Из данной таблицы можно заметить значительное снижение объема средств Резервного фонда за период с 2008 года по 2011год.
Таблица 6-Сведения о движении средств по счету Федерального казначейства в Банке России по учету средств Резервного фонда в евро за 2010 год
Дата операции | Содержание операции | Основание | Сумма операции (евро) | Остаток на счете (евро) |
---|
Зачислено | Списано |
---|
11.03.2010 | Приобретение валюты Российской Федерации в целях финансового обеспечения сбалансированности федерального бюджета | Приказ Минфина России от 04.03.2010 № 148 | | 669 365 614,94 | 17 633 224 198,76 |
---|
12.03.2010 | Приобретение валюты Российской Федерации в целях финансового обеспечения сбалансированности федерального бюджета | Приказ Минфина России от 04.03.2010 № 148 | | 670 859 122,07 | 16 962 365 076,69 |
---|
15.03.2010 | Приобретение валюты Российской Федерации в целях финансового обеспечения сбалансированности федерального бюджета | Приказ Минфина России от 04.03.2010 № 148 | | 553 264 946,23 | 16 409 100 130,46 |
---|
Уменьшение фонда за 2010г. в фунтах на 39,3%, уменьшение в евро на 23,1%, уменьшение в долларах 31,3%
И так, мы видим, что фонд, который должен был поддержать нашу экономику довольно успешно тает и с такими темпами как раз к 2012г. от него ничего не останется. Между тем цены на нефть и газ немного выросли, а это ведь основной источник финансирования.
Фонд национального благосостояния России сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На 1 января 2011 г., по данным Минфина, в Фонде национального благосостояния было 2,7 трлн руб. Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Фонд национального благосостояния формируется за счет:
-нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;
-доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.
13 октября 2008 года Президент Д. Медведев подписал пакет законов, ранее принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации[1] по стабилизации финансовой системы страны в условиях финансового кризиса[2]: в частности, законодательные поправки разрешили размещать средства Фонда национального благосостояния во Внешэкономбанке на депозиты до 31 декабря 2019 года на общую сумму не более 450 млрд рублей по ставке 7 % годовых в порядке, установленном российским правительством[3]. Ранее, 10 октября, Председатель Правительства В. Путин заявил, что в роли оператора размещения госсредств (включая средства Фонда национального благосостояния России) в российские акции и облигации выступит Банк развития (Внешэкономбанк)[4].
21 апреля 2010 г. председатель правительства РФ В. В. Путин подписал постановление правительства России о том, что до 1 февраля 2012 года министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете данные о величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, сведения об объёмах поступивших на их счета средств, о том, где они размещены и как используются. Некоторые экономисты считают, что отказ от публикации этих сведений связан с быстрым сокращением средств обоих фондов.
Таблица 7-Динамика изменений совокупного объёма средств фонда национального благосостояния Российской Федерации
Дата | в миллиардах долларов США | в миллиардах рублей |
01.02.2011 | 90,15 | 2 674,53 |
01.07.2010 | 85,47 | 2 666,41 |
01.02.2010 | 90,63 | 2 757,89 |
01.07.2009 | 89,93 | 2 813,94 |
01.02.2009 | 84,47 | 2 991,50 |
01.07.2008 | 32,85 | 770,56 |
01.02.2008 | 32,00 | 783,31 |
Из данной таблицы можно заметить значительное снижение объема средств фонда национального благосостояния за период с 2008 года по 2011год.
По решению правительства РФ, информация о доходах и расходах Резервного фонда будет засекречена до 1 февраля 2012 года. Соответствующее постановление подписал премьер Владимир Путин 21 апреля. Согласно ему, в ближайшие два года Министерство финансов не будет обязано публиковать в Интернете данные о величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, сведения об объемах поступивших на их счета средств, о том, где они размещены и как используются. Кроме того, вплоть до 1 января 2013 года Минфин перестанет размещать на своем сайте и информацию о размерах и направлениях расходования нефтегазовых доходов бюджета.
Основное предназначение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния формулируется как обеспечение выполнения государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Кроме того, максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.
