Подробное описание актеров
референтной архитектуры облачных
вычислений и их взаимодествия (рисунок
6) предоставлено в таблице 1.
Стреди представленых
пяти акторов, облачнй брокер (cloud broker)
– опционален, так как облачные потрбители
(cloud consumers) могут получать услуги напрямую
от облачного провайдера (cloud provider).
Таблица 1. Актеры референтной
(эталонной) архитектуры Cloud Computing
Актер |
Определение |
Облачный Потребитель (Cloud Consumer) |
Лицо или организация,
поддерживающая бизнес отношения и
использующая услуги Облачных Провайдеров. |
Облачный Провайдер (Cloud Provider) |
Лицо, организация или
сущность, отвечающая за доступность
облачной услуги для Облачных Потребителей. |
Облачный Аудитор (Cloud Auditor) |
Участник, который может
выполнять независимую оценку облачных
услуг, обслуживания информационных систем,
производительности и безопасности
реализации облака. |
Облачный Брокер (Cloud Broker) |
Сущность, управляющая использованием,
производительностью и предоставлением
облачных услуг, а также устанавливающая
отношения между Облачными Провайдерами и Облачными Потребителями. |
Облачный Оператор Связи
(Cloud Carrier) |
Посредник, предоставляющий
услуги подключения и транспорт
(доставки) облачных услуг от Облачных Провайдеров к Облачным Потребителям. |
Рисунок 6 – Взаимодействие
между актерами в Cloud Computing
Для точного понимания
взаимодействий между актерами наведем
примеры сценариев их использования:
Сценарий 1. Облачный потребитель может
запросить услугу (сервис) у облачного
брокера вместо прямого контактирования
с облачным провайдером (рисунок 7). Облачный
брокер может создать новый сервис, комбинируя
набор сервисов или расширяя существующий
сервис. В этом примере облачный провайдер
невидим облачному потребителю.
Рисунок 7 – Участие облачного
брокера во взаимодействии потребителя
с провайдером
Сценарий 2. Облачный оператор связи предоставляет
услуги подключения и транспорт (доставку)
облачных услуг от облачного провайдера
к облачному потребителю. Облачный провайдер
устанавливает соглашение об уровне обслуживания
(SLA – Service Level Agreement) с облачным оператором
и может запрашивать выделенные и защищенные
соединения (рисунок 8).
Рисунок 8 – Участие облачного
оператора в предоставлении провайдером
услуг
Сценарий 3. Облачный аудитор проводит
независимую оценку обслуживания и безопасности
реализации облачной услуги (рисунок 9).
Рисунок 9 – Участие облачного
аудитора в оценке предоставления провайдером
услуг.
Роли и функции
актеров
Облачный Потребитель
Лицо или организация,
поддерживающая бизнес-отношения и
использующая услуги Облачных Провайдеров
(рисунок 10).
Облачные потребители
категоризируются по трем группам, основанным
на их приложениях/различных сценариях
использования (таблица 2).
Таблица 2. Деятельность облачного
пользователя
Тип потребителя |
Основная деятельность |
Примеры пользователей |
SaaS |
Использует приложения/сервисы
для автоматизации бизнес-процессов |
Бизнес-пользователи, администраторы
приложений |
PaaS |
Разрабатывает, тестирует, развертывает
и управляет приложениями, развернутыми
в облачном окружении |
Разработчики приложений,
тестировщики, администраторы |
IaaS |
Создает/устанавливает, управляет
и мониторит сервисы для управления
ИТ-инфраструктурой |
Системные разработчики, администраторы,
ИТ-менеджеры. |
Рисунок 10 – Примеры сервисов,
доступных облачным потребителям
Облачный Провайдер
Лицо, организация или
сущность, отвечающая за доступность
облачной услуги для Облачных Потребителей
(рисунок 11).
Облачные провайдеры выполняют
различные задачи в различных
сервисных моделях (таблица 3).
