Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 17:43, контрольная работа
Анализ преступлений экономической направленности, выявленных подразделениями органов внутренних дел Московской области, позволяет отметить прирост в 2008 г. их количества на 27,1%. При этом, на 10,7% увеличилось количество преступлений экономической направленности, совершенных организованными группами, на 12,2% совершаемых в крупном и особо крупном размерах.
Старший преподаватель
кафедры налогового контроля и проверок
финансово-хозяйственной деятельности, к.э.н.
Анищенко
Е.В.
Роль информационно-аналитической работы в процессе выявления признаков налоговых преступлений и правонарушений
Переход России к рыночной экономике определил новые требования к финансово-экономической составляющей государственного устройства. Необходимость реформирования, а точнее, создания новой системы экономических отношений затронула, в первую очередь, налоговую систему, один из основных источников финансового обеспечения деятельности органов государственной власти и всего государства в целом.
На сегодняшний день при изучении сложных процессов, протекающих в экономике Российской Федерации, широко применяется системный подход. Управление рыночной экономикой в целом и процессом сбора налогов в частности, представляет собой довольно сложную задачу, требующую участия специалистов из различных областей знаний.
По мере развития рыночной системы экономики появлялись задачи с большой начальной неопределенностью проблемной ситуации. К ним, безусловно, относится и обеспечение эффективного и устойчивого функционирования налоговой системы Российской Федерации. Существенное негативное влияние на получение успешного результата при решении поставленной задачи оказывает несовершенство российского законодательства, как собственно налогового, так и уголовно–правового. Недостаточная эффективность работы органов налогового контроля и органов внутренних дел предоставляет широкое поле деятельности для применения различных способов совершения налоговых преступлений.
Кроме того указанные негативные факторы вносят значительную неопределенность получаемых результатов от проведения мероприятий и внедрения новых методов и способов, направленных на повышение эффективности налоговой системы. Наибольший вклад в формирование указанной неопределенности вносит так называемая «преступность экономической направленности» и в частности налоговая преступность. К налоговой преступности относятся все виды и способы совершения преступлений и правонарушений, направленных на незаконное снижение юридическими и физическими лицами налоговых платежей. Однако данное определение не охватывает всех видов преступных деяний, следствием от совершения которых является непоступление налоговых платежей в бюджет, поэтому целесообразно говорить именно о преступности экономической направленности. При этом особо опасной тенденцией указанного вида преступности является ее самовоспроизводство, связанное с криминализацией населения страны, возрастанием числа лиц с противоправной установкой, их психологическим принятием (оправданием) преступности. На фоне стремительного развития экономической системы не менее стремительно возникает круг субъектов, способных эксплуатировать в криминальных целях легальные экономические институты.
Анализ преступлений экономической направленности, выявленных подразделениями органов внутренних дел Московской области, позволяет отметить прирост в 2008 г. их количества на 27,1%. При этом, на 10,7% увеличилось количество преступлений экономической направленности, совершенных организованными группами, на 12,2% совершаемых в крупном и особо крупном размерах.
Проведенный анализ показал, что увеличилось количество преступлений против собственности на 15,7%, в финансово-кредитной сфере на 24%, во внешнеэкономической деятельности на 42,9%, на потребительском рынке на 27,4%. Существенно возросло количество преступлений экономической направленности, совершаемых организованными группами, против собственности (на 21,3%), в финансово-кредитной сфере (на 21,9%), во внешнеэкономической деятельности (на 20%), в топливно-энергетическом комплексе (на 21%), на потребительском рынке (на 20,1%).
Сложившаяся
структура преступлений экономической
направленности позволяет отметить
необходимость переориентации органов
внутренних дел именно на раскрытие
налоговых преступлений в сфере
собственности, кредитно-финансовой сфере,
во внешнеэкономической
Кроме того налицо тот факт, что в настоящее время преступность в налоговой сфере приобретает все более изощренные и организованные формы, проникает во все сферы хозяйствования, совершенствуются старые и появляются новые способы совершения налоговых преступлений. В связи с этим, все более актуальной становится необходимость совершенствования организации и тактики оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и, в частности, такой ее формы, носящей разведывательно-поисковый характер, как выявление лиц и самое главное фактов, представляющих оперативный интерес.
Сведения о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес, как правило, являются достоянием ограниченного круга лиц, которые заинтересованы в их сокрытии и, в этих целях, применяют разнообразные, порой ухищренные способы и средства маскировки. Поэтому, как свидетельствует практика, «интенсивность поступления первичной информации зависит от правильности осуществления ряда организационно-тактических мер, касающихся определения направления информационного поиска, обеспеченности этого участка работы необходимыми силами и средствами выявления, организации четкого взаимодействия различных служб органов внутренних дел при выполнении данной задачи и т.п.».
