Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:36, курсовая работа
Слияния и поглощения представляют собой процедуру смены собственника или изменению структуры собственности компании, являясь конечным звеном в системе мер по ее реструктуризации.
Слияние (mergers), под которым в широком смысле понимается такой процесс, в ходе которого из нескольких компаний образуется одна. Однако юридическая наука и бухгалтерский учет требуют дробления данной категории на процедуры по слиянию (mergers) и поглощению (acquisitions). Проще всего эти два понятия можно охарактеризовать следующим образом.
Введение …………………………………………………………3
Основные мотивы слияний …………………………………..4
Типы слияний и поглощений…………………………………5
Расширение бизнеса……………………………………........5
Выделение бизнеса ……………………………………….....7
Изменение структуры собственности…………………......8
Враждебные тактики слияний и поглощений и методы защиты от них……………………………………………...10
Защитные меры, предшествующие поглощению…………11
защитные меры, последующие за поглощением…………..12
мотивация к проведению слияний и поглощений…...……13
Источники создания дополнительной стоимости…………14
оценка эффективности слияний и поглощений…………...17
Особенности слияний и поглощений в России…….………22
Заключение……………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»
Кафедра Финансы и кредит
Курсовая работа на тему:
«Финансовый менеджмент»
«Слияние и поглощение: выгоды и издержки»
Выполнила студентка: Факультета вечерне-заочного обучения
ФК-5,5-IV
Чекоданова Н.С.
Проверил преподаватель: Калужская Л.Н.
Санкт-Петербург
2011
Содержание:
Merger -- поглощение (путем приобретения ценных бумаг или основного капитала), слияние (компаний);
Acquisition - приобретение (например, акций), поглощение (компании);
Merger and acquisitions - слияния и поглощения компаний.
Слияния и поглощения представляют
собой процедуру смены
Слияние (mergers), под которым в широком смысле
понимается такой процесс, в ходе которого
из нескольких компаний образуется одна.
Однако юридическая наука и бухгалтерский
учет требуют дробления данной категории
на процедуры по слиянию (mergers) и поглощению
(acquisitions). Проще всего эти два понятия можно
охарактеризовать следующим образом.
В результате слияния несколько компаний
объединяются в одну. При этом, как правило,
существует одна "приобретающая"
компания, выступающая инициатором подобной
сделки и обладающая более мощным экономическим
потенциалом. Отличительной чертой сделки
слияния компаний является то, что акционеры
"приобретаемой" компании после объединения
сохраняют свои права на акции, но уже
нового, объединенного акционерного общества.
Процедуру поглощения отличает то, что
здесь приобретающая (поглощающая) компания
выкупает у акционеров приобретаемой
(поглощаемой) компании все или большую
часть акций. Таким образом, акционеры
поглощаемой компании теряют свои права
на долю в капитале новой объединенной
компании.
Здесь необходимо остановиться на том,
что под деятельностью по слияниям и поглощениям
понимается не только приобретение полностью
или большей части какого-либо хозяйствующего
субъекта, но также и отчуждение, продажа
подразделений, дочерних компаний, изменение
структуры собственности фирмы.
Целью слияний и поглощений является
увеличение благосостояния акционеров
и достижение конкурентных преимуществ
на рынке.
На самом деле любое акционерное общество,
функционирующее в условиях нормальной
цивилизованной рыночной экономики должно
ставить эти цели перед собой в качестве
приоритетных целей своей деятельности.
При этом эти цели могут достигаться компанией
с помощью использования как внутренних
методов (повышение эффективности управления,
использование более современных способов
ведения бизнеса, новых технологий, повышение
производительности труда и т.д.), так и
внешних методов, к которым относится
деятельность по слияниям и поглощениям.
На пути к достижению указанных выше целей компания разрабатывает конкретную стратегию своей деятельности. В этом свете компания постоянно оценивает свое положение на рынке, свои сильные и слабые позиции, ищет такие направления своей деятельности, следуя которым она добьется наибольших конкурентных преимуществ. Исходя из этого компанией могут быть выбраны следующие основные стратегии, или концепции, своего развития:
Деятельность по слияниям/поглощениям является одним из основных методов реализации перечисленных стратегий развития фирмы. В частности:
Более наглядно место слияний/поглощений
в корпоративной стратегии
Основные мотивы слияний:
Синергия – основная идея большинства
слияний, повышение стоимости объединенн
5 факторов возникновения синергии:
Типы слияний и поглощений.
Как уже было сказано, деятельность по слияниям и поглощениям предполагает не только объединение хозяйствующих субъектов, но и выделение структурных подразделений. Исходя из этого, разделим все слияния и поглощения на две группы – расширение бизнеса и выделение бизнеса.
