Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 16:57, контрольная работа
Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли права. Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Другим примером может служить принятие
на себя государственной организацией
обязательства профинансировать определенные
бюджетные расходы в соответствии с бюджетной
росписью. Волеизъявление данной организации
приводит к возникновению финансовых
правоотношений между ней и, например,
бюджетным учреждением, однако причиной
такого действия являлась сводная бюджетная
роспись, составленная вышестоящим органом
власти.
При неисполнении
участниками финансовых правоотношений
своих обязанностей возникают правоотношения,
связанные с применением санкций.
События — это обстоятельства, не зависящие
от воли людей (смерть и рождение человека,
стихийное бедствие). Финансово-правовые
нормы учитывают влияние событий на возникновение,
изменение или прекращение финансовых
правоотношений.
Например, смерть
гражданина, рождение детей, достижение
определенного возраста влияют на налоговые
правоотношения; стихийные бедствия, террористические
акты и другие чрезвычайные ситуации оказывают
влияние на налоговые, бюджетные и страховые
правоотношения и т.д. При этом волеизъявление
участников финансовых правоотношений
не может влиять на выполнение ими установленных
прав и обязанностей.
Для изменения финансовых правоотношений
и прекращения их необходимо принятие
нормативного акта с указанием фактов
и событий, вызвавших такое решение.
Прекращение финансовых
правоотношений наступает
в случаях:
· погашения финансового обязательства
в результате уплаты суммы в срок или взыскания
недоимки (просроченного платежа);
· смерти физического лица – налогоплательщика
или получателя бюджетных средств;
· выполнения задания по государственным
доходам по бюджету;
· использования выданных бюджетных ассигнований;
· осуществления компетентными органами
права сложения недоимок по налогам.
3. Классификация финансовых правоотношений
Существует несколько
видов классификации финансовых правоотношений. В
зависимости от структуры
финансовой системы
РФ:
бюджетные правоотношения;
· налоговые правоотношения;
· неналоговые правоотношения;
· финансовые правоотношения в области
государственного кредита;
· финансовые правоотношения в области
страхования;
· правоотношения, возникающие при осуществлении
государственных расходов, в том числе
и при сметно-бюджетном финансировании;
· финансовые правоотношения в области
банковской деятельности;
· финансовые правоотношения в области
денежного обращения и расчетов;
· валютные правоотношения.
В зависимости от объекта
правового регулирования:
· материальные правоотношения
· процессуальные правоотношения.
В материальных
финансовых правоотношениях реализуются
права и обязанности субъектов по получению,
распределению и использованию финансовых
ресурсов. Они выражены или в конкретном
размере, или определенном виде доходов
и расходов. В процессуальных финансовых
правоотношениях выражается юридическая
форма, определяющая порядок получения,
распределения и использования финансовых
ресурсов.
Процессуальные финансовые правоотношения
осуществляются путем использования установленных
форм и видов актов государственных органов
и органов местного самоуправления, соблюдения
определенной последовательности и сроков
тех или иных действий. Процессуальные
и материальные финансовые правоотношения
тесно связаны, а иногда и слиты в одной
финансово-правовой норме.
Вывод. Финансовые правоотношения предназначены
для реализации финансово-правовых норм
на практике. Финансовые правоотношения
многообразны, однако могут быть разделены
на два класса – материальные и процессуальные.
Финансовые правоотношения осуществляются
субъектами финансового права.
4. Субъекты финансового права
Финансовое
право определяет круг участников или
субъектов финансовых правоотношений
и наделяет их юридическими правами
и обязанностями. Носители этих прав
и обязанностей являются субъектами финансового
права. При этом понятия «субъект финансового
права» и «субъект (или участник) финансового
правоотношения» отличаются.
Субъект финансового
права — это лицо,
обладающее правосубъектностью,
т.е. потенциально способное
быть участником финансовых
правоотношений, поскольку
оно наделено необходимыми
правами и обязанностями.
Субъект финансового
правоотношения —
это реальный участник
конкретных правоотношений.
