Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 10:13, курсовая работа
Основную цель данной работы можно сформулировать следующим образом: дать оценку трудовых показателей конкретного предприятия (это будет МУП СР «Аптека Северская»), практически закрепив полученные на занятиях знания по экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятий.
При этом должны быть решены следующие задачи:
Сопоставление понятий “трудовые ресурсы” и “рабочая сила”, примерная характеристика показателей, используемых при проведении данного анализа.
Исследование на предприятии МУП СР «Аптека Северская» динамики численности персонала, использования трудовых ресурсов и фонда рабочего времени.
Выявление резервов повышения мотивации работников и внедрение инновационных технологий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
1.1 Состав, структура и функции трудовых ресурсов 4
1.2 Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами 5
1.3 Анализ использования фонда рабочего времени 10
1.4 Оплата труда персонала 11
1.5 Оценка экономической эффективности использования ресурсов рабочей силы 14
2 АНАЛИЗ ТРУДОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 17
2.1 Краткая характеристика предприятия 17
2.2 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами 18
2.3 Анализ использования фонда рабочего времени 23
2.4 Оценка эффективности использования персонала 26
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА 29
3.1 Методы стимулирования персонала 29
3.1.1 Совершенствование оплаты труда 29
3.1.2 Совершенствование работы с персоналом 31
3.2 Внедрение информационных технологий 33
3.2.1 Почему необходимо внедрять информационные технологии 33
3.2.2 Работа предприятия до внедрения информационных систем 34
3.2.3 Работа предприятия после внедрения информационных систем 36
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Муниципальное унитарное предприятие Северского района «Аптека Северская» создано в соответствии со ст. 113, 114 Гражданского кодекса РФ, Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Северского района от 15 декабря 1998г. № 42 и является правопреемником ранее действовавших предприятий:
МП «Аптека Северская», МП «Аптека Афипская», МП «Аптека Новодмитриевская», МП «Аптека Смоленская», МП «Аптека Ильская», МП «Аптека Черноморская», МП «Аптека Львовская».
Учредителем и собственником имущества предприятия является муниципальное образование «Северский район». Правомочия собственника имущества предприятия осуществляет исполнительный комитет Совета местного самоуправления Северского района Краснодарского края.
Полное наименование предприятия: Муниципальное унитарное предприятие Северского района «Аптека Северская». Сокращенное наименование предприятия: МУП СР «Аптека Северская». Местонахождение предприятия (почтовый адрес): 353240, Россия, Краснодарский край, Северский район, ст. Северская, ул. Базарная 15.
Предприятие создано без срока действия[10].
Целью создания предприятия является осуществление уставной деятельности по производству продукции, выполнению работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей населения и получения предприятием прибыли. Для достижения указанных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
- фармацевтическая деятельность;
- производство лекарственных средств по рецептам врачей и требованиям лечебно-профилактических учреждений;
- приобретение, хранение, отпуск и реализация всех лекарственных средств и изделий медицинского назначения, зарегистрированных в государственном реестре;
- деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, согласно ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998г., № 3-ФЗ;
- реализация готовых лекарственных средств, предметов медицинского назначения, средств ухода за больными, предметов гигиены, натуральных и искусственных минеральных вод, косметической и парфюмерной продукции»
- изготовление и фасовка лекарственных препаратов в т. ч. стерильных лекарственных форм;
- реализация гомеопатических препаратов, медицинских инструментов;
- приобретение, изготовление, ремонт и реализация очковой оптики;
- реализация средств и препаратов ветеринарного значения;
- реализация препаратов лечебного детского диетического питания;
- реализация фармацевтической, справочно-информационной литературы;
- участие в благотворительной деятельности;
- осуществление других работ и оказание других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ.
Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, предприятие может осуществлять только на основании лицензии.
2.2 Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
Прием на работу наемного персонала осуществляется в соответствии с действующим законодательством по трудовому договору. Прием на работу лиц, не являющихся совместителям, а также временных сезонных работников, осуществляется только по трудовым книжкам.
Директор МУП СР «Аптека Северская» назначает лицо, ответственное за ведение, учет и хранение документов по личному составу. Введение и хранение документов по личному составу осуществляется в соответствии с действующим законодательством и требованиями государственной архивной службы. При ликвидации либо реорганизации предприятия директор лично обязан осуществлять контроль за своевременной передачей документов по личному составу на государственное хранение.
Предприятие несет ответственность за причинение по его вине вреда здоровью человека в порядке и в размерах, предусмотренных действующим законодательством.
МУП СР «Аптека Северская» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», другими нормативными документами по этим вопросам:
- создает необходимые условия для выполнения работниками воинской обязанности;
- проводят бронирование военнообязанных граждан, при наличии мобилизационных зданий, установленных уполномоченными на то государственными органами.
Всего на предприятии насчитывается 105 работников. Наиболее подробно трудовой состав предприятия представлен в таблице № 1.
