Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 10:28, курсовая работа
Финансы – это система денежных отношений, которая связана с формированием, использованием и регулированием ресурсов организации. Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов.
Введение…………………………………………………………………..3
1. Сущность и значение управление дебиторской задолженности предприятия………………………………………………………………..5
1.1 Понятие дебиторской задолженности ………………………………..5
1.2 Классификация и характеристика дебиторской задолженности……9
2. Проблемы, возникающие в управлении дебиторской задолженности……………...........................................................................12
2.1 Влияние оборачиваемости дебиторской задолженности на величину балансовых остатков.……………………………………………................12
2.2 Анализ и управление дебиторской задолженностью……...................19
3. Расчет дебиторской задолженности по данным методических рекомендаций……………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………….28
Библиографический список………………………………………………...
-исковую, это дебиторская задолженность, взыскиваемая в ходе исполнительного производства, а также находящаяся в процессе судебного рассмотрения или в работе юридических служб (с момента подачи претензии о нарушении срока платежа);
-мораторную - это дебиторская задолженность потребителей, в отношении которых введена процедура банкротства;
-«мертвую», это дебиторская задолженность, документально подтвержденная как нереальная к взысканию в порядке, определенным налоговым законодательством и положениями бухгалтерского учета.
В
бухгалтерском балансе
- краткосрочная, т.е. задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;
- долгосрочная - задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты. Величина дебиторской задолженности определяется многими разнонаправленными факторами.
Условно эти факторы можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам следует отнести:
-состояние экономики в стране - спад производства, безусловно, увеличивает размеры дебиторской задолженности;
-общее состояние расчетов в стране - кризис неплатежей однозначно приводит к росту дебиторской задолженности;
-эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ, поскольку ограничение эмиссии вызывает так называемый "денежный голод", что в конченом итоге затрудняет расчеты между предприятиями;
-уровень инфляции в стране, так при высокой инфляции многие предприятия не спешат погасить свои долги, руководствуясь принципом, чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма;
-вид продукции – если это сезонная продукция, то риск роста дебиторской задолженности объективно обусловлен;
-емкость рынка и степень его насыщенности, так в случае малой емкости рынка и максимальной его насыщенности, данным видом продукции естественным образом возникают трудности с ее реализацией, и как следствие ростом дебиторских задолженностей.
Внутренние факторы.
Взвешенность кредитной политики предприятия означает экономически оправданное установление сроков и условий предоставления кредитов, объективное определение критериев кредитоспособности и платежеспособности клиентов, умелое сочетание предоставления скидок при досрочной уплате ими счетов, учет других рисков, которые имеют практическое влияние на рост дебиторской задолженности предприятия.
Таким образом, неправильное установление сроков и условий кредитования (предоставления кредитов), непредоставление скидок при досрочной уплате клиентами (покупателями, потребителями) счетов, неучет других рисков могут привести к резкому росту дебиторской задолженности.
Наличие системы контроля за дебиторской задолженностью.
Профессиональные и деловые качества менеджмента компании, занимающегося управлением дебиторской задолженностью предприятия.
Внешние факторы не зависят от организации деятельности предприятия, и ограничить их влияние менее возможно или в отдельных случаях практически невозможно.
Внутренние факторы целиком и полностью зависят от профессионализма финансового менеджмента компании, от владения им искусством управления дебиторской задолженностью.
Актив «дебиторская задолженность» имеет три существенных характеристики:
Например, при отражении факта продажи актива, у продавца образуется дебиторская задолженность. Договор продажи позволяет определить вероятную будущую выгоду.
Неплатежи, экономический кризис, являются первоначальной причиной проблемы ликвидности дебиторской задолженности. Но и это далеко не все предпосылки, создающие проблему роста дебиторской задолженности.
Показатель
качества дебиторской задолженности
определяет вероятность получения
задолженности в полной сумме, которая
зависит от срока образования
задолженности. Практика показывает, что
чем больше срок дебиторской задолженности,
тем ниже вероятность ее получения. Согласно
статье 96 ГК РФ установлен общий срок исковой
давности в три года. Следует иметь в виду,
что законодательство предусматривает
специальные сроки исковой давности, как
сокращенные, так и длительные по сравнению
с общим сроком (например, статья 797 и статья
966 ГК РФ).
2. Проблемы,
возникающие в управлении
2.1 Влияние
оборачиваемости дебиторской
Под влиянием конкуренции предприятиям часто приходиться продавать свои товары в кредит и соглашаться на отсрочку платежей. При этом продукция отправляется покупателю, запасы сокращаются, а дебиторская задолженность увеличивается. Затем, когда будет произведена оплата товара, предприятие (фирма) получит денежные средства и дебиторская задолженность сократиться. Поддержание дебиторской задолженности требует затрат, но предоставление кредита приносит выгоду в виде увеличения объема реализации.[]
Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие направления деятельности:
Проблема образования дебиторской задолженности тесно связанна с проблемой ее финансирования. Обычно для финансирования постоянного уровня дебиторской задолженности используют долгосрочные пассивы такие, как акции и облигации, тогда как сезонное или циклическое увеличение может быть профинансировано с помощью краткосрочных кредитов.
Контроль состояния дебиторской задолженности необходим для того, чтобы предотвратить излишнее ее увеличение, которое приводит к снижению денежных поступлений и возникновению безнадежных долгов, способных полностью поглотить прибыль фирмы. В этом случае единственным способом держать ситуацию под наблюдением являются правильный выбор кредитной политики и применение системы контроля счетов к получению.
Используются несколько показателей для контроля состояния дебиторской задолженности:
Сочетание срока кредита и разрешенных скидок (если они есть) называется условиями ссуды.
Если компания смягчает свою кредитную политику, объем ее продаж должен увеличиваться. Действия, смягчающиеся кредитную политику, предполагают удлинение срока кредита, смягчение стандартов кредитоспособности должника или политики инкассации, а также предоставление скидок при оплате. Однако каждая из этих мер повышает издержки фирмы, предоставляющей кредит. Это происходит потому, что удлинение срока кредита увеличивает как издержки хранения дебиторской задолженности, так и убытки от безнадежных долгов; снижение кредитоспособности и более мягкая политика инкассации также ведут к увеличению стоимости безнадежных долгов, а более высокие скидки при срочной оплате снижают сумму, получаемые компанией за каждую продажу.
Компания
должна смягчать свою кредитную политику
только в том случае, если стоимость
этого будет с запасом
При оценке риска неплатежа по ссуде используются пять факторов кредита:
Типичный отчет о кредитных операциях представляет собой, так называемую кредитную историю предприятия.
Кредитная история – отчет потенциального или уже существующего клиента о том, как он выполнял свои обязательства. []
Типичная кредитная история обычно содержит следующую информацию:
Реестр старения дебиторской задолженности счетов дебиторов содержит перечень основных дебиторов в порядке убывания дебиторской задолженности с указанием удельного веса дебиторской задолженности в составе текущих активов компании. Он обычно приводится в Приложении к Балансу и составляется на основе экспертных оценок или накопленной статистики бухгалтерских проводок.
Инкассация наличности – процесс получения денежных средств за реализованную продукцию.[]
Коэффициент
инкассации рассчитывается на основе
анализа денежных поступлений от
погашения дебиторской
Коэффициент инкассации можно рассчитать по формуле:
Информация о работе Анализ и управление дебиторской задолженностью