При этом необходимо отметить, что поисковая деятельность осуществляется по неустановленным и заранее индивидуально не определенным признакам. В данном случае не имеется первичной, какой-либо заданной информации об искомом объекте. Поиск его осуществляется по признакам, которые заданы не материалами конкретного уголовного дела, дела оперативной разработки, а на основе закономерностей совершения преступления. При этом распознание достигается путем сравнения признаков, присущих тому или иному объекту, с признаками отдельных видов преступлений. В результате поступает ориентирующая информация и делается предположительный вывод, что выявленные объекты относятся к какому-либо преступлению, т.е. устанавливается формальное тождество полученных сведений с абстрактной моделью противоправного деяния, существующей в сознании оперативного работника. Эта же модель преступления предопределяется положениями, содержащимися в уголовно-правовой науке, криминалистике, криминологии, теории оперативно-розыскной деятельности и профессиональном опыте конкретных оперативных работников, осуществляющих поисковую работу.
Процесс обнаружения преступлений экономической направленности и лиц, их подготавливающих либо совершивших, основан на познании события преступления путем вычленения из окружающей среды изменений, которые возникли в связи с его подготовкой или совершением. Такие изменения могут быть обнаружены по оставленным следам на элементах среды. Ими являются документы, вещи, предметы, носители информации, а так же люди, в чьем сознании сохраняются сведения о событии налогового преступления.
При этом главной особенностью и характеристикой процесса выявления признаков налоговых преступлений и правонарушений, является то, что данный вид деяний, как правило, не имеет физического отображения, как например, следы преступника на земле. Признаки налоговых и экономических преступлений и правонарушений содержатся в виде записей о движении денежных средств по расчетным счетам организаций и записей о фактах совершения хозяйственных мероприятий в бухгалтерской и налоговой отчетности. Таким образом, на первое место выходит не поиск улик в их физическом выражении, а логико-мыслительная деятельность, направленная на выявление противоречий между различными документами финансовой, налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиков. При этом процесс выявления преступлений экономической направленности отличается от всех прочих видов преступлений необходимостью обработки значительных информационных массивов. Помимо этого, как говорилось выше экономические и налоговые преступления, фактически носят массовый характер в отличие от общеуголовных. Это так же обуславливает необходимость обработки колоссальных объемов информации. Следовательно, существующие методы и методики оперативно-розыскной деятельности, разработанные на основе методов выявления и расследования общеуголовных преступлений, являются недостаточно эффективными в случае их применения для выявления признаков преступлений экономической направленности. Однако это не означает, что их использование нецелесообразно: существующие методы оперативно-разыскной деятельности обеспечивают высокую эффективность при сборе доказательственной базы, но не позволяют осуществлять эффективный анализ и отбор предприятий, включаемых в оперативную разработку по подозрению в совершении указанных выше преступлений.
Так как экономическая деятельность находит свое отражение в основном в так называемом «информационном поле», необходимо развивать методику оперативно-розыскной деятельности на основе внедрения информационно-аналитических методов. Которая позволит повысить эффективность поисковых мероприятий за счет оптимизации процесса обработки поступающей информации об экономической деятельности хозяйствующих субъектов. При этом поисковая работа может осуществляться по двум основным направлениям: сбор доказательственной базы по предприятиям, на которых выявлены признаки совершения преступлений экономической направленности и отбор подозрительных предприятий и организаций для проведения предварительной оперативной проверки с целью выявления признаков преступлений экономической направленности.
В
результате одним из направлений
развития методов поисковой
Анализ
финансово-хозяйственной
Целесообразность внедрения приемов анализа финансово-хозяйственной деятельности используются в процессе выявления экономических и налоговых преступлений обусловлена тем, что замаскированные налоговые нарушения, хищения и приписки обычно сказываются на результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, вызывая несогласованность отдельных взаимосвязанных экономических показателей и другие отклонения. Более того, предварительный анализ отчетности и записей в учетных регистрах позволяет отобрать круг первичных документов, подвергшихся детальному исследованию в процессе проверки, сконцентрировать внимание на вероятных нарушениях налогового законодательства, дает возможность сократить число исследуемых документов и сроки проведения поисковых мероприятий.
Таким образом, современные особенности ведения экономической деятельности и отражения ее результатов обуславливают постоянное увеличение объемов экономической информации. Это обуславливает необходимость развития и внедрения новейших информационных технологий и совершенствования информационно-аналитической работы в органах внутренних дел МВД Росси. При этом, ввиду описанных выше, особенностей присущих проявлению процесса функционирования предприятий и организаций и особенностей оставляемых им «следов» в окружающем мире, аналитическая работа и, внедряемые аналитические методы поиска и исследования информации о деятельности экономических субъектов должны занимать ключевую позицию в процессе выявления преступлений экономической направленности.