Лияние и поглощение: выгоды и издержки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:36, курсовая работа

Описание

Слияния и поглощения представляют собой процедуру смены собственника или изменению структуры собственности компании, являясь конечным звеном в системе мер по ее реструктуризации.
Слияние (mergers), под которым в широком смысле понимается такой процесс, в ходе которого из нескольких компаний образуется одна. Однако юридическая наука и бухгалтерский учет требуют дробления данной категории на процедуры по слиянию (mergers) и поглощению (acquisitions). Проще всего эти два понятия можно охарактеризовать следующим образом.

Содержание

Введение …………………………………………………………3
Основные мотивы слияний …………………………………..4
Типы слияний и поглощений…………………………………5
Расширение бизнеса……………………………………........5
Выделение бизнеса ……………………………………….....7
Изменение структуры собственности…………………......8
Враждебные тактики слияний и поглощений и методы защиты от них……………………………………………...10
Защитные меры, предшествующие поглощению…………11
защитные меры, последующие за поглощением…………..12
мотивация к проведению слияний и поглощений…...……13
Источники создания дополнительной стоимости…………14
оценка эффективности слияний и поглощений…………...17
Особенности слияний и поглощений в России…….………22
Заключение……………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

ФМ курсач-Слияние и поглощение.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНО

 УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

 

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

ВОДНЫХ КОММУНИКАЦИЙ» 

 

 

Кафедра Финансы и кредит

 

Курсовая работа на тему:

«Финансовый менеджмент»

«Слияние и поглощение: выгоды и издержки»

 

 

 

 

Выполнила студентка: Факультета вечерне-заочного обучения

ФК-5,5-IV

Чекоданова Н.С.

 

 

          Проверил преподаватель:       Калужская Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2011

 

Содержание:

  1. Введение …………………………………………………………3
  2. Основные мотивы слияний …………………………………..4
  3. Типы слияний и поглощений…………………………………5
    • Расширение бизнеса……………………………………........5
    • Выделение бизнеса ……………………………………….....7
    • Изменение структуры собственности…………………......8
      • Враждебные тактики слияний и поглощений и методы         защиты от них……………………………………………...10
  1. Защитные меры, предшествующие поглощению…………11
  2. защитные меры, последующие за поглощением…………..12
  3. мотивация к проведению слияний и поглощений…...……13
  4. Источники создания дополнительной стоимости…………14
  5. оценка эффективности слияний и поглощений…………...17
  6. Особенности слияний и поглощений в России…….………22
  7. Заключение……………………………………………………..24
  8. Список литературы……………………………………………25

 

 

 

 

Merger -- поглощение (путем приобретения ценных бумаг или основного капитала), слияние (компаний);

Acquisition - приобретение (например, акций), поглощение (компании);

Merger and acquisitions - слияния и поглощения  компаний.

 
Слияния и поглощения представляют собой процедуру смены собственника или изменению структуры собственности компании, являясь конечным звеном в системе мер по ее реструктуризации. 
Слияние (mergers), под которым в широком смысле понимается такой процесс, в ходе которого из нескольких компаний образуется одна. Однако юридическая наука и бухгалтерский учет требуют дробления данной категории на процедуры по слиянию (mergers) и поглощению (acquisitions). Проще всего эти два понятия можно охарактеризовать следующим образом. 
В результате слияния несколько компаний объединяются в одну. При этом, как правило, существует одна "приобретающая" компания, выступающая инициатором подобной сделки и обладающая более мощным экономическим потенциалом. Отличительной чертой сделки слияния компаний является то, что акционеры "приобретаемой" компании после объединения сохраняют свои права на акции, но уже нового, объединенного акционерного общества. 
Процедуру поглощения отличает то, что здесь приобретающая (поглощающая) компания выкупает у акционеров приобретаемой (поглощаемой) компании все или большую часть акций. Таким образом, акционеры поглощаемой компании теряют свои права на долю в капитале новой объединенной компании. 
Здесь необходимо остановиться на том, что под деятельностью по слияниям и поглощениям понимается не только приобретение полностью или большей части какого-либо хозяйствующего субъекта, но также и отчуждение, продажа подразделений, дочерних компаний, изменение структуры собственности фирмы. 

Целью слияний и поглощений является увеличение благосостояния акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке. 
На самом деле любое акционерное общество, функционирующее в условиях нормальной цивилизованной рыночной экономики должно ставить эти цели перед собой в качестве приоритетных целей своей деятельности. При этом эти цели могут достигаться компанией с помощью использования как внутренних методов (повышение эффективности управления, использование более современных способов ведения бизнеса, новых технологий, повышение производительности труда и т.д.), так и внешних методов, к которым относится деятельность по слияниям и поглощениям.

