Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 16:29, реферат
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство привлекает к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и населения. Главным способом их получения является государственный кредит. Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта [68, 306].
В целях бесперебойного финансирования
многообразных потребностей общества
государство привлекает к покрытию
своих расходов свободные финансовые
ресурсы хозяйственных структур
и населения. Главным способом их
получения является государственный
кредит. Государственный кредит –
это совокупность экономических
отношений между государством в
лице его органов власти и управления,
с одной стороны, и юридическими
и физическими лицами, с другой,
при которых государство
При осуществлении кредитных
операций внутри страны государство
является обычно заемщиком средств,
а население, предприятия и организации
– кредиторами. В сфере международных
отношений государство
Государственный кредит,
как и любой другой вид
Целесообразность
Государственный кредит
может быть внутренним и
Функционирование
Государственный долг
подразделяется на капитальный
и текущий. К первому
Согласно ст. 6 Бюджетного
кодекса России, «государственный
или муниципальный долг –
обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.» [1, ст. 6].
Под государственным
или муниципальным займом (заимствованием)
понимается «передача в
Согласно статье 89 государственные заимствования Российской Федерации определяются как «займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками.»
Таким образом, следует
различать государственный
Так, различают государственный долг субъекта Российской Федерации представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, и муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования. Они обеспечиваются всем имуществом, находящимся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Основной при анализе
государственного долга
Большинство монографий по теории
финансов содержит определения внешнего
государственного долга как долга
перед нерезидентами и
В же российской бюджетной практике сложился принципиально иной подход. В действовавших до введения в действие Бюджетного кодекса законах РФ «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», принятом 13 ноября 1992 г., и «О государственных внешних заимствованиях», принятом 26 ноября 1994 г., в основу классификации положены два разных признака. В первом – это валюта, в которой выражаются заимствования, во втором – источник заимствований.
В соответствии со ст.1 Закона РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», «государственным внутренним долгом Российской Федерации являются долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации» [2, ст. 1].
К долговым обязательствам федерального
правительства относятся
В соответствии с законом от 26 декабря 1994 г. «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией» государственными внешними заимствованиями Российской Федерации являются «привлекаемые из иностранных источников (иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций) кредиты (займы), по которым возникают государственные финансовые обязательства Российской Федерации как заемщика финансовых средств или гаранта погашения таких кредитов (займов) другими заемщиками.
Государственные внешние
заимствования Российской
Критерии «рубль-доллар»
и «резидент-нерезидент»
В целом такой дуализм
затрудняет принятие
С формальной точки
зрения внешними займами
В целом в последнее
время четко просматривается
тенденция на закрепление в
качестве признака
Хотя ст. 6 Бюджетного кодекса РФ утверждает, что:
«- внешний долг – обязательства,
возникающие в иностранной
- внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации» [1, ст. 6].
Согласно п.1 ст. 97 Бюджетного
кодекса РФ «государственным
долгом Российской Федерации
являются долговые
Государственный долг
РФ полностью обеспечивается
всем находящимся в
кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет [1, ст. 98].
Государственные долговые обязательства классифицируются по различным основаниям. Так, Дробозина Л.А. предлагает следующую классификацию:
По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления;
По месту размещения – внутренние и внешние;
По обращению на рынке – рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно покупаются и продаются. При финансировании бюджетного дефицита они основные. Нерыночные – не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг.
В зависимости от срока
привлечения средств –
По обеспеченности долговых обязательств – закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом. Центральные органы управления обычно выпускают высоконадежные беззакладные облигации.
По характеру выплачиваемого
дохода долговые обязательства делятся
на выигрышные, процентные, с нулевым
купоном. Краткосрочные заемные
инструменты государства не имеют
купонов. Они продаются со скидкой
с номинала, а выкупаются по номиналу.
Не имеют также купонов и
Любые долговые обязательства
Российской Федерации