Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 13:29, реферат
Финансовый менеджмент - это вид профессиональной деятельности, направленный на достижение целей предприятия (фирмы) путем эффективного использования всей системы финансовых взаимосвязей, фондов и резервов, формирующих финансовый механизм деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Необходимо отметить, что термины «теория экономического анализа» и «экономический анализ» в российской научной и учебной литературе существенно отличаются по смысловой нагрузке от аналогичных терминов, применяемых на Западе. Так в трактовке Пола Самуэльсона, «экономический анализ» представляет собой синоним термина «современная экономическая теория». В отечественной науке под теорией экономического анализа в последние тридцать лет понимают гораздо более узкое и в некотором смысле приземленное направление, связанное с изложением методов и техники аналитических расчетов на уровне небольшой коммерческой организации и, как правило, в ретроспективном аспекте. Вряд ли такой подход, в основе которого лежат методы факторного анализа, применяемые в ретроспективе, оправдан как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Итак, что касается финансового менеджмента в том смысле, как он понимается в экономически развитых странах, то это направление не могло сформироваться в социалистической экономике ввиду многих причин, в частности из-за отсутствия рынка ценных бумаг и финансовой самостоятельности предприятий в полном смысле этого слова. Отдельные его элементы читались в курсах «Финансы», «Финансы предприятий» и т.п.
Осуществляемые с 90-х годов в рамках перевода экономики на рыночные рельсы новации, в частности кардинальное изменение банковской системы, внедрение новых форм собственности, трансформация бухгалтерского учета и т.п., вновь сделали актуальным управление финансовыми ресурсами субъекта хозяйствования как основным и приоритетным видом ресурсов. Это и понятно, поскольку, имея финансирование, можно приобрести при необходимости любые другие ресурсы в требуемой или желаемой их комбинации.
Краткий
экскурс в историю развития финансового
менеджмента в России, современное
состояние и тенденции
Заключение
Финансовый менеджмент, с одной стороны, — это искусство, поскольку большинство финансовых решений ориентировано на будущие финансовые успехи компании, что предполагает иногда чисто интуитивную комбинацию методов финансового менеджмента, основанную, однако, на знании тонкостей экономики рынка. С другой стороны, — это наука, так как принятие любого финансового решения требует не только знаний концептуальных основ финансового менеджмента фирмы и научно обоснованных методов их реализации, но и научных знаний общих закономерностей развития рыночной экономики.
Для нашей страны это понятие является сравнительно новым. Ведь что касается финансового менеджмента в том смысле, как он понимается в экономически развитых странах, то это направление не могло сформироваться в социалистической экономике ввиду многих причин, в частности из-за отсутствия рынка ценных бумаг и финансовой самостоятельности предприятий в полном смысле этого слова. Только осуществляемые с 90-х годов в рамках перевода экономики на рыночные рельсы новации снова сделали актуальным управление финансовыми ресурсами субъекта хозяйствования как основным и приоритетным видом ресурсов.
Проанализировав историю развития финансового менеджмента в России, его современное состояние и тенденции изменений, как в мировой, так и в российской экономике можно сделать вывод о том, что это направление имеет не только определенные традиции, но и хорошие перспективы в будущем.
Приложение
Таблица 1. Эволюция основополагающих теорий в практике финансового менеджмента.
Наименование теории | Основные положения теории |
1 | 2 |
Теория структуры капитала | ранние теории
финансов предполагали нулевое налогообложение
организаций, поэтому считали, что
их стоимость определяется будущими
доходами и не зависит от структуры
капитала;
с учетом налогов на прибыль было установлено, что экономия за счет снижения налоговых выплат обеспечивает повышение стоимости организации по мере увеличения доли займов в капитале лишь до определенного уровня; |
Теория портфеля и модель оценки доходности финансовых активов | структура инвестиционного
портфеля влияет на степень риска
собственных ценных бумаг;
требуемая инвестором доходность зависит от величины риска; совокупный уровень риска может быть снижен за счет объединения рисковых активов в портфеле; |
Теория дивидендов | допущения: существование
идеального рынка капиталов (отсутствие
налогов, равный для всех доступ на рынок,
равные ожидания субъектов рынка);
цена акций организации и цена капитала зависит не от дивидендной, а от инвестиционной политики; дивиденды выплачиваются, когда не вся прибыль идет на инвестирование; |
Теория «синица в руках» | инвесторы исходя
из минимизации риска всегда предпочитают
текущие дивиденды доходам, которые
потенциальномогут получить в будущем;
общая доходность имеет приоритетное значение, увеличение доли выплачиваемых дивидендов повышает благосостояние акционеров; |
Теория арбитражного ценообразования | фактическая доходность
любой акции складывается из двух частей:
нормальной и рисковой;
рисковая доходность зависит от экономической ситуации и стране, размера ВВП, инфляции, динамики процентных ставок и пр. |
Теория опционов | безрисковая процентная
ставка известна и является постоянной
в течение всего срока действия опциона;
опцион может быть исполнен только в момент его истечения; в любой момент можно отказаться от исполнения опциона; |
Теория налоговой дифференциации | приоритетное
значение для акционеров имеет капитализация;
для компенсации высоких налогов на дивиденды акционеры требуют повышенного дохода на акцию, что для организации невыгодно; |
Теория управления финансами (денежными потоками) | модели управления
денежными потоками требуют оценки:
общего объема денежных потоков и их эквивалентов; доли денег на расчетном счете наличными и в высоколиквидных ценных бумагах; времени и процедуры конвертации денег и быстрореализуемых финансовых активов; |
Концепция идеального рынка капитала | полное отсутствие
трансакционных затрат;
отсутствие налогов; равный доступ на рынок; отсутствие затрат на информационное обеспечение; отсутствие финансовых затруднений; |
Гипотеза эффективности рынков | обеспечение информационной
эффективности;
три степени эффективности рынка (сильная, средняя, слабая); три группы по доступности информации (о прошлой динамике, общедоступная, частная). |
Библиографический
список