Виды анализа хазяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:15, реферат

Описание

Анализ - способ познания предметов и явлений окружающей среды, который основан на расчленении целого на составные части и изучения их во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический анализ - научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на макроэкономическом анализе. Макроэкономический анализ - анализ, который изучает экономические явления и процессы на уровне мировой и национальной экономики и ее отдельных отраслей. Микроэкономический анализ изучает процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Именно он получил название "Анализ хозяйственной деятельности предприятия".

Работа состоит из  1 файл

анализ хд и его влияние готовое.docx

— 59.24 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Понятие и сущность анализа хозяйственной  деятельности.

    1. Понятие анализа хозяйственной деятельности, история его становления и развития.

Анализ - способ познания предметов и явлений  окружающей среды, который основан  на расчленении целого на составные  части и изучения их во всем многообразии связей и зависимостей. Экономический  анализ - научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на макроэкономическом анализе. Макроэкономический анализ - анализ, который  изучает экономические явления  и процессы на уровне мировой и  национальной экономики и ее отдельных  отраслей. Микроэкономический анализ изучает процессы и явления на уровне отдельных субъектов хозяйствования. Именно он получил название "Анализ хозяйственной деятельности предприятия".

Экономический анализ производственно-финансовой деятельности занимает центральное место в  системе управления предприятием. На его основе разрабатываются и  обосновываются управленческие решения. А все управленческие решения  и действия должны быть основаны на точных расчетах и всестороннем анализе. Кроме того, они должны быть научно-обоснованными, мотивированными и оптимальными.

Недооценка  роли анализа, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. И  те предприятия, на которых хорошо развит и поставлен анализ, имеют хорошие  показатели деятельности и высокую  экономическую эффективность.

Важная  роль анализа в подготовке информации для планирования и прогнозирования  результатов деятельности, оценки качества и обоснованности плановых показателей, а также в проверке и объективной  оценке их выполнения.

Экономический анализ хозяйственной деятельности является средством не только обоснования  планов, но и контроля за их выполнением с целью выявления недостатков ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы корректировки планов и корректировку управленческих решений.

Планирование  начинается и завершается анализом результатов хозяйственной деятельности предприятия. Анализ позволяет повысить уровень планирования, сделать его  научно-обоснованным. В период становления  рыночной экономики контроль за выполнением планов усиливается, так как в условиях неопределенности, в условиях усиленной конкуренции и изменчивости внешней среды требуется постоянная оперативная корректировка текущих и перспективных планов. Постоянно изменяющиеся внешние условия требуют, чтобы процесс планирования был непрерывным, а менеджер по планированию должен уметь оценить и анализировать изменение каждой ситуации и оперативно вносить коррективы в планы предприятия.

Большая роль отводится анализу определения  и использования резервов повышения эффективности деятельности субъекта именно в конкурентной среде. На основе использования достижений научно-технического прогресса и передового опыта. Таким образом, анализ хозяйственной деятельности являются важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов-прогнозов и принятия управленческих решений, а также контроля за их выполнением. Все это делается с целью повышения эффективности функционирования предприятия. 
 

История становления АФХД

Первые  специальные книги по АФХД появились  в начале XX века. Они были посвящены  анализу баланса и имели в  основном методическую направленность. В 30-е годы произошло становление  АФХД, как науки. Он стал широко применяться  на практике для комплексного системного изучения экономики предприятия  и поиска резервов увеличения производства продукции. За предвоенные годы по вопросам экономического анализа было издано около 300 книг и 600 научных статей. В  послевоенные годы начался период основательной  разработки теоретическом плане  наука и ряд методик, которые  созданы научными работниками используются в управлении производством на разных уровнях.

Предполагается, что анализ хозяйственной деятельности постепенно займет ведущее место  в системе управления, а этому  способствует совершенствование экономического механизма через переход к рынку, конкуренция предприятий и различия форм собственности. 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 

    1. Виды  анализа хозяйственной  деятельности и их классификация.

Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач.

В экономической  литературе анализ хозяйственной деятельности

классифицируется  по разным признакам.

     По отраслевому признаку, который основывается на общественном

разделении  труда, анализ делится на отраслевой, методика

которого  учитывает специфику отдельных  отраслей экономики (промышленности,

сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.),

межотраслевой, который является теоретической и методологической

основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или, другими словами, теорией анализа хозяйственной деятельности.

Объективная необходимость отраслевого АХД  обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, характерные экономические отношения. Необходимость исследования специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учётом особенностей и условий каждой отрасли экономики. Одновременно нужно учитывать, что все отрасли общественного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними вызывают необходимость разработки межотраслевого анализа. Теория АХД раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных

методик отраслевого анализа.

     По признаку времени АХД подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).

     Предварительный (прогнозный) анализ проводится до осуществления

хозяйственных операций. Он необходим для обоснования  управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.

     Последующий (ретроспективный) анализ проводится после свершения

хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполне6нием плана,

выявления неиспользованных резервов, объективной  оценки результатов

деятельности  предприятий.

Перспе6ктивный  и ретроспективные анализы тесно  связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу даёт именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.

От глубины  и качества предварительного анализа  на перспективу зависят

результаты  ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.

Ретроспективный анализ в свою очередь делится  на оперативный и итоговый

(результативный). Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу

после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки и т. д.). Цель его – оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение.

     Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчётный1 период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчётным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.

Итоговый  и оперативный анализы взаимосвязаны  и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.

     По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный. Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.

Важное  значение имеет классификация АХД по объектам управления.

Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:

    • технико-экономический анализ, которым занимаются технические

содержанием является изучение взаимодействия технических и службы предприятия

(главного  инженера, главного технолога и др.). Его экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;

    • финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия,

финансовые  и кредитные органы) основное внимание уделяет финансовым

результатам деятельности предприятия: выполнению финансового плана,

эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению

резервов  увеличения суммы прибыли, роста  рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;

    • управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью

предоставления  руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной;

  • социально-экономический анализ (экономические службы       управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;
    • экономико-статистический анализ (статистические органы)

применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;

  • экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия) исследует взаимодействие экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;
    • маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или

объединения) применяется для изучения внешне функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска,

Информация о работе Виды анализа хазяйственной деятельности