Введение
Финансовый менеджмент -
наука управления финансами предприятия,
направленная на достижение его стратегических
и тактических целей. И здесь
главное - выбрать методы, соответствующие
каждой цели, т.е. не противоречащие ей,
и суметь их применить.
Основные вопросы финансового
менеджмента связаны с формированием
капитала предприятия и обеспечением
максимально эффективного его использования.
В настоящее время понятие
«финансовый менеджмент» подразумевает
самые разные аспекты управления
финансами предприятия.
Формирование рыночной экономики
России вызвало потребность в
специалистах по финансовому менеджменту.
Цель данной курсовой работы
научиться своевременно распознавать
ненадежных партнеров, объективно оценивать
ситуацию, отличая временные проблемы
с ликвидностью от полной неплатежеспособности.
Только с помощью комплексного, системного
анализа можно объективно оценить положение
дел у существующего или потенциального
контрагента и принять правильное решение
о путях дальнейшего взаимодействия с
ним.
Актуальность темы сейчас очень
важна, т.к. при планировании долгосрочных
отношений с предприятием, в частности,
инвестирования средств в его ценные бумаги
важно не только предусмотреть, но и достичь
максимального результата в сотрудничестве,
а так же мы сможем выявить основные признаки
классификации информации, основные требования
к информации, используемой в системе
финансового менеджмента и другие факторы.
Объект изучения: информационная
база финансового менеджмента.
Одной из важнейших задач
настоящего времени можно назвать
совершенствование процессов управления,
в числе которых применение современных
информационных технологий является залогом
результативности работы практически
любых организаций. Эффективное
управление организацией сегодня невозможно
без управления ее информационной деятельностью,
всей системой корпоративной информации.
Стремительное развитие и распространение
новых информационных, а так же телекоммуникационных
технологий приобретает сегодня характер
глобальной информационной революции,
которая оказывает возрастающее влияние
на политику, экономику, управление, финансы,
науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности
общества в рамках национальных границ
и в мире в целом.
В рыночной экономике для
принятия обоснованных управленческих
решений очень большое значение
имеет составление и анализ финансовых
(бухгалтерских) отчетов. Это важно
как для улучшения деятельность
данного предприятия, так и для
оценки финансового состояния его
партнеров при заключении различного
рода сделок.
- Теоретические аспекты информационной системы
Содержание системы информационного
обеспечения финансового менеджмента
определяется отраслевыми особенностями
деятельности предприятия, его организационно-правовой
формой, масштабом и степенью диверсификации
финансовой деятельности и рядом
других условий.
Конкретные показатели этой
системы формируются за счет внешних
и внутренних источников, которые
можно разделить на следующие
группы:
- показатели, характеризующие общеэкономическое развитие страны (используются при принятии стратегических решений в области финансовой деятельности)
- показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка (используются при формировании портфеля финансовых инвестиций, осуществлении краткосрочных вложений)
- показатели, характеризующие деятельность конкурентов и контрагентов (используются при принятии оперативных управленческих решений)
- нормативно-регулирующие показатели
- показатели, характеризующие результаты финансовой деятельности предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках)
- нормативно-плановые показатели
Финансовый менеджмент как
управленческая деятельность основывается
на использовании разнообразной информации
о предприятии и среде его функционирования.
Основой информационного
обеспечения финансового менеджмента
являются любые сведения финансового
характера, в частности можно выделить
данные финансового и управленческого
учета, бухгалтерскую отчетность, сообщения
финансовых органов, информацию учреждений
банковской системы.
Информация – это сведения, уменьшающие
неопределенность в той области, к которой
они относятся.
С одной стороны информация
является предметом труда менеджера,
а с другой продуктом его труда
(управленческое решение)
Информационная
система финансового менеджмента – взаимосвязанная совокупность
средств, методов и персонала, необходимых
для осуществления анализа, планирования
и подготовки эффективных управленческих
решений по всем аспектам финансовой деятельности
предприятия.
Информационное
обеспечение финансового управления – совокупность информационных
ресурсов и способов их организации, необходимых
и пригодных для реализации аналитических
и управляющих процедур, обеспечивающих
финансовую сторону деятельности компании.
В состав информационного
обеспечения финансового менеджмента
входят:
- информация регулярно-правового и нормативно-справочного характера бухгалтерская отчетность
- статистическая финансовая информация
- внеучетные данные
Информационное обеспечение
финансового менеджмента тесно
связано со всей системой финансового
менеджмента, куда входят и пользователи
информации, которые на ее основе принимают
управленческие решения, и источники информации,
и процесс сбора, переработки и предоставления
информации.
В настоящее время информационная
система менеджмента строится на
основе использования персональных компьютеров.
В зависимости от финансовых, технических
и других запросов и возможностей предприятий
создается собственная постоянно совершенствующаяся,
информационная система, либо покупаются
и используются программные продукты
известных фирм по финансовому менеджменту.
