Горизонтальная и вертикальная интеграция фирм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 11:32, контрольная работа

Описание

Под интеграцией понимается объединение самостоятельных предприятий, углубление их взаимодействия и развития связей между ними. Интеграция возможна как на уровне национальных хозяйств, так и на уровне предприятий, фирм, компаний и корпораций. Она проявляется в расширении и углублении производственно - технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, а также в создании друг другу благоприятных условий экономической деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1. ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ……………………...4
2. ВИДЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
И ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ…………………………………………….….6
3. ПОНЯТИЕ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ……………………........ 8
4. ПОНЯТИЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ……………………..11
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…15

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.docx

— 40.86 Кб (Скачать документ)

     Вертикальная  интеграция создает барьеры входа  на рынок не только благодаря преимуществу в издержках. Важным следствием интеграции служит повышение влияния продавцов  на рынок, если одна из фирм, действующих  на рынке, является крупнейшим собственником  факторов производства или контролирует сбыт конечной продукции, располагая самой  широкой дистрибьюторской сетью; новым  фирмам, особенно если они не интегрированы, труднее получить доступ на этот рынок. В связи с этим вертикальная интеграция с точки зрения общественной политики рассматривается обычно как сомнительная, если уж не как прямо антисоциальная тенденция (наиболее яркий пример - попытки расчленения фирмы «Майкрософт» и РАО «ЕЭС России»). Принципиальное исключение может быть обосновано в  тех случаях, когда это оправдано  технологическими взаимосвязями и, возможно, случаями очевидной экономии.

     Но  возможности вертикальной интеграции по преодолению неопределенности ограничены. Во-первых, вертикальная интеграция всегда связана с крупными размерами  предприятия, точнее, с крупными размерами  для данного конкретного рынка.

     Во-вторых, разрушая рыночные отношения, вертикальная интеграция сводит на нет положительные  эффекты конкуренции: стремление предприятий  к снижению издержек и повышению  качества продукции, выбор наилучшего из поставщиков или клиентов и  связанное с этим укрепление конкурентоспособности  и устойчивости рыночного положения  предприятия. Устраняя конкуренцию  и ее результаты, экономическая организация  ухудшает не только состояние дел  на рынке в целом, но и собственное  положение, снижает свой хозяйственный  потенциал. Поэтому многие деловые  фирмы в последние десятилетия  отказываются от вертикальной интеграции, заменяя внутренние сделки более  эффективными рыночными сделками.

     Отказ от вертикальной интеграции, если недостатки (увеличение инвестиций, повышенные риски, более сложное и замедленное  обновление технологий, меньшая гибкость при внесении изменений в товар) превосходят достоинства (лучшая координация  производственных потоков и передача ноу-хау от звена к звену, специализация  в технологии, внутренний контроль над всеми операциями, большая  экономия на масштабах, приближение  производства к продажам и рынку), вполне возможен, хотя существуют пути достижения преимуществ от вертикальной интеграции, позволяющие избежать ее недостатков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Понятие Горизонтальной интеграции.
 

     Под горизонтальной интеграцией понимается установление интеграционных связей с  предприятиями, производящими аналогичную  продукцию.  Это интеграция предприятий, находящихся на одинаковых этапах производства, на одном звене торговой цепи, работающих и конкурирующих на одном сегменте рынка, в одной отрасли и специализирующихся на производстве однотипной или сходной продукции или предоставлении однотипных или сходных услуг.

     Горизонтальная  интеграция позволяет минимизировать упущенную выгоду, а иногда свидетельствует  о монопольных устремлениях ее участников.

     Горизонтальная  интеграция может быть однотипной, то есть состоять из предприятий одного типа, или комбинированной.

     Существует  несколько причин, по которым предприятие  может участвовать в горизонтальной интеграции: 

  • Эффект масштаба может обеспечить основные конкурентные преимущества;
  • Предприятие может иметь избыток финансовых и трудовых ресурсов, что поможет ему управлять расширившейся компанией;
  • Предприятию может потребоваться устранить с рынка товар, являющийся близким заменителем его продукта;
  • Конкурент, которого хотят купить, может иметь значительный дефицит финансовых ресурсов.
  • Горизонтальная интеграция – стремление получить своих конкурентов в собственность или под полный контроль в ситуациях, когда:
  • Организация может стать монополистом в определённом регионе;
  • Увеличение масштабов производства обеспечивает основные стратегические преимущества;
  • Конкуренты допускают ошибки из-за недостатка опыта управления, отсутствия особых ресурсов.