На пути к достижению указанных  выше целей компания разрабатывает  конкретную стратегию своей деятельности. В этом свете компания постоянно  оценивает свое положение на рынке, свои сильные и слабые позиции, ищет такие направления своей деятельности, следуя которым она добьется наибольших конкурентных преимуществ. Исходя из этого компанией могут быть выбраны следующие основные стратегии, или концепции, своего развития:

 

  • Усиление основных направлений своей деятельности;
  • Диверсификация деятельности;
  • Отказ (продажа) от неосновных направлений деятельности.

Деятельность по слияниям/поглощениям  является одним из основных методов  реализации перечисленных стратегий  развития фирмы. В частности:

  • Если фирма занимает удачное положение на рынке, находясь в отрасли, обещающей ей хорошие перспективы развития, однако ей требуется усиление своих позиций для достижения конкурентных преимуществ в отрасли, то, используя механизм слияния и поглощений, она может достигнуть своей цели, объединяясь или приобретая компании того же сегмента рынка;
  • Часто компания может осуществлять слияния/поглощения фирм из других сегментов рынка для снижения риска своей деятельности (что достигается, например, через выпуск разнородной продукции, продукции находящейся на различных этапах своего жизненного цикла, через географическую диверсификацию в сбыте продукции – то есть, другими словами, через диверсификацию производства), для расширения сферы своего присутствия;
  • Если компания пересматривает свои позиции на рынке, находит новые приоритеты, выделяет для себя основные направления своей деятельности, освобождаясь от неосновных, проблемных направлений, и, наконец, если компания просто испытывает недостаток в деньгах, то она может эффективно использовать механизм слияний/поглощений для продажи или выделения отдельных подразделений, дочерних компаний.

Более наглядно место слияний/поглощений в корпоративной стратегии компании можно проследить, рассматривая различные  типы слияний и поглощений.

 

Основные мотивы слияний:

  1. Синергия
  2. Налоговые эффекты
  3. Приобретение активов по цене, меньшей их восстановительной стоимости
  4. Диверсификация
  5. Личная мотивация менеджеров
  6. Стоимость раздельной компании

Синергия – основная идея большинства  слияний, повышение стоимости объединенного предприятия. Если при объединении компаний А и В, образуется компания С стоимость которой превышает стоимость отдельно взятых компаний А и В.

5 факторов возникновения  синергии:

  1. Операционная экономия
  2. Финансовая экономия
  3. Налоговые эффекты
  4. Эффективность управления
  5. Рост рыночной силы

 

Типы слияний и поглощений.

 

Как уже было сказано, деятельность по слияниям и поглощениям предполагает не только объединение хозяйствующих  субъектов, но и выделение структурных  подразделений. Исходя из этого, разделим все слияния и поглощения на две группы – расширение бизнеса и выделение бизнеса.

 

Расширение бизнеса

Основная классификация слияний  и поглощений основана на объединяемых типах деятельности. Согласно этому  признаку слияния и поглощения делятся  на:

  • горизонтальные;
  • вертикальные;
  • конгломератные.

Далее для упрощения будем использовать термин "слияния", имея в виду деятельность по слияниям и поглощениям.

 

Горизонтальные слияния предполагают объединение компаний, функционирующих и конкурирующих в одной области деятельности. Такой тип слияний обеспечивает достижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими участниками данного конкретного сегмента рынка за счет экономии от масштаба и наращивания капитала. Здесь необходимо отметить, что подобного рода слияния как ограничивающие конкурентную борьбу могут регулироваться со стороны государства через систему антимонопольных мер. В числе наиболее ярких недавних примеров слияний такого типа можно отметить слияние банков Chase Manhattan и Chemical Bank, объединение гигантов пищевой индустрии Guinness и Grand Metropolitan .

Вертикальными слияниями называются объединения компаний, относящихся к разным стадиям одного производственного процесса. При этом слияние принимает форму "интеграции вперед" или "интеграции назад". Например, комбинат по производству металлопроката объединяется со станкостроительным заводом ("интеграция вперед", то есть объединение с компанией, относящейся к следующей стадии производственного процесса) или, допустим с компанией, занимающейся добычей железной руды ("интеграция назад", то есть слияние с компанией предыдущего этапа производственного процесса).

Наиболее  яркие примеры российской практики – приобретение НК "ЛУКОЙЛ" в 1998 г. контрольного пакета румынского нефтеперерабатывающего завода "Петротел", формирование холдинга "Сибирский Алюминий" вокруг Саянского Алюминиевого Завода (куда вошли заводы по выпуску алюминиевого проката, производству алюминиевой фольги и алюминиевых банок).

