Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2011 в 20:11, реферат
Формирование и реализация политики предприятия в области выплаты дивидендов является одним из важных заданий финансового менеджмента. Главной задачей финансовой политики предприятия является распределение чистой прибыли на фонд потребления и фонд развития, т.к. пропорции этого распределения определяют возможности самофинансирования субъекта хозяйствования.
1.СУЩНОСТЬ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ
Формирование и реализация политики предприятия в области выплаты дивидендов является одним из важных заданий финансового менеджмента. Главной задачей финансовой политики предприятия является распределение чистой прибыли на фонд потребления и фонд развития, т.к. пропорции этого распределения определяют возможности самофинансирования субъекта хозяйствования. Все вопросы, связанные с выплатой предприятием дивидендов, регулируются его дивидендной политикой, целью которой является установление необходимых пропорций между использованием прибыли собственниками и будущим ростом стоимости предприятия за счет капитализации прибыли.
Вопросом теоретико-методических основ дивидендной политики предприятия занимались такие известные ученые-экономисты, как Володин А.А., Петленко Ю.В., Ковалев В.В., Терещенко О.О., Филина Г.И., Шелудько В.М., Забелина О.В., Толмаченко Г.Л., Данилюк М.О., Стоянова Е.С.
Однако в экономической литературе до сих пор отсутствует единый подход к определению оптимальной дивидендной политики предприятия, которая должна обеспечивать баланс между текущими выплатами дивидендов и ростом стоимости результатов его деятельности в будущем. Обоснование этого подхода к определению дивидендной политики и является целью данного исследования.
Сущность дивидендной политики управления распределением прибыли предприятия представлена как определенное поведение предприятия при распределении прибыли в отношении выплаты дивидендов в рамках решения своих стратегических целей [1], как часть общей политики управления прибылью, которая состоит в оптимизации пропорций между потребленной и капитализированной ее частями, с целью максимизации рыночной стоимости предприятия, компромисс между необходимостью вознаграждения собственников, с одной стороны, и обеспечения финансовых потребностей фирмы, с другой стороны, набор целей и заданий, которые ставит перед собой руководство предприятия в области выплаты дивидендов, а также совокупность методов и средств их достижения, комплекс целей, инструментов и методов распределения прибыли на часть, которая направляется на выплаты собственникам предприятий всех форм собственности, и на часть, реинвестированную в предприятие с целью максимизации его рыночной стоимости, механизм формирования части прибыли, выплачиваемой собственнику, согласно части его вклада в общую сумму собственного капитала предприятия [2], политика в отношении распределения полученной предприятием прибыли при условии, что собственники предприятия имеют право на получение части прибыли в виде дивидендов.
Филина Г.И наиболее полно раскрывает
определение дивидендной политики и представляет
её как комплекс целей, инструментов и
методов распределения прибыли на часть,
которая направляется на выплаты собственникам
предприятий всех форм собственности,
и на часть, реинвестированную в предприятие
с целью максимизации его рыночной стоимости.
2.Роль дивидендной политики в развитии предприятия
Дивидендная политика украинских предприятий является одним из самых болезненных проблем, с точки зрения инвесторов, решившихся вложить в них свои средства.
Рассмотрим причины, по которым дивидендная политика должна играть значительную роль в развитии акционерного общества.
1.
Выплата дивидендов
2.
Дивидендная политика имеет
3.
Дивиденды считаются
4. Развивающиеся предприятия требуют постоянного притока инвестиций, необходимых для дальнейшего развития, расширения и модернизации производства, освоения новых технологий и продукции. Привлечение инвестиций обязывает компании постоянно работать над повышением своей инвестиционной привлекательности. Выбор дивидендной политики играет одну из главных ролей в достижении этой цели. Эффективная дивидендная политика играет одну из главных ролей в достижении цели повышения инвестиционной привлекательности првлекательности: без рациональной дивидендной политики не может существовать разумная инвестиционная политика, т.к. при прочих равных условиях инвестор выбирает компанию, где помимо дохода от прироста капитала за счет курсовых разниц акций он получит стабильный дополнительный доход в виде дивидендов. Очевидно, что без изменения существующей на украинских предприятиях практики выплаты дивидендов невозможно привлечь новых частных инвесторов. Политика дивидендов должна быть привлекательной и для инвесторов, и для акционеров, а также должна стимулировать новые инвестиции. Практика показывает, что инвесторы хотят получать доход не от перепродажи акций, а в виде дивидендов. Поэтому для их привлечения выплачивать дивиденды необходимо.
5.
Основной целью разработки
6. Для большинства акционерных обществ Украины характерно функционирование в условиях закрытости касательно вторичного рынка. Таким образом, закрытые акционерные общества не могут воспользоваться преимуществами рыночного регулирования курса акций, а их акционеры сознательно или несознательно отказываются от получения возможных капитализированных прибылей. В таких условиях ставка делается исключительно на дивидленды, значимость дивидендной политики существенно возрастает.
7.
Эффективная дивидентная
8.
Дивидендные выплаты являются
инвестициями в человеческий
капитал, переоценить значение
которых сложно в условиях
перехода Украины к
9.
Дивидендная политика
Дивидендная
политика должна учитывать
Таким образом дивидендная политика играет важную роль в обеспечение развития предприятия.
3.Виды
дивидендной политики
В зависимости от
собственных стратегических целей акционерная
корпорация может применять следующие
виды дивидендной политики[4].
1.
