Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 11:38, курсовая работа
Цель данной курсовой работы показать важность оценки эффективности работы предприятия.
Объект исследования – эффективность деятельности предприятия на примере предприятия.
Задачи, которые ставятся для решения вышеназванной цели:
- изучить теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента
- провести анализ деятельности организации и эффективности менеджмента
Введение................................................................................................................3
1 Теоретические аспекты изучения эффективности
1.1 Классификация видов и форм проявления эффективности ………………………………………………………………………………..........5
1.2 Методики определения эффективности…………………………………….9
1.3 Факторы повышения деятельности предприятия………………………..15
2 Комплексный анализ деятельности в ОАО «Саханефтегазсбыт» за 2007-2010 гг.
2.1 Краткая характеристика ОАО «Саханефтегазсбыт»……………………23
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
ОАО «Саханефтегазсбыт»…………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………...29
Список использованных источников………………………………………….32
Приложение Б Основные технико-экономические показатели деятельности
ОАО «Саханефтегазсбыт»………………………………………………………33
Приложение В Организационная структура управления
ОАО «Саханефегазсбыт»………………………………………………………34
ФГАОУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова»
Финансово-экономический институт
Кафедра «Менеджмента ГГО»
«К защите допускаю»
Заведующий кафедрой
_____________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«Эффективность работы предприятия»
Студент группы ЭУ(08)________________________
Руководитель:
Якутск 2011г.
Содержание
Введение......................
1 Теоретические аспекты изучения эффективности
1.1 Классификация видов и форм проявления эффективности ………………………………………………………………………………
1.2 Методики определения эффективности…………………………………….9
1.3 Факторы повышения деятельности предприятия………………………..15
2 Комплексный анализ деятельности в ОАО «Саханефтегазсбыт» за 2007-2010 гг.
2.1 Краткая характеристика ОАО «Саханефтегазсбыт»……………………23
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
ОАО «Саханефтегазсбыт»………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….32
Приложение Б Основные технико-экономические показатели деятельности
ОАО «Саханефтегазсбыт»………………………………
Приложение В Организационная структура управления
ОАО «Саханефегазсбыт»…………………………………
Введение
Проблема эффективности производства всегда занимала важное место среди актуальных проблем экономической науки. Заинтересованность ей возникает на разных уровнях управления экономикой—от владельцев частного предприятия до руководителей государства.
Термин «эффект» в переводе с латинского означает «результат». Значит, категория «эффективность» может интерпретироваться как «результативность». Термин «эффект» имеет значение результата, следствия изменения состояния определённого объекта, обусловленного действием внешнего или внутреннего фактора.
Таким образом, существует как объективное изменение состояния определённой системы (объекта), так и её оценка. Эта оценка может иметь количественный и качественный характер.
Итак, фактически определение эффективности производства заключается в оценке его результатов. Такими результатами могут быть объёмы готовой продукции в натуральном или ценовом выражении или прибыль. Но сама же по себе величина этих результатов не даёт возможности делать выводы про эффективность или неэффективность работы предприятия, поскольку неизвестно, какой ценой получены эти результаты. Отсюда для получения объективной оценки эффективности предприятия необходимо также учесть оценку тех затрат, которые дали возможность получить те или другие результаты. Процесс производства совершается через объединение факторов, которые его определяют: средств труда (основные фонды), предметов труда (оборотные фонды), рабочей силы (трудовые ресурсы). Кроме этого, на производство влияет финансовое состояние предприятия, а также определённые организационные, управленческие, технологические и другие преимущества, которые отображаются как нематериальные ресурсы. Исходя из этого, можно дать такое определение эффективности: эффективность предприятия представляет собой комплексную оценку конечных результатов использования основных и оборотных фондов, трудовых и финансовых ресурсов и нематериальных активов за определённый период времени.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Цель данной курсовой работы показать важность оценки эффективности работы предприятия.
Объект исследования – эффективность деятельности предприятия на примере предприятия.
Задачи, которые ставятся для решения вышеназванной цели:
- изучить теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента
- провести анализ деятельности организации и эффективности менеджмента
Предметом исследования является открытое акционерное общество «Саханефтегазсбыт». Период исследования 2007-2010 годы. Источниками информации для работы являются публичная отчетность исследуемого предприятия, первичные документы и бухгалтерские регистры, некоторые формы статистической отчетности.
Теоретическая методологическая основа: в данной курсовой работе были использованы труды Березкина Т.Е., Вачугов Д.Д., Гавриленко В.М.
1 Теоретические аспекты изучения эффективности
1.1 Классификация видов и форм проявления эффективности
Рассмотрим основные признаки классификации эффективности и её виды относительно к этим признакам.
1. По итогам полученных результатов. По этому признаку можно выделить три вида эффективности: экономическую, социальную и социально-экономическую.
Экономический эффект отображает различные стоимостные показатели, которые характеризуют промежуточные и конечные результаты производства на предприятии. Формами проявления экономической эффективности являются различные экономические эффекты: увеличение продуктивности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли, снижение материалоёмкости, фондоёмкости, трудоёмкости продукции и т.д.
Формы проявления социальной эффективности связаны с получением социальных эффектов: улучшение условий труда, рост жизненного уровня населения, улучшение экологических параметров, увеличение продолжительности жизни людей и др.
Социальный эффект сводится к укорочению продолжительности рабочей недели, увеличению количества новых рабочих мест и уровня занятости населения, улучшению условий труда и быта, состояния окружающей среды, общей безопасности жизни. Социальные последствия производства могут быть не только позитивными, но и негативными (увеличение безработицы, усиление инфляции, ухудшение экологических показателей).