     Для характеристики особенностей горизонтальной интеграции необходимо отметить ее роль в экономике. Большинство экономистов  отмечают противоречивый характер данного  процесса.

     С одной стороны, горизонтальная интеграция дает ряд преимуществ:

  1. Слияние может привести к тому, что самый прогрессивный управленческий и технический опыт будет направлен на использование недостаточно эксплуатируемых фондов.
  2. Слияние может привести к экономии на масштабах производства, что способствует снижению себестоимости, улучшению качества продукции и стимулирует производительность труда.
  3. Слияние может дать возможность предпринимателю продать свою фирму кому-то, кто уже знаком с этим типом производства и, следовательно, будет занимать более выгодную позицию и заплатит самую высокую цену. Перспектива выгодной продажи побуждает предпринимателей основывать новые фирмы, стимулируя конкуренцию, облегчая как выход на рынок, так и уход с рынка.
  4. Интеграция помогает компаниям преодолевать трудности периода экономической трансформации.
  5. В отдельных случаях горизонтальная интеграция позволяет объединять эффекты масштаба и размеры и тем самым сокращать средние издержки на производство продукции. Обычно такие типы горизонтальных объединений выгодны и в социальном плане

     С другой стороны, горизонтальная интеграция противоречит сущности рыночной экономики:

  1. Слияния прямых конкурентов могут привести к приобретению одним из хозяйствующих субъектов значительной власти на рынке, увеличению вероятности того, что остальные хозяйствующие субъекты станут открыто либо тайно координировать свои решения в области ценообразования или объема выпускаемой продукции.
  2. Проблема состоит в том, что широкомасштабное развитие интегрированных предприятий может привести к концентрации экономической и политической мощи в ограниченном количестве центров влияния, тем самым препятствуя проникновению на рынки новых фирм.
  3. Данные предприятия могут оказаться менее приспособленными к быстрым изменениям внешней среды, чем независимые малые и средние предприятия.
  4. Горизонтальная интеграция, как правило, применятся тогда, когда отрасль не концентрирована. В этом случае она приводит к сокращению средних издержек на производство продукции и выгодна в социальном плане.

     В случае, когда отрасль высококонцентрирована, тогда горизонтальная интеграция эффективна при следующих условиях:

  • При условии, что на отраслевом рынке действуют крупные иностранные компании.
  • Если необходимо освоение новой технологии, ожидается высокая эффективность деятельности новой структуры.
  • При условии, когда одна из компаний, входящая в состав этой новой структуры, испытывает серьезные финансовые трудности.

     Стратегия горизонтальной интеграции имеет плюсы  и минусы для функционирования предприятия.

     Плюсы горизонтальной интеграции

  • Снижение издержек за счет выбрасывания дублирующих процессов.
  • Снижение издержек за счет эффекта массовости.
  • Снижение издержек за счет обмена опытом.
  • Снижение издержек за счет уменьшение конкуренции.
  • Минусы горизонтальной интеграции
  • Снижение уровня диверсификации
  • Недовольство коллектива при изменении организационной структуры предприятия.
  • Длительность интеграционных процессов

     Использование стратегии горизонтальной интеграции позволяет сэкономить в среднесрочной  перспективе, а в краткосрочной  привести к некоторому спаду производства. Для увеличения доли рынка при  подьеме отрасли необходимо использовать стратегии вертикальной интеграции, в противном случае, когда ситуация на рынке стабилизировалась или  же рынок на спаде, то использование  горизонтальной интеграции приведет к  уменьшению издержек в среднесрочной  перспективе.

 

      

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

  1. Алмазова  Н.И., Учебник / Пер. с англ. – М.: Стратегический менеджмент. ООО «Издательство Проспект», 2003.
  2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – СПб.: Питер, 2000.
  3. Веснин В. Р. Стратегический менеджмент : учеб. пособие. М. : МГИУ, 2007.
  4. Виханский О.С. Стратегическое управление. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2002.
  5. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика. – М.: Аспект Пресс, 2005

Информация о работе Горизонтальная и вертикальная интеграция фирм