Юридические права
и обязанности в сфере финансовой деятельности
принадлежат субъектам финансового права
независимо от участия в конкретных правоотношениях.
Однако субъект финансового права — понятие
более широкое, чем субъект финансового
правоотношения. Когда субъект финансового
права вступает в конкретные правоотношения,
он становится субъектом финансового
правоотношения. При этом он сохраняет
все свои качества, которыми обладал до
вступления в них, т.е. остается субъектом
финансового права. До определенного момента
носители финансовых прав и обязанностей
могут не вступать в конкретные правоотношения,
и часть их прав и обязанностей может быть
нереализованной.
Субъекты
финансовых правоотношений
делятся на следующие
групп:
1. Государство и его территориальные подразделения.
2. Коллективные субъекты.
3. Индивидуальные субъекты.
Классификация субъектов
финансовых правоотношений
В первую группу субъектов
финансовых правоотношений (государство
и его территориальные
подразделения) входят:
1. Российская Федерация;
2. субъекты Российской
Федерации — республики, края, области,
города федерального значения — Москва
и Санкт-Петербург, автономная область,
автономные округа;
3. муниципальные образования — городские,
сельские поселения и иные территории;
4. административно-
5. административно-
Аналогичный
круг субъектов в бюджетных правоотношениях.
Законодательство закрепляет право на
государственный или местный бюджет именно
за этими субъектами, а не за государственными
органами или органами местного самоуправления,
что выражает принцип народовластия, закрепленный
в Конституции РФ. Российская Федерация,
ее субъекты и муниципальные образования
выступают субъектами права и в других
финансовых отношениях: например, в отношениях,
связанных с государственным (или муниципальным)
долгом при выпуске облигаций государственных
(или муниципальных) займов, при использовании
банковского кредита для покрытия недостатка
бюджетных средств. Соответствующие органы
государственной власти и местного самоуправления
в этом случае выступают от имени и в интересах
в целом Российской Федерации, республики,
края, области и т.д., которые и являются
носителями прав и обязанностей. Выполнение
финансовых обязанностей перед другими
субъектами обеспечивается за счет средств
соответствующего государственного или
местного бюджета.
Вторую
группу субъектов финансовых
правоотношений составляют
коллективные субъекты,
к которым относятся:
1. Государственные и общественные организации,
в том числе органы государственной власти
и управления.
2. Органы местного самоуправления.
3. Предприятия, организации, учреждения,
основанные на разных формах собственности.
Органы
государственной власти
и управления относятся к числу субъектов
финансовых правоотношений, участие которых
в данных правоотношениях является обязательным.
К ним относятся все органы представительной
власти и исполнительной власти федерального
уровня и субъектов Федерации. В составе
органов исполнительной власти присутствует
как система финансово-кредитных органов,
постоянно участвующих в финансовых правоотношениях,
так и органы общей компетенции, для которых
финансовая деятельность не является
основной.
Органы
местного самоуправления осуществляют
самостоятельное решение
Предприятия и иные
коммерческие организации различных
организационно-правовых форм и форм собственности
действуют на праве хозяйственного ведения
и преследуют извлечение прибыли. Они
вступают в финансовые правоотношения
или в связи с внесением в бюджеты разных
уровней налогов и сборов, или с получением
бюджетных ассигнований и т.д. Отдельно
необходимо обратить внимание на казенные
предприятия, как особую форму государственных
и муниципальных унитарных предприятий,
основанных на праве оперативного управления.
Финансовые правоотношения таких предприятий,
помимо свойственных другим коммерческим
предприятиям, содержат дополнительные
правоотношения, связанные с полномочиями
государственных органов по управлению
их финансовой деятельностью. Их самостоятельность
ограничена различными финансово-правовыми
актами, и распоряжаться своим имуществом
и прибылью так же, как коммерческие организации
они не вправе.
Другую группу коллективных
субъектов финансовых правоотношений
составляют учреждения,
которые являются некоммерческими
организациями и не
имеют цели получения
прибыли. Они создаются для осуществления
социально-культурной, научной, образовательной
и управленческой деятельности и являются
субъектами финансового права главным
образом в связи с использованием для
выполнения своих задач средств, выделяемых
им из государственного или местного бюджета.