Формы проявления социально-экономической эффективности обусловлены старанием получить максимальный экономический эффект при заданных параметрах социального характера. По характеру действующих затрат. По этому признаку различают эффективность используемых ресурсов и эффективность затрат. К эффективности применяемых ресурсов относят: эффективность производственных фондов, эффективность трудовых ресурсов, эффективность нематериальных активов. К эффективности затрат относятся: эффективность капитальных вложений, эффективность поточных затрат, эффективность совокупных затрат. Как видно уже из самих названий отдельных видов эффективности, которые входят к первой и второй группе, разделение на эти группы обусловлено необходимостью дать ответ на такой вопрос: при определении эффективности полученный эффект нужно относить ко всей совокупности ресурсов, применяемых на предприятии, или только к этой их части, которая непосредственно берёт участие в создании этого эффекта. Анализ аргументов побочников того или другого варианта ответа на этот вопрос свидетельствует, что единой мысли тут нет. А в конкретной ситуации в случае необходимости оценивания эффективности деятельности предприятия следует применять тот вариант, который является наиболее адекватным экономическому заданию, которое решается. Поэтому право на существование имеют показатели эффективности обоих обозначенных групп.
2. По видам хозяйственной деятельности. К этой группе показателей эффективности относятся: эффективность производственной, торговой, банковской, страховой и других видов деятельности. Специфика вида деятельности, безусловно, накладывает определённый след на методологию определения эффективности деятельности конкретного предприятия или его структурных подразделений, которые проявляются в специфике даже самих показателей эффективности, которые применяются для этого.
3. По уровню объекта хозяйства. К этой группе относят: эффективность экономики в целом, эффективность отрасли, объединение предприятий, предприятия структурного подразделения, эффективность производства отдельных видов продукции.
4. По уровню оценивания. Относительно к этому признаку эффективность может быть уровня общества и уровня субъекта предприятия (хозяйства). Необходимость разделения показателей эффективности на эти две группы обусловлена определённой антагонистичностью интересов общества и индивида или их институционных аналогов—государства и предприятия. Как следствие, имеет место несоответствие между критериями оценивания эффективности тех или других явлений или мероприятий. Государство имеет свои критерии, а предприятия—свои, и они часто отличаются. Так, оценивая экономический эффект деятельности предприятия, государство вычисляет его валовую прибыль. Последний содержит сумму налогов и других обязательных платежей, которые выплачиваются с прибыли. Для предприятия же эффект—это чистая прибыль, которая остаётся в его распоряжении после оплаты всех обязательных платежей.
5. По условиям оценивания. По этому признаку выделяют реальную, расчётную и условную эффективность. Реальная эффективность—это фактический уровень затрат и результатов по данным бухгалтерского учёта и отчётности. Расчётная—базируется на проектных или плановых показателях, полученных расчётным путём. Условная эффективность используется для оценивания работы структурных подразделений предприятия.
6. По степени увеличения эффекта. Этот признак даёт возможность выделить первичную и мультипликационную эффективность. Необходимость такого раздела видов эффективности вызвана тем, что в результате совершения тех или других мероприятий может наблюдаться как одноразовый эффект, так и мультипликационный. Речь про мультипликационный эффект может идти тогда, когда начальный эффект повторяется и умножается на разных уровнях данного предприятия, а также распространяется на другие предприятия и организации.
7. По цели определения. По этому признаку различают абсолютную и сравнительную эффективность. Абсолютная эффективность характеризует общую её величину, которую получает предприятие в результате своей деятельности за определённый промежуток времени. Сравнительная эффективность определяется путём сравнения возможных вариантов хозяйства и выбора лучшего из них. Её уровень отбивает экономические, экологические, социальные и другие преимущества определённого варианта реализации хозяйственных решений сравнительно с другими вариантами.
8. По типу процесса. Этот признак даёт возможность дифференцировать подходы к оцениванию эффективности, учитывая специфику отдельных процессов, которые происходят на предприятии. С точки зрения этого признака можно отдельно рассматривать эффективность производственных процессов, эффективность управления, эффективность инвестиционной, инновационной, маркетинговой, финансовой деятельности
1.2 Методики определения эффективности
В определении показателей эффективности учёные пошли разными путями. Представители одного из них считают за нужное дорожить необходимостью получения единой оценки и строить систему показателей эффективности. А конечный результат, по их мнению, должен сделать эксперт, который анализирует эту систему показателей, учитывает определённые неформальные обстоятельства, собственный опыт, возможно, интуитивные соображения, прогнозы и на базе всего этого сделать вывод. Другие учёные предлагают сразу ограничить множество факторов влияния и определять комплексный показатель эффективности.
Общая методология определения эффективности может быть формализованной таким соотношением:
F=E/P
где F—эффективность
E—эффект (результаты)
P—затраты (ресурсы)
При этом стоит принимать во внимание, что, обычно, перечисление ресурсов предприятия, которые определяют его эффективность, не является исчерпывающим, то есть в конкретных случаях на эффективность деятельности предприятия могут влиять другие факторы. Но для среднестатистического предприятия, которое существует в условиях рынка, учитывание упомянутых факторов гарантирует получение наиболее адекватной оценки состояния дел на предприятии.
