимательской активности
является производство и предложение
рынку такого товара, на который
имеется спрос и который
Информация о работе Функции и роль предпринимательской деятельности