Совершенствование процессов управления издержками обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 06:01, курсовая работа

Описание

Актуальность темы, связанной с совершенствованием процессов управления издержками обращения, предопределила выбор целей и задач работы. Главной целью исследования является совершенствование процессов управления издержками обращения и их влияния на финансовые результаты на отечественных предприятиях. Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:

- изучить сущность издержек обращения;

- исследовать структуру издержек обращения;

- выявить влияние издержек обращения на финансовые результаты предприятия;

- определить основные направления совершенствования управления затратами на отечественных предприятиях;

Работа состоит из  1 файл

КР.doc

— 406.00 Кб (Скачать документ)

     Прочие  расходы относительно участия в обращении состоят из отчислений на подготовку кадров, социальных взносов, непланируемых расходов и потерь, расходов, не относящихся к оперативным или управленческим и не включенных в предшествующие статьи [24, C.61].

     В аналитическом управленческом учете можно выделить и две другие группы расходов:

     — связанные с продолжением процессов  производства в сфере обращения;

     —  связанные с обслуживанием актов  купли-продажи или реализацией  стоимости.

     Такое деление важно для выявления  финансовых резервов повышения прибыли от реализации, оценки целесообразности приобретения продукции, определения оптимальной наценки на продукцию [27, C.98].

     К первой группе расходов можно отнести  расходы по сортировке, упаковке и другие аналогичные расходы по доведению продукции до вида, пригодного для реализации, а также расходы на оплату труда работников, занятых в указанных процессах, и часть управленческих расходов, условно относящихся к процессам производства.

     Издержки  можно группировать также по их отношению к качеству торгового обслуживания. При этом они подразделяются на расходы, связанные и не связанные с качеством торгового обслуживания.

     С качеством торгового обслуживания связаны затраты, влияющие на рост товарооборота, соблюдение нормативов товарных запасов, широту и стабильность ассортимента, завершенность закупок, скорость и ритмичность продаж, совершенствование торговых технологий, применение наиболее прогрессивных методов и форм реализации продукции, улучшение сохранности запасов продукции и т.д. К таким расходам при соответствующих условиях может быть отнесена каждая из статей затрат, кроме потерь продукции, технологических отходов и ряда других расходов, относящихся к статье «Прочие расходы»

     Критерием отнесения издержек к одной из этих групп может быть только конкретное участие или неучастие рассматриваемой статьи в улучшении качества и культуры обслуживания. На основе такого распределения расходов руководство может оценить целесообразность осуществления тех или иных затрат по критерию их влияния на качество работы предприятия [27, C.99].

     С целью выявления издержек, на величину которых может влиять руководство для улучшения коммерческого результата, издержки можно группировать по степени их зависимости от работы руководства и предприятия в целом. При этом расходы подразделяются на две группы: зависимые и независимые от работы предприятия.

     Независимые расходы включают суммы затрат по уплате налогов, сборов, отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядке за счет издержек обращения и производства (например, налоги на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств); арендная плата (в отдельных случаях); амортизация; расходы на отопление, освещение, водоснабжение, канализацию и другие коммунальные услуги; расходы на уборку примыкающих территорий, подъездных железнодорожных путей; вывоз мусора; расходы на поверку и клеймение весоизмерительных приборов, водомеров и др.; плата сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану складов.

     К зависимым расходам относятся транспортные расходы; расходы на оплату труда и социальные отчисления; на содержание помещений (уборка, отопление), на ремонт основных средств, расходы на топливо, газ, электроэнергию для производственных нужд, на хранение, подсортировку, подборку и упаковку продукции, на рекламу; на оплату процентов за пользование займами (кроме денежных); потери товаров и технологические отходы; на тару и др.

     Группировка издержек на зависимые и независимые  условна, поскольку состав этих групп может меняться в зависимости от ситуации. Например, расходы по амортизации можно сократить, если избавиться от неэффективно используемых объектов основных средств.

