Функции и методы оценки бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 14:57, реферат

Описание

Капитал предприятия – товар уникальный и сложный по составу, его природу в значительной степени определяют конкретные факторы. Поэтому необходима комплексная оценка капитала с учетом всех соответствующих внутренних и внешних условий его развития. Потребность в определении рыночной стоимости предприятия не исчерпывается операциями купли-продажи. Возрастает потребность в оценке бизнеса предприятий при многочисленных и сложных вариантах реализации стоимости имущественных прав – акционировании, привлечении новых пайщиков и выпуске дополнительных акций, страховании имущества, получении кредита под залог имущества, исчислении налогов, использовании прав наследования и т.д.

Работа состоит из  1 файл

Развитие рыночной экономики в России привело к разнообразию форм собственности.docx

— 33.13 Кб (Скачать документ)

      Введение

      Развитие  рыночной экономики в России привело  к разнообразию форм собственности. Появилась особенность по своему усмотрению распорядиться принадлежащими собственнику квартирой, домом, другой недвижимостью, подыскать себе новое  жилище или помещение для офиса, вложить свои средства в бизнес.

      У каждого, кто задумается реализовать  свои права собственника, возникает  много проблем и вопросов. Одним  из основных является вопрос о стоимости  собственности. С этой проблемой  сталкиваются предприятия, фирмы, акционерные  общества, финансовые институты. Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования, фондового рынка и системы  страхования также формирует  потребность в новой услуге –  оценке стоимости объектов и прав собственности.

      В производственно-экономической практике экономических субъектов появляется множество случаев, когда возникает  необходимость оценить рыночную стоимость имущества предприятий. Без нее не обходится ни одна операция по купле-продаже имущества, кредитованию под залог, страхованию, разрешению имущественных споров, налогообложению и т.д. Отсюда возникает потребность в специалистах по оценочной деятельности. Оценочная деятельность является основной частью процесса реформирования экономики и создания правового государства.

      Впервые с проблемой оценки в России столкнулись  в связи с проведением приватизации.

      Толчок  к расширению участия оценщиков  в хозяйственной деятельности был  связан с переоценкой основных фондов 1995-1997 гг.

      Продолжающийся  в нашей стране процесс инфляции активно обуславливает необходимость  проведения периодической переоценки основных фондов организациями всех форм собственности, что помогает приводить  их балансовую стоимость в соответствие с действующими ценами и условиями  воспроизводства.

      Прошедшие в России четыре переоценки основных фондов, осуществляемые при помощи переводных коэффициентов, значительно  подняли их стоимость, что отрицательно сказалось на финансовом состоянии  предприятий, а это в основном, обусловлено слабым участием независимых  оценщиков в переоценке основных фондов. Именно такие оценщики способны достоверно оценить имущество предприятий  по реальной или рыночной стоимости.

      На  сегодняшний день в России деятельность оценщиков на федеральном уровне регламентируется соответствующим  Федеральным законом от 29.07.98г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"

      В законе дано определение оценочной  деятельности. Под ней понимается деятельность субъектов оценочной  деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

      Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 28.08.99 г. № 932 уполномоченным органом  по контролю осуществления оценочной  деятельности в РФ назначено Министерство имущественных отношений Российской федерации.

      Еще одним из главных законодательных  актов, которые необходимо соблюдать  являются "Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной  деятельности", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации  от 06.07.2001 г. № 519. Согласно этому постановлению  разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности было возложено на Минимущество России.

      Процесс приватизации, возникновение фондового  рынка, развитие системы страхования, переход коммерческих банков к выдаче кредитов под залог имущества  формируют потребность в новой  услуге – оценке стоимости предприятия (бизнеса), определении рыночной стоимости  его капитала.

      Капитал предприятия – товар уникальный и сложный по составу, его природу  в значительной степени определяют конкретные факторы. Поэтому необходима комплексная оценка капитала с учетом всех соответствующих внутренних и  внешних условий его развития. Потребность в определении рыночной стоимости предприятия не исчерпывается  операциями купли-продажи. Возрастает потребность в оценке бизнеса  предприятий при многочисленных и сложных вариантах реализации стоимости имущественных прав –  акционировании, привлечении новых  пайщиков и выпуске дополнительных акций, страховании имущества, получении  кредита под залог имущества, исчислении налогов, использовании  прав наследования и т.д.

      Определение рыночной стоимости предприятия  способствует его подготовке к борьбе за выживание на конкретном рынке, дает различное представление о потенциальных  возможностях предприятия. Процесс  оценки бизнеса предприятий служит основанием для выработки его  стратегии. Он выявляет альтернативные подходы и определяет, какой из них обеспечивает компании максимальную эффективность, а, следовательно, и  более высокую рыночную цену.

      По  мере того как в нашей стране появляются независимые собственники предприятий  и фирм, все острее становится потребность  в определении рыночной стоимости  их капитала.

      Государство, продавая экономические объекты  по минимальным ценам, теряет право  присвоения будущих доходов, причем зачастую теряют эти права и действительные собственники предприятий – их работники. Следовательно, не учитывать будущие  доходы от собственности при ее продаже  неправомерно.

      Поэтому оценка бизнеса с каждым годом  становится более актуальной, т.к. в  условиях рынка невозможно эффективно руководить любой компанией без  реальной оценки бизнеса. Оценка стоимости  предприятия выступает универсальным  показателем эффективности любых  управленческих стратегий. При покупке-продаже имущества, при оценке интеллектуальной собственности, при переоценке основных фондов, при осуществлении амортизационной политики и при большинстве других рыночных действий реальная оценка объективно необходима. Без профессиональной оценки невозможно, в частности, цивилизованное становление рынка недвижимости.