Вобщем-то вопрос относительно того, что считать результатами производства, а что — затратами, которые обусловили появление этих результатов, является дискуссионным. Учёные-экономисты предложили немало пропозиций относительно решения этого вопроса. Но со всего их множества, наиболее объяснённые точки зрения можно объединить в границах таких трёх подходов:
1) ресурсный, когда экономический результат сравнивается с экономической оценкой производственных ресурсов, которые применяются во время производства;
2) затратный, когда экономический результат сравнивается с поточными затратами, которые непосредственно связаны с его достижением;
3) ресурсно-затратный, что, как это видно из самого названия, представляет собой определённый компромисс между двумя предыдущими. То есть к вниманию берётся как определённая оценка явных ресурсов, так и оценка поточных затрат. Однако применение этого подхода должно быть очень продуманным и осторожным, потому что возникает проблема двойного расчета, а также значительного влияния отраслевых особенностей производств (фондоёмкости, капиталоёмкости, трудоёмкости и т.д.).
Каждый из этих подходов имеет свои преимущества и недостатки, доскональность применения того или другого из них определяется конкретными обстоятельствами и поставленными задачами.
Что относится числителя формулы эффективности, то здесь также можно выделить три общих подхода.
1. За результат берётся валовая стоимость созданного за определённый период продукта (например, готовая или реализованная продукция по оптовым ценам).
2. Как результат берут прибыль. Это достаточно распространенный подход, и при его применении образуется целое множество показателей рентабельности, когда прибыль сопоставляется с себестоимостью производства или со стоимостью основных фондов, или с величиной активов предприятия или его капиталом.
3. За результат берётся сумма прибыли и амортизации. Дело в том, что с точки зрения предыдущего подхода предприятие, которое имеет отъемлемую величину прибыли, автоматически является нерентабельным, а значит, и неэффективным.
Задача определения эффективности возникает в разных ситуациях, и его рациональное решение в конкретных случаях предусматривает применение тех или других подходов или методик. Можно выделить такие общие направления, по которым определяется эффективность.
1. Оценивание эффективности производства с целью обеспечения оптимальной стратегии управления им. В границах этого направления исследуется, прежде всего, эффективность использования ресурсов предприятия.
2. Оценивание эффективности предприятия з целью определения его заманчивости как потенциального объекта инвестирования. Такое оценивание может совершаться самим предприятием, потенциальным инвестором или же для обеспечения объективности—заинтересованной организацией. При этом портфельные инвесторы, как правило, одобряются финансовыми показателями эффективности, а стратегических более интересует комплексная её оценка.
3. Оценивание эффективности предприятия на макроуровне со стороны государства. Не стоит считать, что это направление относится исключительно советских времён, хотя объективно в те времена наблюдался расцвет деятельности в этом направлении. Но и в условиях рынка такого плана решаются, хотя, обычно, в других масштабах.
Итак, рассмотрим систему показателей эффективности. Она предлагается в развёрнутом виде, то есть задача объяснения оптимального набора показателей в данном случае игнорируется, поскольку есть необходимость ознакомиться з тем, какими они бывают в принципе. Но всё же раннее сформулируем общие принципы рационального выбора системы показателей. Итак, система показателей эффективности должна:
отображать затраты всех видов ресурсов, которые применяются на предприятии;
создавать предусловия для обнаружения резервов повышения эффективности производства;
стимулировать использование всех резервов, присутствующих на предприятии;
обеспечивать информацией относительно эффективности производства все ячейки управленческой иерархии;
выполнять критериальную функцию. То есть для каждого из показателей должны быть определены правила интерпретации их значений.
В системе показателей эффективности производства можно выделить такие группы показателей:
эффективности использования основных фондов
эффективности использования оборотных фондов
эффективности использования труда (трудовых ресурсов)
эффективности отдельных видов деятельности
обобщающие показатели эффективности деятельности предприятия.
В границах организационного направления совершается поиск возможностей повышения эффективности тех процессов, которые происходят на предприятии. При этом, прежде всего внимание обращается на эффективность управления.
Исходя из определения эффективности менеджмента как сопоставления потребленных ресурсов с полученными результатами, ее можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но это упрощенная оценка эффективности менеджмента, которая не всегда корректна, так как:
1) результат управления не всегда заключается в прибыли;
2) такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении; прибыль часто возникает как опосредованный результат;
3) результат управления может быт не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить [8].
Чтобы избежать неточностей в результатах оценки, часто эффективность менеджмента рассматривается в двух аспектах: как узкая эффективность и широкая эффективность.
Узкая эффективность оценивается сопоставлением затрат на то или иное управленческое мероприятие с изменением показателей действующей системы управления. Для оценки узкой эффективности менеджмента пригодны такие частные показатели, как изменение уровня технической вооруженности управленческого труда, изменение доли работников управления в общей численности промышленно-производственного персонала и некоторые другие.
Уровень технической вооруженности управленческого труда характеризуется стоимостью всех технических средств управления, приходящихся на одного административно-
Однако показатели узкой эффективности менеджмента также непосредственно не отражают самой его эффективности.
Широкая эффективность управления устанавливается сопоставлением затрат на управление с общими показателями деятельности предприятия в целом. Одним из показателей этой эффективности может служить следующее отношение:
ЭУ1 = ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ,(1.2.1)
где ЭУ1 – эффективность системы управления,
ЗУ – годовые затраты на управление,
ФОС – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
ФОБ – среднегодовая сумма оборотных средств.
Для повышения «чувствительности» показателя эффективности его целесообразно определять также в сопоставлении с уровнем производительности труда, то есть с отражением влияния на него как овеществленного, так и живого труда, по формуле:
Э'У1 = (ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ) / (ВП/РПП), (1.2.2)
где ВП – выпуск валовой продукции за год,
РПП – среднегодовая численность промышленно-производственного персонала.