Политика “нулевого”
дивиденда
Политика «нулевого»
дивиденда состоит в невыплате
дивидендов вообще. Это означает, что
компания сознательно предупреждает
акционеров про «нулевую» дивидендную
политику, а акционеры подтверждают
свое согласие (или несогласие) с
данной политикой, голосуя за это фактами
покупки (или продажи) акций компании.
Руководство такой корпорации фактически
строит свою дивидендную концепцию на
предположениях Миллера-Модильяни, приведенных
выше. Как отмечалось выше, примером такой
дивидендной политики может служить корпорация
“Microsoft”, которая вообще не выплачивает
дивидендов. Такая политика оправдана
в случае этой корпорации, поскольку рыночная
цена акций данной компании более, чем
в десять раз превышает балансовую цену,
то есть, то количество собственного капитала,
которое приходится на одну акцию. При
таком соотношении менеджмент компании
фактически решает, направлять ли, например,
денежный поток чистой прибыли на дивиденды
или пополнить им собственный капитал
компании за счет нераспределенной прибыли.
Каждый направленный таким образом доллар
чистой прибыли означает: в первом случае
обогащение акционеров ровно на один доллар,
а в другом – создание из этого же одного
доллара базы потенциального роста курса
акций на десять долларов и больше. Очевидно,
какой вариант в данном случае выбирает
менеджмент. Отметим, что это возможно
лишь в том случае, если акционеры связывают
свои ожидания со значительным ростом
акций компании, доверяют ее менеджменту,
или если их совокупного корпоративного
влияния недостаточно для того, чтобы
изменить эту политику.
2.Политика
“100%” дивиденда
Эта политика относительно
редко встречается на практике деятельности
предприятий. Ее суть состоит в выделении
100% нераспределенной прибыли на выплату
дивидендов. Таким образом, данная политика
фактически представляет собой антипод
«нулевой дивидендной» политики. Выделение
100% чистой прибыли на выплату дивидендов
фактически означает, что в распоряжение
компании не поступает нераспределенная
прибыль, полученная в данном учетном
периоде. Таким образом, при данной учетной
политике не происходит увеличения собственного
капитала компании и, соответственно,
не закладывается финансовая база для
следующего роста курса акций. Такая политика
может быть оправдана исключительно для
предприятий, которые ограничены в росте
спецификой своей деятельности. Это могут
быть, например, предприятия, которые занимаются
добыча полезных ископаемых. В любом случае
данный тип политики нельзя отнести к
особенно рациональному.
3.
Политика фиксированного
дивиденда
Этот вид дивидендной
политики достаточно часто употребляется
в практике деятельности акционерных
корпораций. Она состоит в выделении одинаковой
абсолютной величины дивиденда в расчете
на одну акцию. Поскольку чистая прибыль
корпорации имеет тенденцию составлять
разную величину в разных учетных периодах,
то для сбережения фиксированной части
для выплаты дивидендов на одну акцию
выделяют адекватную и постоянно разную
его часть на выплату дивидендов с целью
обеспечения фиксации. При отсутствии
чистой прибыли компании в данном учетном
периоде на выплату дивидендов могут направлять
резервный фонд компании. Политика фиксированного
дивиденда характерна привилегированным
акциям, однако некоторые корпорации могут
использовать ее касательно даже обычных
акций. Позитивным аспектом такого использования
является приближение обычных акций по
своим характеристикам рискованности
к привилегированным акциям при ординарном
наличии у них, как и у всех других обычных
акций, права на участие в управлении компанией.
Поскольку по данным акциям выплачиваются
фиксированные дивиденды, то для данных
ценных бумаг относительно легко построить
модель их оценки, основываясь на дисконтировании
денежных потоков.
4.
Политика фиксированного
дивиденда с премиальными
выплатами
Такой тип дивидендной
политики очень похож на предыдущий.
Однако в отличие от последнего политика
фиксированного дивиденда с премиальными
выплатами предусматривает в придачу
к фиксированной (гарантированной) части
дивидендов еще и дополнительные премиальные
выплаты в те периоды, когда руководство
компании решит их выплатить. Премиальные
выплаты обычно выплачиваются в те периоды
времени, когда компания достигает особенно
высоких позитивных финансовых результатов.
Такие премиальные выплаты, как правило,
являются позитивным фактором для курса
ценных бумаг корпорации, поскольку, в
соответствии с некоторыми теориями поведения
инвесторов на фондовом рынке, последние
ожидают позитивных изменений в дивидендной
политике.
5.
Политика выделения
на дивиденды фиксированного
процента из прибыли
Политику выделения
на дивиденды фиксированного процента
из чистой прибыли традиционно считают
наиболее распространенной. Метод расчета
суммы дивидендов, что должна быть выплачена
на каждую акцию при данной дивидендной
политике, относят к классическим, поскольку
его приводят в большинстве учебников
по корпоративному управлению и финансам.
Суть данной дивидендной политики определяется
именно методом расчета дивидендов на
одну акцию. Для такого расчета сначала
решают, какая часть (процент) чистой прибыли
может быть выделена на выплату дивидендов.
Потом находят абсолютное значение данной
части чистой прибыли. Это и будет сумма,
выделенная на выплату дивидендов по акциям.
Для того, чтобы найти сумму дивидендов,
которая приходится на одну акцию, необходимо
сумму, выделенную на выплату дивидендов
по акциям, поделить на количество обычных
акций, что находятся в обращении.