     Суммы амортизационных отчислений также  зависят от размеров и характера  основных средств. Расходы по аренде можно снизить, отказавшись от арендуемых площадей или заменив их другими помещениями при наличии рациональной альтернативы с точки зрения финансовых результатов. В общем, все расходы в той или иной степени зависят от деятельности предприятия. Поэтому данная группировка позволяет разграничить только степень зависимости [27, C.102].

     Из  прочих факторов, оказывающих влияние на издержки обращения (расходы), прежде всего следует выделить влияние структурных сдвигов в ассортименте. Ассортимент реализуемой продукции влияет на многие статьи издержек обращения (транспортные расходы, убыль товаров, расходы по таре и др.). Различные условия транспортировки, хранения и продажи отдельных видов продукции, разная скорость обращения по видам продукции обусловливают различный уровень издержкоемкости отдельных групп продукции.

     Уровень издержек отдельных видов продукции (товарные издержки) определяется расчетным путем. При этом расчет можно производить тремя способами. При первом способе если на предприятии не ведется учет прямых затрат по отдельным товарным группам, то расходы на реализацию товарной группы рассчитываются пропорционально структуре продаж. Второй способ заключается в том, что издержки определяются по данным выборочного наблюдения за определенный период времени. Третий способ состоит в установлении корреляционной зависимости между общим уровнем издержек и удельным весом данной товарной группы в товарообороте [27, C.106].

     Возрастание в объеме товарооборота удельного  веса издержкоемких товаров и  услуг ведет к увеличению уровня издержек обращения, а рост реализации товаров с низкой издержкоемкостью — к их снижению.

     Более глубокий постатейный анализ издержек (затрат) предполагает изучение отдельных элементов расходов, включаемых в каждую статью затрат, и факторный анализ отдельных элементов или каждого элемента расходов. Выбор факторов для постатейного и поэлементного анализа определяется экономическим содержанием и порядком расчета издержек по статьям.

     Так, на уровень транспортных расходов большое  влияние оказывают виды используемых транспортных средств, условия франкирования продукции, структура товарооборота, тарифы на перевозку грузов, расстояния перевозки, технико-эксплуатационные показатели работы транспорта. Наиболее простой факторной детерминированной моделью транспортных расходов является модель зависимости их от массы перевозимого груза, коэффициента использования грузоподъемности автомобиля, расстояния перевозки и тарифов на перевозку одной тонны груза на определенное расстояние [22, C.102].

     На  сумму расходов по аренде оказывают  влияние размер арендуемой площади  и ставка арендной платы; на сумму амортизационных отчислений — изменение первоначальной (восстановительной) стоимости оборудования, структура основных фондов, нормы амортизационных отчислений.

     На  сумму и уровень расходов по оплате процентов за пользование заемными средствами существенное влияние оказывают скорость обращения продукции, объем товарооборота, ставки банковского процента за кредит.

     На  сумму расходов по заработной плате  оказывают влияние объем товарооборота, средняя заработная плата, производительность труда.

     Дальнейшее  углубление анализа требует совершенствования  постановки учета издержек по отдельным  товарным группам. Результатом анализа  издержек по отдельным товарным группам является разработка гибкой ценовой политики, обоснованное применение методов стимулировании сбыта, формирования ассортимента.

     Выполнение  норм накладных расходов по завозу, хранению и оптовой реализации продукции является важнейшим качественным показателем работы предприятий оптовой торговли. Рыночный принцип должен найти отражение в том, чтобы фактические расходы, не относящиеся к операциям, связанным с продукцией, не отражались в расходах по завозу, хранению и реализации этой продукции, как это нередко имеет место [3, C.99].

     Разработка  норм, правильное экономическое их обоснование должны способствовать улучшению организации завоза, хранения, реализации и сохранения качества продукции.При разработке проекта норм накладных расходов должны быть намечены реальные меры по сокращению фактических расходов за счет ликвидации бесхозяйственности и рационального использования материально-технической базы.

