Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 07:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процедур банкротства и реорганизации предприятия.
Исходя из цели ставятся следующие задачи:
рассмотреть общие положения и понятия о банкротстве предприятий в РФ
изучить нормативно-правовое регулирование процедур банкротства
рассмотреть понятие и содержание процедуры реорганизации
рассмотреть процесс ликвидации предприятия-должника
рассмотреть американскую концепцию реорганизации и банкротства
изучить американское законодательство в области банкротства
Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы процедуры банкротства предприятия
1.1 Общие положения и понятия о банкротстве предприятий в РФ
1.2 Нормативно-правовое регулирование процедур банкротства
Глава 2. Реорганизация и ликвидация предприятия
2.1 Понятие и содержание процедуры реорганизации
2.2 Ликвидация предприятия-должника
Введение
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-правовые
основы процедуры банкротства предприятия
1.1 Общие положения
и понятия о банкротстве предприятий в
РФ
1.2 Нормативно-правовое
регулирование процедур банкротства
Глава 2. Реорганизация
и ликвидация предприятия
2.1 Понятие и содержание
процедуры реорганизации
2.2 Ликвидация
предприятия-должника
Актуальность
темы данной курсовой работы определяется
высокой социально-
Государственное
регулирование несостоятельности является
сегодня наиболее динамично развивающейся
областью права и экономики в развитых
зарубежных странах, при этом социально-экономическая
политика государства является элементом
постоянного изменения и совершенствования
нормативных и процедурных актов в механизме
банкротства.
В настоящее время
Государственной думой Федерального собрания
Российской Федерации принята новая редакция
Закона о несостоятельности (банкротстве).
Его принятию предшествовали длительные
и бурные дискуссии. Всеми заинтересованными
участниками дискуссий внесено множество
поправок и дополнений. Однако многочисленные
идеи, касающиеся реформирования указанной
сферы законодательства, зачастую основаны
лишь на отдельных негативных фактах,
известных авторам, и никак не связаны
между собой. Механическое внесение указанных
предложений в законодательство не имеет
никаких положительных результатов, а
напротив, может привести к деформированию
единой системы несостоятельности (банкротства)
и приведет к нежелательным последствиям.
Целью курсовой
работы является изучение процедур банкротства
и реорганизации предприятия.
Исходя из цели
ставятся следующие задачи:
рассмотреть
общие положения и понятия о банкротстве
предприятий в РФ
изучить нормативно-правовое
регулирование процедур банкротства
рассмотреть
понятие и содержание процедуры реорганизации
рассмотреть
процесс ликвидации предприятия-должника
рассмотреть
американскую концепцию реорганизации
и банкротства
изучить американское
законодательство в области банкротства
Объектом исследования
курсовой работы является процесс ликвидации
предприятия - должника.
Предметом исследования
являются процедуры банкротства и реорганизации
предприятия.
В процессе написания
работы применялись следующие методы
экономических исследований: абстрактно-логический,
экономико-статистический, дедуктивный
метод, индуктивный метод, метод анализа
и синтеза.
Изучением данной
проблемы занимались многие ученые, такие
как Ю.П. Орловский, Л. Баренбойм, Е. Козлова,
В.И. Власов, Д. Попов, Г.В. Давыдова, А.Ю.
Беликов и др.
Конкуренция, как
неотъемлемый элемент рыночных отношений
предполагает не только определенный
рыночный динамизм, но и его обратную,
негативную сторону - стагнацию (застой)
производства. Последняя связана с неустойчивым
финансовым положением предприятия, вызванным
отсутствием или недостаточностью оборотных
средств, ростом просроченной и дебиторской
задолженности и другими обстоятельствами,
ведущими к его банкротству, т.е. Прекращению
платежей по своим обязательствам. Главная
роль в системе правового регулирования
несостоятельности (банкротства) отводиться
Федеральному закону от 26 октября 2002 г.
