Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:11, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение финансирования инноваций в России.
Для ее решения поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты финансирования инноваций
2. Выявить основные источники и формы финансирования
3. Проанализировать развитие финансирования инновационной деятельности в Росси на примере центра «Сколково»
Введение
1. Теоретические аспекты финансирования инновационной деятельности
1.1. Понятие, сущность и функции инноваций
1.2 Формы и источники финансирования инновационной деятельности
2. Финансирование инновационной деятельности в России
2.1 Общие положения финансирования инновационного центра Сколково
2.2 Реализация программы финансирования инновационного центра «Сколково»
Заключение
Список использованных источников
2.1 Общие положения финансирования инновационного центра Сколково
28 сентября 2010 г. президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым был подписан Федеральный закон Российской Федерации № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». На данный момент это строящийся современный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий. Он планируется как крупнейший комплекс не только на территории России, но и всего мира. К нему проявлено повышенное внимание компаний, работающих в приоритетных отраслях модернизации экономики России: телекоммуникации и космос, медицинская техника, энергоэффективность, информационные технологии, а также ядерные технологии. Планы развития Сколково, объявленные Президентом РФ Д. Медведевым в марте 2010 года, направлены на создание в России центра технологического и инновационного развития. Центр Сколково, построенный на основе обозначенных Президентом Медведевым приоритетов по экономическому развитию и модернизации страны, будет сосредоточен на информационно-коммуникационных технологиях, а также на биотехнологиях, энергетике и ядерных исследованиях. Управление проектом и его финансирование будет осуществлять консорциум, состоящий из государственных и частных организаций.
Финансирование будущего инновационного центра будет производиться из федерального бюджета в части содействия развитию инфраструктуры, в части разработки проектной документации по некоммерческим объектам, а также в части научной инфраструктуры. Остальные объекты, большинство из которых будет относиться к коммерческой инфраструктуре, однако, в том числе, включающей и ряд социальных объектов, будут обеспечиваться в рамках софинансирования [15].
5 августа 2010 года министерство финансов России опубликовало основные направления бюджетной политики, согласно которым из федерального бюджета на обеспечение реализации проекта по созданию инновационного центра «Сколково» планируется направить в 2011 году 15 млрд рублей, в 2012 году — 22 млрд рублей, в 2013 году — 17,1 млрд рублей.
В 2010 году на финансирование проекта было выделено 3,991 млрд руб. При этом часть временно свободных средств должна была быть размещена в банках и отдана в доверительное управление, что должно было принести 58,85 млн руб. дохода. На проектно-изыскательские работы должно было быть потрачено 225 млн руб, 10 млн руб. — на разработку концепции застройки территории. 401,2 млн руб. — деятельность фонда и его дочерних структур, в том числе 143,8 млн руб. на социальную защиту сотрудников фонда. «Расходы данной статьи рассчитаны исходя из фонда обеспечения социальных гарантий и оплаты труда на одного сотрудника в размере 276 тыс. руб. в месяц, при этом среднесписочная численность работников фонда и его дочерних структур в рассматриваемом бюджетном периоде должна составить 104 человека», — говорится в приложении к постановлению правительства. Для сотрудников фонда предусмотрены 13-е зарплаты, премии, полисы добровольного медицинского страхования и прочие блага. На PR-сопровождение деятельности фонда планировалось потратить 38,7 млн руб., на медиаразмещение и рекламу — 92,8 млн руб., на брендинг — 12,9 млн руб., на веб-сайт и блоги— 3,1 млн руб. Основная группа расходов Фонда Сколково — 3,4 млрд руб. называлась «Пилотные проекты и создание инновационной среды». Из них почти 2,6 млрд руб. должно было уйти на проекты, одобренные президентской комиссией по модернизации и 287 млн руб. — на проекты, которые должна была отобрать управляющая компания самого фонда. На создание «Центра интеллектуальной собственности для обеспечения деятельности патентных поверенных, предусмотренной 22 межправительственными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация», должно было быть потрачено 150 млн руб. [16]
За год своей работы фонд привлек почти 2 миллиарда рублей внебюджетных средств в более чем 200 проектов, связанных с исследованиями в области высоких технологий, подписаны соглашения с 19 венчурными фондами на общую сумму более 7 миллиардов рублей.
