Учетная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 10:42, реферат

Описание

Бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам.
Теоретически возможны три подхода к установлению правил постановки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный.
При централизованном подходе при организации бухгалтерского учета каждое предприятие должно строго следовать правилам и предписаниям, выработанным центром. Этот вариант использовался в нашей стране при централизованно управляемой экономике.

Содержание

1. Понятие и формирование учетной политики
2. Элементы учетной политики
3. Пример оформления учетной политики на предприятии

Работа состоит из  1 файл

Учетная_политика_на_предприятии_новая.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)


 

 

Учетная политика на предприятии

 

  1. Понятие и формирование учетной политики
  2. Элементы учетной политики
  3. Пример оформления учетной политики на предприятии

 

  1. Понятие и формирование учетной политики

Бухгалтерский учет на предприятии  должен осуществляться по определенным правилам.

Теоретически возможны три подхода  к установлению правил постановки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный.

При централизованном подходе при  организации бухгалтерского учета  каждое предприятие должно строго следовать правилам и предписаниям, выработанным центром. Этот вариант использовался в нашей стране при централизованно управляемой экономике.

Децентрализованный подход предусматривает  свои правила организации бухгалтерского учета для каждого предприятия. Хотя этот подход предполагает максимальную адаптацию учетных процедур к конкретному предприятию, в настоящих российских условиях он неприемлем.

Мировой опыт показывает, что максимальная эффективность ведения учета  обеспечивается разумным сочетанием первого и второго подходов. Централизованно устанавливаются основополагающие правила и принципы ведения учета, обеспечивающие доступность и полезность учетной информации. Общие правила, и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, имеющейся технической базы, квалификации персонала и некоторых особенностей предприятия. Другими словами, предприятия разрабатывают и проводят собственную учетную политику.

Учетная политика — это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условиям хозяйствования, т.е. порядок осуществления первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности предприятия, или реализация метода бухгалтерского учета.

Учетная политика на предприятиях разрабатывается на основании положения по бухгалтерскому учету ПБУ 1/98 «Учетная политика организации», утвержденного приказом Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. № 60 н (с изм. и доп. от 30.12.1999 № 107 н).

В соответствии с Положением каждое предприятие обязано:

• установить перечень конкретных элементов учетной политики;

• по каждому из элементов  учетной политики раскрыть из числа  альтернативных способы учета, оценки, существенно влияющие на принятие решений пользователями бухгалтерской отчетности.

Учетная политика может  быть пересмотрена только в следующих  случаях:

• изменения законодательства РФ или нормативных актов;

• разработки новых способов ведения бухгалтерского учета на предприятии без ущерба достоверности информации;

• реорганизации предприятия, смены собственности, изменения  видов деятельности и др.

Главная задача учетной  политики — максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.

Учетная политика формируется  путем выбора способов ведения бухгалтерского учета из нескольких определенных стандартами. Если стандартами не разработаны способы ведения учета для каких-либо объектов, то предприятие разрабатывает собственные. В обоих случаях должно быть выдержано главное требование при организации учетной политики на предприятии — выбор способов ведения бухгалтерского учета должен быть выдержан на единых основах. Это означает:

1) применение избранных способов ведения учета всеми структурными подразделениями предприятия, в том числе выделенными на самостоятельный баланс, иначе учетная информация будет несопоставимой и несводимой;

2) в отношении какого-то  одного конкретного вопроса предприятие должно использовать один выбранный способ, если иное не установлено нормами. Например, прибыль от реализации должна для всех видов деятельности предприятия определяться одним способом: по мере отгрузки товаров покупателю и предъявления расчетных документов или по мере оплаты.

Процесс формирования учетной  политики состоит из следующих этапов:

1) определение объектов  бухгалтерского учета, в отношении  которых должна быть разработана  учетная политика (устанавливается предмет учетной политики, так как каждое предприятие имеет свою совокупность объектов бухгалтерского учета. В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, влияющие на формирование учетной политики);

2) выявление, анализ  и оценка факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;

3) выбор и обоснование  исходных положений построения  учетной политики;

4) идентификация потенциально  пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему и объекту учета;

5) отбор способов ведения  бухгалтерского учета, пригодных  для применения предприятием;

6) оформление выбранной  учетной политики.

 

На выбор варианта учетной политики влияют следующие  факторы:

• правовой и организационно-экономический статус предприятия (форма собственности, организационно-правовая форма, отрасль и вид деятельности, размеры);

• текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение  дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке и др.);

• особенности деятельности — производственной (технологическая  структура, потребляемые ресурсы), коммерческой (организация снабжения и сбыта, система и формы расчетов), финансовой (взаимоотношения с банками, налоговыми органами), управленческой (структура, зависимость от собственников, отчетность перед ними);

• кадровое обеспечение  — уровень квалификации персонала;

• хозяйственная ситуация — развитость инфраструктуры рынка, состояние бухгалтерского и налогового законодательства

При образовании предприятия его руководство должно выбрать определенную стратегию развития и исходя из нее — методику бухгалтерского учета на предприятии, так как в современном бухгалтерском учете многие проблемы допускают многообразие решений.

В начале каждого года предприятие разрабатывает учетную политику, составленную в соответствии с принципами ее формирования. Издается приказ по предприятию о введении учетной политики на год (вопрос 4).

Вновь созданное предприятие  должно оформить избранную им учетную  политику не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица, т.е. государственной регистрации. При этом руководитель предприятия издает приказ об учетной политике, в котором отражается выбранная предприятием методология ведения учета, соответствующая задачам и профилю предприятия.