 

     1. Сущность, цели бизнеса

Бизнес (от староанглийского «bisig» – активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу общество обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условия существования современного человека – от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует, привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Понятие «бизнесмена» как человека, отдающего себя производству товаров или услуг в условиях рыночных отношений, в настоящее время является чем-то вроде титула. Не каждый работник может назвать себя бизнесменом, не каждый процесс в сфере производства может называться бизнесом, и не каждый бизнес полезен обществу. Тем не менее бизнес составляет сердцевину современной экономики, без него экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию.

В сфере бизнеса  заложен колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который  может раскрыться как в направлениях, желательных для конкретного  человека или общества, так и в нежелательных. Обществу порой приходится сдерживать и направлять потенциал бизнеса, жертвуя при этом возможностями удовлетворения текущих потребностей в пользу удовлетворения будущих запросов.

Сущность бизнеса  состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи  другим экономическим агентам –  предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным  или долговременным (это связано  и со стабильностью спроса, и с  возможностями отвлечения ресурсов и с другими аспектами). Если речь идет о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация или организационная единица, функционирование которой подчинено определенным, относительно устойчивым правилам и нормам, т.е.предприятие . Если соединение ресурсов производится на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, чаще говорят о проекте.

Один и тот  же бизнес может быть реализован на различных предприятиях последовательно  во времени или же параллельно. Одно и то же предприятие может стать  ареной функционирования различных  бизнесов. Бизнес может прекратиться с уходом из него бизнесмена, а может  быть и успешно продолжен другими  людьми. Иными словами, границы и  суть бизнеса не могут не быть расплывчатыми, варьируемыми, и порой идентификация  различных экономических явлений  как порожденных одним бизнесом представляет значительную трудность (иногда такая идентификация осуществляется правоохранительными органами в  целях борьбы с нарушением законов).

Роль бизнеса  в обществе достаточно ярко может  быть проиллюстрирована на примере  роли предприятия как наиболее устойчивой формы бизнеса. Роль предприятия (или фирмы – эти понятия употребляются в книге как синонимы) многогранна, а его сущность многофункциональна. Согласно взглядам одних экономистов, основное назначение предприятия – служить источником дохода для собственников (акционеров); другие считают, что суть предприятия в производстве продукции, удовлетворении материальных потребностей общества; третьи, говоря о предприятии, имеют в виду его функцию обеспечения занятости. Сторонники комплексного подхода отмечают целый ряд дополнительных существенных функций предприятия в современном обществе.

В табл. 1 приведены  экономические агенты, наиболее тесно  связанные с предприятиями: население  и его отдельные группы, другие предприятия, научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации, банки, учебные заведения, налоговые органы, федеральные и местные органы исполнительной и законодательной власти, федеральные органы отраслевого регулирования.

Таблица 1. Взаимные ожидания предприятия и различных субъектов экономики

Экономические субъекты Ожидания со стороны субъекта Ожидания  со стороны данного предприятия
Население и его отдельные группы (реальные, потенциальные и бывшие работники  предприятия, члены их семей, собственники, инноваторы, владельцы финансовых средств, другие граждане, общество в целом) Занятость 
Средства к существованию 
Возможность самореализации в процессе труда 
Возможность самореализации в коллективе 
Уважение со стороны коллектива 
Материальная и моральная поддержка в чрезвычайных ситуациях 
Получение доходов от средств, вложенных в данное предприятие 
Спрос на организационно-технологические новшества 
Учет интересов общества
Привлечение рабочей  силы 
Спрос на товары и услуги предприятия 
Предложение инноваций 
Привлечение средств населения через ценные бумаги 
Преданность работников корпоративным интересам 
Признание общественной ценности предприятия 
Поддержка в чрезвычайных ситуациях
Другие  предприятия (реальные и потенциальные  партнеры, конкуренты, собственники, обладатели новых технологий, свободных финансовых и иных ресурсов) Спрос на товары и услуги другого предприятия 
Привлечение кадров, получивших опыт работы на данном предприятии 
Получение доходов от средств, вложенных в данное предприятие 
Спрос на новые технологии другого предприятия
Спрос на товары и услуги данного предприятия 
Привлечение кадров, получивших опыт работы на другом предприятии 
Получение доходов от средств, вложенных в другое предприятие 
Спрос на новые технологии данного предприятия
Банки Спрос на банковские услуги Депозитно-расчетное  и кредитное обслуживание
Научно-исследова- тельские и опытно-конструкторские ор-ганизации Спрос на НИОКР Предложение НИОКР
Учебные заведения Спрос на выпускников Предложение специалистов
Налоговые органы Своевременная уплата налогов Предоставление  налоговых льгот и отсрочек
Данное  предприятие Создание и  расширение социально-экономического потенциала развития предприятия

Закрепление и  совершенствование технологических  навыков, передача производственного  опыта

Создание и  расширение социально-экономического потенциала развития предприятия

Закрепление и  совершенствование технологических  навыков, передача производственного  опыта

Федеральные и местные органы исполнительной и законодательной власти Обеспечение достаточного объема налоговых поступлений для  формирования федерального и местных  бюджетов Бюджетное финансирование предприятия

Создание и  поддержание внешних условий  деятельности предприятия

Федеральные органы отраслевого регулирования Реализация  отраслевой политики государства Информационная  поддержка

Координация деятельности с другими отраслями

Информация о работе Функции и методы оценки бизнеса