Актами финансового права также регулируются
права и обязанности данных учреждений,
связанные с использованием внебюджетных
средств, которые учитываются в их сметах.
Подавляющее большинство предприятий,
организаций и учреждений являются юридическими
лицами, но в отдельных случаях участниками
финансовых правоотношений могут быть
их филиалы и представительства.
Третью
группу субъектов финансовых
правоотношений составляют
индивидуальные субъекты — граждане
РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Права и обязанности физических лиц связаны
в основном с налоговыми и бюджетными
правоотношениями. Они возникают по поводу
уплаты установленных налогов и сборов
в бюджеты и получения средств из бюджетов
разных уровней. Кроме того, граждане могут
вступать в финансовые правоотношения
в области государственного и банковского
кредита, государственного страхования.
Законодательство определяет права и
обязанности не только граждан России,
но и иностранцев и лиц без гражданства.
Отдельно необходимо выделить граждан,
занимающихся предпринимательской деятельностью,
в том числе без образования юридического
лица, глав крестьянского (фермерского)
хозяйства. Права и обязанности этих субъектов
финансового права во многом схожи с правами
и обязанностями коммерческих организаций,
но имеют свои характерные отличия. Кроме
того, граждане РФ имеют право на участие
в финансовой деятельности государственных
органов.
5. Защита прав субъектов финансовых правоотношений
Для
реализации прав субъектов финансовых
правоотношений используются различные
методы. Первым из них является метод
убеждения в различных формах, который
реализуется в первую очередь посредством
разъяснительной работы. В качестве примера
можно привести рекламные акции налоговых
органов, призывающие платить налоги.
Вторым методом является метод
государственного принуждения в различных
его проявлениях (применение санкций,
пресекательных и восстановительных мер).
Он применяется в случае нарушения установленных
финансовых правил. Первоочередность
принадлежит методу убеждения. Меры государственного
принуждения являются одним из основных
элементов механизма правового регулирования
финансовых отношений. Их использование
необходимо и в случаях возникновения
потребностей в защите прав и законных
интересов субъектов финансовых правоотношений.
Данные меры применяются ко всем видам
субъектов финансовых правоотношений
— государству, его территориальным подразделениям,
органам государственной власти и местного
самоуправления, предприятиям, организациям,
учреждениям и гражданам. С помощью этих
мер обеспечивается исполнение юридических
обязанностей названных субъектов и в
необходимых случаях — восстановление
нарушенных прав.
Защита прав и
законных интересов субъектов, участвующих
в финансовых правоотношениях, производится
в административном или судебном порядке.
В финансовых отношениях
действуют оба названных порядка защиты
прав, а разрешение дела в административном
порядке при не удовлетворяющем исходе
не исключает возможности обращаться
в суд общей компетенции или арбитражный
суд.
Административный порядок действует
в основном при применении мер государственного
принуждения к органам государства и местного
самоуправления, предприятиям, организациям,
учреждениям. Учитывая подчиненность
всех государственных и муниципальных
органов власти и подведомственных им
учреждений, административный порядок
позволяет быстро решать возникающие
вопросы. Кроме того, он используется и
при применении мер государственного
принуждения к коммерческим предприятия
и гражданам. Административный порядок
защиты прав субъектов финансовых правоотношений
применяется не только при защите прав
государства, но и при защите прав других
субъектов. Так предприятия и граждане
могут обращаться в вышестоящие органы
власти за защитой своих прав. В различных
финансовых отношениях административный
порядок защиты прав имеет свои особенности,
но везде он проявляется в форме властных
велений при вынесении решения соответствующими
уполномоченными государственными органами.
В качестве примера можно привести бесспорный
порядок взыскания бюджетных средств
в случае нецелевого их использования
органами Федерального казначейства Министерства
финансов. Субъекты, к которым применены
меры административного характера в целях
защиты своих прав и законных интересов
вправе обжаловать действия соответствующих
государственных органов также в административном
порядке по подчиненности или обратиться
в суд или арбитражный суд. Оба порядка
защиты прав субъектов могут быть использованы
и в других случаях их нарушения.