- Основные признаки классификации информации
В соответствии с
периодом времени, к которому относятся
полученные сведения различают следующие
виды информации:
- Историческая – формирует представление об условиях и результатах деятельности предприятия в предшествующем периоде
- Текущая – отражает оперативное состояние бизнеса
- Прогнозная – представляет результат вероятностной оценки позиций предприятия в обозримой перспективе
В соответствии с
отношением к этапам принятия управленческих
решений выделяется:
- Констатирующая информация – содержит данные о состоянии объектов управленческого воздействия
- Поясняющая информация – дает возможность сформулировать представление о факторах и причинах, обуславливающих те или иные изменения в системе управления
- Плановая информация – применяется в ходе разработки и принятия управленческих решений
- Контрольная информация – охватывает аспекты, связанные с контролем деятельности организации
По возможности
числовой оценки полученных данных, различают
такие виды информации, как количественная
и качественная:
- Количественная информация позволяет выразить в конкретных числовых величинах сведения о состоянии исследуемых объектов: объем выпуска, доля рынка, число занятых, размеры инвестиций и т.п.
- Качественная информация позволяет описать состояние исследуемых объектов в качественных характеристиках: состав потребителей по полу и возрасту, социальному положению и месту жительства, способы приобретения и виды товаров и характер потребительского поведения, отношение специалистов к предмету исследования (рост – снижение, нравится – не нравится, красиво – не красиво и т.д.), описание приемов деятельности и пр.
- Постоянная – отражает стабильные и длительное время не меняющиеся факторы среды
- Переменная – показывает фактические количественные и качественные характеристики функционирования как системы в целом, так и ее отдельных элементов
- Эпизодическая – формируется по мере надобности, например, если понадобятся дополнительные данные о конкурентах и оценки возможности изменения цен реализуемых товаров
По назначению
выделяется:
- Справочная информация – носит ознакомительный, вспомогательный характер, отражает относительно стабильные признаки исследуемых объектов и представляется в виде системы справочников по организациям, технико-эксплуатационным характеристикам продукции, ценам, тарифам и т.п.
- Рекомендательная информация – формируется в результате специальных исследований или на основе анализа данных, приводимых в печатных изданиях и коммерческих базах данных. Она содержит, например, прогнозы продажи продукции, приоритеты выбора рынков и т.п.
- Сигнальная информация – возникает в ходе появления отклонений фактического поведения объектов среды от запланированного
- Нормативная информация – включает нормы и нормативы различных элементов текущей деятельности организации, а также нормативные законодательные акты
- Регулирующая информация – отражает соответствующие мероприятия, выполняющиеся после установления причин отклонений с целью их устранения
В соответствии с
источниками получения различается:
- Первичная информация – информация, собранная впервые для какой-либо конкретной цели. Первичная информация формируется непосредственно в процессе «лабораторных» или «полевых» исследований, в результате опроса (интервьюирование или анкетирование) наблюдения, эксперимента или имитационного моделирования
- Вторичная информация – информация, которая уже где-то существует, будучи собранной ранее для других целей
В соответствии со
средой организации, из которой она
была получена, информация делится на
внешнюю и внутреннюю:
- Внешняя – та, которая поступает из внешней среды, характеризуя её состояние
- Внутренняя – поступает из внутренней среды, характеризуя её состояние
По степени
открытости выделяется:
- Открытая информация – та, которая находится в свободном доступе
- Закрытая информация – та, доступ к которой ограничен
- Официальная информация – та, которая содержится в официальном заявлении представителя организации, подкреплена подписью должностного лица и печатью организации, за её достоверность несут ответственность должностные лица организации
- Нефициальная информация – та, которая заявлена в неофициальном порядке, личное мнение гражданина
По отношению
к постоянно действующей системе
учета можно выделить:
- Учетные данные – получены в рамках официально действующей в организации системы учета (мониторинга)
- Внеучетные данные – получены вне рамок официально действующей в организации системы учета (мониторинга), т.е. полученные случайным образом
- Основные требования к информации, используемой в системе финансового менеджмента
- полезность – можно использовать для принятия обоснованных решений
- актуальность – реальное отражение в каждый момент времени состояния среды организации
- своевременность – если информация получена позже необходимого срока, она уже не может повлиять на принятие решения
- достоверность (правдивость, а для бухгалтерского учета точность) – достаточно точное воспроизведение объективного состояния среды. Учитывая условия конкурентной борьбы, при которых нередко сознательно искажается реальная действительность, этот принцип требует повышенной надежности источников данных и отсутствия фальсификаций. Важным средством борьбы против дезинформации являются множественность источников и анализ полученных сведений на непротиворечивость
- релевантность (избирательность) – отсутствие лишней (ненужной) информации, получение информации в точном соответствии со сформулированными требованиями и избежать работы с ненужными данными. Это требование к информации взаимосвязано с требованием целенаправленности данных – их ориентация их на конкретные цели и задачи
- полнота (достаточность информации) – учет всех необходимых данных, необходима для объективного учета всех факторов, формирующих либо оказывающих влияние на состояние и развитие среды
- сопоставимость (согласованность и информационное единство) – возможность
- эффективность
- Внутренние и внешние пользователи финансовой информации
Внутренние пользователи: производители, персонал организации,
партнёры по бизнесу и т.п.
Внешние пользователи: конкуренты, акционеры, кредиторы,
прочие пользователи (налоговые службы,
биржи, профсоюзы) и т.п. (Приложение 2)