Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 15:08, доклад
Планирование – это процесс практического воплощения стратегии. Он заключается в принятии конкретных решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить их неопределенность.
Плановые решения могут быть связаны с постановкой целей и задач, выработкой стратегии, распределением и перераспределением ресурсов, определением стандартов деятельности в предстоящем периоде.
Данный реферат раскрывает сущность финансового плана, его методы, виды, раскрывает значение финансового плана как раздела бизнес-плана.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Финансовое планирование на предприятии…………………………5
1.1 Организация планирования………………………… ……………….6
1.2 Методы финансового планирования………………………………..11
1.3 Виды финансовых планов и их роль
в управлении предприятием……………………………………….12
Заключение………………………………………………………………..34
Библиографический список…. ………………………………………….36
Все регулярные планы являются продолжением и развитием общей системы планов, и то, что годичные планы формируют среднесрочные, а среднесрочные планы позволяют разработать стратегические планы
Краткосрочное планирование – это разработка планов на 1-2 года. Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования ресурсов организации, необходимых для достижения целей, определенных в более длительных планах. Содержание краткосрочных планов детализируется по кварталам и месяцам.
Каждый краткосрочный план требует более детальной проработки, чем последующие – долгосрочные.
Все три вида планов должны увязываться между собой. и не противоречить друг другу, они образуют системное единство необходимых для организованной и целенаправленной деятельности регулярных планов компании.
Сегодня многие компании уделяют основное внимание краткосрочным результатам, так как высокая турбулентность внешней среды не благоприятствует долгосрочному планированию.
По содержанию плановых решений выделяют стратегическое, тактическое, оперативно-календарное планирование.
Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития хозяйствующего субъекта. Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует предпринять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуги оказывать, с какими партнерами вести бизнес и так далее.
Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы. В результате стратегического планирования предприятие ставит перспективные цели и вырабатывает средства их достижения.
Тактические планы призваны способствовать претворению стратегических планов и предполагают прохождение определенного этапа стратегии фирмы. Как правило, они имеют более короткий период планирования, обычно – ближайший год.
В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.
Разработке плана экономического и социального развития предприятия предшествует глубокий и всесторонний анализ его деятельности, целью которого является оценка достигнутого организационного и технического уровня производства и выявление внутрихозяйственных ресурсов и неиспользованных возможностей.
Тактическое планирование позволяет реализовать резервы и неиспользованные возможности, что может найти выражение в увеличении объемов производства, снижении затрат, повышении качества продукции, росте производительности труда, уменьшении потребности в капитальных затратах и так далее.
Оперативно- календарные планы разрабатываются на низших уровнях организации, указывают последовательность действий по достижению операционных целей и обеспечивают выполнение тактических планов. На их основе строится вся деятельность менеджеров отделов. Операционное планирование предполагает разработку планов-графиков как для менеджеров отделов, так и для отдельных сотрудников.
Графики – важная составляющая планирования, так как они определяют конкретные временные рамки для решения каждой операционной задачи, без чего не будут достигнуты ни тактические, ни стратегические цели. Операционное планирование должно быть увязано с возможностями бюджета, так как выполнение каждого пункта плана предполагает выделение соответствующих ресурсов.
Оперативно-календарное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и тому подобное.
В процессе функциональной деятельности может возникнуть потребность в разработке плана на иную деятельность. В подобных случаях появляется необходимость в привлечении к реализации планов и третьих лиц в виде инвесторов, в обосновании получения банковского кредита и другое.
В настоящее время различные организации уже научились разрабатывать специальные виды планов - бизнес – планы. Отличительными чертами такого рода планов является то, что они по существу становятся планом – товаром, который может быть продан покупателям. Начало выполнения и завершения работ по бизнес – плану может быть не связано со сроками регулярных планов. То есть подобные виды планов обладают определенной самостоятельностью во времени. Кроме того, на разработку бизнес – планов существуют определенные стандарты в виде обязательных разделов, форм и содержания, как и на всякий вид товара. Подобные планы разрабатываются наряду и вместе с регулярными и могут координироваться с ними по всем ресурсным показателям (время, финансы, люди и так далее).
Финансовый план очень важен для внутреннего пользования, поэтому к его составлению следует относиться с особой тщательностью. В финансовом плане отражаются собственные средства для инвестиционных программ, сюда же включается использование финансовых средств для материального стимулирования персонала и развития социальной сферы.
В процессе текущего финансового планирования на предприятии разрабатываются различные виды финансовых планов: доходов и расходов, поступления и расходования денежных средств, балансовый, формирования и использования финансовых ресурсов. Степень детализации показателей каждого из видов финансового плана определяется предприятием самостоятельно с учетом специфики его деятельности.
План доходов и расходов по основной деятельности имеет цель – определить суммы чистой прибыли. Показателями этого плана выступают объем производства продукции (товаров, услуг), сумма и уровень доходов от реализации продукции, сумма постоянных издержек, сумма и уровень переменных затрат, ставки и виды налоговых платежей, сумма балансовой и чистой прибыли.
Цель разработки плана поступлений и расходования денежных средств – обеспечение постоянной платежеспособности на всех этапах планового периода. План состоит на всех этапах из двух частей: поступление денежных средств и расходование денежных средств. при планировании необходимо учитывать не только поступление и расходование, но и наличие определенных резервов
В балансовом плане отражается расчет состава активов и пассивов. Цель разработки этого плана – определение возможности прироста отдельных активов и формирование оптимальной финансовой структуры капитала предприятия, обеспечивающей его финансовую деятельность.