Таблица 3. Деятельность облачного
провайдера
Тип провайдера |
Основная деятельность |
SaaS |
Устанавливает, управляет, сопровождает
и поддерживает программное обеспечение,
развернутое на облачной инфраструктуре |
PaaS |
Предоставляет и управляет
облачной инфраструктурой и связующим
программным обеспечением платформы
для потребителей; предоставляет
инструменты разработки, развертывания
и администрирования потребителям
платформы |
IaaS |
Предоставляет и управляет
физическими вычислительными процессами,
системами хранения, сетями и хостинг-окружением,
а также облачной инфраструктурой
для IaaS-потребителей |
Деятельность облачных провайдеров
обсуждается более детально с
точек зрения (в архитектруных
перспективах) развертывания сервисов
(service deployment) (детальное описание приводилось
выше), оркестрации сервисов (service orchestration),
облачного сервис-менеджмента (cloud service-management),
безопасности (security) и приватности (privacy)
(рисунок 11).
Рисунок 11 – Высокоуровневый
взгляд облачного провайдера
Оркестрация сервисов
(Service Orchestration)
Предполагает обращение к ней
для систематизации, координации и управления
облачной инфраструктурой, предназначенной
для предоставления различных облачных
услуг, обеспечивающих согласование бизнес-
и ИТ-требований (рисунок 12).
Обобщенная облачная среда содержит три
концептуальных уровня:
- Уровень Сервиса (Service Layer): Определяет базовые сервисы, предоставляемые облачным провайдером.
- SaaS: развертываемые приложения предполагают работу с ними посредством обращения к облаку из специально предназначенных программных клиентов и других программ, ориентированных на конечных пользователей.
- PaaS: Сервисы для потребителей, предназначенные для разработки и развертывания приложений на облачной инфраструктуре, включающие контейнеры приложений, инструменты разработки приложений, системы управления базами данных и т.п.
- IaaS: Предоставление вычислительных мощностей, систем хранения, сетевых и других фундаментальных вычислительных ресурсов, поверх которых облачные потребители могут развертывать и выполнять приложения на облачной инфраструктуре.
- Уровень Абстракции и Контроля ресурсов (Resource Abstraction and
Control Level):
- Назначает/предоставляет элементы программного обеспечения, такие как гипервизор, виртуальные хранилища данных и поддерживающие программные компоненты, используемые для реализации облачной инфраструктуры, поверх которой может быть определен/установлен облачный сервис. Также назначает/предоставляет ассоциированные функциональные модули, которые управляют абстрагированными ресурсами для обеспечения эффективного, безопасного и надежного использования.
Несмотря на то, что на
этом уровне широко применяется технология
виртуальных машин, не исключаются
и другие значения (понятия) необходимой
абстракции программного обеспечения.
Этот уровень обеспечивает “готовность
к облаку” (“cloud readiness”), определяемую
пятью характеристиками, представленными
в “Определении облачных вычислений”,
разработанном NIST.
- Уровень Физических Ресурсов (Physical Resource Level): Включает все физические ресурсы.
- Компьютерное оборудование (Hardware): Компьютеры (CPU, память), сети (роутеры, сетевые экраны, свичи, сетевые каналы и интерфейсы), компоненты хранения (жесткие диски) и другие физические элементы вычислительной инфраструктуры.
- Инженерную инфраструктуру (Facilities): системы кондиционирования (HVAC), питания, коммуникаций и другие элементы физической площадки развертывания компьютерного оборудования.
Рисунок 12 - Оркестрация
сервисов облачным провайдером
Облачный Сервис-Менеджмент
(Cloud Service Management)
Включает все связанные с сервисом
функции, необходимые для управления и
функционирования сервисов, необходимых
или предлагаемых облачным потребителям.
Облачный провайдер выполняет
эти функции для поддержки
управления облачными сервисами:
- Поддержку Бизнеса (Business Support)
- Провиженинг/Конфигурирование (Provisioning/Configuration)
- Портируемость/Интероперабельность (Portability/Interoperability)
Рисунок 13 - Структура
облачного сервис-менеджмента
- Поддержка Бизнеса (Business Support): Назначает/предоставляет набор сервисов, связанных с бизнесом и ориентированных на работу с клиентами и поддерживающими процессами, такими как размещение заказов, обработку счетов и сбор платежей. Также включает компоненты, используемые для выполнения бизнес-операций, видимых клиентам.
- Управление заказчиками (Customer Management): управление учетными записями пользователей, открытие/закрытие/прекращение действия учетных записей, управление профилями пользователей, управление взаимодействием с заказчиками (customer relationship) на основе предоставления контактов и разрешения вопросов и проблем заказчиков, и т.п.
