Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:32, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также показать каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1 Содержание финансового контроля, его значение и функции в условиях рыночной экономики………………………….…4
2 Формы, виды и методы финансового контроля…………..00
2.1. Формы финансового контроля
2.2. Виды финансового контроля
2.2.1.Виды контроля, различающиеся регламентом осуществления и временем проведения
2.3.Методы финансового контроля
2.4. Основные методы государственного финансового контроля
3 Государственный финансовый контроль…………………..99
3.1. Контроль со стороны Президента Российской Федерации……..99
3.2. Контроль со стороны представительных органов власти………99
3.3. Контроль со стороны специализированных
государственных структур…………………………………………………00
4. Негосударственный финансовый контроль………………..22
4.1. Внутрифирменный финансовый контроль……………………….55
4.2. Контроль со стороны коммерческих банков……………………..88
4.2. Аудиторский контроль………………………………………
Заключение…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

fkontrol.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

Негосударственный финансовый контроль подразделяется на внутренний (внутрифирменный, корпоративный) и внешний (аудиторский).

Государственный и негосударственный виды контроля, не­смотря на схожесть методов, существенно отличаются конечными целями. Главная цель государственного контроля — максимизировать поступление ресурсов в казну и минимизировать государственные издержки управления, а негосударственного с (главным образом, внутрифирменного) — напротив, минимизировать свои отчисления в пользу государства и другие издержки с целью повышения нормы прибыли на вложенный капитал. И то же время обе сферы контроля ограничены правовыми рамками действующих законов.

Мировое сообщество на основе многолетнего опыта разрабо­тало основные принципы организации государственного финансового контроля, к реализации которых стремится каждое современное цивилизованное государство. Эти принципы изложены в Лимской декларации ИНТОСА. К ним относятся такие универсальные принципы, как независимость и объективность, компетентность и гласность. Независимость контроля должна быть обеспечена финансовой самостоятельностью контрольного органа,  более длительными по сравне­нию с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля, а также их конституционным характером. Обьективность и компетентность подразумевают неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы. Гласность предусматривает постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

Из этих базовых принципов вытекают и другие, носящие более прикладной характер, в том числе:

1.      результативность;

2.      четкость и логичность предъявляемых контролерами требований;

3.      неподкупность субъектов контроля;

4.      обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий; превентивность (предупреждение вероятных финансовых нарушений);

5.      презумпция невиновности (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц;

6.      согласованность действий различных контролирующих органов и др.

   Принимая законы, прямо или косвенно затрагивающие систему организации финансового контроля, государство ориентируется на вышеназванные принципы. В то же время в каждом государстве существует свой регламент (порядок и последовательность) контрольных действий, что в конечном итоге сказывается на результатах.

 

2.2. Виды финансового контроля

 

Виды финансового контроля весьма разнообразны. Их принято классифицировать по следующим критериям:

1.     Регламент осуществления — обязательный (внешний), инициативный (внутренний);

2.     Время проведения — предварительный, текущий (оперативный), последующий;

3.     Субъекты контроля — президентский, контроль законода­тельных органов власти и местного самоуправления, кон­троль исполнительных органов власти, контроль финан­сово-кредитных органов, внутрифирменный, аудиторский;

4.     Объекты контроля — бюджетный, контроль за внебюджет­ными фондами, налоговый, валютный, кредитный, страхо­вой, инвестиционный, контроль за денежной массой.

 

2.2.1.Виды контроля, различающиеся регламентом осуществления и временем проведения

 

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физи­ческих и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской отчетности предприятий и организаций и т. д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финансового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратеги­ческих целей.

Предварительный финансовый контроль проводится до совер­шения финансовых операций и имеет важное значение для пре­дупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку финансовой обоснованности расходов для предотвраще­ния неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс  составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе прогноза макроэномических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок, финансовых разделов биз­нес-планов, составление прогнозных балансов, договоров о со­вместной деятельности и т. д.                                

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, спо­собствует соблюдению финансовой дисциплины и своевремен­ности осуществления денежных расчетов. Большую роль здесь играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем ана­лиза и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской докумен­тации, предназначен для оценки результатов финансовой дея­тельности экономических субъектов, эффективности осуществ­ления предложенной финансовой стратегии, сравнения финан­совых издержек с прогнозируемыми и т. д.

 

2.3.Методы финансового контроля

 

Различают следующие методы проведения контроля:

1.      проверки;

2.     обследования;

3.      надзор;

4.      анализ финансового состояния;

5.      наблюдение (мониторинг);

  1. ревизии.

Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого эко­номического субъекта для определения его финансового состоя­ния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.

Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффектив­ное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требова­нию досрочного возврата ссуды.

Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод фи­нансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки  соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта различаются ревизии[1]:

1.     полные – предусматривают проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности объекта;

2.     частичные - проводятся для проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйственной деятельности хозяйствую­щих субъектов;

3.     комплексные - являются наиболее полными, охватывающими все стороны деятельности проверяемого предприятия, учрежде­ния, организации, охватывают хозяйственную и финансовую дея­тельность субъекта контроля, вопросы сохранности и эффектив­ного использования материальных, трудовых и финансовых ресур­сов, качества и состояния бухгалтерского учета и отчетности. Для проверки узких технических и технологических вопросов к реви­зии привлекаются соответствующие специалисты. Это позволяет при проведении комплексной ревизии обеспечить эффектив­ность и полноту ее результатов;

4.     тематические - проводятся на определенную тему по дея­тельности однотипных предприятий, организаций, учреждений, что позволяет выявить типичные недостатки или нарушения и принять меры к их устранению.

В зависимости от степени «охвата» финансовых и хозяй­ственных операций различают ревизии:

1.   сплошные - предполагают проверку всех операций на оп­ределенном участке деятельности за весь проверяемый период;

2.   выборочные — это проверка определенной части первич­ных документов за тот или иной промежуток времени. Как прави­ло, проверяют один месяц в квартале, при обнаружении наруше­ний переходят к сплошной ревизии;

комбинированные – предусматривают проверку одних уча­стков сплошным методом, а других — выборочным, что позволяет ревизовать большие объекты с высоким документооборотом, осу­ществляющие крупные хозяйственные операции.

Ревизии проводятся органами управления в отношении под­ведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (Департаментом финансового контроля и аудита Министерства финансов РФ, Казначейством, Центральным банком, аудитор­скими службами). На основании проведенной ревизии оформляется акт, по кото­рому принимаются меры по устранению нарушений, возмеще­нию материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответ­ственности.

 

2.4. Основные методы государственного финансового контроля

 

Основными методами государственного контроля являются комплексные ревизии и тематические проверки. Способы проведения ревизий и проверок зависят от конкретных задач, которые ставит перед контролерами направившее их ведомство. Если ревизия предполагает контроль законности и правильности проведения финансовых операций и достоверности финансовой информации, то проверки преследуют цель контроля качества управления финансовыми ресурсами на всех стадиях их планирования и использования, оценки эффективности и целесообразности произведенных финансовых операций.

1.     Результативность контроля зависит не только от профессионального уровня государственных контролеров и независимых аудиторов, но и от регламента ревизий и проверок. Порядок последовательность проведения финансовых ревизий основаны на стандартах бухгалтерского учета. Общепринятый регламент проведения комплексной ревизии включает следующие поэтапные действия контрольных органов:

1.1.                 инвентаризация наличия и сохранности товароматериальных ценностей, незавершенного производства (строительства), полуфабрикатов, офисного и другого оборудования, денежных средств и расчетов;

1.2. визуальная проверка правильности оформления документов (полноты и достоверности заполнения реквизитов; соответствие предъявленных к проверке документов утвержденным нормам; выявление некачественных документов); арифметичекий подсчет итогов;

1.3. проверка полноты и правильности отражения в документах финансово-хозяйственных операций. По первичным записям водятся таксировка (проверка количественных суммовых данных) и контировка (проверка правильности корреспонденции бухгалтерских счетов). Проверяются также правильность и полнота отражения бухгалтерских записей в учетных регистрах, разработочных таблицах, журналах-ордерах, в главной книге и т. д.;

1.4. проверка правильности исчисления расчетных показателей (заработной платы, налогов, амортизационных сумм, резервов процентов за кредиты и т.д.);

1.5. проверка правильности формирования отчетности — бухгалтерской, финансовой, налоговой, статистической, страховой, кредитной и другой отчетности, предусмотренной страновым законодательством.

Другие формы контроля, например, документальные тематические проверки, основаны на регламентах, определяемых соот­ветствующими контрольными ведомствами или руководством фирмы (при проведении внутреннего контроля).

2. Результативность финансового контроля зависит также от санкций, применяемых в отношении финансовых нарушений.

Мировая практика выделяет две сложившиеся модели финансового контроля. В странах, приверженных англо-саксонской мо­дели, деятельность контрольного органа ограничена подготовкой отчета о проверке (ревизии). Вопрос о санкциях за финансовые нарушения рассматривают административные и судебные органы.

В странах, придерживающихся французской модели, контрольные органы исполняют и некоторые судебные функции имеют право определять степень виновности лиц в финансовых нарушениях, требовать возмещения финансового ущерба.

 

Глава 3. Государственный финансовый контроль

Информация о работе Финансовый контроль