Чем ниже величины ЭУ1 и Э'У1, тем выше эффективность управления. Однако этот показатель сам по себе еще не дает конкретной характеристики эффективности менеджмента. Картина становится более ясной, если его сопоставить с аналогичным показателем других, особенно передовых предприятий, а также представить его по предприятию в динамике за ряд лет. Если динамика отражает последовательное снижение величин ЭУ1 и Э'У1, то можно говорить о повышении эффективности управления [5, с.64] .
В установлении эффективности управления предприятием существенное значение имеет правильное определение состава затрат на управление (величины ЗУ). В эти затраты входят:
основная и дополнительная заработная плата аппарата управления предприятием и его подразделениями с начислениями;
амортизация основных фондов управления (зданий и помещений, технических средств управления (компьютеров, средств связи, оргтехники и хозяйственного инвентаря);
затраты всех видов энергии на освещение, отопление и вентиляцию помещений управления;
затраты на различные вспомогательные материалы (канцелярские принадлежности, бумагу и т.д.);
затраты на текущий ремонт административных помещений (офисов) и др.
Применительно к перечисленным элементам определяется структура затрат на управление и ее динамика [7, с. 49] .
Важными показателями при оценке эффективности менеджмента являются прибыль и рентабельность, которые наиболее полно характеризуют конечные результаты деятельности предприятия, а значит, и эффективности управления. При этом следует исключить влияние на прибыль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственного звена. Формула расчета эффективности менеджмента с учетом прибыли может быть представлена следующим образом:
ЭУ2 = ПБ1 / РУ1, (1.2.3)
а показатель ее роста – индекс:
IЭ= (ПБ1 / РУ1) / (ПБО / РУО),(1.2.4)
где ПБ1 и ПБО – балансовая прибыль предприятия (без учета уплаты налогов и других платежей в бюджет) за текущий и предыдущий год,
РУ1,РУО – среднегодовая численность управленческого персонала в текущем и предыдущем году.
Чем выше в этих формулах величины ЭУ2 и IЭ, тем более эффективно управление.
При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.
Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность) [5, с.39].
Количественные показатели деятельности системы управления включают: комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процессов управления) и др.; финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.); показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные): повышение научно-технического уровня управления; уровень интеграции процессов управления; повышение квалификации менеджеров; повышение уровня обоснованности принимаемых решений; формирование организационной культуры; управляемость системы; удовлетворенность трудом; завоевание общественного доверия; усиление социальной ответственности организации; экологические последствия.
То есть результативность данных показателей может быть охарактеризована облегчением и улучшением условий труда, улучшением психологической обстановки в коллективе, установлением нормальных взаимоотношений руководителей и исполнителей и т.д.
Свести эти показатели к единой величине практически невозможно. Ценность же такой эффективности бесспорна [8, с. 54] .
Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит положительный сдвиг в организации системы управления и достигается экономический эффект.
Совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, что также требует оценки управления данными проектами.
При оценке эффективности инвестиционных проектов применяются: коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.
Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления.
При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо приведение (дисконтирование) показателей к стоимости момента сравнения, так как денежные поступления и затраты в различные временные периоды неравнозначны.
Развиваются и другие подходы к оценке эффективности менеджмента, в частности, ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности системы управления. В нем абсолютная эффективность управления представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования. Относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам.
Таким образом, в обобщенном виде можно выделить следующие критерии эффективности менеджмента:
1. Действенность – степень достижения целей организации.
2. Экономичность – соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов.
3. Качество – соответствие характеристик продукции (услуг) стандартам и требованиям потребителей.
4. Прибыльность – соотношение между доходами и суммарными издержками.
5. Продуктивность – соотношение объема продукции (услуг) за определенный период в натуральных, стоимостных и других показателях и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции (ресурсов: трудовых, материальных, финансовых и др.).
6. Качество трудовой жизни – условия труда работников
7. Инновационная активность – внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации [6, с. 134].
Анализ категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффективности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя, критерия эффективности в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования.
Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.
1.3 Факторы повышения эффективности деятельности предприятия
Рассмотренная система подходов к определению эффективности уже сама по себе значительной мерой раскрывает основные направления поиска резервов повышения эффективности деятельности предприятия.
В общем, проблема определения эффективности предприятия и поиска путей её повышения является сложной и такой, которая трудно формализуется. Так как любое предприятие—это сложная система, которую трудно упростить, не потеряв при этом её существенных характеристик. Поэтому надеяться, что можно достать простую и легко понятную схему анализа, которая давала бы возможность получать желаемый результат во всех случаях, было бы не совсем правильно.
Ресурсное направление анализа объекта отображает первоочередную необходимость анализа эффективности использования явной материальной базы производства и живого труда. При этом следует учитывать уровень нагрузки оборудования во времени, структуру себестоимости продукции, которая изготовляется, с точки зрения соотношения в ней частиц амортизации, материальных затрат, затрат на оплату труда. Упомянутые показатели следует рассмотреть в динамике, а также по возможности сравнить с показателями ближайших конкурентов. Для оборотных фондов важнейшим показателем является скорость их оборота, значит, следует проанализировать факторы её увеличения, а именно такие:
- уменьшение объёмов незавершённого производства;
- усовершенствование системы материально-технического обеспечения с целью оптимизации производственных запасов;
- ускорение реализации готовой продукции;
- уменьшение объёмов дебиторской задолженности.
