Объекты бюджетирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:19, доклад

Описание

Управление холдингом, компанией или отдельно выделенным бизнесом
в рамках компании, а также любым другим объектом управления предполага-
ет выделение границ данного объекта для управления. Бюджетное управление
предполагает выделение объектов бюджетного управления.

Работа состоит из  1 файл

Объекты бюджетирования.docx

— 17.88 Кб (Скачать документ)

Объекты бюджетирования

Управление холдингом, компанией  или отдельно выделенным бизнесом

в рамках компании, а также  любым другим объектом управления предполага-

ет выделение границ данного объекта для управления. Бюджетное управление

предполагает выделение  объектов бюджетного управления.

Выделение объектов бюджетирования является непростой задачей. В первую

очередь, сложность данной задачи обусловлена определением объектов управ-

ления компании, по которым будет проводиться полный управленческий цикл.

Как уже отмечалось, данный цикл управления включает планирование, анализ

и контроль исполнения, а  также управленческое воздействие  по итогам управ-

ленческой деятельности. Следовательно, для выделения объектов бюджетирова-

ния необходимо выделить те объекты, по которым будет осуществляться управ-

ление и, соответственно, именно они станут объектами бюджетного управления.

Принятие решения об управлении данными объектами бюджетирования долж-

но предваряться планированием  для этих объектов.

К сожалению, пока не все российские и украинские компании осознают не-

обходимость планирования, а потому не любят “тратить драгоценное время”

на планирование. В результате — либо планы “кривые”, либо они  формальны,

а значит, бесполезны. Поэтому  если финансово-экономические планы  составля-

ются в отрыве от планирования деятельности компании, то они в лучшем слу-

чае будут лишь прогнозами ее деятельности. Здесь будет полезно отметить отли-

чительные черты плана и прогноза. В случае планирования, при недостижении

запланированных результатов  и показателей деятельности, осуществляется не-

которое управленческое воздействие (например депремирование, направленное

на улучшение эффективности). В случае прогнозирования никакое  управленче-

ское воздействие не предполагается, более того, ответственность исполнителей

в случае не выполнения прогнозных показателей вообще не предусмотрена.

Для полноценного управления компанией необходимо выделить объекты

управления, которые станут объектами бюджетного управления. Объектов управ-

ления предприятием может быть огромное множество и поэтому в компании для

осуществления управления могут  сниматься тысячи различных показателей  дея-

тельности. Но этого обычно не делают — по той причине, что в подобных случаях

внимание “размывается”, в результате чего процесс управления затруднен, как,

собственно, и оценка степени  достижимости поставленных целей. В  реальности

компания выделяет главные  объекты управления, на которых и  концентрирует

свое внимание для осуществления  управленческой деятельности.

Аналогичным образом, объектов бюджетирования в компании может быть

выделено огромное количество, по каждому из которых можно отслеживать

бюджетные показатели. Но в  подобном случае внимание также будет  размыто,

а значит контроль достижения бюджетных целей будет затруднен. При этом ре-

сурсы, затраченные на бюджетирование, могут не окупиться той пользой, кото-

рая будет реально получена от его внедрения. Чтобы избежать подобной ситуа-

Book.indb 105 14.07.2006 19:05:34

106 Глава 2

ции, для осуществления бюджетного управления компании необходимо опреде-

лить ее основные объекты  бюджетирования.

Как правило, для целей  бюджетирования в компании выделяют следующие

объекты:

_ холдинг или отдельная компания;

_ отдельные бизнесы компании;

_ центры финансовой ответственности;

_ сегмент рынка или группа клиентов;

_ продуктовые группы;

_ бизнес-процессы;

_ проекты;

_ проекты развития (инвестиционные) и т.д.

Управленцев может интересовать информация в самых различных  срезах,

поэтому фактически любой  такой срез может стать объектом бюджетирования.

Но, как уже было отмечено, нецелесообразно выделять большое  количество объ-

ектов бюджетирования по причине “размывания внимания”. Поэтому в компа-

нии выделяют только основные объекты управления, которые и становятся объ-

ектами бюджетирования.

Такими основными объектами  бюджетирования в компании, как правило,

являются:

_ компания в целом;

_ виды деятельности;

_ бизнес-процессы (как объект, использующий ресурсы);

_ ЦФО (подразделения);

_ инвестиции.

Рассмотрим причины целесообразности составления бюджетов по каждому

из указанных объектов.

Компания — основной объект бюджетирования по причине необходимости

планирования и контроля ее деятельности, а также оценки потребности в ресур-

сах. Достижение стратегических и тактических целей закладывается в бюджет-

ные показатели компании.

Вид бизнеса служит объектом бюджетирования в силу необходимости рас-

четов рентабельности и потребности  в его финансировании. Бюджетирование

бизнеса происходит в зависимости  от его организационной структуры. Так,

если компания занимается разными видами бизнеса, то отдельные  виды бизне-

са могут бюджетироваться независимо. Если бизнес осуществляется в рамках

нескольких компаний, каждая из которых отвечает за свой бизнес-процесс, то

бизнес может бюджетироваться по разным компаниям, а отдельно взятая ком-

пания может выступать как один ЦФО.

Book.indb 106 14.07.2006 19:05:35

Технология бюджетного управления компанией 107

Бизнес-процессы являются потребителями ресурсов компании. От их эффек-

тивности зависит эффективность деятельности всей компании. Поэтому бизнес-

процессы также могут  выступать важным объектом бюджетирования в компании.

Планирование и отслеживание результатов деятельности компании осу-

ществляется путем установки финансовых целей для подразделений. Контроль

за достижением заданных целей и показателей выполняется  на основе анализа

результатов деятельности подразделений, которые для целей бюджетирования

должны быть структурированы  в финансовую структуру компании и выделе-

ны в центры финансовой ответственности (ЦФО). Подобные ЦФО также могут

выступать в качестве основного  объекта бюджетирования (финансовая самосто-

ятельность в пределах выделенных ресурсов, право принятия решения, ответ-

ственность за результат).

Для всех выбранных объектов бюджетирования составляется собственный

набор бюджетов. Цель описания объектов бюджетирования — выделение отдель-

ных объектов бюджетного управления, определение подразделений, ответствен-

ных за конкретные показатели эффективности деятельности и потребляемые

ресурсы, а также формирование таких форматов бюджетов, которые  позволят

отслеживать показатели объекта  бюджетного управления. К этим показателям

могут относиться затраты, используемые активы и т.д.

Для осуществления оперативного контроля и управления в рамках бюдже-

тирования необходима организация учета фактических результатов деятельно-

сти, причем его построение должно позволять выявлять отклонения от бюджета

непосредственно в момент совершения хозяйственной операции.


Информация о работе Объекты бюджетирования