Данный  тип слияния обеспечивает повышение  технологической экономичности производства, снижению трансакционных издержек (участники таких вертикально интегрированных схем поставляют друг другу объект промежуточного производства по гораздо меньшим ценам или вообще бесплатно), лучший обмен информацией в пределах объединенной компании, что в итоге приводит к значительному снижению промежуточных затрат и, в конце концов, совокупных затрат производства конечной продукции.

Конгломератные слияния предполагают объединение компаний из различных, несвязанных отраслей или географических регионов.

Существуют  три разновидности конгломератных слияний:

  • Слияние для расширения спектра продуктов

Происходит объединение компаний, производящих различную продукцию, обладающую, тем не менее, схожими  признаками, и способных расширить  ассортимент выпускаемой друг другом продукции. Тем самым значительно повышается конкурентное превосходство образовавшейся структуры. Примером может служить недавнее слияние Boeing, крупнейшего мирового производителя в области гражданской авиации, и McDonnel Douglas, лидера в области оборонно-космической индустрии США, а также объединение двух компаний-гигантов, работающих в сфере финансовых услуг – всемирно известного инвестиционного банка Morgan Stanley и обладающей сильно развитой дистрибьюторской сетью компании Dean Whitter Discovery. В результате образовалась мощная финансовая структура, работающая одновременно с частными и крупными институциональными клиентами.

  • Слияние для географического расширения

В данном случае объединяются компании, выпускающие однотипную продукцию, но осуществляющие свою деятельность в различных регионах. Данная схема позволяет значительно снизить уровень риска через географическую диверсификацию и расширить свое присутствие, а значит, и приобрести конкурентные преимущества, обеспечить себя дополнительным спросом на различных географических рынках. В качестве примера можно привести приобретение германским концерном Volkswagen 70% пакета акций чешского завода Skoda, что позволило ему воспользоваться преимуществами быстрорастущего и перспективного восточноевропейского рынка.

  • Собственно конгломератное слияние

Предполагает объединение компаний из совершенно несвязанных и неродственных  отраслей. Пример – слияние табачной компании R.J. Reynolds и производителя пищевых продуктов Nabisco Brands, в результате чего образовалась компания RJR Nabisco.

 

 

 

 

Выделение бизнеса

 

Выделение бизнеса как составная  часть корпоративной стратегии, как уже было выше сказано, также  может осуществляться за счет использования  механизма слияний и поглощений.

Для этих целей компания может проводить отпочковывание (spin-off) и продажу (divestiture) отдельных подразделений.

Отпочковывание подразумевает создание из имеющегося подразделения компании отдельного юридического лица. Акционеры материнской компании пропорционально своей доли в ее капитале становятся владельцами акции новой образовавшейся компании. При этом никакого движения денег не происходит, материнская компания какого-либо дохода в результате отпочковывания своего подразделения не получает. Примером может служить произошедшая в 1996-1997 г. реорганизация американской корпорации AT&T, в ходе которой от нее отделились ее два подразделения: NCR (производитель компьютеров и банкоматов) и Lucent Technologies (производитель телефонного оборудования). Эти подразделения преобразовались в самостоятельные акционерные общества, акции которых были распределены между существующими акционерами AT&T.

Существуют  несколько вариантов отпочковывания – разбиение компании (split-up) и отделение (split-off).

При разбиении материнская компания в результате серии отпочковываний преобразуется в несколько независимых новых юридических лиц, а сама перестает существовать.

При отделении часть акционеров получает долю в новой компании взамен своей доли в материнской компании в определенном соотношении. Таким образом, происходит разделение всех акционеров на две группы: акционеры, владеющие исключительно акциями материнской компании, и акционеры, владеющие исключительно акциями отделившейся компании.

Продажа отдельных  подразделений, или дивестирование, предполагает продажу этого подразделения третьему лицу. В отличие от отпочковывания, материнская компания получает реальные денежные средства в результате проведения подобного рода реструктуризации.

Если  какое-либо подразделение выставляется на открытую продажу широкому кругу лиц, то подобная операция называется выделением (carve-out).

Дивестирование  является очень популярным методом  реструктуризации компании с одновременным  получением необходимых материнской  компании живых денег. Примером может  послужить продажа фирмой Nokia своих неосновных, не связанных с телекоммуникациями, направлений в рамках своей концепции развития, а также с целью получения наличности – подразделения Nokia Data (разработчик информационных технологий) и своего энергетического подразделения.

Информация о работе Лияние и поглощение: выгоды и издержки