Кроме этого, следует обратить внимание и на другие направления рационализации использования материальных ресурсов:
- проанализировать основные причины затрат и нерационального использования ресурсов;
- обеспечить обоснованное нормирование затрат материалов;
- организовать использование вторичных ресурсов;
- создать систему поощрения за экономию сырья, энергии и материалов и отработать её действенность;
- акцентировать внимание на использовании современных высокотехнологических материалов.
Что касается анализа эффективности использования трудового потенциала предприятия, то здесь следует сосредоточить внимание на такие аспекты:
- внутресменяемые затраты рабочего времени;
- затраты рабочего времени вследствие исчерпания кадров;
- уровень использования средств механизации, автоматизации труда и компьютерной техники;
- анализ системы стимулирования работающих;
- определение профессионально-
В границах этого, то есть организационного, направления совершается поиск возможностей повышения эффективности тех процессов, которые происходят на предприятии. При этом, прежде всего внимание обращается на эффективность управления.
Важной составной эффективности предприятия, а значит, и значительным резервом её повышения, является организация производственного процесса. В конкретных случаях предприятия следует проанализировать все аспекты, которые определяют эффективность организации работ, от уровня рабочего места отдельного работника или специалиста до уровня предприятия в целом. Для производственных предприятий, учитывая, конечно, специфику их деятельности, особое внимание нужно обращать на возможности применения более эффективных типов производства.
И, наконец, последним направлением поиска возможностей повышения эффективности является технологический.
Решение проблемы технологического отставания особенно актуально для украинских предприятий. Причём проблема эта является комплексной и имеет, по крайней мере, два компонента: материальный и нематериальный. Первый из них – это усовершенствование технической базы, а второй—организационно-правовые проблемы. По мнению многих экономистов, преодоление технического и технологического отставания требует не просто перехода на современные технологии, а внедрение комплекса отношений, которые называются корпоративной культурой. Такая культура должна отображаться, конечно, у передовых компаний с продолжительным опытом работы в рынковой среде.
Попытки выделить в оценке эффективности предприятия и поиска путей повышения последней отдельные структурные компоненты обусловлены желанием упростить понимание отмеченных проблем. Зато понятно, что на самом деле эти проблемы комплексные, значит, для их решения следует применять комплексный, системный подход, тщательно исследуя все подразделения, службы предприятия и те процессы, которые в них происходят. Только на основе системного анализа можно получить действительно адекватную оценку состояния дел на предприятии и разработать эффективные мероприятия по отношению к его улучшению.
Расширить производство основных фондов можно с помощью таких мероприятий:
- технического перевооружения действующего предприятия;
- реконструкции производства;
- расширения производственных мощностей предприятия;
- нового строительства технологически завершенных производственных мощностей и подразделов предприятия.
2 Анализ деятельности в ОАО «Саханефтегазсбыт» в 2007-2010 гг.
2.1 Общая характеристика ОАО «Саханефтегазсбыт»
Открытое акционерное общество (ОАО) «Саханефтегазсбыт» образовано 1 сентября 2000 г. Учредителем ОАО «Саханефтегазсбыт» выступила Республика Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных отношений РС (Я) со стопроцентной долей государства в уставном капитале.
Общество является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правом юридического лица, имеет самостоятельный баланс, расчетные и иные счета в банках.
Общество имеет 25 структурных подразделений (филиалов) расположенных на территории Республики Саха (Якутия)
ОАО «Саханефтегазсбыт» является крупным предприятием, расположенным на всей территории Республики Саха (Якутия).
Общество ежегодно осуществляет стабильный завоз нефтепродуктов для нужд бюджетной сферы, населения и мелкооптовых предприятий республики.
Основными видами деятельности общества являются:
-оптово-розничная реализация нефтепродуктов;
Приказом управления федеральной антимонопольной службы по РС (Я) от 27 августа 2004 г. №72 ОАО «Саханефтегазсбыт» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 %.
Основную долю в выручке общества занимает оптовая и розничная реализация, а также услуги по приему и хранению нефтепродуктов.
Основные конкуренты ОАО «Саханефтегазсбыт» на рынке Республики Саха (Якутия):
по реализации нефтепродуктов через сеть АЗС - ОАО НК «Тумаада-нефть», ООО НК «Сибойл», ООО «Стройнефтетранс»;
по оптовой реализации нефтепродуктов – ОАО «Алмаззолотокомплект», ОАО НК «Тумаада-нефть»; ООО «Саха-Кастрол».
по оказанию приемо-складских услуг и хранению нефтепродуктов - ОАО НК «Тумаада-нефть», ГУП «ЖКХ РС (Я)», Дирекция аэропортов РС (Я), ОАО АК «Якутскэнерго».
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ОАО «Саханефтегазсбыт»
Анализ технико-экономических показателей предприятия позволяет сделать выводы об эффективности и результативности его деятельности.
Проанализируем динамику основных технико-экономических показателей ОАО «Саханефтегазсбыт» за 2007 – 2010 гг. (расчет проводится на основании бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств).
Основные технико-экономические показатели ОАО «Саханефтегазсбыт» представлены в таблице 1 (Приложение А). Базовым для расчетов является 2007 год.
По результатам деятельности получена валовая прибыль (выручка без учета налогов и покупной стоимости нефтепродуктов) в 2007 году составляла 1 698, 6 млн. рублей, в 2008 году уже составила 2 266,1 млн.руб., что на 567,6 млн.руб. (или 33,4 %) больше аналогичного периода прошлого года, что говорит об увеличении объемов реализации. В 2009 году валовая прибыль уменьшилась до 1 958,0 млн. руб.
