Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 07:32, реферат
Каждый менеджер знает: худшее, что может случиться с предприятием, - это банкротство. Поэтому, принимая любое решение, руководитель прежде всего старается его избежать, а потом только уже соизмеряет возможные прибыли и убытки.
Однако, рано или поздно, по вине ли плохой конъюнктуры рынка, кризиса ли ресурсов, неэффективного ли управления, банкротство может случиться с любым предприятием. Более глубокие причины следует искать в невозможности предвидеть состояние рынка в перспективе.
1. Сущность, виды и причины банкротства……………………………………………... 4
2. Диагностика банкротства (российская и западные методики прогнозирования наступления банкротства) ……………………………………………………………... 5
2.1. Количественные методы диагностики ………………………………………………. 5
2.2. "Качественные" кризис-прогнозные методики………………………………………13
2.3. Корректировка методик предсказания банкротства с учетом специфики
отраслей……………………………………………………………………………………..15
3. Предприятие на различных стадиях банкротства……………………………………..18
4. Пути выхода предприятий из кризисной ситуации……………………………………20
5.Процедура банкротства в соответствии с российским законодательством…………..22
Заключение…………………………………………………………………………………..27
Список использованных источников и литературы………………………………………28
№ | Наименование показателя | Значение показателей по классам | ||
1 класс | 2 класс | 3 класс | ||
Соотношение заемных и собственных средств | < 0,8 | 0,8-1,6 | > 1,6 | |
Вероятность банкротства (Z-счет Альтмана) | >2,5 | 1,1-2,5 | < 1,1 | |
Общий коэффициент покрытия (ликвидность баланса) | >0,8 | 0,3-0,8 | < 0,3 |
Таблица
№7
Значения критериальных показателей для распределения научных (научное обслуживание) организаций по классам кредитоспособности |
№ | Наименование показателя | Значение показателей по классам | ||
1 класс | 2 класс | 3 класс | ||
Соотношение заемных и собственных средств | < 0,9 | 0,9-1,2 | > 1,2 | |
Вероятность банкротства (Z-счет Альтмана) | >2,6 | 1,2-2,6 | < 1,2 | |
Общий коэффициент покрытия (ликвидность баланса) | >0,9 | 0,6-0,9 | < 0,6 |
П
ричиной
банкротства российских предприятий
в период общего кризиса являются
слишком неблагоприятные
Однако и в случае банкротства по очевидным внешним причинам анализ выявляет также ошибки самих предпринимателей, усугубившие действие неблагоприятных внешних факторов.
Ретроспективное исследование предприятия-банкрота, как правило, показывает, что банкротство назревало постепенно, исподволь. Если сегодня предприятие случайно не смогло оплатить своих обязательств, то отдаленной причиной этому может быть неверный, не отвечающий потенциалу предприятия выбор поставщиков и товаропроводящей сети, нерациональная организация управления. Строгое разделение внешних и внутренних причин банкротства является не простой задачей, но даже всего лишь выявление прошлых ошибок может помочь в достижении наибольшей финансовой устойчивости при различных неблагоприятных внешних обстоятельствах.
Банкротство зарождается в период финансового здоровья, если последнее не подкреплено постоянной аналитической работой, направленной на выявление и нейтрализацию скрытых негативных тенденций. Методы и масштабы анализа и, в частности, финансового анализа меняются в зависимости от конкретных условий [18].
На российских предприятиях система финансового менеджмента находится еще в стадии становления. Неблагоприятные обстоятельства, несогласованные требования налоговых служб, банков, акционеров, вышестоящих организаций оказывают негативное влияние на этот процесс. Руководители предприятий озабочены главным образом вопросами минимизации налогов, сохранением средств от инфляции. Неплатежеспособные предприятия в первую очередь ищут инвесторов. Неполнотой, бессистемностью страдает и финансово-аналитическая работа – обязательный элемент финансового менеджмента.
Скрытая
стадия банкротства.
Проведем анализ скрытой стадии банкротства,
используя одну из возможных формул “цена
предприятия”. На скрытой стадии начинается
незаметное, особенно если не налажен
специальный учет, снижение “цены” предприятия
по причине неблагоприятных тенденций
как внутри предприятия, так и вовне. Цена
предприятия определяется капитализацией
прибыли по формуле:
V = P * K,
где Р – ожидаемая прибыль до выплаты налогов, а также процентов по займам и дивидендам;
К – средневзвешенная стоимость пассивов (обязательств) фирмы (средний процент, показывающий проценты и дивиденды, которые необходимо выплачивать в соответствии со сложившимися на рынке условиями за заемный и акционерный капиталы);
V – ожидаемая цена предприятия.
Снижение цены предприятия означает снижение его прибыльности либо увеличение средней стоимости обязательств.
Снижение текущей стоимости предприятия проявится явно в показателях прибыльности и в требованиях банков, акционеров и других вкладчиков средств. Прогноз ожидаемого снижения требует анализа перспектив прибыльности и процентных ставок.
