Кредито-денежная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2011 в 10:55, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является рассмотрение государственной политики в области денежного обращения и кредита, направленной на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции. Денежно-кредитная политика осуществляется Центральным банком в тесном контакте с Правительством РФ и Министерством финансов.

Содержание

Введение

Сущность занятости и безработицы. Виды безработицы
Экономические и социальные последствия безработицы. Государственная политика занятости
Особенности безработицы в современной экономике России
Практическая часть
Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Каповская 3А00.doc

— 273.50 Кб (Скачать документ)

• регламентация  обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;

• открытие корреспондентских счетов, депонирование  на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;

• кредитование кредитных организаций;

• управление ликвидностью банковской системы путем  покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. ЦБ РФ ввел новый инструмент регулирования банковской ликвидности — операции типа репо.

В целях  воздействия на ликвидность банковской системы ЦБ РФ рефинансирует банки  путем представления им краткосрочных кредитов и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов:

• регистрация  эмиссий ценных бумаг кредитных  организаций;

• установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;

• регистрация  и лицензирование деятельности кредитных организаций (осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций, подобный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдаче и отзыве лицензий на право совершения банковских операций в рублях и в иностранной валюте);

• надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ, проверка деятельности кредитных организаций.

Таким образом, для кредитных организаций  Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.

В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные территориальные управления Банка России, являющиеся его филиалами.

Банк  России в соответствии с законодательством является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.

Взаимодействуя  с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами, Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

Банк  России может осуществлять банковские операции по обслуживанию представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей, военнослужащих, служащих Банка России, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Банк  России также вправе обслуживать  клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации.

Банк  России не имеет права:

• осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных в ст. 47 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

• приобретать  доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением случаев, предусмотренных  ст. 7 и 8 указанного Федерального закона;

• осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций;

• заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных  Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

• пролонгировать предоставленные кредиты. Исключение может быть сделано по решению  Совета директоров.

Банк  России не вправе предоставлять кредиты  Правительству РФ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк  России не вправе предоставлять кредиты  на финансирование дефицитов бюджетов субъектов Российской Федерации,

местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Банк  России несет ответственность в  порядке, установленном федеральными законами.

Средства  федерального бюджета и государственных  внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

Банк  России без взимания комиссионного  вознаграждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами Российской Федерации.

Полномочия  Банка России по обслуживанию государственного долга определяются федеральными законами.

Банк  России и Министерство финансов РФ в необходимых случаях заключают  соглашения о проведении указанных  операций по поручению Правительства РФ.

Банк  России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона. Закон о ликвидации Банка России определяет и порядок использования его имущества.[4. http://www.coolreferat.com/ ]

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Практическая  часть

    Задача 1. Центральный Банк продает государственные облигации  коммерческим банкам на сумму 0,3 млрд. руб. Норма обязательных резервов  -  8%.  1) Найти величину денежного (банковского) мультипликатора.    2) Увеличивается или сокращается предложение денег в экономике и на какую величину?

      Задание 2.  Решите тест:

     Что из перечисленного относится к денежно-кредитной политике (несколько ответов):

     1) Уменьшение налоговых ставок;

     2) Контроль за денежным предложением;

     3) Регулирование заработной платы путем согласования ее размера

        с профсоюзами;

     4) Контролирование условий и сроков кредитования;

     5) Воздействие на инвестиции через изменение ставки процента.

 

 

 
 
 

Заключение

Государственное регулирование кредитно – финансовых институтов – один из важнейших  элементов развития и формирования денежно – кредитной системы  любой страны. Основными направлениями государственного регулирования являются: политика Центрального Банка в отношении кредитно – финансовых институтов, особенно банков; налоговая политика правительства в смешенных (полугосударственных) или государственных институтах и законодательные мероприятия исполнительной и законодательной власти.

Центральный Банк РФ при осуществлении денежно  – кредитной политики оперирует  следующими инструментами: устанавливает  процентные ставки по операциям Банка  России ( резервные требования); операции на открытом рынке; осуществляет рефинансирование банков, валютное регулирование; устанавливает ориентиры роста денежной массы и прямые количественные ограничения. Исходя из анализа денежно – кредитной сферы, можно сделать вывод, что денежно – кредитный рынок всё более расширяется и требует более совершенных мер по проводимому регулированию. В связи с этим были разработаны основные направления денежно – кредитной политики ЦБ РФ:

  • Создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе;
  • Последовательное снижение уровня инфляции (до 2,0% в 2010 г.);
  • Повышение темпов экономического роста;
  • Укрепления национальной валюты, что позволило продолжить накопление золотовалютных резервов государства в значительных масштабах;
  • Ослабление зависимости экономики и денежно – кредитной сферы от влияния высоких цен на нефть;
  • Использование для стабилизации денежно – кредитной сферы средства стабилизационного фонда;
  • Стабилизация повышения спроса на деньги при помощи ограничений на денежную наличность;
  • Стимулирование кредитных операций;
  • Совершенствование межбанковского кредитного рынка и другие.

При реализации данных направлений денежно –  кредитной политики ЦБ РФ в условиях не устойчивости внешних и внутренних факторов экономики неизбежно возникают разнообразные проблемы. Это и несовершенство законодательной базы, и рискованность денежно – кредитной сферы, нехватка наличных и безналичных денежных средств и другие. Поэтому целесообразно оптимизировать денежно – кредитную политику ЦБ РФ по следующим направлениям:

  • Совершенствование законодательной базы в сфере денежно – кредитной политики;
  • Снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;
  • Уменьшение долларизации российского денежного обращения;
  • Усиление стимулов инвестиционной активности;
  • Усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения развития теневого бизнеса;
  • Изменение уровня резервных требований и процентных ставок. Которые должны платить банки;
  • Предоставление государственных гарантий;
  • Достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников денежно – кредитной сферы;
  • Обеспечение высокого профессионализма участников проведения денежно – кредитной политики.

Реализация  эффективных мер по укреплению денежно  – кредитной сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ей стабильному развитию в будущем.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

    1. Исаева Е. Б. Денежно-кредитная политика в России: возможности и результаты// Деньги и кредит 1993.- 238с.
    2. Улюкаев, А.В. Современная денежно – кредитная политика, Москва, Академия народного хозяйства, 2008. – 856с.
    3. http://bizness-gruppa.ru/metody-denezhno-kreditnogo-regulirovaniya-ekonomiki/
    4. http://www.coolreferat.com/

Информация о работе Кредито-денежная политика государства