Дивидендная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:35, контрольная работа

Описание

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости создания на современных российских предприятиях эффективной дивидендной политики для поддержания финансовой устойчивости предприятия на достаточном уровне, дальнейшего развития и инвестиционной привлекательности. Дивидендная политика является неотъемлемой частью структуры управления компанией. Представляет собой совокупность способов и методов начисления и распределения дивидендов из чистой прибыли. Правильно выбранная дивидендная политика указывает на уровень профессионализма менеджмента компании в целом и служит гарантом дальнейшего развития компании, в частности как инвестиционно-привлекательного объекта.

Содержание

Введение 3
Дивидендная политика и ее значение в управлении финансами предприятия 4
Факторы, определяющие дивидендную политику предприятия 9
Методики и порядок дивидендных выплат 14
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа.docx

— 70.36 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

 

 

 

Кафедра «Финансы и банковское дело»

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Финансовый  менеджмент»

на тему: «Дивидендная политика предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уфа-2012

Содержание

Введение                                                                                                                                         3

  1. Дивидендная политика и ее значение в управлении финансами предприятия                  4
  2. Факторы, определяющие дивидендную политику предприятия                                          9
  3. Методики и порядок дивидендных выплат                                                                          14

Заключение                                                                                                                                   23

Список использованной литературы                                                                                         25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  выбранной темы заключается в необходимости создания на современных российских предприятиях эффективной дивидендной политики для поддержания финансовой устойчивости предприятия на достаточном уровне, дальнейшего развития и инвестиционной привлекательности. Дивидендная политика является неотъемлемой частью структуры управления компанией. Представляет собой совокупность способов и методов начисления и распределения дивидендов из чистой прибыли. Правильно выбранная дивидендная политика указывает на уровень профессионализма менеджмента компании в целом и служит гарантом дальнейшего развития компании, в частности как инвестиционно-привлекательного объекта. Дивидендная политика должна соответствовать общим целям компании, одной из задач которой является максимизация богатства акционеров. Однако, дивидендная политика существует не только для удовлетворения потребностей определяемых под общим понятием «обогащение акционеров», но как и прибыльное применение дивидендов внутри компании, могущее повлиять на структуру капитала и финансирование компании.

С точки  зрения потенциальных инвесторов вложение средств в акции компаний, имеющих стабильные и высокие денежные выплаты в виде дивидендов может стать альтернативой банковским депозитам и позволит сохранить капитал в условиях инфляции. Такой способ вложения денег широко используется на западе, где крупные компании и финансовые корпорации имеют стабильное и устойчивое финансовое положение. В России же данный вид вложений находится только на стадии развития в силу различных факторов: здесь и неустойчивое финансовое состояние компаний, постоянно меняющееся законодательство (в частности налоговое) и прошлый опыт нестабильности экономики страны.

Многолетний опыт показывает, что фирмы, всегда имеющие стабильные дивидендные  потоки, обычно выше котируются на рынке, чем фирмы с менее стабильными  потоками. Дивидендные выплаты могут  быть не только в виде денежных средств, но также могут выплачиваться  в форме дополнительных акций (в  частности, когда компания имеет  проблемы с ликвидностью).

Следует отметить, что не существует единого  алгоритма определения дивидендной  политики предприятия, для ее формирования необходимо учесть множество факторов, присущих непосредственно конкретной отрасли или компании, поэтому  каждая компания формирует свою собственную  уникальную дивидендную политику.

 

  1. Дивидендная политика и ее значение в управлении финансами предприятия

Понятие дивиденда определяется Гражданским и Налоговым кодексами РФ. С юридической точки зрения дивидендом признается полученный акционером от акционерного общества при распределении прибыли доход по принадлежащему акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале этого общества (т.е. дивиденды выплачивают только акционерные общества). С точки зрения налогообложения дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), но принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации (т.е. дивиденд - доход на вложенный участниками капитал при любой форме долевого финансирования).