N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)",
задачами которого являются исключение
из гражданского оборота неплатежеспособных
субъектов и предоставление возможности
добросовестным предпринимателям улучшить
свои дела под контролем арбитражного
суда и кредиторов и вновь достичь финансовой
стабильности. В соответствии со статьей
65 ГК РФ несостоятельность юридического
лица, являющегося коммерческой организацией
(за исключение казенного предприятия),
а так же действующего в форме потребительского
кооператива либо благотворительного
или иного фонда и оказывающегося не в
состоянии удовлетворить требования кредиторов
может быть признано только решение суда.Такое
решение влечет за собой ликвидацию данного
юридического лица.
Впервые, понятие
"банкротство" было определено в
Указе президентом России №623 от 14 июня
1992 года "О мерах по поддержке и оздоровлению
несостоятельных государственных предприятий
и применению к ним специальных процедур".
К банкротам отнесены государственные
предприятия, включая предприятия, в уставном
фонде которых доля собственности, принадлежащей
государству, составляет 50 процентов и
более.
Данный Указ,
а так же и принятый от 19 ноября 1992 года
Закон РФ "О несостоятельности предприятий",
введенный в действие с 1 марта 1993 года,
реально не были задействованы. Толчком
к "продаже с молотка" обанкротившихся
государственных предприятий послужило
окончание 30 июня 1994 года чековой приватизации
и формирование частной и коллективной
форм собственности. Уже к 1 июля 1994 года
около 70% занятых в промышленности работали
на приватизированных предприятиях, доля
которых в общем объеме стоимости имущества
составляла 60-70%. К сожалению, количество
не перешло в качество. "Шоковая терапия"
не дала положительных результатов. Критическое
финансовое положение большинства предприятий,
вызванное кризисом неплатежей и падением
объемов производства, требует переосмысливание
характера финансово-экономических процедур.
Упор в послечековой приватизации предполагается
делать не только на формирование слоя
частных собственников, сколько на реконструкцию
приватизируемых предприятий с привлечением
как государственного, так и частного
капитала. Качественные показатель деятельности
указанных предприятий, с учетом отраслевых
и региональных особенностей, должны получить
приоритеты при одновременной либерализации
процедур приватизации. Дальнейший путь
к рынку связывается с денежной приватизацией,
что по замыслу ее авторов и разработчиков,
будет способствовать формированию рациональной
структуры капитала приватизируемых предприятий.
В данном направлении предусматривается
использовать особым образом организованную
продажу через инвестиционные конкурсы
непроданных пакетов акций, принадлежащих
государственным (муниципальным) предприятиям.
Мелкие инвесторы получают право приобрести
не менее 30% акций любого акционерного
общества. Предполагается, что они уже
имеют сбережения, накопленные на первом
этапе, в процессе чековой приватизации.
Вводится в практику обязательная продажа
имущества несостоятельных предприятий-должников
по требованию кредиторов для ускорения
решения проблемы неплатежей в народном
хозяйстве. В этой связи предполагается
реально задействовать вексельное обращение.
Средства государства и иностранных инвесторов
планируется вкладывать в реконструкцию
приватизируемых предприятий только при
условии выполнения следующих требований:
обеспечение
корпоративного управления; наличие в
частной собственности трудового коллектива
более 90% акций; отсутствие ограничений
на куплю-продажу акций данного предприятия;
наличие независимого регистратора, ведущего
реестр акционеров данного предприятия.