Коммерческие расходы (издержки обращения) за 2007год составили 1094,6 млн.руб., в 2008 году составили 1214,4 млн. рублей, рост по сравнению с аналогичным периодом 2007 года составил 119,8 млн. руб., а в 2009 году 1 262,6 млн. рублей. Увеличение затрат связано с ростом цен на нефть, нефтепродукты в связи с приобретением материалов и запчастей в необходимом объеме для нормальной и бесперебойной работы предприятия, новый ввод основных средств, в связи с повышением заработной платы работников и т.д.
Наименьший размер выручки от реализации приходился на 2009 год (6 054 555 млн. руб. в фактических ценах). По сравнению с 2007 годом (7 198 278 млн. руб.) снижение составило более 15,9 %. В 2008 году показатель увеличился на 213 520 тыс. руб. по сравнению с 2007 годом, что связано с увеличением объемов реализации.
Фондоотдача = Объем выпущенной продукции (товарной, валовой, реализованной) / общая среднегодовая стоимость основных фондов (2.2.1)
Фондоотдача (2007 год) = 1 698 557/144 045 = 11,79
Фондоотдача (2008 год) = 2 266 144/149 529 = 15,16
Фондоотдача (2009 год) = 1 958 057/175 206 = 11,17
Фондоотдача (2010 год) = 2 444 246/180 097 = 13,57
Фондовооруженность = Общая среднегодовая стоимость основных фондов / среднесписочная численность работников (2.2.2)
Фондовооруженность (2007 год) = 144 045/2013 = 71,5
Фондовооруженность (2008 год) = 149 529/1910 = 78,9
Фондовооруженность (2009 год) = 175 206/1915 = 91,5
Фондовооруженность (2010 год) = 180 097/1927 = 93,5
Наиболее высокие показатели фондовооруженности наблюдаются в 2009 и 2010 годах. Это говорит о высокой степени вооруженности рабочих мест основными фондами.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств =
= Выпуск продукции / среднегодовой размер оборотных средств (в числе оборотов) (2.2.3)
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (2007 год) =
= 1 698 557/9 198 019 = 0,2
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (2008 год) =
= 2 266 144/8 562 902 = 0,3
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (2009 год) =
= 1 958 057/8 980 396 = 0,2
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (2010 год) =
= 2 444 246/9 862 006 = 0,3
Расчет коэффициента оборачиваемости оборотных средств показывает, что в 2008 и в 2010 году было совершено большее количество оборотов, значит, предприятие работало более эффективно, чем в 2007 и 2009 годах.
Производительность труда = Объем производства и (2.2.3)
реализации продукции / численность промышленно-производственного персонала
Производительность труда(2007 год) = 7 198 278 / 2013 = 3 575,9
Производительность труда(2008 год) = 7 411 798/1910 = 3 880,52
Производительность труда(2009 год) = 6 054 555/ 1915 = 3 161,65
Производительность труда (2010 год) = 6 525 671/ 1927 = 3 386,44
Производительность труда в 2010 году снизилась из-за уменьшения объема реализации продукции, высокий показатель производительности труда приходился на 2008 год.
Рентабельность продукции = прибыль / себестоимость (2.2.4)
продукции
Рентабельность продукции (2007 год) = 603 925/ 5 499 721 = 0,110
Рентабельность продукции (2008 год) = 1 051 700 / 5 145 654 = 0,204
Рентабельность продукции (2009 год) = 695 400 / 4 096 847 = 0,171
Рентабельность продукции (2010 год) = 1 006 000 / 4 081 425 = 0,246
Рентабельность продукции в 2008 и 2010 годах повысилась, по сравнению с 2007 годом.
Таким образом, проанализировав основные технико-экономические показатели ОАО «Саханефтегазсбыт» за 4 года, можно сделать следующие выводы: наиболее эффективно предприятие функционировало в 2008 и 2010 гг., так как все показатели фондоотдачи, фондовооруженности и коэффициент выше по сравнению с 2007 и 2009 годами. Высокая производительность труда наблюдается в 2008 году. В целом деятельность компании можно охарактеризовать положительно, наблюдается ежегодный рост рентабельности.
Оценка эффективности управления в ОАО «Саханефтегазсбыт»
Высшим органом управления ОАО является общее собрание акционеров, которое созывается ежегодно. В ОАО, также, создается счетная комиссия сроком на 1 год. Количественный и персональный состав в количестве 3-х членов, которой утверждается общим собранием акционеров. Счетная комиссия проверяет полномочия и регистрирует лиц, участвующих в общем собрании акционеров, определяет кворум общего собрания акционеров, разъясняет другие вопросы, возникающие в связи с реализацией акционерами (их представителями) права голоса.
ОАО управляется советом директоров в количестве 10 членов во главе с председателем. Совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью ОАО, за исключением решения вопросов, отнесенных Уставом к компетенции общего собрания акционеров.
Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества (Генеральным директором).
Генеральный директор подотчетен Совету директоров Общества и общему собранию акционеров.
К компетенции Генерального директора ОАО «Саханефтегазсбыт» относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или Совета директоров Общества.
Генеральный директор «Саханефтегазсбыт» организуют выполнение решений общего собрания акционеров и Совета директоров «Саханефтегазсбыт».