Таблица № 1.- Укомплектованность по штатному расписанию на 1 января 2006 года
Должность |
Количество работников |
Директор |
1 |
Зам. директора |
1 |
Ст. провизор |
1 |
Гл. бухгалтер |
1 |
Зам. гл. бухгалтера |
1 |
Бухгалтер |
3 |
Экономист |
2 |
Инспектор по кадрам |
1 |
Ст. кассир |
1 |
Кассир |
3 |
Программист |
1 |
Водитель |
16 |
Отв. за газовое хозяйство |
2 |
Отв. за электрохозяйство |
2 |
Провизор тех. |
1 |
Фармацевт |
14 |
Фасовщик |
9 |
Экспедитор |
2 |
Провизор аналитик |
2 |
Врач консультант |
3 |
Провизор |
12 |
Фарм. ассистент |
3 |
Зав. а/пунктом |
5 |
Зав. а/пунктом II кат. |
9 |
Санитарная мойщица |
9 |
Всего |
105 |
В данном разделе проведем анализ состава работников и проиллюстрируем динамику их численности.
Таблица № 2.- Анализ структуры персонала предприятия и его квалифицированности[6]
Показатели |
2003 год |
2004 год |
2005 год |
Абсолютное отклонение 2005 к 2003 |
Темп прироста % 2005 к 2003 | |||
чел. |
% |
Чел. |
% |
Чел. |
% | |||
Списочная численность, всего, в т.ч.: |
95 |
100 |
98 |
100 |
105 |
100 |
10 |
10,5 |
Работники высокой квалификации |
20 |
21 |
22 |
22 |
23 |
22 |
2 |
15 |
Работники средней квалификации |
63 |
66 |
66 |
67 |
72 |
69 |
9 |
14,3 |
Работники низкой квалификации |
12 |
13 |
10 |
11 |
10 |
9 |
-3 |
-16,7 |
Результаты таблицы №2 показывают, что состав работников в МУП СР «Аптека Северская» значительно изменился.
Значительно увеличилась численность персонала в 2005 году и составила 105 человек, что является на 10,5% выше аналогичного показателя за 2003 год. При этом значительно увеличилось количество работников высокой и средней квалификации - 15% и 14,3% соответственно. В то же время уменьшилось количество работников низкой квалификации - -16,7%.
Такие изменения в сторону повышения профессионализма персонала обусловлены проводимой руководством предприятия политики по улучшению общей квалифицированности кадров, что в итоге предопределило текучесть кадров на предприятии.
Таблица №3 - Движение рабочей силы[6]
№ |
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
Абсолютный прирост 2005 к 2003 году |
Относительный прирост % 2005 к 2003 году |
1 |
Состояло работников на начало периода |
90 |
95 |
98 |
8 |
8,9 |
2 |
Принято всего, чел. |
10 |
8 |
8 |
-2 |
-20 |
3 |
Выбыло всего чел., в т.ч.: |
5 |
5 |
1 |
-4 |
-80 |
4 |
по собственному желанию; |
3 |
4 |
1 |
-2 |
-66,7 |
5 |
Уволено за нарушение трудовой дисциплины |
2 |
1 |
- |
-2 |
- |
6 |
Состояло работников на конец периода, чел |
95 |
98 |
105 |
10 |
10,5 |
7 |
Среднесписочная численность, чел. |
92,5 |
96,5 |
101,5 |
9 |
9,7 |
8 |
Коэффициент оборота по приему, % (стр2/стр7) |
10,8 |
8,3 |
7,9 |
-2,9 |
-26,8 |
9 |
Коэффициент оборота по выбытию, % (стр3/стр7) |
5,4 |
5,2 |
1 |
-4,4 |
-81,5 |
10 |
Коэффициент общего оборота, %((стр2+стр3)/стр7) |
16,2 |
13,4 |
8,9 |
-7,3 |
-45,1 |
Из анализа движения рабочей силы видно, что в 2005 году значительно выросла среднесписочная численность населения по сравнению с 2003 на 9,7%. При этом уменьшилось количество людей принятых на работу в 2005 по сравнению с 2003 годом на 20%. Однако сократилось и число уволенных на 80% за аналогичный период. Таким образом, можно сделать вывод, что работники довольны условиями труда и уровнем заработка.
В то же время на предприятии большое внимание уделяется дисциплине. Об этом говорит тот факт, что в 2005 году не было уволено ни одного работника за нарушение дисциплины. При этом уменьшилось количество уволившихся по собственному желанию на 66,7% в 2005 году по сравнению с 2003.
За анализируемый период уменьшился оборот по приему работников на 26,8%, еще значительней уменьшился оборот по выбытию на 81,5%. В итоге коэффициент общего оборота в 2005 году по сравнению с 2003 годом уменьшился на 45,1%.