Чтобы обратиться к причинам того, что побудило правительство к созданию данного стабилизационного финансового инструмента, необходимо вспомнить идею «Бюджета развития», появившуюся в Российской истории 5 ноября 1998 года. Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупных проектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать «локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.
Бюджетное нововведение воплотилось в реальность и просуществовало до 2000 года. К этому времени механизм расходования средств налогоплательщиков в виде госинвестиций в производственные проекты был остановлен.
Проблема финансирования экономики того времени прежде всего выражалась в неумелом и неэффективном расходовании средств: неперспективные проекты, которые в большинстве случаев являлись «черными дырами»[[5]] или использовались в целях теневой экономики[[6]]; так же стоит учесть неотработанную экономическую систему государства, многие процессы в которой работали неверно, неэффективно или вовсе отсутствовали.
Новая идея стабилизационного фонда (2003 года) поначалу была прямой противоположностью идеи «бюджета развития». Она предполагала, в первую очередь, формирование финансового резерва для финансирования дефицита бюджета в случае падения цен на нефть, во вторую очередь - стерилизацию избыточных долларовых доходов от экспорта нефти и облегчение, таким образом, контроля над инфляцией, благодаря тому, что сверхдоходы будут вложены в
иностранные активы. Наконец, стабилизационный фонд должен был стать резервом для решения проблем финансирования системы государственных пенсий в среднесрочной перспективе. Иными словами, средства стабфонда, в отличие от средств «бюджета развития», предназначались к «проеданию» в голодный день: Стабилизационный фонд РФ в своей идее изначально выглядел как всероссийская «заначка» с некоторыми дополнительными функциями. Идея была поддержана практически всеми - успешная практика функционирования таких фондов во множестве государств мира, от Норвегии до Катара, говорила сама за себя. Бюджеты последних лет формировались с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть, а весь «сверхпрофицит», который появлялся из-за того, что реальная цена была постоянно выше прогнозной, направлялся в Стабфонд.
Копилка из части доходов бюджета, обеспеченных высокими ценами на нефть, может обезопасить экономику на годы неблагоприятной конъюнктуры. Идея заботы о будущих поколениях превратилась в финансовый резерв - заначку на выплаты кредиторам в 2003 году. После этого финансовый резерв должен был прекратить свое существование. Но правительство решило сохранить резерв, переделав его с 2004 года в стабилизационный фонд.
Стабилизационный фонд (первое время его возвышенно называли фондом будущих поколений) казался эффективным способом борьбы с ежегодными попытками пустить дополнительные доходы бюджета на популистские[[7]] цели.
Возник вопрос - какие источники доходов закрепить за стабилизационным фондом? Это могут быть дополнительные налоговые поступления, формирующиеся в экспортных отраслях. Например, определенная доля акцизов или экспортной пошлины на нефть, или на нефть и газ.
Другого варианта придерживаются специалисты Института экономики переходного периода (ИЭПП)[[8]], чья точка зрения актуальна и в современных условиях. Они считают, что источником формирования фонда должны быть все доходы федерального бюджета, возникающие при превышении цен на нефть среднего уровня за последнее десятилетие.
Логика следующая: одних акцизов и пошлин недостаточно, чтобы накопить существенную сумму. Кроме того, изменение цен на нефть ощущает на себе большинство отраслей, и поэтому «скидываться» в фонд должны не только экспортеры. При этом перечислять в фонд надо не абстрактный профицит, который можно искусственно создать, сократив расходы бюджета, и также искусственно уничтожить, эти расходы увеличив.
Стабилизационный фонд помимо прочих полезных функций должен способствовать сокращению непроцентных расходов бюджета. Снижение госрасходов - самый верный путь к высоким темпам экономического роста. Однако, в условиях, когда государство не исполняет текущие социальные обязательства, а средний размер пенсии ниже прожиточного минимума, откладывать деньги на абстрактное «далеко» просто неприлично. С этой позиции Стабфонд встретил множество критики со стороны общественного мнения, что очень сильно отложилось на политике формирования Фонда Национального Благосостояния в 2008 году.