Послечековая приватизация расширила
перечень используемых способов выкупа
имущества путем выработки схем приватизации
сверхкрупных предприятий, имеющих уставный
капитал не менее 10 млрд. руб. в ценах на
1 января 1992 года, организации конкурса
на соучредительство, аренды имущества,
запрещенного к приватизации. Особое внимание
предполагается уделять проведению специализированных
денежных аукционов. К данному этапу приватизации
государственной собственности предполагается
запустить механизм банкротства, нормативной
базой которого являются не только вышеуказанные
акты, но и серия новых. Продолжающийся
спад производства и нарастающий кризис
неплатежей в народном хозяйстве определили
стратегию реформирования экономики на
ближайшую перспективу, что в значительной
мере просматривается в функциях, возложенных
на Федеральное управление по делам о
несостоятельности (банкротстве). К их
числу относятся:
анализ финансового
состояния и причин неплатежеспособности
предприятия, имеющего неудовлетворительную
структуру баланса, с целью обязательной
его приватизации; подготовка указанным
предприятием под контролем Федерального
управления необходимых документов в
арбитражный суд для возбуждения производства
по делу о его несостоятельности (банкротстве);
внесение ходатайства
в арбитражный суд об установлении над
неплатежеспособным предприятием опеки
по управлению имуществом, проведении
комплекса мероприятий по оздоровлению
(санации);
определение
условий для восстановления платежеспособности
предприятия-должника; экспертиза плана
проведения внешнего управления имуществом
предприятия и представление ее результатов
в арбитражный суд;
принятие решения
о добровольной ликвидации предприятия-должника
и утверждении решения его решения о добровольной
ликвидации данного предприятия; выбор
условий и критериев конкурса и его организации
при назначении арбитражного управляющего
с учетом мнения кредиторов;
определение
оценочной стоимости имущества предприятия-должника;
формирование
списка юридических и физических лиц,
изъявивших желание участвовать в проведении
санации предприятия-должника и представление
этого списка в арбитражный суд; определение
критериев санации со стороны государства
и порядка ее проведения; распоряжение
средствами, выделенными из бюджета и
внебюджетных источников финансирования
на осуществление реорганизации, санации
неплатежеспособных предприятий или их
ликвидации.
Итак, необходимо
отметить, что любое предприятие, независимо
от формы собственности и организационно-правовой
формы, осуществляя хозяйственную деятельность
вступает в отношения с налоговыми органами,
банками, другими предприятиями (поставщиками,
реализаторами и потребителями его продукции).
В процессе этих отношений у предприятия
возникают обязательства, невыполнение
которых в силу каких-либо объективных
или субъективных причин может привести
к тому, что предприятие станет должником,
то есть обязано будет выполнить определенные
действия в пользу кредитора - произвести
платеж, поставить товар, выполнить работы,
оказать услуги.
Центральное
место в системе правового
регулирования
Отношения, связанные
с несостоятельностью (банкротством) граждан,
в том числе индивидуальных предпринимателей,
регулируются настоящим Федеральным законом.
Нормы, которые регулируют несостоятельность
(банкротство) граждан, в том числе индивидуальных
предпринимателей, и содержатся в иных
федеральных законах, могут применяться
только после внесения соответствующих
изменений и дополнений в настоящий Федеральный
закон. Если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем
те, которые предусмотрены настоящим Федеральным
законом, применяются правила международного
договора Российской Федерации. К регулируемым
настоящим Федеральным законом отношениям
с участием иностранных лиц в качестве
кредиторов применяются положения настоящего
Федерального закона, если иное не предусмотрено
международным договором Российской Федерации.
