Планирование аналитической работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:28, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является изучение организации аналитической работы торгового предприятия.
Среди задач данной работы можно выделить следующие:
- изучение принципов и форм аналитической работы предприятии;
- определение состава исполнителей аналитической работы предприятия;
- планирование аналитической работы предприятия;
- рассмотрение информационного и методического обеспечения аналитической работы предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Принципы организации аналитической работы………………………….4
1.2 Организационные формы и исполнители аналитической работы………7
2 ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Планирование аналитической работы……………………………………..11
2.2 Информационное и методическое обеспечение аналитической работы...12
2.3 Документальное оформление результатов аналитической работы……15
3 Практическая часть…………………………………………………………..17
Заключение………………………………………………………………………19
Список используемой литературы…………………………………………….21

Работа состоит из  1 файл

фхд.docx

— 40.42 Кб (Скачать документ)

Комплексный план аналитической работы разрабатывается на один год специалистом, ответственным за ее проведение. В нем прежде всего намечается перечень объектов анализа, подлежащий изучению, определяются цели анализа. Затем разрабатывается система показателей, анализ которых обеспечивает достижение поставленной цели.

В плане в обязательном порядке  предусматривается периодичное проведения анализа по каждому объекту (раз в год, поквартально, ежемесячно, подекадно, ежедневно) и сроки выполнения аналитической работы (например, к 1-му числу следующего месяца).

В плане необходимо указать состав исполнителей анализа по каждому  вопросу и распределение обязанностей между ними. Следует также предусмотреть  источники информации и методическое обеспечение анализа по каждому  изучаемому вопросу (номер инструкции или компьютерной программы). В плане  указываются внешние и внутренние пользователи анализа.

Кроме комплексного плана в хозяйстве  могут составляться и тематические планы. Это планы проведения анализа  по комплексным вопросам, которые  требуют углубленного изучения. В  них рассматриваются объекты, субъекты, этапы, сроки проведения анализа, его  исполнители и др.

Контроль за выполнением планов анализа ведет заместитель руководителя предприятия по экономическим вопросам или лицо, на которое возложены обязанности по управлению аналитической работы в целом.

 

2.2  Информационное  и методическое обеспечение аналитической  работы

 

Результативность аналитической  работы в значительной степени зависит  от ее информационного и методического  обеспечения. Все источники данных для аналитической работы делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.

К источникам информации нормативно-планового  характера относятся все типы планов, которые разрабатываются  на предприятии (перспективные, текущие, оперативные) а также нормативные  материалы, сметы, ценники, проектные  задания и др. Источники информации учетного характера - это все данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности.

Ведущая роль в информационном обеспечении  анализа принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные  явления, процессы, их результаты. Своевременный  и полный анализ данных, которые  имеются в первичных и сводных  учетных регистрах и отчетности, обеспечивает принятие необходимых  мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов  хозяйствования.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению  со статистикой или бухгалтерским  учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и  отгрузке продукции, о состоянии  производственных запасов) и тем  самым создают условия для  повышения эффективности аналитических  исследований.

Учетным документом, согласно данной классификации, является и экономический  паспорт предприятия, где накапливаются  данные о результатах хозяйственной  деятельности за несколько лет. Значительная детализация показателей, которые  содержатся в паспорте, позволяет  провести многочисленные исследования динамики, выявить тенденции и  закономерности развития экономики  предприятия.

К внеучетным источникам информации относятся документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а также данные, которые не относятся к перечисленным ранее. В их число входят следующие документы.

1. Официальные документы, которыми  обязано пользоваться предприятие  в своей деятельности: законы  государства, указы президента, постановления  правительства, приказы вышестоящих  органов управления, акты ревизий  и проверок, приказы и распоряжения  руководителей предприятия.

2. Хозяйственно-правовые документы:  договора, соглашения, решения арбитража  и судебных органов, рекламации.

3. Научно-техническая информация (публикации, отчеты по результатам научно-исследовательской  работы и др.).

4. Информация об основных контрагентах  предприятия (поставщиках и покупателях).

5. Данные об основных конкурентах,  полученные из разных источников  информации (Интернет, радио, телевидение,  газеты, журналы, информационные  бюллетени и др.).

6. Данные о состоянии рынка  материальных ресурсов (объемы рынков, уровень и динамика цен на  отдельные виды ресурсов).