Имеется контролирующий работу ОАО орган – ревизионная комиссия, члены которой представляют Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) в лице начальника отдела по управлению недвижимостью и договорных отношений и главного специалиста департамента имущества промышленности, транспорта и связи. Ревизионная комиссия возглавляется председателем, который является заместителем председателя государственного комитета по торговле и материально-техническим ресурсам Республики Саха (Якутия).
Проведем оценку эффективности менеджмента, учитывая общие среднегодовые затраты на управление и среднегодовую стоимость основных и оборотных фондов:
ЭУ1 = ЗУ * 100 / ФОС + ФОБ
Рассчитаем данный показатель за четыре года деятельности предприятия, чтобы проследить динамику эффективности управления.
ЭУ1 (2007) = 854 531*100 / 144 045 + 9 198 019 = 9,1
ЭУ1 (2008) = 951 120*100 / 149 529 + 8 562 902 = 10,9
ЭУ1 (2009) = 994 804*100 /175 206 + 8 980 396 = 10,8
ЭУ1 (2010) = 1 088 491*100/ 180 097 + 9 862 006 = 10,8
Исходя из полученных расчетов можно сделать вывод о том, что в 2007 году эффективность управления выше, чем в 2008 и 2009 годах.
Кроме того, необходимо провести оценку социальных (качественных) показателей эффективности управления, что сделать гораздо сложнее, так как нет четких данных для такой оценки.
Заключение
Таким образом, эффективность управления – сложная экономическая категория, изучение которой предполагает учет различных факторов, прямо или косвенно влияющих на управленческий процесс. Эффективность менеджмента зависит от профессионализма и личных качеств руководителя, от обеспеченности предприятия ресурсами, системы коммуникаций на предприятии, организационной структуры управления, системы подбора персонала и много другого.
В общем виде эффективность менеджмента предполагает результативность управленческой деятельности (сопоставление потребленных ресурсов с полученными результатами). Но определение результатов управленческой деятельности – одна из основных проблем, которые возникают при оценке управления.
В результате исследования критериев и методов оценки эффективности управления было выяснено, что пока не существует единой системы такой оценки. Эффективность менеджмента можно анализировать, используя экономические и социальные критерии, общие и частные показатели эффективности. Важно при этом учитывать состав затрат на управление и показатели прибыли и рентабельности предприятия. Более достоверная оценка эффективности менеджмента может быть получена только совокупностью различных показателей, учитывающих влияние различных факторов и рассчитанных за несколько лет работы организации для анализа их динамики. Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе методов оценки эффективности управленческой деятельности.
Были рассмотрены различные пути повышения эффективности менеджмента с учетом всех элементов деятельности предприятия. Они, направлены в основном на усовершенствование профессионализма, уровня квалификации, личных и деловых качеств самого руководителя или на изменение стратегии предприятия, ее организационной структуры, технологий производства, условий труда и отдыха, коммуникационные процессы и т.д. Предприятие также самостоятельно выбирает пути и методы повышения эффективности менеджмента, исходя из специфики своей деятельности, сложившейся организационной структуры управления, экономических и социальных результатов деятельности, финансовых ресурсов и многого другого.
В курсовой работе была проанализирована деятельность ОАО «Саханефтегазсбыт» за 2007-2009 гг. Компания является крупнейшим поставщиком и продавцом на рынке нефтепродуктов Республики Саха (Якутия) и имеет крупнейшую сеть АЗС по всей республике, 25 нефтебазовых хозяйств.
Приход и расход нефтепродуктов осуществлялся по всем направлениям – завоз в навигацию, отпуск собственникам, коммерческая реализация, товарообмены, выпуск и перезакладка по первой группе, и прочие. Отпуск нефтепродуктов для государственных нужд осуществлялся в соответствии с утвержденным Правительством РС (Я) порядком завоза, отпуска, учета и отчетности по нефтепродуктам выдаваемых по установленным лимитам потребления.
Всего в ОАО списочная численность работников на 2009 год 1915 человек, из них мужчин 1001, женщин 914. По уровню образования: 379 имеют высшее образование, один кандидат экономических наук, 985 среднее-профессиональное, 554 начальное профессиональное образование. В управлении общества весь руководящий состав с высшим образованием.
В результате анализа основных технико-экономических показателей деятельности предприятия было выяснено, что 2008 год характеризуется более высокими показателями, чем 2007 и 2009 года. Оценка эффективности управления в ОАО «Саханефтегазсбыт» была произведена с учетом экономической и социальной эффективности. Расчет количественных показателей на основе затрат предприятия на управленческую деятельность и прибыльности деятельности показал, что эффективность менеджмента в 2008 году самая высокая.
Среди преимуществ, положительно влияющих на эффективность управления можно отметить профессионализм и квалифицированность работников, хорошую систему подбора персонала, благодаря которой структура штата работников состоит из большого количества высококвалифицированных специалистов.
Дополнение системы мотиваций экономическими методами стимулирования требует больших финансовых затрат, но это себя оправдывает, поскольку сотрудники будут стремиться работать эффективнее в компании, где созданы хорошие условия труда и отдыха, где работников ценят и признают их значимость для организации.
Таким образом, эффективное управление влияет на все аспекты деятельности организации. Поэтому каждому предприятию необходимо периодически проводить оценку эффективности менеджмента, а также разрабатывать различные мероприятия по ее повышению. Это будет способствовать увеличению эффективности и результативности деятельности предприятия в целом.
Список использованных источников
1. Гринёв А.В. «Организация и управление на предприятии».—Х.,2004А.К. Казанцева. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса.– М.: ИНФА – М, 1999. – 252 с.
