Классификация затрат и ее роль в управлении прибылью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 11:48, доклад

Описание

Понятие и классификация затрат предприятия в настоящий момент играют немаловажную роль в его деятельности. Издержки, которые напрямую связаны с производством, а также сбытом готовой продукции могут считаться затратами или активами.

Затраты - потребленные, потраченные или потерянные материальные, трудовые и финансовые ресурсы для извлечения прибыли в процессе хозяйственной деятельности предприятия.

Работа состоит из  1 файл

Классификация затрат и ее роль в управлении прибылью.docx

— 44.70 Кб (Скачать документ)

     Рис. 2. Динамика совокупных (а) и удельных (б) переменных затрат: 

     Производственные  затраты, которые остаются практически  неизменными в течение отчетного  периода, не зависят от деловой активности предприятия называются постоянными производственными затратами. 

     Даже при изменении объемов производства (продаж) они не изменяются (А). Постоянные затраты – это расходы на заработную плату управленческого персонала, амортизационные отчисления помещений заводоуправления, услуги связи, командировочные и др. управленческие расходы. На практике руководством организации заранее принимаются решения о том, какими должны быть постоянные затраты на основе планируемых смет по группам этих расходов. Постоянные затраты на единицу продукции (удельные постоянные затраты – а) снижаются ступенчато (рис.3).

     

      Рис.3. Динамика совокупных (а) и удельных (б) постоянных затрат: 

     На  практике постоянные и переменные затраты  встречаются достаточно редко. Большинство  затрат имеют одновременно и постоянные и переменные составляющие. Поэтому  говорят об  условно-постоянных или условно-переменных  затратах. 

     Условно-постоянные затраты – это затраты растущие скачкообразно, т.е. при определенном объеме выпуска эти затраты остаются постоянными, а при его изменении резко возрастают. Например, для увеличения количества выпускаемой продукции в цехе необходимо установить еще один станок, но одновременно с ростом объема производства увеличатся постоянные расходы за счет амортизационных отчислений на станок.

     Условно-переменные затраты также меняются в зависимости  от изменения деловой активности организации, но в отличие от переменных затрат эта зависимость не является прямой. Например, ежемесячная плата  за телефон включает две составляющих: постоянную часть – абонентскую  плату и переменную – междугородние  переговоры. 

     Для описания степени реагирования переменных затрат на объем производства используют показатель – коэффициент реагирования затрат (К),  введенный немецким ученым К. Меллеровичем. Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле:

     К  = Y/ X,

     где Y – темпы роста затрат, %;      

       Х – темпы роста деловой  активности (объема производства, услуг,  товарооборота), %.

     Разновидностью  переменных затрат являются пропорциональные затраты. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность предприятия. Коэффициент реагирования затрат при этом будет равен 1 (К=1).

     Затраты, растущие быстрее деловой активности предприятия, называются прогрессивными. Значение коэффициента реагирования затрат должно быть больше 1 (К > 1).

     Наконец, затраты, темпы роста которых  отстают от темпов роста деловой  активности организации, называются дегрессивными. Значение коэффициента реагирования будет лежать при этом в следующем интервале:  0 < К < 1.

     Следовательно, любые затраты в общем виде могут быть представлены формулой:

     Y= А + bX,

     где Y –  совокупные затраты, руб.; А – их постоянная часть, не зависящая от объемов производства, руб.; b – переменные затраты в расчете на единицу продукции (коэффициент реагирования затрат), руб.; X – показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, оказанных услуг, товарооборота и др.) в натуральных единицах измерения. Графически изменение затрат представлено на рис.4.

     

     Рис.4. Динамика совокупных переменных и постоянных затрат: 

     2. Затраты, принимаемые  и не принимаемые  в расчет при  оценках:

     Процесс принятия управленческих решений предполагает сравнение между собой нескольких альтернативных вариантов. Сравниваемые при этом затраты можно разбить на две группы: неизменные  при всех альтернативных вариантах и меняющиеся в зависимости от принятого решения. Затраты, имеющие отношение только к данной проблеме (отличающие одну альтернативу от другой) называют релевантными. Это те затраты, величина которых будет зависеть от принятого решения.  Нерелевантные – те, которые от принятого решения не зависят. Бухгалтер-аналитик, представляя руководству исходную информацию для выбора оптимального решения, готовит свои отчеты таким образом, чтобы они содержали только релевантную информацию.