При планировании пассивов оптимизируется соотношение собственных и заемных средств, состав заемных – краткосрочных и долгосрочных – обязательств.
Разработка плана формирования и использования финансовых ресурсов состоит из двух частей: источники формирования финансовых ресурсов и направления использования финансовых ресурсов.
Оперативное планирование финансовой деятельности заключается в разработке оперативных планов. Оперативные планы имеют краткосрочный период (до года) и служат дополнением к текущим финансовым планам. К ним относятся кассовый план, кредитный план, календарь денежных поступлений.
Кассовый план отражает поступление наличных денег и их использование на выплату заработной платы персоналу, на командировочные, канцелярские и другие расходы.
Кредитный план состоит из сумм планируемых банковских ссуд на предстоящий год и процентов за их пользование, а также из объемов и сроков погашения банковских кредитов.
Календарь поступления денежных средств включает поступление денежных потоков от всех видов деятельности и их использование на предпринимательскую деятельность. Платежный календарь обеспечивает оперативное отслеживание всех расчетных и платежных обязательств.
Оперативные планы тесно привязаны к текущему планированию и способствуют их конкретизации и уточнению планируемых показателей.
Финансовый план предприятия
В настоящее время форма финансового плана состоит из двух основных разделов. Финансовый план (баланс доходов и расходов) можно рассматривать как задание по отдельным показателям, где обеспечивается их увязка по всем направлениям.
К финансовым ресурсам относятся прибыль и доходы от всех видов предпринимательской деятельности, амортизационный фонд на восстановление основных фондов.
В процессе планирования главное внимание уделяется гарантиям выполнения обязательств перед бюджетом и банками, выявлению резервов и использованию ресурсов в целях эффективного использования прибыли и других доходов.
Финансовый менеджер при планировании финансовых показателей руководствуется отчетностью, содержащей информацию о средствах предприятия, их источниках и движении. От этого зависит степень достоверности плана развития, полноты и комплексности.
Финансовый план обеспечивает взаимосвязь финансовый показатель и их использование на развитие предпринимательской деятельности, прирост оборотных средств, создание необходимых фондов денежных средств целенаправленного использования.
Финансовое планирование отражает всю совокупность денежных доходов, которые используются в финансово-хозяйственной деятельности и обеспечивают движение экономического, социального и потребительского эффектов. Разработка плана по доходам и расходам выступает заключительным этапом текущего финансового планирования. Финансовое планирование позволяет совершенно и в полном объеме исполнять денежные обязательства и платежи, обеспечивать надлежащий оборот потоков финансовых ресурсов и обеспечивать стратегическое развитие предприятия в планируемом периоде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При плановой экономике каждое предприятие на основе контрольных цифр, которые доводились до него вышестоящей организацией, в обязательном порядке рассчитывает техпромфинплан. С переходом на рыночные отношения предприятиям никто не устанавливает контрольных цифр и не требует представлять и утверждать финансовые и другие планы. Это привело к тому, что некоторые предприятия стали меньше уделять внимание прогнозам, расчетам и планированию своей деятельности, следствием чего является банкротство.
В настоящее время сами предприятия должны понимать важность и необходимость грамотных расчетов на перспективу своей деятельности по планам: производства продукции, работ, услуг; издержек на выпуск продукции; инвестиций; социального развития коллектива предприятия; по финансовому плану.
Цель финансового планирования – повышение эффективного использования долгосрочных и краткосрочных денежных ресурсов. В процессе планирования разрабатываются мероприятия по повышению доходности капитала, стабильности фирмы, минимизации рисков и так далее.
Качество принимаемых решений в области финансов целиком зависит от качества финансового планирования.
В новых экономических условиях планирование полностью зависит от администрации предприятий и организаций, оно обеспечивает лучшую координацию хозяйственной деятельности, повышает управляемость предприятия, снижает злоупотребления и ошибки.
Как отмечал Анри Файоль в своей книге «Общее и промышленное управление», вышедшей в 1916 году, “Управлять – это предвидеть, а предвидеть – это уже почти действовать”. Планирование – это не просто умение предусмотреть все необходимые действия, это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть в ходе работы, и уметь с ними справляться.
Фирма не может полностью устранить риск в своей деятельности, но способна управлять им при помощи эффективного предвидения.
Для российских предприятий актуальными продолжают оставаться следующие проблемы финансово-хозяйственной деятельности:
1. прогнозирование финансовых результатов хозяйственной деятельности, установление целевых показателей эффективности деятельности и лимитов затрат ресурсов;
2. определение наиболее перспективных бизнес-проектов, а также возможности их финансирования;
3. анализ и оценка эффективности работы различных структурных подразделений, контроль за правильностью решений, принимаемых руководителями структурных единиц.
Эти вопросы нужны для стратегического планирования, основанного на глубоком анализе своих возможностей, правильно выбранных целей, наличии серьезных финансовых вложений.
Для того, чтобы специалисты предприятия овладели основами и тонкостями планирования, их нужно обучать, приглашать консультантов и аудиторов. Использование грамотного планирования в деятельности предприятия - это условие успеха бизнеса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Финансовый менеджмент: учеб. пособие по специализации “Менеджмент орг.”/И.М.Карасева, М.А. Ревякина; под ред. Ю.П.Анискина. - 2-е изд., стер. - Москва: Омега Л, 2007.
2. Менеджмент: учебник под ред. проф. В.И. Королева. – М50 М.: Экономистъ, 2005.
3. Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер,2002.
4. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб.пособие.В 2 ч. Ч.5.Стратегическое планирование. – Мн.: ООО Новое знание, 2000.