2. Лапин Е.В. «Оценка экономического потенциала предприятия №.—Суммы,2004
2. Савицкая Г.В. «Экономический анализ деятельности предприятия: уч. Пособие.—К., 2004
3. Литвинов Ф.И. Моделирование управленческих структур предприятия// Менеджмент в России и за рубежом. – № 2, 2008
4. Шегда А. В., Литвиненко Т.Н., Нахаба М.П. «Экономика предприятия».—К., 2005.
5. Поляков В.А. Технология карьеры: Практическое руководство. – М.: «Наука». – 1999, – 269 с.
6. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. Учебник для вузов по спец. «Менеджмент». – М.: «Аспект пресс», – 2003. – 467 с.
7. Роббинс С., Коултер М. Менеджмент: Пер. с англ. – 6-е изд., доп. и перераб. – М.: ИД «Вильямс», 2002.- 370 с.
8. Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, 3е изд, стер., - М: Академия, 2004 - 336с.
9. Грищенко О.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебное пособие. Таганрог: издательство ТРТУ, 2000. – 112с.
Приложение А
Таблица 1
Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Саханефтегазсбыт»
Показатели | Значения | Изменение по сравнению с 2008 годом | |||||
2008 | 2009 | 2010 | абсолютное | относительное, % | |||
Валовая прибыль, млн. руб. | 2 266 144 | 1 958 057 | 2 444 246 | 178 102 | 486 189 | 33,4 | 15,2 |
Коммерческие раходы, млн. руб.
| 1 214 406 | 1 262 638 | 1 438 293 | 119 774 | 168 006 | 10,9 | 15,3 |
Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб. | 149 529 | 175 206 | 180 097 | 5 484 | 31 161 | 3,8 | 21,6 |
Среднегодовая стоимость оборотных фондов, млнруб. | 8 562 902 | 8 980 396 | 9 862 006 | - 635 117 | - 217 623 | -6,8 | -2,4 |
Себестоимость товарной продукции, млн. руб. | 5 145 654 | 4 096 847 | 4 081 425 | - 354 067 | -1 402 874 | -6,4 | -25,5 |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг, млн .руб. | 7 411 798 | 6 054 555 | 6 525 671 | 213 520 | -1 143723 | 2,96 | -15,9 |
Фондоотдача | 15,2 | 11,2 | 13,57 | 3,4 | -0,6 | 28,8 | -5,0 |
Фондовооруженность | 78,9 | 91,5 | 93,5 | 7,4 | 20 | 10,3 | 28,0 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
0,3 |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
- |
0,50 |
- |
Среднегодовой фонд оплаты труда, тыс. руб. | 490 496,5 | 543 339 | 602 100 | 75 319 | 128 161,5 | 18,1 | 30,9 |
Производительность труда | 3 880,52 | 3 161,65 | 3 386,44 | -13,5 | -49,8 | -9,2 | -34,0 |
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. | 21 400 | 23 644 | 26 037 | 4 213 | 6 457 | 24,0 | 37,6 |
Рентабельность производимой продукции |
0,204 |
0,171 |
0,246 |
0,1 |
0,2 |
7,7 |
15,4 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 1 910 | 1 915 | 1927 | -103 | -98 | -5,1 | 4,9 |
Приложение Б
Рис. 1 Организационная структура
|
|
|
|
|
|
|
| Высший орган управления - Общее собрание акционеров |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| Общее руководство деятельностью общества - Совет Директоров |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
| Единоличный исполнительный орган - Генеральный директор |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
1 зам. Ген. директора - коммерческий директор |
| Зам. Ген. директора по экономике и финансам |
| Зам. Ген. директора по экономической безопасности |
|
| Главный инженер |
| Главный бухгалтер |
| Зам. Ген. директора - представитель в г. Москва |
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Товарно-коммерческое управление |
| Управление по экономике и финансам |
|
|
|
|
|
| Управление эксплуатации нефтебазового хозяйства и АЗС |
| Бухгалтерия |
| Юридическо-правовое управление |
| |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Отдел ресурсов и поставок |
| Финансовый отдел |
| Отдел по экономической безопасности |
|
| Отдел эксплуатации и технического развития н/б хозяйства и АЗС |
|
|
|
|
| Управление по обеспечению деятельности общества | ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Отдел маркетинга и завоза |
| Отдел экономики и анализа |
|
|
|
|
|
| Технический отдел |
|
|
|
|
| Отдел по кадрам и социальным вопросам | ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Отдел розничных продаж, пластиковых карт и услуг |
|
|
|
|
|
| Инженер по ОТиТБ |
|
| Отдел промышленной, противопожарной и экологической безопасности |
|
|
|
|
| Отдел информационно-технического обслуживания | |||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Канцелярия | ||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Хозяйственный отдел | ||||||||
| филиалы - нефтебазы |
|
|
|
|
| ООО "Якутская нефтяная компания" |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Амгинская |
| Вилюйская |
| Средне-Колымская |
| Усть-Алданская |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Усть-Таттинская |
| Нижне-Янская |
| Нижне-Колымская |
| Верхне-Вилюйская |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Сангарская |
| Томмотская |
| Белогорская |
| Олекминская |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Хандыгская |
| Якутская |
| Чокурдахская |
| Усть-Куйгинская |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Ленская |
| Жиганская |
| Сунтарская |
| Зырянская |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Нагорнинская |
| Нюрбинская |
| Эльдиканская |
| Покровская |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Батагайская |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32