Формирование новых бизнес-моделей в сфере туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:18, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы - изучение теоретических и методических положений организационно-экономического характера формирования новых бизнес-моделей в сфере туризма.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
- показать эволюцию развития сферы услуг в Российской Федерации;
- рассмотреть тенденции развития международного туризма в Российской Федерации;
- показать функционирование туристического бизнеса на примере города Сочи;
- изучить модель развития сферы туристических услуг города Сочи, ориентированного на развитие территории как курорта международного уровня;
- рассмотреть проблемы повышения конкурентоспособности российских предприятий в сфере туризма на основе инновационных бизнес-моделей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………….5
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………….10
2.1. Тенденции развития международного туризма в Российской Федерации………10
2.2. Анализ функционирования туристического бизнеса города Сочи ………………16
2.3. Модель развития сферы туристических услуг города Сочи, ориентированного на развитие территории как курорта международного уровня…………………………..19
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ БИЗНЕС-МОДЕЛЕЙ…………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….……….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовая для Лейлы.doc

— 800.50 Кб (Скачать документ)

- еще одной  проблемой, мешающей развитию  внутреннего и въездного туризма, является относительно высокий, по сравнению с другими популярными, с точки зрения туризма, странами, уровень оплаты труда сотрудников индустрии гостеприимства. Это обусловливает высокую стоимость отдыха на российском черноморском побережье, а также в других привлекательных туристских регионах (по стоимости стандартного турпакета отдых в Турции, Египте, Болгарии, Тунисе и Сочи находится в одном ценовом диапазоне при значительно более высоком качестве зарубежного обслуживания);

- значительной  проблемой российского туризма  можно считать усилившуюся в последнее время тенденцию к концентрации рынка продажи туруслуг. На рынке туроператоров наметился тренд к концентрации капитала и вытеснению мелких и средних игроков рынка. Этот факт, а также усиление присутствия иностранного капитала на рынке также не способствует развитию внутреннего и въездного туризма.

Вместе с  тем, при исследовании современного рынка формирования, продвижения и реализации туруслуг на выездном направлении автором выявлено, что традиционная двухуровневая структура раздробленного типа, которая имела место в отрасли на протяжении девяностых годов и начале двухтысячных (множество операторских и агентских компаний, позиции и конкурентное поведение каждой из которых не оказывает ощутимого воздействия на рынок), в настоящее время претерпевает существенные структурно-функциональные трансформации.

Конкурентная  среда рынка реализации туруслуг в настоящее время получила тенденцию к жесткому расслоению. На практике указанная тенденция отражается вытеснением мелких и средних операторов в сектор туристских агентств. Выявленный тренд порожден уходом с рынка авиаперевозки независимых авиаброкеров - компаний, самостоятельно консолидировавших чартерные цепи на направлениях и затем реализующих различные по объему блоки мест как крупным, так и мелким операторам. На нынешнем этапе развития рынка соединение в рамках одного субъекта - крупной туроператорской компании - функций консолидатора рейса и первичного дистрибьютора турпродукта приводит к сжатию сектора туроператоров, обусловливая смещение конкурентных полей и фактическое зацикливание операторских компаний на оборонительных, контрнаступательных и изоляционистских стратегиях исключительно в ценовом поле.

В настоящее  время необходима диагностика эффективности наиболее распространенных стратегий поведения туроператорских компаний в отрасли с учетом текущих трансформаций, обосновании необходимости, анализа положения компании в отрасли с использованием существующего инструментария и методик для качественного формирования портфеля туруслуг. Исходя из анализа конкурентной ситуации на рынке туристских услуг, автор проанализировал стратегии поведения компаний, напрямую влияющих на конъюнктуру отрасли и формирующих предложение турпакетов, так как от поведения этих фирм на рынке зачастую зависит его стабильность.

Для анализа  автором в курсовой работе представлена классификация туроператорских компаний (Таблица 2.1).