Судебный порядок защиты прав субъектов
финансовых правоотношений применяется
реже, однако он тоже получил широкое распространение.
Общие положения о подведомственности
при судебном рассмотрении дел по спорам,
возникающим в сфере управления, что относится
и к финансовой деятельности государства,
определены Федеральным конституционным
законом «О судебной системе Российской
Федерации» и Арбитражным процессуальным
кодексом. В отношении граждан преобладающий
характер носят конституционные нормы,
защищающие права и свободы человека и
гражданина, в соответствии с которыми
каждому гарантирована судебная защита
его прав и свобод. Применение данных
конституционных положений в финансовых
правоотношениях означает, что взаимоотношения
государства с гражданами (взыскание неуплаченных
налогов и сборов, финансовых санкций
и т.д.) возможны только в судебном порядке.
При этом для ускорения прохождения судебных
инстанций Гражданский процессуальный
кодекс Российской Федерации разрешил
применение судебного приказа при рассмотрении
дел по взысканию с граждан недоимок по
налогам, сборам и другим обязательным
платежам (рассмотрение дела единолично
судьей по заявлению соответствующего
государственного органа, в результате
чего выдается судебный приказ, имеющий
силу исполнительного документа).
В тоже время взаимоотношения
граждан с государством предусматривает
оба порядка защиты прав - действия или
бездействие органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и должностных лиц могут быть обжалованы
в административном порядке или в суде.
В данном случае Гражданский процессуальный
кодекс Российской Федерации установил
порядок оспаривания решений, действий
(бездействия) органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
должностных лиц, государственных и муниципальных
служащих. Другой стороной защиты прав
в финансовых отношениях граждан и организаций
с государством является установление
в законодательстве гарантий возмещения
ущерба, причиненного незаконными действиями
государственных органов и их должностных
лиц. Например, суммы налогов и других
обязательных платежей, неправильно взысканные
государственными налоговыми органами,
подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам
вследствие ненадлежащего осуществления
обязанностей ущерб — возмещению. Если
исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные
средства правовой защиты, каждый гражданин
вправе в соответствии с международными
договорами РФ обращаться в межгосударственные
органы по защите прав.
Отдельно необходимо
обратить внимание на роль Конституционного
Суда РФ в защите прав субъектов финансовых
правоотношений. По Конституции России
и Федеральному конституционному закону
«О Конституционном Суде Российской Федерации»
в его полномочия входит: разрешение вопросов
о соответствии Конституции РФ законов
и других нормативных актов, а также разрешение
споров о компетенции между государственными
органами. По жалобам на нарушение конституционных
прав и свобод граждан и по запросам судов
он проверяет конституционность закона,
примененного или подлежащего применению
в конкретном деле. Все это относится и
к сфере финансовых отношений.
Установленный порядок защиты финансовых
прав и законных интересов участников
финансовых правоотношений позволяет
всем субъектам данных правоотношений
эффективно защищать свои права.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (с
изм. от 25.07.2009).
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ
(ред. от 20.08.2004).
3. Налоговый кодекс РФ, Часть первая от
31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. Гражданский кодекс РФ (часть первая)
от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.12.2008).
9. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (ред.
от 08.12.2003) «О государственных и муниципальных
унитарных предприятиях».
10. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред.
от 23.12.2003) «О Центральном Банке Российской
Федерации (Банке России)».
13. Финансовое право: Учебник / Отв. ред.
проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2007.
14. Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова,
Е.Ю. Грачева и др.; Отв. Ред Е.Ю. Грачева,
Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2003.
15. Финансовое право Российской Федерации:
Учебник / Отв. Ред. М.В. Карасева – М. Юрист,
2002.
16. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник
для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право,
2005.
17. Финансовое право: Учеб. пособие для
вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. —
М.; ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.
18. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое
право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр.
и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.
19. Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы
и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд.,
испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2009.