Расширение бизнеса
Основная классификация
Далее для упрощения будем
Горизонтальные слияния предполагают объединение компаний, функционирующих и конкурирующих в одной области деятельности. Такой тип слияний обеспечивает достижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими участниками данного конкретного сегмента рынка за счет экономии от масштаба и наращивания капитала. Здесь необходимо отметить, что подобного рода слияния как ограничивающие конкурентную борьбу могут регулироваться со стороны государства через систему антимонопольных мер. В числе наиболее ярких недавних примеров слияний такого типа можно отметить слияние банков Chase Manhattan и Chemical Bank, объединение гигантов пищевой индустрии Guinness и Grand Metropolitan .
Вертикальными слияниями называются объединения компаний, относящихся к разным стадиям одного производственного процесса. При этом слияние принимает форму "интеграции вперед" или "интеграции назад". Например, комбинат по производству металлопроката объединяется со станкостроительным заводом ("интеграция вперед", то есть объединение с компанией, относящейся к следующей стадии производственного процесса) или, допустим с компанией, занимающейся добычей железной руды ("интеграция назад", то есть слияние с компанией предыдущего этапа производственного процесса).
Наиболее яркие примеры российской практики – приобретение НК "ЛУКОЙЛ" в 1998 г. контрольного пакета румынского нефтеперерабатывающего завода "Петротел", формирование холдинга "Сибирский Алюминий" вокруг Саянского Алюминиевого Завода (куда вошли заводы по выпуску алюминиевого проката, производству алюминиевой фольги и алюминиевых банок).
Данный тип слияния обеспечивает повышение технологической экономичности производства, снижению трансакционных издержек (участники таких вертикально интегрированных схем поставляют друг другу объект промежуточного производства по гораздо меньшим ценам или вообще бесплатно), лучший обмен информацией в пределах объединенной компании, что в итоге приводит к значительному снижению промежуточных затрат и, в конце концов, совокупных затрат производства конечной продукции.
Конгломератные слияния предполагают объединение компаний из различных, несвязанных отраслей или географических регионов.
Существуют
три разновидности
Происходит объединение
В данном случае объединяются компании, выпускающие однотипную продукцию, но осуществляющие свою деятельность в различных регионах. Данная схема позволяет значительно снизить уровень риска через географическую диверсификацию и расширить свое присутствие, а значит, и приобрести конкурентные преимущества, обеспечить себя дополнительным спросом на различных географических рынках. В качестве примера можно привести приобретение германским концерном Volkswagen 70% пакета акций чешского завода Skoda, что позволило ему воспользоваться преимуществами быстрорастущего и перспективного восточноевропейского рынка.
Предполагает объединение
Выделение бизнеса
Выделение бизнеса как составная
часть корпоративной стратегии,
как уже было выше сказано, также
может осуществляться за счет использования
механизма слияний и
Для этих целей компания может проводить отпочковывание (spin-off) и продажу (divestiture) отдельных подразделений.
Отпочковывание подразумевает создание из имеющегося подразделения компании отдельного юридического лица. Акционеры материнской компании пропорционально своей доли в ее капитале становятся владельцами акции новой образовавшейся компании. При этом никакого движения денег не происходит, материнская компания какого-либо дохода в результате отпочковывания своего подразделения не получает. Примером может служить произошедшая в 1996-1997 г. реорганизация американской корпорации AT&T, в ходе которой от нее отделились ее два подразделения: NCR (производитель компьютеров и банкоматов) и Lucent Technologies (производитель телефонного оборудования). Эти подразделения преобразовались в самостоятельные акционерные общества, акции которых были распределены между существующими акционерами AT&T.
Существуют
несколько вариантов
При разбиении материнская компания в результате серии отпочковываний преобразуется в несколько независимых новых юридических лиц, а сама перестает существовать.
При отделении часть акционеров получает долю в новой компании взамен своей доли в материнской компании в определенном соотношении. Таким образом, происходит разделение всех акционеров на две группы: акционеры, владеющие исключительно акциями материнской компании, и акционеры, владеющие исключительно акциями отделившейся компании.
Продажа отдельных подразделений, или дивестирование, предполагает продажу этого подразделения третьему лицу. В отличие от отпочковывания, материнская компания получает реальные денежные средства в результате проведения подобного рода реструктуризации.
Если какое-либо подразделение выставляется на открытую продажу широкому кругу лиц, то подобная операция называется выделением (carve-out).
Дивестирование является очень популярным методом реструктуризации компании с одновременным получением необходимых материнской компании живых денег. Примером может послужить продажа фирмой Nokia своих неосновных, не связанных с телекоммуникациями, направлений в рамках своей концепции развития, а также с целью получения наличности – подразделения Nokia Data (разработчик информационных технологий) и своего энергетического подразделения.