     Пример. Поступил заказ на изготовление изделия, за которое покупатель готов заплатить 250 д.е. На складе имеется материал, за который когда-то было заплачено 100 д.е., но использовать его тогда и сейчас не представляется  возможным, кроме как на этот заказ. Стоимость обработки материала 200 д.е. На первый взгляд заказ невыгоден: 250 – (100 + 200) = – 50. Однако 100 д.е. потрачены давно, в связи с другим решением, и эта сумма не изменится вне зависимости от того, принят заказ или нет. Значит, релевантными в данном случае будут только затраты в 200 д.е. Чистый доход от выполнения заказа составит 50 д.е.

     3. Безвозвратные затраты – это истекшие затраты, которые не могут быть изменены никакими управленческими решениями. Обычно они не учитываются при принятии управленческих решений.

     4. Вмененные (воображаемые) затраты присутствуют лишь в управленческом  учете.  Их добавляют при принятии решений в случае ограниченности ресурсов, но в реальности их может и не быть. Они характеризуют  возможности по  использованию производственных ресурсов, которые либо потеряны, либо ими жертвуют в пользу другого альтернативного решения, если ресурсы не ограничены, вмененные затраты равны нулю.

     5. Приростные и предельные  затраты:

     Приростные (инкрементные) затраты – являются дополнительными и возникают в результате изготовления и продажи дополнительной партии продукции. Предельные (маржинальные) затраты представляют собой дополнительные затраты в расчете на единицу продукции. Таким образом, обе категории затрат появляются в результате изготовления дополнительной продукции, одни в расчете на единицу, а другие – на весь выпуск.

     6. Планируемые и  не планируемые  затраты:

     Планируемые – это затраты, рассчитанные на определенный объем производства.  В соответствии с нормами, нормативами, лимитами, сметами они включаются в плановую себестоимость продукции. К ним относятся все производственные затраты организации. Не планируемые – это затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции (потери от брака, простоев и т.п.). 

     Рассмотренные выше классификации затрат не решают всех задач по контролю за ними. Располагая сведениями о себестоимости продукции, невозможно точно определить, как  распределяются затраты между отдельными производственными участками (центрами ответственности). Эту задачу можно  решить, если установить связь затрат и доходов с действиями лиц, ответственных за расходование ресурсов. Такой подход в управленческом учете назван учетом затрат по центрам ответственности, он реализуется на практике при делении затрат на следующие группы:

     1. Регулируемые и нерегулируемые:

     Регулируемые  затраты подвержены влиянию менеджера центра ответственности, на нерегулируемые он воздействовать не может. Например, затраты, связанные с нарушением технологической дисциплины в цехе, находятся в ведении начальника цеха, однако на общехозяйственные расходы он влиять не может, поскольку это прерогатива руководителей высшего звена, для него эти затраты – нерегулируемые.

     2.Контролируемые  и неконтролируемые:

     Контролируемые затраты поддаются контролю со стороны субъектов управления, а неконтролируемые не зависят от деятельности управленческого персонала (например, повышение цен на ресурсы).

     3. Эффективные и  неэффективные затраты:

     Эффективные затраты – в результате этих затрат получают доходы от реализации тех видов продукции, для выпуска которых были произведены эти затраты. Неэффективные затраты – расходы непроизводительного характера, в результате которых не будут получены доходы, т. к. не будет произведен продукт. Другими словами, неэффективные затраты – это потери в производстве (от брака, простоев, недостач, порч ценностей). 

     Итак, в управленческом учете целью  любой классификации затрат должно быть оказание помощи руководителю в  принятии правильных, рационально обоснованных решений. Принимая решения, менеджер должен знать степень влияния затрат на уровень себестоимости и рентабельности производства. Поэтому суть процесса классификации затрат — это выделить ту часть затрат, на которые может  повлиять руководитель. 

     Использованная  литература:

  1. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / [Стоянова Е.С., Крылова Т.Б., Балабанов И.Т. и др.] ; под ред. Е. С. Стояновой. –  М.: Изд-во «Перспектива», 2002. – 656 с.
  2. Административно – управленческий портал: http://www.aup.ru
  3. http://www.snezhana.ru
  4. http://tourlib.net/books_tourism/kozyreva1.htm

Информация о работе Классификация затрат и ее роль в управлении прибылью