 

Таблица 2.1. - Классификация туроператорских компаний

Типы туроператоров

по  масштабу

по виду туристского  продукта

по направлению  деятельности

Мелкие

Монопрофильные

Внутренний рынок

Средние

Мультипрофильные

Внешний рынок 

Крупные

Операторы массового рынка

Смешанный рынок


 

Наметившаяся в последнее время тенденция к концентрации сектора туроператоров позволяет сделать вывод о трансформации монопрофильных специализированных операторских компаний в мультипрофильные фирмы массовых направлений, что обуславливает укрупнение последних и способствует вытеснению с рынка специализированных операторов, приводя к сокращению ассортимента предоставляемых услуг, снижению интенсификации и возникновению диспропорциональности конкурентных действий и монополизации отрасли, чему также способствовали волны горизонтальной интеграции, отмеченные в отрасли в посткризисные периоды.

Туроператоры  массовых направлений отдыха, пытаясь  придерживаться оборонительной стратегии оптимальных издержек, объединяют стратегические усилия, направленные на снижение затрат со стратегическими действиями, связанными с незначительным совершенствованием качества, сервиса и характеристик турпродукта. Однако на практике, в условиях концентрации рынка и искажения конкурентной структуры рынка, наблюдается уход туроператоров к изоляционистской сфокусированной стратегии низких издержек, направленной именно на «пляжный» сегмент рынка, на котором требования покупателей к цене наиболее существенны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Анализ функционирования туристического бизнеса города Сочи

 

На протяжении последних  лет рынок гостиничного бизнеса  Сочи развивался стихийно и бесконтрольно. В результате, многие современные сочинские отели не отвечают мировым гостиничным стандартам. По оценкам операторов сочинского рынка недвижимости, Сочи почти в два раза уступает ведущим европейским курортам по количеству гостиничных мест. Среди факторов, препятствующих развитию гостиничного рынка в Сочи, выделяются: сложности с распределением участков под гостиничные объекты вдоль береговой приморской линии; большая стоимость земли; длинный срок окупаемости; высокая стоимость размещения в гостиницах и санаториях (Рисунок 2.3), а также слабое развитие коммуникационных сетей на всей протяженности Большого Сочи.

Рисунок 2.3. Средняя стоимость размещения в зависимости от категории курортного объекта, руб. за чел. в сутки

 

Ситуация в Сочи усугубляется еще и тем, что с установлением  режима границы с Абхазией закрылись массовые туристские маршруты в Ново-Афонские пещеры, на озеро Рица, в Пицунду и Гагру, а также недостатком в городе объектов туризма и сооружений для массовых спортивно-культурных зрелищ и проведения крупных международных спортивных соревнований. В результате в настоящее время Сочи функционирует в основном как летний курорт (Рисунок 2.4). Простои санаториев, пансионатов, гостиниц в межсезонье (ноябрь - март) отрицательно влияют на организацию работы всей сферы обслуживания и приводят к обострению социальной напряженности в регионе, увеличению безработицы и падению жизненного уровня населения.

 

_________ - 2010 г. _________ - 2007 г.

_________ - 2005 г. _________ - 2002 г.

 

Рисунок 2.4. Заполняемость туристско-рекреационных учреждений

по месяцам (чел.)

 

Развитие сферы туристических услуг города Сочи ориентировано на повышение качества услуг до уровня мировых стандартов, внедрение новых лечебно-профилактических технологий, обеспеченных новейшим комплексным оборудованием и высококвалифицированными медицинскими кадрами; на применение методов оптимального использования как природных, так и производственных рекреационных ресурсов.

В настоящее время  развитие города Сочи происходит в  соответствии с программой развития приоритетных секторов экономики «Туристско-рекреационный кластер» - ее целью является повышение привлекательности и эффективности работы туристического комплекса и доведение уровня его развития до мировых стандартов.

Перспективной целью  развития региона является превращение  Большого Сочи в современный высокоэффективный туристско-рекреационный и туристско-спортивный центр, обеспечивающий возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристических услугах и увеличивающий приток иностранных инвестиций, а также способствующий увеличению количества рабочих мест. Конечной целью преобразований в городе-курорте Сочи является создание эффективной экономики с развитой туристской инфраструктурой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Модель развития сферы туристических услуг города Сочи, ориентированного на развитие территории как курорта международного уровня

 

Повышение роли региональной и муниципальной компоненты в социально-экономическом развитии страны как следствие реформы местного самоуправления, требует от глав территорий не просто определения приоритетов развития, а разработки рыночной стратегии развития. При таком подходе становится актуальной необходимостью применение моделей, методик и мер по стимулированию экспорта туристско-рекреационных услуг местной экономики и, соответственно, создание на территории курорта мирового класса. Современный рынок туристских услуг в различных аспектах (социальном, экономическом, демографическом и др.) позволяет достаточно эффективно оценивать перспективу развития туризма в целом.