2.2 Реализация программы финансирования инновационного центра «Сколково»
На проект инновационного центра «Сколково» будет выделено из госбюджета 85 миллиардов рублей за три года. Об этом 15 октября 2010 г. заявил президент одноименного фонда Виктор Вексельберг. Ранее Минфин планировал выделить на сколковский инноград 54 миллиарда рублей в 2011-2013 годах. 11 октября 2010 г. Вексельберг заявил, что финансирование проекта потребует 180-200 миллиардов рублей за три года. При этом он отметил, что бюджет должен вложить около половины от всех средств, а остальное профинансирует частный капитал.
В апреле 2011 г. издание RBC-Daily сообщало, что всего на проект «Сколково» до 2014 года было выделено 76 млрд руб. При этом Центр разработки и коммерциализации собирается привлекать средства из внебюджетных источников.
Летом 2010 г. стало известно, что сумма 3,991 млрд руб., которую получит (согласно обнародованному 29 июля 2010 г. постановлению правительства России № 565 от 26 июля 2010 г.) из федерального бюджета Фонд Сколково в точности совпадает с той, которую запросил у правительства президент фонда Виктор Вексельберг еще в начале июля 2010 г. в письме № ИП-01-004-ВВФ на имя вице-премьера Сергея Собянина. В приложении к письму приводится подробная разбивка бюджета фонда.
В начале 2011 г. стало известно, что в 2011 году «Сколково», по словам Виктора Вексельберга, намерен вложить $750 млн в строительство инфраструктуры и $300 млн в финансирование проектов.
Фонд, как следует из пояснительной записки, не собирается просто потратить все выделенные правительством деньги. Предполагается, что временно свободные средства будут частично размещены в банках, частично переданы в доверительное управление.
Если учесть, что средний размер временно свободных средств, согласно плану, составит 1,596 млрд руб., получится, что деньги будут размещены с доходностью порядка 7,5% годовых.
Траты фонда разбиты авторами документа на четыре группы, при этом одна из них — расходы на управление центром — никаких расходов не предполагает вовсе (буквально так и написано: «0 тыс. руб.»), а потому на первый взгляд и не нужна. Но авторы записки все же сочли необходимым объяснить, почему высшее руководство Сколково готово не брать в этом году денег за свои услуги: ни одного объекта в центре еще не построено, пишут они, стало быть, и управлять нечем.
На строительство объектов планируется израсходовать около 247 млн руб. Из них 10 млн руб. уйдет на разработку концепции застройки территории, а львиная доля суммы — 225 млн руб. — будет потрачена на проектно-изыскательские работы.
Вторая значимая статья расходов — 401,2 млн руб. — деятельность фонда и его дочерних структур. Из ее содержания следует, что сотрудники фонда будут неплохо социально защищены: на это пойдет 143,8 млн руб.
«Расходы данной статьи рассчитаны исходя из фонда обеспечения социальных гарантий и оплаты труда на одного сотрудника в размере 276 тыс. руб. в месяц, при этом среднесписочная численность работников фонда и его дочерних структур в рассматриваемом бюджетном периоде должна составить 104 человека», — говорится в документе. Для сотрудников предусмотрены 13-е зарплаты, премии, полисы добровольного медицинского страхования и прочие блага.
На PR-сопровождение деятельности фонда планируется потратить 38,7 млн руб. На медиаразмещение и рекламу — 92,8 млн руб., на брендинг — 12,9 млн руб., на веб-сайт и блоги — 3,1 млн руб.
Основная группа расходов Фонда Сколково — 3,4 млрд руб. — называется «Пилотные проекты и создание инновационной среды». Из них почти 2,6 млрд руб. уйдет на проекты, одобренные президентской комиссией по модернизации, а еще 287 млн руб. — на проекты, которые отберет управляющая компания самого фонда. «Следует также отметить необходимость создания Центра интеллектуальной собственности для обеспечения деятельности патентных поверенных, предусмотренной 22 межправительственными соглашениями, в которых участвует Российская Федерация», — полагают авторы записки. На это до конца 2010 года будет потрачено 150 млн руб.
24 февраля 2011 г. Президент России Дмитрий Медведев провел встречу с президентом Фонда «Сколково» Виктором Вексельбергом. По словам Вексельберга, за полгода работы Фонда «Сколково» в 2010 году статус участников фонда получили 28 компаний. «11 из них получили гранты поддержки Фонда, потому что часть компаний не нуждается в нашем финансировании. На эти проекты выделено более 3 млрд руб., три миллиарда двести миллионов, если быть точным», - сообщил Вексельберг. Также он отметил, что минимальный вклад фонда в стартап составил $600 тыс.
