Финансовый менеджмент в страховых организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 02:02, курсовая работа

Описание

целью написания курсовой работы является разработка мероприятий по повышению эффективности управления финансами страховой компании.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть теоретические основы и значение страхования;

2. изучить особенности финансового менеджмента в страховой организации;

3. дать общую характеристику и провести анализ финансовой деятельности страховой компании ОАО «Росгосстрах»;

4. проанализировать проблемы и рассмотреть перспективы совершенствования управления в ОАО «Росгосстрах».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………….…………………………………………………………………….3

Глава 1. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ………………………………………………………………………...5
1.1 Стратегическое планирование и контроль финансовой деятельности страховой компании…………………………………………………………………………………..6
1.2 Показатели оценки эффективности управления в страховой компании…………11
1.3 Особенности управления финансами страховой компании в период финансового кризиса…………………………………………………………………………………….13

Глава 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ ОАО «РОСГОССТРАХ»………………………………..15
2.1 Оценка и анализ эффективности деятельности ОАО «Росгосстрах»…………….17

Глава 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ОАО «РОСГОССТРАХ»……………………………………………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..27
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

фюв1.doc

— 286.50 Кб (Скачать документ)

     Финансовый контроль, как и планирование, является важнейшим показателем управления финансами. Он является проявлением контрольной функции финансов и представляет собой практическую деятельность специальных органов или специалистов по проверке законности совершения финансовых операций.

     Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации. При помощи контроля производится оценка степени достижения организацией своих целей, и необходимая корректировка намеченных действий. Процесс контроля включает:

    • установление стандартов;
    • измерение достигнутых результатов;
    • сравнение этих результатов с планируемыми и, если нужно, пересмотр первоначальных целей.

     Контроль связывает воедино все функции управления, он позволяет выдерживать нужное направление деятельности организации и своевременно корректировать неверные решения.

     Финансовый контроль, объектом которого являются финансовые отношения, складывающиеся в различных сферах и звеньях финансовой системы, могут осуществлять как органы государственного, так и негосударственного финансового контроля. Так, финансовый контроль в страховой сфере осуществляют специально созданные государственные органы (например, Федеральная служба страхового надзора РФ), а также аудиторские организации. 

     Основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

     1.принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

     2.выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

     3.ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела, реестра объединений субъектов страхового дела;

     4.осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

     5.осуществление контроля за представлением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

     6.получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

     7.выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

     8.обращение в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

     9.обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора. 2

     Также немаловажную роль в финансовом контроле играют аудиторские организации. В ходе аудита у страховых компаний проверяются как общие вопросы, свойственные деятельности юридических лиц многих отраслей хозяйства, так и специфические операции, характерные только для страховых организаций. К общим вопросам относятся проверка операций с основными фондами, товарно-материальными ценностями и нематериальными активами, соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда, расчетно-платежных и кассовых операций, расчетов с дебиторами и кредиторами и ряда других.

     Учитывая особые требования, предъявляемые к страховой компании (необходимость получения лицензии, запрет на занятие производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью), в первую очередь необходимо проверять наличие и соответствие законодательству документов, подтверждающих его право на осуществление страховой деятельности: устава, учредительного договора, свидетельства о государственной регистрации, лицензии на осуществление страховой деятельности. Кроме того, проверкой должны быть установлены соответствие осуществляемой деятельности требованиям законодательства, соответствие проводимых и разрешенных лицензией видов страхования.

     Большое внимание в ходе аудита следует уделить контролю за правильностью составления, юридического оформления и учета договоров страхования, а также за правильностью осуществления и учета операций по страхованию, сострахованию и перестрахованию.

     Аудиторская проверка деятельности страховой компании проводится минимум 4 раза в год на предмет обеспечения выплат по страховым случаям. По-простому, у страховой компании каждую минуту должен быть финансовый запас, чтобы обеспечить выплаты клиентам. Даже, если все клиенты одновременно захотят вернуть свои деньги. Для любого банка такие требования клиентов – крах, для страховой компании – это норма. И если страховая компания не может этого обеспечить – она лишается лицензии. 

     1.2 ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ

     Эффективность управления в страховом бизнесе  все в большей степени зависит от качества и достоверности финансового анализа, методов оценки и обработки информации, технологии выбора управленческих решений.

     Для эффективного руководства страховой компанией важно создать систему, структуру управления компанией. Структурное управление легче анализировать и оптимизировать, что в результате приводит к более эффективной деятельности страховой компании и увеличению прибыли. Организация структурного управления страховой компанией — это не самый простой способ организации управления, но в то же время на сегодняшний день это самый эффективный и доступный способ управления компанией. Кроме того, структурное управление — это наилучший вариант для разработки и воплощения в жизнь решений, нацеленных на осуществление стратегических задач страховой компании. Структурное управление лучше других способов управления может помочь страховой компании адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним факторам.

