Финансовый менеджмент на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 18:14, курсовая работа

Описание

Как историческая категория финансы появились одновременно с государством при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было и государства. Первое крупное деление общества на классы – рабовладельцы и рабы – и первое государство рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-исторической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.

Содержание

Введение.......................................................................................3
Сущность и функции финансов ...........................................4
Финансовая система государства…………………………..8
Государственный бюджет…………………………………… 8
Местный бюджет……………………………………………..10
Регулирование бюджетных отношений……………………..11
Налоговая система……………………………………………12
Финансовый рынок…………………………………………...14
Заключение……………………………………………………..16
Список литературы…………………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

финансов менеджмент.docx

— 38.35 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО «Институт  экономики, финансов и права»

 

(ИЭФП)

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

Специальность «финансы и кредит»

Курс  5

Зачетная книжка № 07-009

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине «Финансовый менеджмент»

 

На тему: «Финансовый менеджмент на предприятии»

 

 

 

 

Работу выполнил студент:

 

Фамилия  Житняков

Имя Александр

Отчество  Алексеевич

 

 

Преподаватель-рецензент:

 

Фамилия И.О. Алексвеев В.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011

 

Содержание:

 

Введение.......................................................................................3

  1. Сущность и функции финансов ...........................................4
  2. Финансовая система государства…………………………..8
  3. Государственный бюджет…………………………………… 8
  4. Местный бюджет……………………………………………..10
  5. Регулирование бюджетных отношений……………………..11
  6. Налоговая система……………………………………………12
  7. Финансовый рынок…………………………………………...14

Заключение……………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Как историческая категория финансы появились  одновременно с государством при расслоении общества на классы. Во времена первобытно-общинного строя не было классов, не было и государства. Первое крупное деление общества на классы – рабовладельцы и рабы – и первое государство рабовладельческое. Переход от рабовладельческой общественно-исторической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.

В докапиталистических  формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем  установления различного рода натуральных  повинностей и сборов, а денежное хозяйство было развито только в армии.

На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между  ресурсами государства и ресурсами  его главы: монархи распоряжались  средствами страны как своей собственностью. Лишь с выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI – XVII вв.) возникли понятия:

  • государственные финансы;
  • государственный бюджет;
  • государственный кредит.

Государственные финансы послужили мощным рычагом  первоначального накопления капитала, происходившего в XVI-XVIII вв.

С разложением  феодализма и постепенным развитием  в его недрах капиталистического способа производства все большее  значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократились.

В условиях капитализма товарно-денежные отношения  приобретают всеохватывающий характер. Финансы становятся неотъемлемой частью денежных отношений. Деньги – это  всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда производителя, а финансы – экономический  инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

1.Сущность и функции финансов.

Финансы (фр. finance от лат. financia – доход, платеж) возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Сущность  финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного  воспроизводства определяются экономическим  строем общества, природой и функциями государства.

Многообразные взаимосвязи в процессе общественного  воспроизводства опосредствуются  деньгами. При этом деньги обособляются от обращения товаров и совершают относительно самостоятельное движение. В результате  данного движения образуются: 1) фонды денежных средств государства, фирм и населения, 2) собственно денежное обращение. С движением денежных фондов и связано понятие финансов как особой формы экономических отношений.

Финансы прямо и непосредственно связаны  с функционированием денег. Однако сущность финансов составляют не деньги сами по себе и даже не денежные фонды, а те экономические отношения, которые  возникают в процессе движения денежных фондов. Сказанное позволяет дать следующее определение финансов: «Финансы есть совокупность экономических отношений, опосредствующих образование, распределение и использование фондов денежных средств в процессе расширенного воспроизводства».

Необходимость финансов обусловлена наличием товарно-денежных отношений. При товарном производстве и развитом рыночном обмене создание и распределение продукта происходит в двух формах: натурально-вещественной и стоимостной. Стоимостная форма движения порождает определенные денежные фонды, которые опосредствуют движение продукта в натурально-вещественной форме. Иначе говоря, переход продукта из производства в потребление совершается лишь через образование, распределение и использование соответствующих денежных фондов. Возникающие при этом денежные, экономические отношения и составляют сущность финансов. Отсюда следует, что финансы представляют собой объективно необходимую категорию воспроизводства.

Однако  было бы неправильно считать, что  финансы охватывают всю совокупность денежных отношений. Денежные отношения  в целом шире финансов. Финансы охватывают только такие денежные отношения, которые связаны с движением фондов денежных средств, а именно доходов и накоплений. Иные денежные отношения выходят за рамки финансов. В совокупность финансовых отношений, например, не входят денежный учет и контроль над всеми видами затрат, измерение в денежной форме произведенной продукции, калькулирование себестоимости, купля и продажа товаров через систему торговли, учет и хранение денежной выручки, регулирование денежного обращения и т.д. Складывающиеся при этом денежные отношения имеют свою, нефинансовую, специфику.

Полное  раскрытие сущности финансов требует  выяснения не только их понятия и  необходимости, но и их общественного  назначения, т.е. их функции. Совокупность функций характеризует финансы всесторонне и, следовательно, полностью раскрывает их сущность. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольно-стимулирующую.

