Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:28, контрольная работа
Одной из наиболее часто упоминаемых в печати проблем управления предприятием является задача планирования в общем понимании этого слова. С точки зрения существования фирмы как объекта управления можно разделить процесс планирования на три составляющие: стратегическое планирование, т.е. определение глобальных задач стоящих перед предприятием , а также принципы их решения, среднесрочное планирование - планирование конкретных мероприятий по реализации стратегии, и краткосрочное или оперативное планирование. Эта статья посвящена обсуждению одной из составляющей общего планирования деятельности предприятия, а именно среднесрочному планированию.
Андрей Казинский,
ведущий эксперт по финансам и инвестициям
исследовательско-
Одной из наиболее
часто упоминаемых в печати проблем
управления предприятием является задача
планирования в общем понимании
этого слова. С точки зрения существования
фирмы как объекта управления
можно разделить процесс
Среднесрочное
планирование является неотъемлемой частью
общей системы финансового
Задачи, решаемые при среднесрочном планировании.
1. Создание производственно-
В этом случае определяется
осуществимость плановых производственных
показателей с точки зрения финансовой
состоятельности, т.е. как соотносятся
технологические возможности
Результатом работы
является утвержденный жесткий производственно-
2. Анализ альтернатив
При принятии решении
оказывающих влияние на финансовые
потоки возникает потребность оценить
это влияние на эффективность
предприятия в целом, т.е приходится
рассматривать всю систему взаимоотношений
"покупатель-производство-
Реализация
Задачи, решаемые при среднесрочном планировании требуют комплексного подхода к предприятию, т.е рассматривать предприятие как экономическую единицу, причем необходимо проанализировать как внутренние взаимосвязи, так и среду, окружающую объект исследования. Это возможно только при построении модели предприятия.
Описав финансовую
модель предприятия можно уже
переходить к построению и анализу
планов финансово-хозяйственной
Отчет о прибыли - характеризует прибыльность деятельности предприятия, в том числе устанавливает границы по ценам и стоимостям затрат
Отчет о движении
денежных средств - характеризует финансовую
состоятельность плана, показывает
структуру и источники
Балансовый отчет
- характеризует структуру
Дополнительные формы, используемые для описания объемов производства, взаимоотношения с контрагентами и т.д.
Таким образом мы переходим к модели предприятия как инструмента финансового среднесрочного планирования. Мы предлагаем два подхода к созданию модели: упрощенная комплексная модель, основанная на агрегированных данных и предназначенная для "ситуационного" анализа финансового плана. Преимущества этого подхода - относительная простота реализации, наглядность системы, т.е. можно сразу видеть все взаимосвязи как внутренние так и внешние предприятия, и наконец главное преимущество - несложная адаптация системы для более подробного просчета вариантов реализации управленческих решений конкретных задач. К недостатку можно отнести погрешности расчетов и возможно достаточно долгую процедуру подготовки исходных данных. Такие модели, как правило являются локальными по отношению к существующей на предприятии информационной системы и ориентированы в большей степени на аналитические службы. Важно отметить, что руководители предприятия достаточно часто используют такой подход не смотря на то, что имеются встроенные в общую информационную систему блоки планирования, главная причина - быстрота.
Комплексная модель как часть информационной системы предприятия. В этом случае мы уже рассматриваем систему, основанную на on-line подаче исходных данных. Естественно что такая модель основана на жестко прописанных алгоритмах преобразования первичной информации. Такие модели имеют неоспоримое преимущество: быстрая подготовка исходных данных, автоматический контроль исполнения плана, минимизация ошибок расчета. Но в этом есть и главный недостаток такого подхода: значительные издержки при "ситуационном" анализе. Поясним. Модели для среднесрочного финансового планирования, основанные на интеграции в информационную систему, конечно имеют степени свободы но свободы ограниченной. Например учет отсрочек платежей, сбоев в производстве и т.п. т.е. случаи которые заранее прописаны, а как быть с новыми идеями, меняющими организационную структуру и существующие бизнес-процессы? Выход один перестраивать модель, а это достаточно сложный процесс и главное продолжительный, даже если такие случаи (перестройки) предусмотрены сервисными службами. В связи с вышесказанным такой подход к реализации модели очень удобен для создание производственно-финансового плана, как основы для деятельности предприятия создании и контроля за его исполнения. Для "ситуационного" плана и анализа альтернатив более приемлемы локальные и простые системы среднесрочного финансового планирования.
