Нормативно – правовые основы управления финансами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:44, реферат

Описание

Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы и другие правовые документы.
Нормативное обеспечение – это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения.

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 22.68 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)

Кафедра «Корпоративные финансы и финансовый менеджмент» 
 
 
 
 
 

Реферат

«Нормативно – правовые основы управления финансами  предприятия»

Выполнила: студентка группы 545

                                            Хорошайлова И.Ю.

Проверила: асс. Горюнова Е.В. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ростов-на-Дону

2011

     Правовое  обеспечение функционирования финансового  механизма включает законодательные  акты, постановления, приказы и другие правовые документы.

     Нормативное обеспечение – это инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания, разъяснения.

     К финансовой информации относятся сведения о финансовой устойчивости и платежеспособности партнеров и конкурентов, ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом, валютном рынках, сведения о положении дел на биржевом и внебиржевом рынках, финансовой и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.1

     Структурные элементы в системе финансового права, которые влияют на правовой режим финансов предприятий:

     1) бюджетное право, прежде всего, регулирует отношения в рамках бюджетной системы, опосредует отношения и с иными звеньями финансовой системы (отношения по поводу финансирования деятельности государственных предприятий, а также в рамках предоставления адресных средств из бюджетов различных уровней для обеспечения деятельности предприятий всех форм собственности в форме бюджетных кредитов, субсидий и т.д.);

     2) налоговым правом опосредуются  финансовые отношения при исполнении  предприятиями налоговых обязательств  перед государством;

     3) институт финансового контроля, потому что финансы предприятий  являются объектом государственного  финансового контроля, причем финансы  государственных и муниципальных  предприятий - объектом как общегосударственного, так и ведомственного финансового  контроля;

     4) институт валютного регулирования  и валютного контроля, нормы которого  действуют, когда предприятия,  осуществляя свою финансовую  деятельность, затрагивают отношения  по поводу валюты и валютных  ценностей;

     5) институты финансов государственных  и муниципальных предприятий  и иных организаций - совокупность  финансово-правовых норм, регулирующих  систему экономических отношений,  возникающих в процессе формирования, распределения и использования предприятиями и иными организациями денежных фондов и доходов в процессе воспроизводственной деятельности;

     6) нормы института учетных систем  непосредственно направлены на  упорядочение совокупной информации  о финансах и финансовых операциях  в процессе финансово-хозяйственной  деятельности предприятий.2

     Деятельность  акционерных обществ регулируется Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Данным Федеральным законом в соответствии с Гражданским кодексом РФ определены порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение АО, права и обязанности акционеров, рассмотрены вопросы защиты прав и интересов акционеров. Деятельность обществ с ограниченной ответственностью регулируется Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

     Согласно  российским стандартам бухгалтерская (финансовая) отчетность это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, формируемая на основе данных бухгалтерского (финансового) учета.

     Бухгалтерская отчетность является информационной базой  финансового анализа, результаты которого используются для управления финансово-хозяйственной  деятельностью организации, для  оценки эффективности деятельности ее руководства, для выбора направлений  инвестирования капитала. Финансовый анализ может выступать в качестве инструмента прогнозирования отдельных  показателей и финансовой деятельности в целом.

     Бухгалтерская (финансовая) отчетность дает возможность  оценить кредитоспособность организации, то есть способность полностью и  своевременно рассчитываться по обязательствам.3

       При формировании показателей финансовой отчетности необходимо руководствоваться:

  • Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.99 № 43н;
  • иными положениями по бухгалтерскому учету;
  • Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н;
  • отдельными рекомендациями и указаниями, регулирующими вопросы составления бухгалтерской отчетности, утверждаемыми Минфином России4.

     Правовая  регламентация денежной оценки имущества  предприятий необходима для нормального  развития финансовой системы государства  в целом. Оценка имущества предприятий  закреплена в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» и конкретизирована в Учетной политике организации. Имущество организации и источники  его формирования отражаются в индивидуальном финансово-правовом акте - балансе, правовая основа составления которого определена ст. 13-16 Федерального закона «О бухгалтерском  учете».

     При разработке организацией форм финансовой отчетности самостоятельно на основе образцов форм, приведенных в приложении к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22.07.2002 № 67н  «Указания о порядке составления  и представления бухгалтерской  отчетности», должны соблюдаться общие  требования к финансовой отчетности (полнота, существенность, нейтральность, сравнимость, сопоставимость и пр.). В финансовую отчетность должны включаться данные, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

     Организация должна раскрыть в финансовой отчетности данные по группам статей, включенных в бухгалтерский баланс, и статьям, включенным в отчет о прибылях и убытках, в соответствии с требованием  Положения по бухгалтерскому учету  ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» пользователь финансовой отчетности определен как юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. В соответствии с требованиями Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» и финансовой отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случая, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

     При составлении бухгалтерской отчетности следует иметь в виду, что учетный  процесс в организациях осуществляется исходя из принимаемой ими в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 учетной политики, предполагающей имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации, последовательность применения учетной политики, а также временную определенность фактов хозяйственной деятельности. В финансовой отчетности организации должна быть обеспечена сопоставимость отчетных данных с показателями за предшествующий отчетный год (годы) или соответствующие периоды предшествующих отчетных периодов исходя из изменений, связанных с применением Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, законодательных и иных нормативных актов, с учетом произведенной реорганизации и пр5.

     Правовая  регламентация основных средств  определяется «Положением по учету  основных средств», основные средства - часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг либо управлении организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев.

     Правовой  основой оценки банкротства российских предприятий является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. № 127-ФЗ. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

     Таким образом, принятие законов и других нормативных актов, регулирующих финансовую деятельность предприятий, представляет собой одно из направлений реализации внутренней финансовой политики государства. Законодательные и нормативные  основы этой политики регулируют финансовую деятельность предприятия в разных формах.

Информация о работе Нормативно – правовые основы управления финансами предприятия