7. Сведения о состоянии рынка  капитала (ставки рефинансирования, официальные курсы иностранных  валют, ставки коммерческих банков  по кредитам и депозитам и  др.).

8. Данные о состоянии фондового  рынка (цены спроса и предложения  по основным видам ценных бумаг,  объемы и цены сделок под  основным видам фондовых инструментов, сводный индекс динамики цен на фондовом рынке).

9. Данные Госкомстата об изменениях  макроэкономической ситуации страны  и др.

По отношению к объекту исследования информация бывает внутренней и внешней. Система внутренней информации —  это данные статистического, бухгалтерского, оперативного учета и отчетности, плановые данные, нормативные данные, разработанные на предприятии, и  т.д. Система внешней информации — это данные статистических сборников, периодических и специальных  изданий, конференций, деловых встреч, официальные, хозяйственно-правовые документы  и т.д.

По периодичности поступления  аналитическая информация подразделяется на регулярную и эпизодическую. К источникам регулярной информации относятся плановые и учетные данные. Эпизодическая информация формируется по мере необходимости, например сведения о новом конкуренте.

Регулярная информация, в свою очередь, классифицируется на постоянную, сохраняющую  свое значение длительное время (коды, шифры, план счетов бухгалтерского учета  и др.), условно-постоянную, сохраняющую  свое значение в течение определенного  периода времени (показатели плана, нормативы), и переменную, характеризующую  частую сменяемость событий (отчетные данные о состоянии анализируемого объекта на определенную дату).

По отношению к процессу обработки  информацию можно отнести к первичной (данные первичного учета, инвентаризаций, обследований) и вторичной, прошедшей  определенную стадию обработки и  преобразований (отчетность, конъюнктурные  обзоры и т.д.). К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований. Это аналитичность информации, ее достоверность, оперативность, сопоставимость, рациональность и др.

И наконец, система информации должна быть рациональной (эффективной), т.е. требовать  минимума затрат на сбор, хранение и  использование данных.

Не менее важное значение в организации анализа имеет его методическое обеспечение. Оттого, какие методики анализа используются на предприятии, зависит его результативность. Ответственность за методическое обеспечение анализа обычно возлагается на специалиста, который осуществляет руководство аналитической работой на предприятии. Он обязан постоянно совершенствовать методику анализа на основе изучения достижений науки и передового опыта в области анализа и внедрять ее во всех сегментах предприятия, осуществлять подготовку и переподготовку кадров по вопросам анализа.

 

2.3 Документальное оформление  результатов аналитической работы

 

Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом  или его подразделений должны быть оформлены в виде документов. Обычно это аналитический отчет (пояснительная записка), справка, заключение.

Пояснительная записка, как правило, составляется для внешних пользователей  анализа. Если результаты анализа предназначены  для внутрихозяйственного использования, то они оформляются в виде справки  или заключения.

Содержание пояснительной записки (аналитического отчета) должно быть достаточно полным. Прежде всего она должна заключать в себе общие вопросы, отражающие экономический уровень развития предприятия, условия его хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, сведения о доле рынков сбыта продукции, и пр. Необходимо также указать положение товаров на рынках сбыта, т.е. на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на рынке. Следует охарактеризовать реальных и потенциальных конкурентов, указать сильные и слабые стороны их бизнеса. После этого необходимо отразить динамику показателей, характеризующих производственные и финансовые результаты.

В ней также дается характеристика как положительных, так и отрицательных  сторон деятельности предприятия за отчетный период. Аналитическая часть пояснительной записки должна быть обоснованной, конкретной по стилю. Она может содержать сами аналитические расчеты, таблицы, где сгруппированы необходимые для иллюстрации данные, графики, диаграммы и т.д. При ее оформлении особое внимание следует уделять предложениям, которые вносятся по результатам анализа. Они должны обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности.

Что касается справки или заключения по результатам анализа, то их содержание в отличие от пояснительной записки  может быть более конкретным, акцентированным  на отражение недостатков или  достижений, выявленных резервов, способов их освоения.

Отдельно следует остановиться на бестекстовой форме оформления результатов анализа. Она состоит из постоянного макета типовых аналитических таблиц и не содержит пояснительного текста. Аналитические таблицы позволяют систематизировать, обобщить изучаемый материал и представить его в удобной для восприятия форме. Показатели в аналитических таблицах необходимо размещать таким образом, чтобы они одновременно использовались в качестве аналитического и иллюстративного материала.