Таким образом, распределение  прибыли в акционерном обществе представляет собой наиболее сложный вариант, хотя в более широкой трактовке под термином дивидендная политика можно понимать механизм формирования доли прибыли, выплачиваемой собственникам в соответствии с долей их вклада в капитал предприятия. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени показывают, насколько успешно работает та коммерческая организация, в акции которой они вложили свои средства. Большая часть компаний основным источником финансирования своей деятельности считает реинвестированную прибыль. И поскольку выплата дивидендов уменьшает объем реинвестируемой прибыли, решение о размере и порядке выплаты дивидендов является решением об объемах и источниках финансирования деятельности компании и влияет на размер привлекаемых внешних источников капитала. Реинвестирование прибыли - одна из самых распространенных и наиболее дешевых форм финансирования инвестиционных программ предприятий, поскольку позволяет избежать дополнительных расходов по привлечению новых источников финансирования (например, при дополнительной эмиссии акций, получении банковского кредита) и оставляет контроль за деятельностью компании в руках нынешних собственников.

Важнейшей задачей дивидендной  политики является оптимальное сочетание  интересов акционеров с необходимостью достаточного финансирования развития предприятия. Чем большая часть  чистой прибыли направляется на выплату  дивидендов, тем меньшая часть  остается на самофинансирование, что  ведет к сокращению темпов роста собственного капитала, выручки, снижает платежеспособность компании. С другой стороны, если акционеры не получают достаточной прибыли на инвестированный капитал и предпочитают избавляться от ценных бумаг данного предприятия, падает рыночная стоимость предприятия и нынешними собственниками может быть утрачен контроль над акционерным капиталом.

Для выработки дивидендной  политики компании необходимо решить два ключевых вопроса:

1) влияет ли величина  выплачиваемых дивидендов на  совокупное богатство акционеров;

2) какова должна быть  оптимальная величина дивидендов.

Совокупный доход акционеров за определенный период складывается из суммы полученного дивиденда  и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный  размер дивидендных выплат, руководство  компании может повлиять на стоимость  компании в целом.

Практика разработки дивидендной  политики предприятий базируется на следующих основных теориях дивидендной политики:

  • Теория иррелевантности дивидендов;
  • Теория существенности дивидендной политики или теория «синицы в руках»;
  • Теория налоговой дифференциации;
  • Теория сигнализирования дивидендов;
  • Теория соответствия дивидендной политики составу акционеров или теория клиентуры.

Вышедшая в 1961 г. статья Ф. Модильяни и М. Миллера является самым аргументированным обоснованием теории иррелевантности дивидендов (dividend irrelevance theory). В этой статье утверждается, что стоимость фирмы определяется исключительно доходностью ее активов и ее инвестиционной политикой и что пропорции распределения дохода между дивидендами и реинвестированной прибылью не оказывают влияния на совокупное богатство акционеров. Следовательно, оптимальной дивидендной политики как фактора повышения стоимости фирмы не существует.

По мнению Ф. Модильяни  и М. Миллера поскольку реинвестированные средства находят свое отражение в стоимости акций, то для акционеров не важно, в какой форме будет выплачен дивиденд. Они всегда смогут продать свои акции на рынке и таким образом получить часть прибыли компании.

Рассматривая дивиденды  как пассивный остаток, размер которого определяется наличием выгодных инвестиционных проектов т.е. дивиденды должны начисляться по остаточному принципу после того, как профинансированы все приемлемые инвестиционные проекты, Ф. Модильяни и М. Миллер разработали три варианта выплаты дивидендов:

1) если инвестиционный  проект обеспечивает уровень  рентабельности, превышающий требуемый,  акционеры предпочтут вариант  реинвестирования прибыли;

2) если ожидаемая прибыль  от инвестиций находится на  уровне требуемой, то для акционера  ни один из вариантов не  является предпочтительным;

3) если же ожидаемая  прибыль от инвестиционного проекта  не обеспечивает требуемый уровень  рентабельности, акционеры предпочтут  выплату дивидендов.

Если фирма может получить в результате реализации инвестиционного  проекта прибыль, превышающую рыночный уровень капитализации, то акционеры  готовы предоставить фирме возможность  использовать на инвестиционные цели столько чистой прибыли, сколько  необходимо для финансирования всех проектов такого же уровня. Размер дивидендов в этом случае определяется остаточным способом после покрытия всех инвестиционных затрат.