«У нас уже построена общая, как мне кажется, достаточно эффективная система работы экспертов, созданы экспертные коллегии по всем пяти направлениям. В основном это независимые эксперты. И что, мне кажется, большое достоинство – решения принимают эксперты в заочной процедуре», - сказал президент Фонда «Сколково». [17]
Заключение
1. Инновация или нововведение - это продукция творческого труда, имеющая завершенный вид товара, готового к применению и распространению; инновационная деятельность является деятельностью, в том числе научно-исследовательской, опытно-конструкторской, по организации производства, направленной на получение и использование признанных результатов интеллектуальной деятельности (патентов, свидетельств, «ноу-хау»), с целью создания и использования нового устройства, нового способа, нового вещества, применение ранее известных устройств, способов, веществ по новому назначению.
2. Целями государственной инновационной политики являются:
создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции, повышения благосостояния населения;
укрепление обороноспособности и обеспечение безопасности, развитие и расширение международного сотрудничества , поддержка и развитие научно-технического потенциала страны,
создание новых рабочих мест.
3. Финансирование инновационной деятельности осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета. Объем финансирования программ, указанных в части первой настоящей статьи, определяется Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Отдельной строкой в бюджете выделяется финансирование федерального фонда производственных инноваций. Размер его не может быть ниже 1,5% от общего объема государственных инвестиций.
Государственные заказчики и исполнители работ (услуг) вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства.
4. Сколково – инновационный проект, подразумевающий создание среды для формирования инновационного знания, способный обеспечить прорывное развитие России через реализацию абсолютно передовых с научной и состоятельных с коммерческой точки зрения проектов в условиях жесточайшей глобальной конкуренции.
5. В первые 4 года затраты на технополис Сколково будут все время расти и только в 2015 году резко снизятся - до 8,5 млрд рублей. В целом эти цифры соответствуют потребностям фонда, управляющего Сколково.. Возможны 2 варианта: отношение затрат государства и частников 1 к 1 или 2 к 1.
6. В 2011-2013 годах в Сколкове развернется основное строительство, поэтому бюджетные средства пойдут в основном на возведение новых объектов. Предпочтение будет отдано малоэтажному строительству. В иннограде будет проживать более 25 тыс. человек.
7. Производство инновационной продукции на первых 10 проектах в Сколкове к 2015 году может приносить минимум 100-200 млрд рублей в год. В президентскую комиссию по модернизации представлено около 40 проектов.
Список использованных источников
1. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. С. Д. Ильинковой. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2002. – 377с.
2. Титов А.Б. «Маркетинг и управление инновациями». - СПБ: Наука, 2001. – 418с.
3. Друкер П.Ф. Инновационные понятия: Практика и принципы L.:Pan Books, 1996. – 548с.
4. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. - М.: Экономика, 1999. – 318с.
5. Друкер П. Инновация и предпринимательство.- М.: ИНФРА-М, 2001. – 522с.
6. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1992. – 624с.
7. Статистика науки и инноваций. Краткий терминологический словарь./ Под ред. Л.М. Гохберта.-М.: ЦИЕН, 1999. –426с.
8. Сайто Б. Инновация как средство экономического развития.-М.: Прогресс, 2003. – 480с.
9. Инновационный менеджмент. Справочное пособие./ Под ред. П.Н. Завлина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – СПБ.: Наука, 1999. – 594с.
10. Инновационный менеджмент / С.Д. Ильенкова. Л.М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 327 с.
11. Оголева Л.Н., Радиновский В.М. Инновационная деятельность предприятия: Учебное пособие.-М.: Изд-во Финансовой академии при Правительстве РФ, 1997. – 624с.
12. Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инвестиционной деятельности: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384с.
13. Пилипенко А.В. Инновационная активность российских предприятий: условия роста. – М.: Маркет Д.С., 2003. – 432 с.
14. Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. – СПб: Питер, 2001. – 448с.
15. Федеральный закон Российской Федерации № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» http://www.esp-izdat.ru/?
16. "Российская газета" 08.07.2011 http://www.rg.ru/2011/07/08/sk
17. «TAdviser» Центра Выбора Технологий и Поставщиков http://www.tadviser.ru/index.
Информация о работе Финансирование инновационной деятельности в России