Распределительная функция финансов связана с распределение  и перераспределением совокупного общественного продукта и национально дохода. Данную функцию следует понимать не в том смысле, что финансы сами по себе распределяют продукт, а в том, что финансы лишь опосредствуют распределение созданного продукта. Следует сказать так: распределение натурально-вещественного состава продукта совершается посредством распределения фондов денежных средств. В соответствии с распределением денежных фондов (доходов и накоплений) между государством, фирмами и населением происходит и распределение созданного продукта в натуре.

Финансы опосредствуют формирование и использование  как первичных, так и вторичных (конечных) доходов в составе национального  дохода. Распределение и перераспределение национального дохода с помощью финансов осуществляется двумя методами:

  1. финансово-бюджетным методом. Он применяется при изъятии доходов в бюджет и выдаче средств из бюджета в безвозвратном порядке;
  2. кредитно-банковским методом. Он означает аккумуляцию временно свободных ресурсов и выдачу кредитов на основе возвратности.

Основными целями финансового перераспределения  национального дохода являются:

  1. обеспечение финансовыми ресурсами непроизводственной сферы, где, как известно, национальный доход не создается;
  2. целенаправленное распределение финансовых ресурсов между отдельными экономическими районами страны;
  3. приоритетное межотраслевое распределение финансовых ресурсов, обеспечивающее преимущественное развитие наиболее прогрессивных отраслей;
  4. рациональное внутриотраслевое распределение финансовых ресурсов, стимулируемое различной рентабельностью предприятий и варьируемой эффективностью капитальных вложений.

Таким образом, финансовое распределение и перераспределение  национального дохода обеспечивает необходимые пропорции в воспроизводстве материальных и денежных ресурсов общества и фирм.

Контрольно-стимулирующая  функция финансов связана с осуществлением коммерческого расчета и маркетинговых операций. Различают следующие виды финансового контроля:

  1. финансово-хозяйственный контроль. Он осуществляется финансовыми органами фирм, предприятий, объединений, министерств и ведомств путем распределения фондов денежных средств. Так оказывается воздействие на весь ход воспроизводства: на объем выпуска и реализации продукции, на себестоимость и рентабельность, на оплату труда. Этот вид финансового контроля направлен на систематическое повышение эффективности производства;
  2. финансово-бюджетный контроль. Он осуществляется  через изъятие части прибыли предприятий в государственный бюджет, а также путем финансирования предприятий и строек.  Так финансовая система контролирует своевременность установленных платежей  в бюджет, а также выдачу бюджетных средств в зависимости от выполнения бизнес-плана или темпов строительства;
  3. кредитно-банковский контроль. Он осуществляется посредством кредитования фирм и предприятий. Контрольная функция финансов в данном случае проявляется через принципы предоставления кредита; срочность, возвратность, платность. Этот вид контроля осуществляется  посредством системы денежных расчетов (за продукцию, работы, услуги), которые проходят через банк.

Финансы играют важную роль в установлении оптимальных пропорций развития макроэкономики, в достижении сбалансированности натуральных и стоимостных элементов  воспроизводства, в повышении эффективности  производства. Экономическая роль финансов проявляется по следующим направлениям:

  1. финансы, ускоряя кругооборот капитала, способствует росту эффективности производственной деятельности фирм;
  2. финансы путем постоянного соизмерения доходов и расходов укрепляют и развивают коммерческий расчет фирм;
  3. финансы путем распределения и перераспределения фондов денежных средств обеспечивают оптимальные пропорции экономического роста;
  4. финансы создают экономическую основу оптимизации сочетания фондов потребления и накопления в национальном доходе. От этой пропорции зависят темпы расширенного воспроизводства, динамика жизненного уровня населения;
  5. финансы способствуют развитию многообразных форм собственности  и форм хозяйствования в национальной экономике. Новые отношения и субъекты собственности и рынка не смогут возникнуть и развиться без финансовой поддержки государства, спонсоров и процветающих фирм.

Финансы – это динамично-развивающаяся  экономическая категория, носящая исторический характер. По мере развития общественного производства и исторического прогресса изменяется финансовая политика государства и фирм, формы финансовых отношений, совершенствуется механизм использования финансов в общественном производстве.

 

    1. Финансовая система государства.

Финансовую  систему макро- и микроэкономики образуют регулируемые финансовые отношения  и финансовые учреждения, осуществляющие мобилизацию денежных средств и их распределение в связи с финансированием и кредитованием народного хозяйства. Финансовая система состоит из двух важнейших частей – децентрализованных финансов несчастных случаев. Данные фонды образуются за счет платежей предприятий и населения по обязательному и добровольному страхованию.

2.1. Государственный бюджет

Ведущим звеном финансовой системы является  государственный (федеральный) бюджет.

Государственный бюджет – это годовой план государственных  расходов и источников их финансового  покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, штата или муниципальным собранием. Он представляет собой основную экономическую форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Его важнейшее назначение состоит в централизации финансов в руках государства.

Структура бюджетных расходов и доходов  и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете стран  с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом (в процентах):

Расходы:

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели _______40-50.

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы  на осуществление государственных программ   ________ 10-20.

Расходы на вооружение и материальное обеспечение  внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы  иностранным государствам _______ 10-20.

Административно-управленческие расходы; содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч. __________ 5-10.

Платежи по государственному долгу _________ 7-8.

Доходы:

Налоги (в том числе акцизные сборы  и таможенные пошлины, гербовый сбор) __________ 75-85.

Налоговые поступления: доходы от государственной  собственности, государственного сектора в экономике государственной торговли _______ 5-8.

Информация о работе Финансовый менеджмент на предприятии