Анализ основных коммерческих решений предприятия и организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 23:16, реферат

Описание

Решение как объект управленческой деятельности
Важнейшей проблемой в современном менеджменте является разработка, принятие и осуществление управленческого решения, представляющего собой основной инструмент управляющего воздействия. Проблема эта имеет весьма серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих решения. Об том свидетельствует и возрастающие масштабы потерь в результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.
В настоящее время понятия «принятие решения» и «управленческая деятельность» настолько тесно переплетены и взаимосвязаны, что часто употребляются как синонимы. Это не случайно.

Работа состоит из  1 файл

Анализ основных коммерческих решений предприятия и организация контроля за их исполнением1.docx

— 57.45 Кб (Скачать документ)

Анализ  основных коммерческих решений предприятия  и организация  контроля за их исполнением

Решение как объект управленческой деятельности

  Важнейшей проблемой в современном менеджменте  является разработка, принятие и осуществление  управленческого решения, представляющего  собой основной инструмент управляющего воздействия. Проблема эта имеет  весьма серьезное прикладное значение, которое неизбежно возрастает по мере усложнения хозяйственных ситуаций и управленческих задач, требующих  решения. Об том свидетельствует  и возрастающие масштабы потерь в  результате даже небольших ошибок, допущенных в решении.

  В настоящее время понятия «принятие  решения» и «управленческая деятельность»  настолько тесно переплетены  и взаимосвязаны, что часто употребляются  как синонимы. Это не случайно.

  Процессы  принятия управленческих решений занимают центральное место в структуре  управленческой деятельности, в работе каждого менеджера, ведь именно они  в наибольшей мере определяют и содержание этой деятельности, и ее результаты.

  В то же время решение можно рассматривать  как продукт управленческого  труда, а его принятие - как процесс, ведущий к появлению этого  продукта.

  Принятие  решения представляет собой сознательный выбор имеющихся вариантов или  альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим  и будущим желаемым состоянием организации.

  Таким образом, данный процесс включает много  разных элементов, но непременно в нем  присутствуют такие элементы, как  проблемы, цели, альтернативы и решения - как выбор альтернативы.

  Принятие  решений, также как и обмен  информацией, - составная часть любой  управленческой функции. Необходимость  принятия решений возникает на всех этапах процесса управления и связанно всеми участками и аспектами  управленческой деятельности. Процесс  принятия решений довольно точно  отражает реальные проблемы, отношения  и связи, сложившиеся в организации, а непредсказуемая последовательность решений характеризует непредсказуемость  процесса управления. Более того, только изучение процесса разработки и реализации решений дает возможность оценить  содержательную сторону управления, так как содержание цели раскрывается в содержании принимаемых решений.

  Цикл  управления всегда:

  • начинается с постановки целей и выявления проблем,
  • продолжается разработкой и принятием необходимого решения,
  • заканчивается организацией и контролем его выполнения.

    Анализ полученного результата  или, точнее, оценка степени достижения  поставленной цели служит источником  выявления новых проблем и  принятия новых решений, возобновляя,  таким образом, управленческий  цикл. Это показывает, что всякое  управление реализует вполне  определенную последовательность  трех основных этапов:

    1. определяет состояние управляемого объекта (идентификация проблемы);
    2. вырабатывает для данного состояния оптимальное воздействие (разработка и принятие управленческих решений)
    3. реализует его (реализация решения).

  Решение может быть направлено на достижение разовых результатов, на создание постоянно  идущих процессов, поддержание идущих процессов, на прекращение какой-либо деятельности.

  Однако, решение, принимаемое индивидом  в процессе своей повседневной деятельности, отличается от управленческого (организационного) решения по нескольким параметрам:

  Цели. Субъект управления принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

  Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высшего ранга, выбирает направление действительных не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социальной, экономической ситуации целых регионов.

  Разделение  труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда; одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

  Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки<10>.

  На  основе выделенных характеристик дается следующее определение.

  Управленческое  решение – это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции, направленный на достижение целей организации.

  В более широком понимании управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и  логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

  При выборе управленческого решения  к нему предъявляются следующие  требования: эффективность, экономичность, своевременность и надежность.

  Каждое  управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью  управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств  и инструментов, которые могли  бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и  обстоятельствах.

  Сущность  и характерные  особенности разработки и принятия коммерческих решений

  В зависимости от функциональной принадлежности решения можно классифицировать на кадровые, маркетинговые, коммерческие, правовые, технологические, экономические  и хозяйственные решения.

  Более подробно рассмотрим коммерческую деятельность предприятия, как сферу принятия коммерческих управленческих решений.

  Рассмотрим  немного глубже, что же такое вообще коммерческая деятельность. Коммерческая деятельность – это вид торгового предпринимательства или бизнеса, но бизнеса благородного, того бизнеса, который лежит в основании любой по-настоящему цивилизованной рыночной экономики.

  Коммерческая  деятельность – это процессы, связанные  со сменой форм стоимости, т.е. с куплей-продажей товаров.

  Коммерческая  деятельность - это торговля, торговые процессы по осуществлению актов  купли-продажи с целью получения  прибыли.