     Основными методами организации структурного управления страховой компанией являются:

     1.Организация новых и ликвидация старых подразделений;

     2.Внесение изменений в обязанности и полномочия подразделений;

     3.Изменение способов получения, обработки, хранения и передачи информации;

     4.Качественное улучшение состава персонала;

     5.Внесение изменений в обязанности и полномочия персонала.

     Система показателей должна учитывать все  многообразие факторов, должна быть полной (охватывать все важные аспекты проблемы), неизбыточной (показатели не должны дублировать друг друга), действенной (могла быть с пользой применена в анализе) и минимальной (размерность системы показателей не должна выходить за пределы возможностей ее оценивания). Желательна измеримость показателей, т. е. получение количественных оценок.

     Как один из возможных вариантов оценки можно использовать методику оценки финансового положения страховой компании, соответствия страховой компании требованиям, установленным в Положении ЦБ № 254-П. (см. таблицу 1) 

Таблица 1- Показатели финансового положения страховой компании

Показатели Коэффициенты
Платежеспособность -коэффициент надежности

-коэффициент  финансового потенциала

Ликвидность -коэффициент  риска 

-коэффициент  дебиторской задолженности

Финансовая  эффективность -коэффициент  уровня выплат

-коэффициент  накладных расходов

-коэффициент  финансового результата

-коэффициент  сбалансированности страхового  портфеля

Деловая активность -коэффициент  рентабельности 

-коэффициент  инвестирования

 

     Значительный  интерес вызывает предложенная Р. Глейзером3 система показателей деятельности страховой организации. Эта система представлена тремя группами аналитических показателей:

    • общие показатели, характеризующие положение компании на страховом рынке: структуру страхового портфеля, показатели темпов роста страховой премии и выплат, показатели уровня выплат, убыточности и т.д.;
    • показатели надежности, характеризующие платежеспособность, финансовую устойчивость и структуру капитала компании, ликвидность активов, состояние страховых резервов, уровень перестраховочной защиты, качество инвестиционной деятельности;
    • показатели эффективности деятельности, отражающие результаты деятельности (показатели рентабельности страховых операций, капитала).

     Рассматриваемая система показателей должна быть дополнена собственной системой аналитических показателей из предложенного множества показателей с учетом специфики деятельности конкретной страховой организации. Как правило, выбор системы показателей осуществляет финансовый менеджер.

     Эффективность функционирования страховой компании представляет собой комплексное отражение конечных результатов использования всех ее ресурсов за определенный промежуток времени. Оценка эффективности производится путем сопоставления результатов производства с затратами. 

     1.3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ  СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ В ПЕРИОД  ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА 

     У каждой страховой компании уже появилось понимание собственных возможностей по поиску путей выхода из кризисной ситуации. Причем не все страховые компании выбрали стратегию выживания, есть и подлинные энтузиасты, собирающиеся увеличить долю на рынке или выйти на новые рынки. И что отрадно, не только за счет перехвата клиентуры уходящих с рынка страховщиков, но и за счет разработки новых предложений для страхователей, направленных на удовлетворение антикризисных интересов последних.

     Для уменьшения влияния кризиса существует несколько направлений. В первую очередь это, конечно же, сокращение издержек и части персонала, не связанной  с получением дохода. Во-вторых, внутренняя реструктуризация для сокращения административных затрат. В-третьих, компании оптимизируют бизнес, пересматривают свой страховой портфель, отказываются от неприбыльных видов страхования, оптимизируют выплаты, борются со страховым мошенничеством, предпринимаются и другие меры.

     К конкретным мерам по улучшению финансового  состояния страховой компании можно  отнести:

    • уменьшение страховой суммы по каким-то договорам, что повлечет уменьшение сумм страховых взносов – например, торговый оборот, соответственно уменьшился объем застрахованных складских запасов или выведено из производства часть оборудования, которое можно не страховать или проведена переоценка имущества, в результате которой его стоимость уменьшилась и т.п.;
    • предвидя снижение покупательной способности клиентов, страховщики начали думать о том, чтобы предложить рынку дополнительные программы, которые могут оказаться дешевле стандартных, а также планируют экономить за счет использования франшизы;4
    • целый ряд компаний всерьёз пересматривает свою стратегию и делает ставку на развитие «direct insurance»5, то есть страхование без посредников;
    • страховые компании рассматривают такие меры, как отказ от дальнейшего увеличения количества точек продаж, от прироста персонала, возможна даже оптимизация уже имеющихся штатов. В первую очередь под сокращение в страховых компаниях попадают специалисты сферы страхования недвижимости. Также попадают под увольнение специалисты в сфере страхования жизни, поскольку это дорогой вид страхования и сейчас его себе позволить может небольшая часть населения;
    • экономят страховые компании и на доходах своих служащих. Понимая сложную ситуацию на рынке труда, многие сотрудники соглашаются на частичное сокращение заработной платы, лишь бы не лишиться места работы. Комиссионные страховых агентов сократились втрое: если раньше это было 15-40% от суммы премии, то сейчас 5-15%.

Информация о работе Финансовый менеджмент в страховых организациях