- Управление Контрактами (Contract Management): управление сервисными контрактами , заключение/закрытие/прекращение действия контрактов, и т.п.
- Управление Поставкой (Inventory Management): настройка и управление каталогом услуг, и т.п.
- Бухгалтерия и Начисления (Accounting and Billing): управление платежной информацией по заказчикам, отправка счетов на оплату, обработка получения платежей, отслеживание счетов, и т.п.
- Отчетность и Аудит (Reporting and Audit): мониторинг действий пользователей, генерация отчетов, и т.п.
- Ценообразование и Тарификация (Pricing and Rating): оценка облачных услуг и определение цен, обработка специальных предложений и правил ценообразования, основанных на профиле пользователя, и т.п.
- Провиженинг/Конфигурирование (Provisioning/Configuration): включает все связанные с сервисом функции, необходимые для управления и функционирования сервисов, необходимых или предлагаемых облачным потребителям.
- Быстрый провиженинг (Rapid Provisioning): автоматическое развертывание облачных систем на основе запросов сервисов/ресурсов/возможностей.
- Модификация ресурсов (Resource Change): настройка конфигураций/назначение ресурсов для восстановления, апгрейда и подключения новых узлов в облако.
- Мониторинг и отчетность (Monitoring and Reporting): обнаружение и мониторинг виртуальных ресурсов, мониторинг функционирования (действий и событий) облака и генерация отчетов о производительности.
- Измерение (Metering): предоставление возможностей количественных измерений на уровне абстракции, соответствующем типу сервиса (например, средств хранения, обработки, пропускной способности и активных учетных записей пользователей).
- Управление уровнем обслуживания (SLA Management): определение параметров SLA контракта (схема с параметрами качества сервиса – QoS), мониторинг (выполнения) SLA, применение SLA в соответствии с заданными политиками.
- Портируемость/Интероперабельность (Portability/Interoperability):
- Портируемость:
- возможность переноса данных из одной системы в другую без необходимости повторного создания или ввода описаний данных или значительной модификации переносимых приложений.
- возможности программного обеспечения или системы выполняться на более чем одном типе или мощности компьютера под более чем одной операционной системой.
- Интероперабельность: возможность взаимодействовать, выполнять программы или передавать данные между различными функциональными единицами в соответствии с заданными условиями.
Облачные провайдеры должны
предоставлять механизмы для:
- Портируемости данных (Data Portability)
- Копирование данных “из”/”в” (Copy data to-from): копирование данных из/в облако
- Пакетный перенос данных (Bulk data transfer): использование диска для пакетного переноса
- Интероперабельности сервисов (Service Interoperability):позволяет облачным потребителям использовать их данные и сервисы через у множества облачных провайдеров, используя унифицированные и расширенные интерфейсы управления.
- Портируемости систем (System Portability)
- Перенос образов виртуальных машин (VM images migration): миграция полностью остановленного экземпляра или образа виртуальной машины от одного провайдера к другому.
- Миграция приложений/сервисов (Application/Service migration): миграция приложения/сервиса или текущего содержания от одного сервис-провайдера к другому.
Безопасность
(Security)
- Аутентификация и Авторизация Authentication and Authorization): аутентификация и авторизация облачных потребителей с использованием предварительно созданного мандата доступа.
- Доступность (Availability): настройка конфигураций/назначение ресурсов для восстановления, апгрейда и подключения новых узлов в облако.
- Конфиденциальность (Confidentiality): обнаружение и мониторинг виртуальных ресурсов, мониторинг функционирования (действий и событий) облака и генерация отчетов о производительности.
- Управление идентификацией (Identity management): предоставление возможностей количественных измерений на уровне абстракции, соответствующем типу сервиса (например, средств хранения, обработки, пропускной способности и активных учетныъх записей пользователей).
- Мониторинг безопасности и обработка инцидентов (Security monitoring & Incident Response): определение параметров SLA контракта (схема с параметрами качества сервиса – QoS), мониторинг (выполнения) SLA, применение SLA в соответствии с заданными политиками.
- Управление политиками безопасности (Security policy management): генерация/ применение/аудит/обновление безопасности для пользователей, получающих доступ к облакам.