  Таким образом, ясно, что специфика коммерческих решений будет заключаться в  том, что решения будут приниматься  в сфере операций купли – продажи  товаров и услуг с целью  удовлетворения спроса и получения  прибыли.

  Генеральная цель любого торгового предприятия  – обеспечение оптимального функционирования торговой системы. А это значит, обеспечить выживание организации в сложных  условиях и ее развитие – ежегодный  прирост всех основных показателей  хозяйственной деятельности. Генеральная  цель достигается в том числе  посредством достижения коммерческих подцелей, направленных на получение  наибольшей прибыли. Задача менеджера  в данном случае – четкое, рациональное управление коммерческой деятельностью, то есть принятие эффективных решений  в этой сфере.

  Для управления коммерческой деятельностью  и предприятием в целом создается  сложная система управления, имеющая:

  • Механизм
  • Структуру
  • Механизм развития системы
  • Элементы, позволяющие осуществить процесс управления, принимать управленческие решения и т.д.

    Также можно выделить функции  управления, а именно: планирование, организация, мотивация и контроль, которые выполняются во всех подсистемах управления коммерческой деятельностью. Закупка, товарные запасы и ассортимент, а также организация продажи и реклама, являются основными подсистемами коммерческой деятельности (таблица 1.2). 

  Таблица 1- Функции управления в системе коммерческой деятельности

Функции управления Подсистема
Закупка товаров Товарные запасы в ассортименте Организация продаж и

реклама

Планирова-ние Изучение спроса.

Выявление источников закупки.

Определение величины партии исходя из плана товарооборота наличных и других факторов

Планирование

ассортимента  исходя из доходности.

Установление  max и min уровня заказов

Планирование  объема товарооборота.

Планирование  затрат на организацию продаж и

рекламу

Организация Принятие решения  о закупке. Заключение договоров  на поставку. Создание системы

предприятия-поставщики.

Формирование  устойчивых связей

Создание системы  способной

эффективно  управлять запасами и ассортиментом

Внедрение форм и методов

продаж. Разработка рекламных

мероприятий

Мотивация Создание  условий для достижения результативности работы, создание корпоративной культуры
Контроль Оценка целесообразности и эффективности

каждой  покупки

Анализ изменения  товарных запасов. Мероприятия по ликвидации

сверхнормативных  товарных запасов

Анализ т/о  и

других  показателей. Сравнение

темпов  изменения затрат на организацию  продаж и т/о.

 

   Таким образом, рассмотрев основные функции  управления и подсистемы коммерческой деятельности, можно дать более полное определение коммерческим решениям.

   Коммерческие  решения – это решения, которые  принимаются в сфере закупки  товаров, их распределения и сбыта  потребителю, то есть организацию хозяйственных  связей между поставщиком и потребителем товаров в процессе деятельности организации с минимальными издержками и максимальной прибылью.

   Управление  коммерческой деятельностью торгового  предприятия включает на каждом этапе  коммерческой деятельности:

  1. оценку состояния дел в текущий период (ситуационный анализ);
  2. определение направления развития бизнеса (постановка задач);
  3. составление плана достижения поставленных целей (стратегическое правление, планирование);
  4. организацию мероприятий по выполнению плана (этап организации);
  5. проверку достигнутых результатов, а в случае их отсутствия - выявление их причин (контроль).

   Управление  всегда складывается из управления людьми и управления деятельностью. Управление организацией нацелено на достижение нужных результатов в конкретной ситуации.

   К коммерческо-функциональным критериям  работы предприятия относят: его  рост, платежеспособность, рентабельность, финансовое положение, эффективность  труда персонала.

   К критериям поддержания коммерческой деятельности относят: социальную ответственность, действительность, осведомленность  работников о результатах своего труда, организационный климат, представление  о фирме во внешнем окружении.

   Организация контроля за исполнением решений

  Организовать  исполнение решения - задача не из легких. Она требует знания людей, их возможностей, сил, средств и методов исполнения. Организация исполнения решений - это  специфическая деятельность руководителя, завершающая управленческий цикл. И  если на этапе подготовки и принятия решения руководитель оперирует  идеальными отображениями предметов  и явлений, то в процессе организации  его исполнения он сталкивается с  реальной ситуацией, которая чаще всего  отличается от идеальной.

  Недостаточно  опытный руководитель, мысленно оперирующий  вещами и событиями, привыкает к  легкости манипулирования идеальными представлениями и неосознанно  переносит эту легкость на реальную ситуацию. В результате такого менеджмента  принимаемые им решения оказываются  непосильными и на практике не выполняются. Здесь следует учитывать то обстоятельство, что руководитель организует не свою деятельность, а труд других людей. Это две разные вещи, ибо процесс  исполнения решений также нужно организовыватьИсполнители должны получить четкую информацию о том, кто, где, когда и какими способами и средствами должен осуществлять действия, соответствующие принятому решению. Необходимо разработать план его реализации, которым предусматривается система мер, обеспечивающих достижение целей решения с минимальными издержками.

Информация о работе Анализ основных коммерческих решений предприятия и организации