На практике наиболее существенные результаты анализа могут заноситься в специально предусмотренные для  этого разделы экономического паспорта предприятия. Наличие таких данных за несколько лет позволяет рассматривать  результаты анализа в динамике.

Практическая  часть

Мед. услуги

Средняя цена реализации, руб.

Себестоимость ед., руб.

Уровень рентабельности производст-ва, %

Изменение, %

ц0

ц1

с0

с1

R0

Rусл

R1

общее

за счет

цены

себестоимости

А

4900

5500

4500

4780

9

22

15

6

0,13

-0,07

В

3400

3500

3400

3000

-3

3

16

19

0

16


 

Рентабельность продукции можно  рассчитать по всей реализованной продукции  и по отдельным ее видам. В первом случае она определяется как отношение  прибыли от реализации продукции  к затратам на ее производство и  реализацию. Рентабельность всей реализованной  продукции рассчитывается и как  отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке. Показатели рентабельности всей реализованной  продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия  и доходности реализуемой продукции.

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит  от изменения среднереализованных цен и себестоимости единицы продукции.

Для медицинской  услуги А:

Ri = (цi - сi) / сi,

R0 = (ц0 - с0) / с0 = (4900-4500) / 4500 = 0,09

Rусл. = (ц1 - с0) / с0 = (5500-4500) / 4500 = 0,22

R1 = (ц1 - с1) / с1 = (5500-4780) / 4780 = 0,15

Рентабельность медицинской  услуги А увеличилась на 6%.

R = R1 - R0 = 0,15-0,09 = 0,06

в том числе за счет изменения

- себестоимости

Rс = R1 - Rусл. = 0,15-0,22 = -0,07

- цен

Rц = Rусл. - R0 = 0,22-0,09 = 0,13

Итак, рентабельность увеличилась  на 6% за счет снижения себестоимости  и увеличилась за счет увеличения цен реализации.

Для медицинской  услуги В:

Ri = (цi - сi) / сi,

R0 = (ц0 - с0) / с0 = (3400-3500) /3500 = -0,03

Rусл. = (ц1 - с0) / с0 = (3400-3400) / 3400 = 0,03

R1 = (ц1 - с1) / с1 = (3500-3000) / 3000 = 0,16

Рентабельность медицинской  услуги В увеличилась на 19%.

R = R1 - R0 = 0,16-(-0,03) = 0,19

в том числе за счет изменения

- себестоимости

Rс = R1 - Rусл. = 0,19-0,03 = 0,16

- цен

Rц = Rусл. - R0 = 0,03 –(-0,03) = 0

Итак, рентабельность уменьшилась  на 19% за счет увеличения себестоимости, а цена реализации не повлияла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время значительно  возрастает роль анализа финансово-хозяйственной  деятельности, основная цель которого – выявление и устранение недостатков  в деятельности предприятия, поиск  и вовлечение в производство неиспользуемых ресурсов.

Аналитическая работа на предприятии  подразумевает изучение и оценку использования всех видов хозяйственных  ресурсов и результатов работы предприятия  или организации с целью повышения  ее эффективности. В процессе аналитической  работы раскрываются экономические  и социальные факторы, влияющие на эффективность  производства, что служит основой  для выбора и обоснования управленческих решений

Результативность аналитической  работы во многом зависит от ее правильной организации. Она должна носить научный  характер, строиться на плановой основе, основываться на новейших методиках, обеспечивать действенность и эффективность  аналитического процесса.

Аналитическая работа на предприятии  подразделяется на следующие организационные  этапы:

1. Определение субъектов и объектов  аналитической работы, выбор организационных  форм анализа и распределение  обязанностей между отдельными  службами и подразделениями.

2. Планирование аналитической работы.

3. Информационное и методическое  обеспечение аналитической работы.

4. Оформление результатов анализа.

5. Контроль за внедрением в производство предложений, сделанных по результатам анализа.

На крупных предприятиях деятельностью  всех экономических служб управляет  главный экономист, который является заместителем директора по экономическим  вопросам. Он организует всю экономическую  работу на предприятии, в том числе и по аналитической работе. На средних и мелких предприятиях возглавляет аналитическую работу менеджер планового отдела или главный бухгалтер.

Информация о работе Планирование аналитической работы