Налоги как инструмент фискальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:39, курсовая работа

Описание

В начале своей курсовой работы я хотел бы обосновать выбор мною данной темы. Одна из самых острых проблем нашей экономики - это нехватка финансовых ресурсов (надо заметить, что такая проблема существует в нашей стране уже давно). Сейчас наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование. Это - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом. Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике взимания налогов эти налоги играют если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции. В своей курсовой работе я рассмотрел лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и наши экономисты в полном объеме не сформировали свое мнение о месте налогов с населения во время перехода России к рынку.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….…..3
Налоги в экономической системе общества…………………………………….…….…4
Сущность налогов……………………………………………………….……….…….….5
Принципы налогообложения………………………………………..………………..…..8
Функции налогов………………………………………………………………..….….....11
Классификация налогов…………………………………………………………...…..…13
Структура налогов………………………………………………………………..…...….16
Основные федеральные налоги РФ…………………………………………………..….18
Основные налоговые теории……………………………………………………….…..…27
Сущность и инструменты налогового регулирования…………………………….……30
Роль налогов в формировании финансов государств…………………………….…….30
Налоги как инструмент социальной политики…………………………………….……32
Налоговый механизм стимулирования инвестиционного процесса…………………..36
Заключение…………………………………………………………………………………………39
Список использованных источников …………………………………………………………….41
Приложение………………………………………………………………………………………...42

Работа состоит из  1 файл

Курсовик .doc

— 247.00 Кб (Скачать документ)

    Принцип соразмерности. Предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

    Принцип соразмерности характеризуется кривой Лэффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени. Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70—80-е годы XX в.

    Итак, кривая Лаффэра оказывает изменения  поступлений в бюджет в зависимости  от размера налоговых ставок (исчисляемых  в сопоставимых ценах). Эта кривая блестяще иллюстрирует, как при суммарном повышении ставок налога    и иных обязательных платежей выше 37—40% происходит резкое снижение поступлений в бюджет. Вызвано это не столько уклонением от уплаты налогов, сколько простым обнищанием  плательщиков  налогов  и фактическим уменьшением их числа. В этом случае уклонение от уплаты налогов начинает совпадать со стремлением сохранения деловой активности в предпринимательской среде. То есть законодатели, запуская механизм подавления налогами деловой активности, выпускают из бутылки нескольких джиннов: стремление предпринимателей жить одним днем, формирование параллельной экономики — экономики   "черного   нала",   крыш,   разборок. Подавление же активности некоммерческого сектора разрушает возможность решения проблем общества силами граждан и увеличивает нагрузку на бюджет. (приложение 1)

    Принцип учета интересов налогоплательщиков. Рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота исчисления и уплаты налога.

    Принцип экономичности. Базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому «каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства». По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны, превышать затраты на его обслуживание, причем — в несколько раз.

    Юридические принципы налогообложения — это общие и специальные принципы налогового права, ибо налогообложение есть смена форм собственности. Суть юридических принципов раскрывается в гл. 4 настоящего пособия.

    Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.

    [2, стр 14-17] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Функции налогов

    Социально-экономическая  сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов па развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

    ; Налоги используются всеми рыночными государствами как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия па производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и другие общественные проблемы.

    С этих позиций налоги выполняют четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов. 

    (приложение 2)

    Фискальная  функция (от слова «фиск» — казна, хранилище денег или совокупность финансовых ресурсов государства) обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Эта функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Расходование бюджетных средств производится на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.

    Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных  программ, с другой — не нарушить нормальный ход воспроизводства. За счет фискальной функции налогов достигается перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах.

    Социальная  функция реализуется через систему особых мероприятий, направленных на вмешательство государства в ход экономического и социального развития общества, в частности с помощью неравного налогообложения разных сумм доходов. Данная функция позволяет также перераспределять доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и яичных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

    Регулирующая  функция налогов проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы. Эта функция предполагает влияние налогов на разные стороны общественного развития, в том числе: инвестиционный процесс; слад или рост производства, а также его структуру; научно-технический прогресс; распределение и перераспределение национального дохода; спрос и предложение; объем доходов и сбережений населения и др.

    Суть  регулирующей функции общественного  воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые па накопление производственных фондов. Поэтому выделяют три составляющие регулирующей функции:

    стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей;

    дестимулирующая подфункция имеет цель — через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д.;

    воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

    Налоговое регулирование несет нагрузку и  контрольного свойства. Регулирующая налоговая функция проявляется на практике не только в виде льгот, но и в форме санкций. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции налогов, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от контроля за качественными и количественными параметрами налогообложения.

    Контрольная функция позволяет государству  отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики.

    Перечисленные функции налога тесно связаны  между собой. Рациональность действующего законодательства определяется и I степенью относительного равновесия налоговых функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Поэтому поиск оптимального соотношения налоговых функций ведется непрерывно, ибо их относительное равновесие позволяет сформировать бюджет, не ущемляя экономических интересов налогоплательщиков. [2, стр 27-31] 
 

1.4. Классификация налогов

    Поскольку в XVII в. стала появляться острая нужда государств Европы в налогах, среди ученых началась дискуссия, какие налоги лучше — прямые или косвенные. Этим было заложено одно из важных оснований для современной классификации налогов. По мере развития систем налогообложения изменялся характер классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие :ту или иную налоговую систему.

    При многочисленности и разнообразии налогов  классификация позволяет устанавливать  их сходство и различия. Особенности .отдельных групп налогов требуют  особых условий обложения и .взимания, специфических административно-финансовых мер.

    Этим  объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации  налогов, т.е. разделения их на группы и  подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями) классификации.

    В первую очередь различают прямые и косвенные налоги, и в основе такого деления могут лежать различные  подходы и принципы (перелагаемость налога, способ обложения и взимания, платежеспособность). В настоящее время деление налогов на прямые и косвенные связано в основном с подоходно-расходным принципом, установленным финансистами в начале XX в.

    По  способу взимания различают:

    прямые  налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

    реальные  прямые налоги, которые уплачивают с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;

    личные  прямые налоги уплачиваются с реально полученного дохода, они учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика;

    косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

    косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;

    косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;

    фискальные  монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

    таможенные  пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

    В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

    федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

    региональные  налоги, отличительной чертой которых является то, что элементы налога устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

    местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в действие только решением, принятым на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

    По целевой направленности введения налогов различают:

    абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

Информация о работе Налоги как инструмент фискальной политики государства