Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 13:43, курсовая работа
В данной работе рассматриваются основные способы и методы анализа затрат на производство на промышленном предприятии, а также вопросы и проблемы, возникающие в связи с этим анализом.
Построение планирования, учета и анализа производственных затрат и выбор методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) в значительной степени зависят от особенности отрасли, типа и вида производства, характера его организации и технологического процесса, разнообразия вырабатываемой продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг, массовости выпуска, объектов калькулирования, структуры организации и других условий.
Введение
3
1.
Понятие, состав и классификация затрат на производство
5
1.1
Расходы, затраты и себестоимость
5
1.2
Состав и группировка затрат на производство
6
1.3
Классификация производственных затрат
9
2.
Сводный учет затрат на производство и калькулирование себестоимости
12
3.
Анализ структуры затрат на производство и реализацию продукции
14
3.1
Смета затрат на производство и реализацию продукции
14
3.2
Управление себестоимостью
15
3.3
Основные показатели себестоимости
17
3.4
Анализ структуры затрат на производство
18
3.5
Анализ затрат в разрезе экономических элементов
19
3.6
Анализ материальных затрат
21
3.7
Анализ затрат на оплату труда
22
3.8
Анализ затрат, связанных и использованием основных фондов
24
3.9
Анализ комплексных затрат в себестоимости продукции
25
3.10
Маржинальный анализ себестоимости прибыли
28
Заключение
32
Список использованных источников
Маржинальный доход (MR) представляет собой разность выручки (В) и переменных затрат (VC).
MR = B – VC = 93591 – 83291 = 10300 тыс.руб.
За счет маржинального дохода фирма покрывает условно-постоянные затраты (FC) и получает прибыль от продаж.
Порог рентабельности (ПР) – это минимально допустимый объем продаж, достаточный для покрытия переменных и постоянных затрат. Это такая величина выручки от продаж, при которой маржинальный доход равен сумме постоянных затрат, а прибыль (ПP) равна нулю.
Из соотношений показателей постоянных затрат, маржинального дохода и выручки от продаж можно вывести формулу расчета порога рентабельности:
FC, тыс.руб.
ПР = ______________________________
коэффициент маржинального дохода к выручке от продаж
Рассчитаем порог рентабельности по данным таблицы 7:
ПР = 2437 / 0,11 = 22155 тыс. руб.
Если сумма выручки будет ниже, чем 22155 тыс. руб., то фирму ждет убыток, если ей не удастся изменить сумму постоянных затрат.
Зная порог рентабельности, можно рассчитать запас финансовой прочности, т.е. величину на которую в критической ситуации допускается снижение выручки без того, чтобы фирма стала убыточной. Запас финансовой прочности можно рассчитать, используя следующую формулу:
Рассчитаем запас финансовой прочности (ЗФП) по данным таблицы 7:
ЗФП = 93591 – 22155 = 71436 тыс. руб.
ЗФП / В = 71436 * 100% / 93591 = 76,33 %
Таким образом, фирма может выдержать снижение выручки от продаж на
22155 руб. (на 76,33 %), не став при этом убыточной.
Если информацию из формы 2 годового отчета дополнить сведениями о величине условно-переменных и условно-постоянных затрат, то анализ можно осуществить по данным этой формы. Пример такого анализа для АООТ «Хлебозавод № 2» приведен в таблице 8.
Таблица 8
Маржинальный анализ себестоимости и прибыли по данным Формы 2 годового отчета
№ | Показатели | Отчетный период |
1. | Выручка нетто | 93591 |
2. | Полная себестоимость продаж | 85725 |
2.1. | Усл-перем. затраты (VC) | 83291 |
2.2. | усл-пост. затраты (FC) | 2437 |
3. | Прибыль от продаж (Pr) | 7863 |
4. | Марж.доход (MR) | 10300 |
5. | Доля усл-пост. затрат в себестоимости, % | 2,84 |
6. | К-т марж. дохода к выручке от продаж | 0,11 |
7. | Порог рентабельности продаж | 22155 |
8. | Запас фин. прочности | 71436 |
9. | Запас фин.прочности в % к выручке | 76,33 |
10. | Запас фин. прочности в % к ПР | 322,44 |
Из таблицы 8 можно сделать следующие выводы. За отчетный период объем продаж составил 93591 тыс. руб. Фактическая реализация превысила порог рентабельности на 322,44 % (на 71436 руб.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе приведены лишь основные методы и направления анализа затрат на производство. Методика, приведенная в данной работе, позволяет проанализировать затраты, их состав и тенденции к изменению. Эти расчеты могут послужить основой для более детального изучения и анализа затрат на производство.
Снижение эффективности производственных затрат, выявленное с помощью данной методики, в свою очередь, может являться основной причиной снижения эффективности хозяйственной деятельности фирмы в целом, и возможно, использование данной методики позволит предложить пути увеличения эффективности производства. Увеличение эффективности затрат возможно путем увеличения (или, наоборот, уменьшения) следующих внутренних факторов:
техническая оснащенность производства;
уровень автоматизации и механизации труда;
специализация технико-экономической деятельности;
Также увеличение эффективности производства может быть достигнуто за счет снижения воздействия следующих негативных внешних факторов (или, соответственно, увеличения воздействия таких факторов при их позитивности):
природно-климатические условия;
месторасположение предприятия;
социально-экономическая ситуация в регионе.
Таким образом, руководству предприятия необходимо уделять должное и своевременное вниманию процессу анализа затрат на производство. Это поможет не только оптимизировать затраты на производство, но и улучшить производственный контроль и, как следствие, повысить экономическую эффективность хозяйствования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 199.9 г. № ЗЗн (в ред. Приказа Минфина России от 30 декабря 1999 г.№ 107н).
2. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. Утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н
3. Закон о бухгалтерском учете - Федеральный закон от 21 ноября 1996 г, № 139-ФЗ
4. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ). Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
5. Калинина А.П. курс лекций по экономическому анализу. СПБГУЭиФ, ФСУ и ЭА.
6. Бакаев А.С., Шнейдеман Л.З. Учетная политика предприятия — М.: Бухгалтерский учет, 1994.
7. Комментарии к новому Плану счетов бухгалтерского учета/ А.С. Бакаев, Л.Г. Макарова, Е.А. Мизиковский и др.; под ред. А.С. Бакаева — М,: Информационное агентство «ИПБ-БИНФА», 2002 г.
8. Т.Б. Бердникова. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИНФРА-М, 2002 г.
9. Экономический анализ: Учебник для вузов /Под ред. Л.Т. Гиляровской. – 2-е изд., доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 615 с.
2
[1] Закон о бухгалтерском учете. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 139-ФЗ.
[2] Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). Утверждено Приказом Минфина России от 6 мая 199.9 г. № ЗЗн (в ред. Приказа Минфина России от 30 декабря 1999 г.№ 107н).
[3] ПБУ 10/99, п.п. 12,13
[4] Калинина А.П. Курс лекции по экономическому анализу. СПБГУЭиФ, ФСУ и ЭА, 2001-2002 учебный год.
[5] Глава 25 Части второй НК РФ
Информация о работе Экономический анализ затрат на производство