Данные по таблице №3 отражают результаты планомерной работы руководства предприятия, направленной на привлечение квалифицированных специалистов. В то же время кадровая политика направлена на создание наиболее благоприятных условий работы, внутриорганизационного микроклимата, а также иных факторов, способствующих «удержанию» специалистов.
Полноту использования трудовых ресурсов можно оценить по количеству отработанных дней и часов одним рабочим за анализируемый период времени, а также по степени использования фонда рабочего времени.
Таблица №4 - Баланс рабочего времени на одного среднесписочного работника[8]
№ стр. |
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
План к 2005 |
Абсолютное отклонение 2005 года от: |
Относительный прирост % 2005 года от: | ||||
2003 |
плана |
2003 |
плана | ||||||||
1 |
Календарный фонд рабочего времени, в т.ч. |
365 |
366 |
365 |
365 |
- |
- |
- |
- | ||
2 |
Праздничные |
12 |
11 |
16 |
16 |
4 |
- |
3,3 |
- | ||
3 |
Выходные |
103 |
104 |
101 |
100 |
-2 |
1 |
-1,9 |
1 | ||
4 |
Номинальный фонд рабочего времени (стр1 - стр2 - стр3) |
250 |
251 |
248 |
247 |
-2 |
1 |
-0,8 |
0,4 | ||
5 |
Неявки на работу, дни, в т.ч. |
13 |
14 |
14 |
8 |
1 |
4 |
7,7 |
40 | ||
6 |
Ежегодные отпуска |
6 |
6 |
8 |
8 |
2 |
- |
33,3 |
- | ||
7 |
болезни |
5 |
6 |
5 |
- |
- |
- |
- |
- | ||
8 |
прогулы |
2 |
2 |
1 |
- |
-1 |
- |
-50 |
- | ||
9 |
Явочный фонд рабочего времени, дни (стр4 - стр5) |
237 |
237 |
234 |
240 |
-3 |
-6 |
-1,3 |
-2,5 | ||
10 |
Продолжительность рабочего дня, час |
8 |
8 |
8 |
8 |
- |
- |
- |
- | ||
11 |
Бюджет рабочего времени, час, (стр.9*стр.10) |
1896 |
1896 |
1872 |
1920 |
-24 |
-48 |
-1,3 |
-2,5 | ||
12 |
Предпраздничные сокращенные дни, час. |
9 |
6 |
5 |
3 |
-4 |
2 |
-44,4 |
66,7 | ||
13 |
Полезный фонд рабочего времени, час, (стр.11-стр.12) |
1887 |
1890 |
1867 |
1917 |
-20 |
-50 |
-1,1 |
-2,6 |
Из анализа таблицы №4 видно, что номинальный фонд рабочего времени в 2005 году по сравнению с 2003 годом уменьшился на 0,8%, но превышает план на 2005год на 0,4%.
В 2005 году по сравнению с анализируемым годам возросло количество дней неявок на работу на 7,7%, а по сравнению с плановыми показателями на 40%. В то же время увеличилось количество дней отпусков по сравнению с 2003 годом на 33,3, при этом данный показатель полностью совпадает с плановым.
Уменьшилось количество дней прогулов на 50%. Уменьшение данного показателя связано с проводимыми руководством предприятия мероприятиями по сокращению прогулов.
По сравнению с 2003 годом в 2005 уменьшился явочный фонд рабочего времени и как следствие бюджет рабочего времени на 1,3%, по сравнению с планом показатель 2005 года ниже на 2,5%.
Однако вышеперечисленные показатели не полностью отражают состояние использования работников. Более полно использование трудовых ресурсов можно оценить при помощи показателя фонда рабочего времени
Таблица №5 - Фонд рабочего времени[8]
№ стр. |
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
Абсолютный прирост 2005 года к 2003 |
Относительный прирост 2005 года к 2003 году, % |
1 |
Среднесписочная численность рабочих |
92,5 |
96,5 |
101,5 |
9 |
9,7 |
2 |
Явочный фонд рабочего времени, дни |
237 |
237 |
234 |
-3 |
-1,3 |
3 |
Продолжительность рабочего дня, часов |
8 |
8 |
8 |
- |
- |
4 |
Фонд рабочего времени, ч. (стр1 * стр2 * стр3) |
170995 |
178390 |
187633 |
16638 |
9,7 |
Таким образом, несмотря на уменьшение явочного фонда рабочего времени в целом фонд рабочего времени вырос на 9,7%, что в абсолютном выражении составило 16638 часов. Такое увеличение стало возможным благодаря привлечению новых сотрудников.
Однако фонд рабочего времени не дает полной характеристики эффективности работы трудовых ресурсов на предприятии, поэтому для ее расчета необходима оценка эффективности использования персонала.
Большое значение для оценки эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии в условиях рыночной экономики имеет показатель рентабельности персонала.
Таблица №6 - Рентабельность труда персонала[7]
Информация о работе Трудовые ресурсы предприятия: формирование и эффективность их использования