Целесообразно рассчитывать “цену предприятия” на ближайшую и долгосрочную перспективу. Причины будущего падения цены предприятия обычно формируются в текущий момент и могут быть в определенной степени предугаданы. Хотя в экономике всегда остается место для непрогнозируемых скачков.
Представленный показатель цены не имеет отношения к ценам продаж предприятий. За пределами финансовой отчетности остаются важнейшие элементы потенциала предприятия – кадры, научно-технические заделы, которые должны сыграть роль главных рычагов оздоровления.
Снижение прибыльности происходит под воздействием различных причин – внутренних и внешних. Значительная часть внутренних причин может быть определена как снижение качества управленческих решений. Значительная часть внешних – как ухудшение условий предпринимательства. В последнем случае надо иметь в виду, что общественное благополучие может потребовать ухудшения условий для некоторых видов предпринимательства.
Рост процентных ставок и требований вкладчиков также определяется различными факторами, среди которых можно выделить инфляционные ожидания, усиление различных типов риска вложений.
Рост цен действует аналогично росту процентных ставок. Во-первых, он формирует определенные инфляционные ожидания, что повышает инфляционную составляющую номинальных процентных ставок и дивидендов. Во-вторых, рост цен на сырье, материалы, комплектующие изделия, обгоняющий рост цен готовой продукции предприятия увеличивает при прочих равных условиях кредиторскую задолженность, а значит может потребовать дополнительного кредитования и такого изменения структуры обязательств предприятия, которое поднимет среднюю стоимость пассивов, даже при оплате наличными надо иметь в виду стоимость отвлечения средств на текущий счет от прибыльного использования.
Финансовая неустойчивость. На второй стадии начинаются трудности с наличностью, проявляются некоторые ранние признаки банкротства: резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах.
Нежелательными являются резкие изменения любых статей баланса в любом направлении. Однако особую тревогу должны вызвать:
1)
резкое снижение денежных
2)
увеличение дебиторской
3) старение дебиторских счетов;
4) разбалансирование дебиторской и кредиторской задолженностей;
5) увеличение кредиторской задолженности (резкое снижение при наличии денег на счетах также говорит о снижении объемов деятельности);
6)
снижение объемов продаж (неблагоприятным
может оказаться и резкое
При анализе работы предприятия извне тревогу должны вызвать также:
1)
задержки с предоставлением
2)
конфликты на предприятии,
Повышенного внимания требуют и предприятия, испытывающие бурный рост активности. Они могут стать банкротами из-за ошибочных расчетов эффективности, разбалансированности долгов и т.д. Существуют приемы выбора оптимальной траектории роста и страхования при неизбежных отклонениях от нее. На практике необходимо совмещение решения финансовых проблем с процессами стратегического и оперативного управления. Простейшие подходы используют матричные способы определения рыночной ситуации и положения фирмы на рынке.
Однако страхование от всех возможных рисков невозможно, и хорошо известно, что высокая прибыль в нормальных условиях соседствует с повышенным риском.
На
стадии финансовой неустойчивости руководство
часто прибегает к
При ухудшении ситуации руководители, как показывает опыт, нередко склоняются к авантюрным способам зарабатывания денег, а иногда и к мошенничеству.
Явное банкротство. Предприятие не может своевременно оплачивать долги, и банкротство становится юридически очевидным.
Банкротство
проявляется как
Во всех случаях причиной банкротства является неверная оценка руководителями ожидаемых темпов роста их предприятия, под которые заранее находятся источники дополнительного, как правило, кредитного финансирования.
Объективным выходом в любом случае банкротства является сжатие, если не полное исчезновение предприятия как лишнего в данной отрасли. По возможности осуществляется либо частичное, либо полное перепрофилирование предприятия, что может оказаться выгодным при достаточных темпах роста других отраслей и подотраслей экономики.
В
российских условиях недостаточного контроля
финансовых и товарных потоков предприятия
приобрели специфический опыт ложного
банкротства. Они реализуют продукцию
через дочерние фирмы таким образом, чтобы
основная часть выручки осталась на счетах
этих фирм; по подложным контрактам уводят
средства в зарубежные банки и т.д. [11].
К
онкретные пути выхода предприятия из кризисной финансовой ситуации зависят от причин его несостоятельности. Поскольку большинство предприятий разоряется по вине неэффективной государственной политики, то одним из путей финансового оздоровления предприятий должна быть государственная поддержка несостоятельных субъектов хозяйствования. Но ввиду дефицита государственного бюджета рассчитывать на эту помощь могут не все предприятия.
С целью сокращения дефицита собственного оборотного капитала акционерное предприятие может попытаться пополнить его за счет выпуска и размещения новых акций и. облигаций. Однако при этом надо иметь в виду, что выпуск новых акций и облигаций может привести к падению их курса и это тоже может стать причиной банкротства. Поэтому в западных странах часто прибегают к выпуску конвертируемых облигаций с фиксированным процентом дохода и возможностью их обмена на акций предприятия.