Этапы комплексного анализа
Финансово-экономический
факультет
Кафедра экономики и
менеджмента
Дисциплина: Анализ данных
и прогнозирование экономики
Объективность
оценки итогов деятельности предприятия,
уровня использования производственных
и финансовых ресурсов требуют комплексного
подхода.
Комплексный анализ
совокупность определенных
принципов, методов, приемов всестороннего
изучения хозяйственной деятельности
организации. Главное в комплексном анализе
– системность, увязка отдельных разделов
– блоков анализа между собой, анализ
взаимосвязи и взаимной обусловленности
этих разделов и вывод результатов анализа
каждого блока на обобщающие показатели
эффективности.
Комплексный анализ
- Необходимое условие комплексности – использование в анализе единой цели, позволяющей связать отдельные направления анализа, показателии факторы производства в единую систему.
Преимущества
комплексного системного анализа выражаются
в том, что позволяют осуществлять комплексный
поиск резервов повышения эффективности
производства. Их оценка позволяет представлять
деятельность предприятия как единый
механизм, выделять наиболее важные звенья
и на их основе разрабатывать комплекс
мероприятий по мобилизации не использованных
резервов.
Любая
методика анализа представляет собой
методические советы по исполнению аналитического
исследования. При выполнении комплексного
анализа и оценке бизнеса выделяют несколько
этапов.
1. Уточняются объекты,
цель и задачи анализа, составляется
план аналитической работы.
2. Разрабатывается
система синтетических и аналитических
показателей, с помощью которых
характеризуется объект анализа.
3. Собирается и подготавливается
к анализу необходимая информация
(проверяется ее точность, приводится
в сопоставимый вид и т.д.)
4. Проводится сравнение
фактических результатов хозяйствования
с показателями плана отчетного
года, фактическими данными прошлых
лет, с достижениями ведущих
предприятий, отрасли в целом
и т.д.
5. Выполняется факторный
анализ: выделяются факторы
и определяется их влияние
на результат.
6. Выявляются неиспользованные
и перспективные резервы повышения
эффективности производства.
7. Происходит оценка результатов
хозяйствования с учетом действия
различных факторов и выявленных неиспользованных
резервов, разрабатываются мероприятия
по их использованию.
Такая
последовательность выполнения аналитических
исследований является наиболее целесообразной
с точки зрения теории и практики анализа.
Пример комплексного анализа
- Анализ производства продукции по объему
Объем выпуска продукции
непосредственно предопределяетдоходность
предприятия. Именно поэтому оценка
и анализ объемной работы предприятия
является одним из важных направлений
аналитической работы.
1-этап
- Целью анализа выпуска продукции является нахождение путей увеличения объемов производства продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат — увеличение прибыли предприятия.
1-этап
- Основной задачей комплексного анализа выпуска продукции является: анализ конкурентных позиций предприятия и его способности гибкого маневрирования ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.
2-этап
- Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.
3-этап
- Основными источниками информации для проведения анализа объема выпуска продукции являются:
- • Статистическая отчетность, а также данные бухгалтерского учета;
- • Данные аналитического учета по счетам;
- • Отчет о прибылях и убытках;
- • и др.
4-этап
- В процессе анализа проверяется выполнение плана по выпуску (если имеется план) и дается оценка изменения объема продукции по сравнению с предыдущим годом.
- Анализ начинается с изучения динамики выпуска продукции, расчета темпов роста и темпов прироста.
5-этап
- Данные таблицы свидетельствуют о том, что объем продукции увеличился против прошлого года на 1 992 т.р. или 22,4%, а против плана — на 1 960 т.р. или 21,9%, что является в основном результатом роста цен, а не увеличения объема продукции.
- Реально объем продукции в отчетном году увеличился против прошлого года на100 т.р. или 0,9%, а против плана — на 64 т.р. или 0,6%.
- За счет повышения цен объем продукции в стоимостном выражении увеличился против прошлого года на 1 892 т.р. или на 21,5%, а против плана — на 1 896 т.р. или 21,3%.
6-этап
- Перспективный резерв повышения объема – увеличение объема продукции
7-этап
- Объем выпуска продукции, исчисленный в стоимостном выражении, не всегда дает правильное представление об объеме выполненных предприятием работ по выпуску продукции. Это связано с тем, что на показатель выпуска продукции в стоимостном выражении оказывают влияние изменение структуры выпускаемой продукции и изменение стоимости сырья.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Источники:
- Баданов Г. П. Конспект лекций по дисциплине «Комплексный экономический анализ». Батырево – 2009
- Шадрина Г.В. Теория экономического анализа. Москва – 2010
- Максименко Т.А. Содержание и этапы комплексного экономического анализа.
- http://www.rusnauka.com/9_KPSN_2011/Economics/10_84166.doc.htm