Хотелось бы
отметить еще один важный момент при
моделировании деятельности предприятия.
Комплексные системы
Ограничения
Как всякие модели, системы имеют ограничения в использовании. Часто встречается такое стремление разработчиков систем среднесрочного планирования максимально детализировать исходную информацию, для достижения совпадения плана и факта. Как результат появляются программные монстры (в данном случае идет речь о локальных системах планирования), под которые организуются, возможно неформально "отделы обслуживания", занимающиеся подготовкой исходных данных, сопровождением и интерпретацией полученных результатов. При этом такие системы с одной стороны не могут заменить информационные системы, основанных на обработке первичной информации в реальном масштабе времени, а с другой теряют мобильность, присущую локальным системам. В самом деле , такое стремление (максимально детального учета всего) для среднесрочного планирования порочно по одной простой причине: Среднесрочное планирование по определению не может быть точным "до рубля", невозможно запланировать все возможные контракты, сбои в производстве, задержки в платежах и т.п. на сколь продолжительный срок, "идеального" окружения предприятия не бывает. В то же время, неучет основных параметров предприятия сводит на нет все выводы, полученные в результате анализа плана. Поэтому принцип разумной достаточности на наш взгляд является определяющим для разработчиков систем прогнозирования. Таким образом в такие программы сознательно закладываются допущения, и перед разработчиком всегда стоит задача увязки уровня допущений и уровня сложности программы.
Для локальных
систем одним из способов повышения
достоверности расчетов является настройка
программы под задачу, т.е. сдвиг
планки ограничений только в части
определенной задачи. Например: Имелась
стандартная система
В заключение можно
добавить, что оптимальным выбором
для руководителя являются оба типа
системы прогнозирования: локальные
модели для поиска решения задач
оптимального управления, и программ
интегрированных в общую
1.
Общая характеристика
планирования работы
цехов и участков
В предыдущих темах были рассмотрены содержание и методика планирования работы предприятия в целом. Ниже будет рассмотрено содержание и планирование работы его структурных подразделений. Поскольку в методическом плане расчёт многих показателей планов по уровням управления аналогичен, основное внимание будет уделяться специфическим особенностям планирования работы структурных подразделений.
При
рассмотрении вопроса о планировании
работы цехов и участков необходимо
иметь в виду, во-первых, их место
и роль в производственном процессе.
То есть применительно к конкретным
условиям количество, состав, содержание
плановых показателей работы цеха,
участка, может меняться в зависимости
от специфики предприятия, его производственной
структуры, принятой практики планирования.
Во-вторых, планирование как функция
управления реализуется здесь (применительно
к цехам и участкам) в рамках
организации
Цеха (как основные, так и вспомогательные) не являются самостоятельными субъектами хозяйствования, поэтому их планы гораздо уже бизнес-планов работы предприятия. До цехов нет необходимости доведения показателей по маркетингу, рекламе, реализации продукции, материально-техническому обеспечению, прибыли, финансам. Планы по этим направлениям составляются для предприятия в целом, а их выполнение контролируется соответствующими функциональными службами предприятия.
Планы работы цехов разрабатываются ПЭО с участием соответствующих служб цехов, утверждаются директором предприятия и доводятся до цехов: годовые – за 30 дней до начала планируемого года, а квартальные, с помесячной разбивкой – за 10 дней до начала планируемого квартала.
К числу доводимых (утверждаемых) показателей для цехов относятся:
номенклатура;
объем
выпуска продукции в
численность работающих;
производительность труда;
фонд заработной платы;
себестоимость произведенной продукции (или затраты на производство продукции);
затраты на единицу или тыс. р. планируемой продукции.
При планировании себестоимости единицы продукции (или на тыс. р. планируемой продукции) и всего объема планируемой продукции выделяют следующие элементы:
сырье и материалы,
покупные,
комплектующие изделия и
возвратные отходы,
топливо и энергия на технологические цели,
основную заработную плату производственных рабочих,
дополнительную заработную плату производственных рабочих,
расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования,
расходы по организации, обслуживанию и управлению производством и т.д..
Остальные показатели являются расчетными. К ним относятся:
численность работающих по категориям,
фонд оплаты труда по категориям,
Информация о работе Планирование среднесрочное и по вспомогательным цехам