     Следует выявить возможность круглогодичного  использования складских помещений и территории предприятий оптовой торговли для хранения на договорных началах различных товаров и материалов на короткие сроки. Полученные от такого хранения доходы позволят частично покрыть расходы на хранение основной продукции. К началу массового завоза продукции складские площади должны быть освобождены и подготовлены к приему продукции [3, C.93].

     Затраты на электроэнергию, отопление, водоснабжение на основании показаний измерительных приборов или норм затрат должны быть соответственно отнесены (как и все остальные расходы) на завоз, хранение и реализацию продукции и на производство, если оно организовано на территории предприятия оптовой торговли.

     В ценообразовании накладные расходы  на завоз, хранение и оптовую реализацию продукцию имеют исключительно большой удельный вес, поскольку являются одним из важнейших резервов снижения розничных цен.

     Размер  накладных расходов у каждого предприятия оптовой торговли зависит от организации заготовок, завоза, хранения и оптовой реализации. Любые нарушения установленных сроков завоза и закладки продукции на длительное хранение, правил приемки и хранения, рыночных принципов во взаимоотношениях с поставщиками и покупателями неизбежно отражаются на размере накладных расходов и результатах работы предприятия.

     Размер  накладных расходов неизбежно увеличится при завозе продукции, не соответствующей спросу потребителей по ассортименту, не отвечающей требованиям действующих стандартов или технических условий по качеству, при объемах завоза и закладки на хранение, не соответствующих материально-технической базе предприятия и т.д.

     Накладные расходы можно снизить, если заложить на длительное хранение продукцию, предварительно отсортированную и доброкачественную, а хранение ее производить при оптимальных режимах. При этом завоз продукции должен быть произведен в сроки, объемах и ассортименте, соответствующих спросу, качество ее должно соответствовать требованиям ГОСТов, а приемку, разгрузку и погрузку продукции следует производить с использованием специальных механизмов.

     При разработке норм накладных расходов необходимо тщательно анализировать условия работы и фактические расходы за прошлые периоды, выявлять причины перерасхода по каждой статье расходов, вносить необходимые изменения в практику работы, учитывать новые прогрессивные методы.

       Расчет размера норм накладных расходов по отдельным статьям, анализ их за прошлый период, разработка предложений по сокращению норм накладных расходов должны производиться с обязательным участием работников, занимающихся завозом, приемкой, хранением и оптовой реализацией продукции.

     С экономической точки зрения издержки производства и обращения представляют собой стоимость затрат предприятия оптовой торговли. Предприятия оптовой торговли выполняют функции производства (подработка, сортировка, упаковка и пр.), следовательно, накладные расходы предприятия включают дополнительные затраты как на производство продукции, так и на ее реализацию.

     Накладные расходы планируются и учитываются  в денежном выражении и в процентах  к оптовому товарообороту [3, C.105].

     Классификация накладных расходов позволяет выявить  резервы экономии материальных, трудовых и финансовых затрат, изыскивать пути снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли.

     По  отношению к товарообороту издержки подразделяются на постоянные и переменные [7, C.98].

     Постоянные  издержки — это расходы, сумма которых остается относительно постоянной независимо от колебаний товарооборота. К таким расходам относятся: заработная плата работников, расходы на аренду и содержание зданий и помещений, износ основных фондов, капитальный и текущий ремонт, на спецодежду.

     Переменные  издержки — это расходы, которые изменяются пропорционально изменению товарооборота. К ним относятся: проценты за кредит, расходы на перевозку продукции, ее хранение, сортировку и упаковку, на тару; затраты на электроэнергию, газ, другие виды топлива; потери продукции при перевозках, хранении и реализации; расходы на сдельный приработок, зависящий от объема реализации продукции, а также часть прочих расходов.

     К издержкам производства относятся  расходы на перевозку продукции, зарплату работников, хранение продукции, электроэнергию, аренду производственных помещений, ремонт и амортизацию оборудования, содержание складов и подъездных железнодорожных путей [7, C.145].

Информация о работе Совершенствование процессов управления издержками обращения