Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 00:43, лекция
Теория познания (гносеология, эпистемология;), являясь одним
из фундаментальных методологических разделов философии,
изучает возможности и закономерности познания от ощущений,
представлений, понятий к объективной реальности, к объектив-
ной данности, к действительности; всесторонне исследует этапы,
ступени и формы познавательного процесса, условия и критерии,
достигая установления его достоверности и истинности.
Выступая в качестве методологической основы всех отраслей
науки, теория познания определяет сущность, необходимость и
последовательность экономического анализа.
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Экономический анализ
и теория познания
Теория познания (гносеология, эпистемология;), являясь одним
из фундаментальных методологических разделов философии,
изучает возможности и закономерности познания от ощущений,
представлений, понятий к объективной реальности, к объектив-
ной данности, к действительности; всесторонне исследует этапы,
ступени и формы познавательного процесса, условия и критерии,
достигая установления
его достоверности и
Выступая в качестве методологической основы всех отраслей
науки, теория познания определяет сущность, необходимость и
последовательность экономического анализа.
Прежде всего она определяет понятия объекта и субъекта
познания. Под первым понимается объективная действитель-
ность, практика как чувственно-предметная, материальная дея-
тельность человека, персонифицирующая силу познания, со-
ставляющая основу развития человеческого общества. Вторым
является сам человек или сообщество людей, все человечество,
т.е. живые личности,
творчески относящиеся к
ния. Только необходимое соотносительно диалектическое един-
ство субъекта и объекта познания обеспечивает его достовер-
ность, его истинность.
Объектом познания является практика с ее чувственно-пред-
метным, материально-вещественным, жизненно-социальным и
природоохранным содержанием.
Обобщая методы и приемы современной науки, процесс
познания широко использует такие важнейшие инструменты,
как анализ и синтез, эксперимент, моделирование. Активно-
составляющим здесь выступает человеческое мышление, кото-
рое представляет собой наивысшую аналитико-синтетическую
способность человеческого мозга. Человек по своей природе
запрограммирован как бы живым аналитико-синтезирующим
аппаратом.
Мышление в качестве творческого процесса охватывает по-
нятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае
и анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свой-
ства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятия-
ми, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и
противоречии. Через суждение, через понятия что-либо утверж-
дается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции
(суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от
общего к частному), суждения приводят к тому или иному умо-
заключению. Здесь уместно подчеркнуть единство индукции и
дедукции в процессе аналитических исследований. Ибо целое,
хотя оно и состоит из частей, перестает, однако, быть целым, ког-
да его делят. Анализ без синтеза невозможен. Таким образом,
умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный
вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних по-
нятий и представлений.
Процесс мышления, процесс аналитико-синтетической дея-
тельности человеческого мозга, проходит через три взаимосвя-
занные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование
новых практических предложений и умозаключений. Созерца-
ние, наблюдение, фактофиксация — начальный момент позна-
ния, начальный момент анализа. Созерцание - это отдание чес-
ти «его величеству господину факту». Факты - это воздух учено-
го. Множественность фактов - основа всех последующих этапов
анализа-мышления. Единичные факты, важные для ревизии,
криминологии, в анализе существенной роли не играют. Созер-
цание на данном этапе
существенно облегчается
нее собранной, систематизированной экономической, марке-
тинговой информации, прошедшей необходимую сводку и ма-
шинную обработку.
Созерцание, сбор требующихся фактов, определенных кир-
пичиков сущего служат базой для абстрактного научного обобще-
ния на уровне более высоких порядков. Оно представляется
сутью теоретического исследования, теоретического анализа соб-
ранной ранее информации.
Здесь особо проявляется
восточной поговорки: «Не всякий знает, как много надо знать,
чтобы знать, как мало мы знаем».
На стадии абстрактных обобщений возможна многовариант-
ность теоретических суждений и умозаключений; чем больше та-
ких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального
Мышление в качестве творческого процесса охватывает по-
нятия, суждения, умозаключения. Мышление, а в данном случае
и анализ отражают общее, дифференцируют и группируют свой-
ства вещей, явлений, показателей в соответствии с их понятия-
ми, сущностью, реальностями, объективностью, в их развитии и
противоречии. Через суждение, через понятия что-либо утверж-
дается или, наоборот, отрицается. Используя приемы индукции
(суждение от частного к общему), а также дедукции (суждение от
общего к частному), суждения приводят к тому или иному умо-
заключению. Здесь уместно подчеркнуть единство индукции и
дедукции в процессе аналитических исследований. Ибо целое,
хотя оно и состоит из частей, перестает, однако, быть целым, ког-
да его делят. Анализ без синтеза невозможен. Таким образом,
умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный
вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних по-
нятий и представлений.
Процесс мышления, процесс аналитико-синтетической дея-
тельности человеческого мозга, проходит через три взаимосвя-
занные стадии: созерцание, научную абстракцию, формирование
новых практических предложений и умозаключений. Созерца-
ние, наблюдение, фактофиксация — начальный момент позна-
ния, начальный момент анализа. Созерцание - это отдание чес-
ти «его величеству господину факту». Факты - это воздух учено-
го. Множественность фактов - основа всех последующих этапов
анализа-мышления. Единичные факты, важные для ревизии,
криминологии, в анализе существенной роли не играют. Созер-
цание на данном этапе
существенно облегчается
нее собранной, систематизированной экономической, марке-
тинговой информации, прошедшей необходимую сводку и ма-
шинную обработку.
Созерцание, сбор требующихся фактов, определенных кир-
пичиков сущего служат базой для абстрактного научного обобще-
ния на уровне более высоких порядков. Оно представляется
сутью теоретического исследования, теоретического анализа соб-
ранной ранее информации.
Здесь особо проявляется
восточной поговорки: «Не всякий знает, как много надо знать,
чтобы знать, как мало мы знаем».
На стадии абстрактных обобщений возможна многовариант-
ность теоретических суждений и умозаключений; чем больше та-
ких суждений, тем большая вероятность выбора оптимального
88