Решения судов иностранных государств
по делам о несостоятельности (банкротстве)
признаются на территории Российской
Федерации в соответствии с международными
договорами Российской Федерации. При
отсутствии международных договоров Российской
Федерации решения судов иностранных
государств по делам о несостоятельности
(банкротстве) признаются на территории
Российской Федерации на началах взаимности,
если иное не предусмотрено федеральным
законом. Для целей настоящего Федерального
закона "О несостоятельности (банкротстве)"
используются следующие основные понятия:
несостоятельность
(банкротство) - признанная арбитражным
судом неспособность должника в полном
объеме удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей
(далее - банкротство);
должник - гражданин,
в том числе индивидуальный предприниматель,
или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными
удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей
в течение срока, установленного настоящим
Федеральным законом; денежное обязательство
- обязанность должника уплатить кредитору
определенную денежную сумму по гражданско-правовой
сделке и (или) иному предусмотренному
Гражданским кодексом Российской Федерации
основанию; обязательные платежи - налоги,
сборы и иные обязательные взносы в бюджет
соответствующего уровня и государственные
внебюджетные фонды в порядке и на условиях,
которые определяются законодательством
Российской Федерации; руководитель должника
- единоличный исполнительный орган юридического
лица или руководитель коллегиального
исполнительного органа, а также иное
лицо, осуществляющее в соответствии с
федеральным законом деятельность от
имени юридического лица без доверенности;
кредиторы - лица, имеющие по отношению
к должнику права требования по денежным
обязательствам и иным обязательствам,
об уплате обязательных платежей, о выплате
выходных пособий и об оплате труда лиц,
работающих по трудовому договору; конкурсные
кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам,
за исключением уполномоченных органов,
граждан, перед которыми должник несет
ответственность за причинение вреда
жизни или здоровью, морального вреда,
имеет обязательства по выплате вознаграждения
по авторским договорам, а также учредителей
(участников) должника по обязательствам,
вытекающим из такого участия;
уполномоченные
органы - федеральные органы исполнительной
власти, уполномоченные Правительством
Российской Федерации представлять в
деле о банкротстве и в процедурах банкротства
требования об уплате обязательных платежей
и требования Российской Федерации по
денежным обязательствам, а также органы
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления,
уполномоченные представлять в деле о
банкротстве и в процедурах банкротства
требования по денежным обязательствам
соответственно субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований;
досудебная санация - меры по восстановлению
платежеспособности должника, принимаемые
собственником имущества должника - унитарного
предприятия, учредителями (участниками)
должника, кредиторами должника и иными
лицами в целях предупреждения банкротства;
наблюдение -
процедура банкротства, применяемая к
должнику в целях обеспечения сохранности
имущества должника, проведения анализа
финансового состояния должника, составления
реестра требований кредиторов и проведения
первого собрания кредиторов; финансовое оздоровление
- процедура банкротства, применяемая
к должнику в целях восстановления его
платежеспособности и погашения задолженности
в соответствии с графиком погашения задолженности;
внешнее управление - процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях восстановления
его платежеспособности;
конкурсное производство
- процедура банкротства, применяемая
к должнику, признанному банкротом, в целях
соразмерного удовлетворения требований
кредиторов; мировое соглашение - процедура
банкротства, применяемая на любой стадии
рассмотрения дела о банкротстве в целях
прекращения производства по делу о банкротстве
путем достижения соглашения между должником
и кредиторами; представитель учредителей
(участников) должника - председатель совета
директоров (наблюдательного совета) или
иного аналогичного коллегиального органа
управления должника, либо лицо, избранное
советом директоров (наблюдательным советом)
или иным аналогичным коллегиальным органом
управления должника, либо лицо, избранное
учредителями (участниками) должника для
представления их законных интересов
при проведении процедур банкротства;
представитель
собственника имущества должника - унитарного
предприятия - лицо, уполномоченное собственником
имущества должника - унитарного предприятия
на представление его законных интересов
при проведении процедур банкротства;
представитель комитета кредиторов - лицо,
уполномоченное комитетом кредиторов
участвовать в арбитражном процессе по
делу о банкротстве должника от имени
комитета кредиторов;
представитель
собрания кредиторов - лицо, уполномоченное
собранием кредиторов участвовать в арбитражном
процессе по делу о банкротстве должника
от имени собрания кредиторов; арбитражный
управляющий (временный управляющий, административный
управляющий, внешний управляющий или
конкурсный управляющий) - гражданин Российской
Федерации, утверждаемый арбитражным
судом для проведения процедур банкротства
и осуществления иных установленных настоящим
Федеральным законом полномочий и являющийся
членом одной из саморегулируемых организаций;
временный управляющий - арбитражный управляющий,
утвержденный арбитражным судом для проведения
наблюдения в соответствии с настоящим
Федеральным законом; административный
управляющий - арбитражный управляющий,
утвержденный арбитражным судом для проведения
финансового оздоровления в соответствии
с настоящим Федеральным законом; внешний
управляющий - арбитражный управляющий,
утвержденный арбитражным судом для проведения
внешнего управления и осуществления
иных установленных настоящим Федеральным
законом полномочий; конкурсный управляющий
- арбитражный управляющий, утвержденный
арбитражным судом для проведения конкурсного
производства и осуществления иных установленных
настоящим Федеральным законом полномочий;
мораторий - приостановление исполнения
должником денежных обязательств и уплаты
обязательных платежей; представитель
работников должника - лицо, уполномоченное
работниками должника представлять их
законные интересы при проведении процедур
банкротства;
саморегулируемая
организация арбитражных управляющих
(далее также - саморегулируемая организация)
- некоммерческая организация, которая
основана на членстве, создана гражданами
Российской Федерации, включена в единый
государственный реестр саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих
и целями деятельности которой являются
регулирование и обеспечение деятельности
арбитражных управляющих;
регулирующий
орган - федеральный орган исполнительной
власти, осуществляющий контроль за деятельностью
саморегулируемых организаций арбитражных
управляющих.