Последовательность определения  размера дивидендов компании, по мнению Ф. Модильяни и М. Миллера, такова:

1) составляется инвестиционный  бюджет и рассчитывается требуемая  сумма инвестиций с необходимым  уровнем доходности;

2) формируется структура  источников финансирования проекта  при условии максимально возможного  использования чистой прибыли  на инвестиционные цели;

3) если не вся прибыль  использована на цели инвестирования, оставшаяся часть выплачивается  собственникам компании в виде  дивидендов.

Теория ирревалентности дивидендной политики подверглась критике, прежде всего потому, что на практике инвестору не  безразлично, получит он свой доход на вложенный капитал в форме дивидендных выплат или в форме повышения курса акций компании. По мнению Ф. Модильяни и М. Миллера, акционер ориентируется, в первую очередь не на размер текущих дивидендных выплат, а на благоприятные тенденции в развитии компании и устойчивые прибыли в будущем. Иными словами, не размер текущих дивидендных выплат, а ожидаемые прибыли и повышение спроса на акции определяют поведение инвестора. В реальной жизни, как правило, сокращение размера дивидендов приводит к падению курса акций, а увеличение - к росту курса.

Акционеры предпочитают дивиденды  потому, что их выплата свидетельствует  об определенности в положении компании на рынке. Повышение дивидендов обычно рассматривается как сигнал о  благоприятных тенденциях роста  прибыли, на который реагирует и курсовая стоимость акций. Принято считать, что инвесторы используют размер дивидендных выплат как индикатор будущего финансового состояния фирмы и ожиданий руководства. Кроме того, зачастую акционеры предпочитают выплату дивидендов реинвестированию прибыли по той причине, что во многих странах дивиденд и доход от капитализации облагаются налогом по разным ставкам. Если ставка  налога  на доход с капитала больше, чем ставка налога на дивидендный доход, акционерам предпочтительнее дивидендные выплаты.

Оппоненты теории Модильяни - Миллера - сторонники теории существенности дивидендной политики, видными представителями которой являются М. Гордон и Дж. Линтнер. Второе название их теории – «синица в руках» (bird in the hand theory). Основной их аргумент - лучше синица в руках, чем журавль в небе. Сторонники этой теории считают, что дивидендная политика существенно влияет на величину совокупного богатства акционеров. Инвесторы, исходя из принципа минимизации риска, всегда предпочитают дивидендные выплаты сегодня потенциально возможному приросту капитала в будущем. Поскольку размер выплачиваемых дивидендов свидетельствует о стабильности и целесообразности инвестирования в данную компанию, акционеров удовлетворяет меньшая норма прибыли на инвестированный капитал, что приводит к возрастанию рыночной стоимости компании. Напротив, отказ от выплаты дивидендов увеличивает риск инвестирования и вызывает повышение требуемого уровня нормы дохода, что ведет к снижению рыночной стоимости капитала. Таким образом, путем увеличения доли прибыли, направляемой на дивидендные выплаты, компания может повысить благосостояние акционеров.

Сторонники теории налоговой дифференциации (tax differential theory), разработанной в конце 70-х - начале 80-х гг. XX в. Р. Литценбергером и К. Рамсвами, считают, что для акционеров важнее не дивидендная доходность, а доход от капитализации стоимости, поскольку доход от капитализации облагается налогом по меньшей ставке, чем полученные дивиденды. Из-за разницы в ставках налогообложения этих доходов акционеры должны требовать больший дивидендный доход, чтобы компенсировать потери в связи с повышенным уровнем налогообложения. Следовательно, компаниям невыгодно выплачивать большие дивиденды, поскольку ее рыночная стоимость максимизируется при низком уровне расходов на дивидендные выплаты. В различных странах по-разному подходят к проблемам установления ставок налогообложения этих двух видов доходов по отдельным категориям налогоплательщиков. Во многих странах ставки налогов дифференцированы в отношении различных категорий налогоплательщиков, поэтому зачастую дивидендная политика акционерных обществ строится в зависимости от той или иной группы инвесторов. Таким образом, хотя компании не обязаны выплачивать акционерам в каждом отчетном периоде весь свободный остаток средств, в то же время большинство крупных компаний на Западе предпочитают регулярно выплачивать дивиденды. Кроме того, на практике изменения в политике выплаты дивидендов немедленно отражаются на курсовой стоимости ценных бумаг компании.

Информация о работе Дивидендная политика предприятия