На развитие туристских услуг влияют различные факторы. Одним из важных факторов является увеличение объема реализации услуг в пересчете на одного туриста. В результате корреляционно-регрессионного анализа в курсовой работе представлена функция, характеризующая зависимость числа размещенных в коллективных средствах размещения лиц от объема реализации услуг в пересчете на одного туриста, воспользовавшегося туристским предложением города Сочи (Рисунок 2.5).

 

 

Рисунок 2.5. Влияние объема реализации услуг на одного туриста на число размещенных в коллективных средствах размещения лиц города Сочи

 

Взаимосвязь исследуемых  показателей описывается следующим  уравнением регрессии:

 

y = 385844 + 498,42х – 0,4285х2 + 0,0001х3               

R = 0,968,

 

где y – число размещенных лиц в гостиницах Республики Татарстан;

х – объем реализации услуг в пересчете на одного туриста, воспользовавшегося туристическим предложением Республики Татарстан, руб.;

R – теснота корреляционной связи. 

На основе предложенной модели представляется возможным прогнозирование  числа размещенных лиц в гостиницах города Сочи. Регрессионный анализ показал, что между числом размещенных в гостиницах лиц и объемом реализации услуг в пересчете на одного туриста, воспользовавшегося туристским предложением города Сочи, существует тесная связь, тип тренда описывает полином третьей степени. Соответственно, при увеличении объема услуг более 2000 рублей в пересчете на одного туриста сказывается в численности прибывших туристов в город Сочи. Установлена зависимость количества туристских фирм от уровня средней заработной платы в городе Сочи (Рисунок 2.6).

 

Рисунок 2.6. Тенденции взаимосвязи количества туристских фирм города Сочи и средней заработной платы в городе Сочи

 

Уравнение регрессии  имеет вид:

 

y = – 36,049 + 0,0746х – 3Е – 0,6х  + 2Е – 11х3          

R = 0,9787 ,

 

где y – количество туристских фирм в Республике Татарстан;

х – средняя заработная плата в экономике Республики Татарстан, руб.;

R – теснота корреляционной связи. 

Существует прямая зависимость между представлнными показателями. Таким образом, полученные результаты позволяют прогнозировать развитие туризма города в условиях рыночной экономики.

При выработке стратегии  поведения в процессе конкретного  решения целесообразно различать  определенные зоны в зависимости  от степени воздействия рисков и сроков проявления. Каждой зоне соответствуют конкретные методы управления рисками. Принятие решения туристским предприятием осуществляется на основе среднеарифметического значения  рисков.

С помощью шкалы оценки рисков в зависимости от степени воздействия и срока проявления риска в курсовой работе представлена модель определения метода управления рисками (Таблица 2.2)7.

 

Таблица 2.2. Модель определения метода управления рисками

 

 

 

 

Срок проявления

Степень воздей-ствия

Высокая степень воздействия

Средняя степень воздействия

Низкая степень воздействия

 

Катастрофи-ческий риск

Критический риск

Максимальный риск

Высо-кий риск

Сред-ний риск

 Малый риск

 Мини-маль-ный риск

Эксперт-ная оценка

1

0,9

0,8

0,7

0,6

0,5

0,4

0,3

0,2

0,1

Кратко-срочный

                     

0,9

 

УКЛОНЕНИЕ

   

ДИССИПАЦИЯ

 

ЛОКАЛИЗАЦИЯ

0,8

       

0,7

                   

Средне-срочный

0,6

                   

0,5

 

ЛОКАЛИЗАЦИЯ

   

    

 
       

0,4

       

Х

 

ДИССИПАЦИЯ

Долго-срочный

0,3

               

0,2

 

ДИССИПАЦИЯ

         

КОМПЕНСАЦИЯ

0,1

           

Информация о работе Формирование новых бизнес-моделей в сфере туризма