Выделяют следующие
признаки банкротства:
1) Гражданин считается
неспособным удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей, если соответствующие
обязательства и (или) обязанность не исполнены
им в течение трех месяцев с даты, когда
они должны были быть исполнены, и если
сумма его обязательств превышает стоимость
принадлежащего ему имущества.
3) Положения,
предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей
статьи, применяются, если иное не установлено
настоящим Федеральным законом.
Нужно подчеркнуть,
что процесс банкротства регулируется
различными федеральными законами и законодательными
актами.
Подводя итог
всему выше сказанному необходимо отметить,
что любое предприятие осуществляющее
хозяйственную деятельность, вступает
в отношения с налоговыми органами, банками,
другими предприятиями (поставщиками,
реализаторами и потребителями его продукции).
В процессе этих отношений у предприятия
возникают обязательства, невыполнение
которых может привести к тому, что предприятие
станет должником, то есть обязано должно
будет выполнить определенные действия
в пользу кредитора - произвести платеж,
поставить товар, выполнить работы, оказать
услуги. Процессы, которые связаны с банкротством,
ликвидацией, реорганизацией и т.п. регулируются
федеральными законами и законодательными
актами.
В
интересах выживания и гибкого
реагирования на динамично меняющиеся
рыночные условия,
повышения устойчивости и адаптационной
способности в удовлетворении потребительского
спроса, преодоления отставания в развитии
техники и технологии, в обеспечении высокого
качества выпускаемой продукции и предоставляемых
услуг предприятия должны целенаправленно
проводить организационные изменения.
Благодаря этому преодолевается инертность
и застой в структурах управления, в сложившейся
системе связей и отношений. В зависимости
от конкретных обстоятельств эти изменения
могут быть частичными, касающимися отдельных
служб и организации определенных видов
деятельности, или радикальными, когда
под влиянием бурного и даже скачкообразного
развития окружающей рыночной обстановки
и условий конкуренции требуется глубокая
и многосторонняя реорганизация.
Разработка стратегии
и последовательное осуществление организационных
изменений сами по себе являются предметом
самостоятельного исследования, анализа,
прогнозирования и программно-целевого
управления. Обобщение накопленных методических
подходов и опыта проводимых реорганизаций
дает возможность в концентрированной
форме представить масштаб и охватываемый
круг работ (намечаемые меры), этапы их
осуществления, используемые критерии
оценки результатов. Важно подчеркнуть,
что реорганизация предприятия не может
проводиться одномоментно, внезапно, без
глубокой и всесторонней предварительной
работы специалистов разного профиля,
на основе заранее разрабатываемых программ
и комплекса, обоснованных мер. Она должна
предусматривать целый ряд этапов, охватывающих
подготовку, сбор информации, определение
направлений работы и их последствий,
организационно-техническое и социальное
проектирование, практическую реализацию
подготовленных изменений. Намеченные
этапы должны осуществляться последовательно.