 

 

  1. Элементы учетной политики

Принятая учетная политика предприятия должна обеспечивать целостность  системы бухгалтерского учета. Поэтому  она должна охватывать все аспекты  учетного процесса: методический, технический  и организационный.

Методический аспект учета предусматривает способы оценки имущества и обязательств, начисления амортизации по различным видам имущества, методы исчисления прибыли, дохода и т.п.

 Методический аспект включает:

  1. Порядок начисления износа (амортизации) основных фондов.
  2. Порядок начисления амортизации по нематериальным активам.
  3. порядок финансирования ремонта основных средств.
  4. Метод оценки сырья, материалов и других ценностей (производственных запасов).
  5. Формирование учетных групп материальных ценностей.
  6. способ отражения на счетах операций заготовления и приобретения материальных ценностей.
  7. Способ учета выпуска продукции.
  8. Сроки погашения расходов будущих периодов.
  9. Перечень резервов предстоящих расходов и платежей. 
  10. Метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
  11. Порядок создания резервов по сомнительным долгам. Необходимость, порядок создания и использования фондов специального назначения.

       Технический аспект – как реализуются эти способы в  учетных регистрах, схемах отражения на счетах учета.

Технический аспект предполагает следующие ее составляющие:

  1. План счетов бухгалтерского учета.
  2. Форма бухгалтерского учета.
  3. Технология обработки учетной информации.
  4. Организация внутрипроизводственного контроля.
  5. Организация составления отчетности.
  6. Инвентаризация имущества и обязательств.

Организационный аспект - как осуществляются эти способы с точки зрения построения  бухгалтерской службы, ее место в системе управления, взаимосвязи и взаимодействие с другими элементами и звеньями этой системы, взаимосвязи с подразделениями, характерными для становления и формирования рыночной экономики.

 

Федеральный закон о  бухгалтерском учете определяет основные элементы учетной политики. Поэтому в приказе об учетной политике должны быть конкретно отражены все те параметры финансово-экономической деятельности предприятия, которые используются непосредственно в его работе:

1. Рабочий план счетов. Является определяющим в системе бухгалтерского учета. Он должен соответствовать целям, задачам бухгалтерского учета, быть связанным с налоговой политикой и организацией учета финансовых результатов. Разрабатывается на основе действующего плана счетов. В рабочем плане счетов рекомендуется указывать коды и наименования субсчетов, применяемых предприятием и необходимых для ведения синтетического и аналитического учета.

2. Порядок проведения инвентаризации. Нормативным актом по данному вопросу являются Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Минфином РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Альтернативные способы:

• определение сроков проведения инвентаризаций и их количества в отчетном году (кроме инвентаризаций, обязательных по законодательству РФ),

• перечень имущества  и обязательств, проверяемых при  каждой из них.

3. Правила документооборота и технологии обработки учетной информации. Нормативный документ — положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Альтернативные способы — бухгалтерский учет ведет:

• бухгалтерия;

• специализированная организация  на договорной основе;

• руководитель предприятия.

Первичные документы  могут составляться на: бумажных носителях; машиночитаемых носителях информации.

4. Формы бухгалтерского учета. Могут использоваться следующие формы учета: мемориально-ордерная; журнально-ордерная; упрощенная; автоматизированная.

5. Способы ведения бухгалтерского учета (способы амортизации стоимости основных средств, нематериальных активов, оценки материально-производственных запасов, товаров, готовой продукции и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пример оформления учетной политики на предприятии

 

ОАО «Мечта бухгалтера»

ПРИКАЗ

«____» декабря 2004 г.

 

Об учетной политике ОАО «Мечта бухгалтера»

 

На основании и в  соответствии с Федеральным законом  от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 09.12.98 № 60н, Налоговым кодексом Российской Федерации

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

Принять следующую учетную  политику.

 

1. Бухгалтерский  раздел учетной политики

 

При осуществлении бухгалтерского учета использовать План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. При этом применять рабочий план счетов организации согласно Приложению 1.

Правильность отражения  хозяйственных операций в регистрах  бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. Формы первичной документации, их периодичность и порядок составления определяются в прилагаемом к учетной политике графике документооборота.

Утвердить формы первичных  документов для целей ведения  бухгалтерского учета, указанные в Приложении 3 (в Приложении 3 указать перечень форм первичных документов, по которым не предусмотрены типовые формы).

 

1.1. Бухгалтерский учет имущества обязательств и хозяйственных операций ведется в рублях и копейках.

 

Возможный вариант:

  • в суммах, округленных до целых рублей.

 

1.2. Списывать на затраты  по производству (расходы на продажи)  по мере отпуска их в эксплуатацию объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. (п. 18 ПБУ 6/01). 

 

Возможные варианты:

  • указать меньшую стоимость объекта основных средств;
  • объекты основных средств стоимостью не более 10 000 руб. за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания списываются на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию;
  • объекты основных средств вне зависимости от их стоимости и вида (в том числе приобретенные книги, брошюры и т.п. издания) списываются на затраты на производство (расходы на продажу) посредством начисления амортизации;
  • объекты основных средств вне зависимости от их стоимости списываются на затраты на производство (расходы на продажу) посредством начисления амортизации. Приобретенные книги, брошюры и т.п. издания списываются на затраты на производство (расходы на, продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Информация о работе Учетная политика предприятия