Завершение каждого этапа представляет
собой важный рубеж в выполнении всего
проекта.
Каждый этап подразделяется
на задачи, реализуемые в разной последовательности:
одни раньше других, некоторые одна за
другой, а ряд из них - параллельно. Ниже
дается примерная характеристика возможных
этапов осуществления программ реорганизации,
а также тех или иных методов, используемых
при решении задач каждого этапа.
Этап первый:
подготовка Основополагающее значение
для успешной реализации всей программы
реорганизации и обеспечения на практике
ее эффективности имеют мобилизация, организация
и создание заинтересованности работников,
которые будут ее осуществлять. Необходимо
постоянно учитывать и не выпускать из
поля зрения то, что реорганизация предприятия
является процессом не только организационно-техническим,
но и социальным, затрагивающим интересы
различных групп - собственников, руководителей
и работников разных уровней. Результатами
работ на данном этапе должны стать: разработка
для всей организации своеобразного "мандата
на реорганизацию", включающего организационную
структуру, состав и положение о группе,
которая будет непосредственно заниматься
перестройкой, план намечаемых мер и действий.
Ключевые вопросы, на которые необходимо
ответить на данном этапе, сводятся к следующему:
Каковы задачи и ожидаемые результаты
деятельности высших руководителей организации
по данному проекту? Какова степень их
вовлеченности в разработку проекта?
Каковы цели данного
проекта в целом? Каким путем следует их
достигать без нанесения организации
сколь-нибудь заметного ущерба?
Кто должен быть
включен в группу по реорганизации? Каким
должно быть сочетание в группе квалификационных
и профессиональных знаний, навыков и
опыта? Какие качества членов группы не
могут быть представлены силами самой
организации? Как они могут быть обеспечены
за счет дополнительной подготовки или
привлечения со стороны? Какие специфические
навыки реорганизации должны изучить
члены группы?
По каким вопросам
следует обратиться ко всем работникам
организации для получения их поддержки
и доверия? В таблице 1 приводятся некоторые
способы преодоления сопротивления организационным
изменениям, приводимые в литературе по
управлению и базирующиеся на опыте предприятий
с разными формами собственности и видами
деятельности.
Таблица 1 - Меры
по обеспечению поддержки организационным
изменениям
Меры |
Предпосылки применения |
Преимущества |
Недостатки |
Обучение и предоставление информации |
Недостаток информации, недостоверная информация или её неправильная интерпретация |
При убеждённости сотрудников в необходимости мероприятия, они активно участвуют в преобразованиях |
Требует очень много времени, если надо охватить большое число сотрудников |
Привлечение к участию в проекте |
Дефицит информации у инициаторов проекта относительно программы изменений и предполагаемого сопротивления им |
Участники заинтересованно поддерживают
изменения и активно |
Требует очень много времени, если участники имеют неправильное представление о целях изменений |
Стимулирование и поддержка |
Сопротивление в связи со сложностью индивидуальной адаптации к отдельным изменениям |
Предоставление помощи при адаптации и учёт индивидуальных пожеланий облегчают достижение целей изменения |
Требует много времени, а также крупных расходов, что может привести к неудаче проекта |
Переговоры и соглашения |
Сопротивление групп в руководстве предприятия, опасающихся потерять свои привилегии в результате изменений |
Предоставление стимулов в обмен на поддержку может оказаться относительно простым способом преодоления сопротивления |
Часто требует больших расходов и может вызвать претензии у других групп |
Кадровые перестановки и назначения |
Несостоятельность других "тактик"
влияния или недопустимо |
Сопротивление относительно быстро ликвидируется, не требуя высоких затрат |
Угроза будущим проектам из-за недоверия затрагиваемых лиц |
Скрытые и явные меры принуждения |
Острый дефицит времени или отсутствие соответствующей властной базы у инициаторов изменений |
Угроза санкций заглушает |
Связано с риском, порождает стойкую озлобленность по отношению к инициаторам, пассивное сопротивление возможной переориентации проекта |