Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:19, доклад
Управление холдингом, компанией или отдельно выделенным бизнесом
в рамках компании, а также любым другим объектом управления предполага-
ет выделение границ данного объекта для управления. Бюджетное управление
предполагает выделение объектов бюджетного управления.
Объекты бюджетирования
Управление холдингом, компанией или отдельно выделенным бизнесом
в рамках компании, а также любым другим объектом управления предполага-
ет выделение границ данного объекта для управления. Бюджетное управление
предполагает выделение объектов бюджетного управления.
Выделение объектов бюджетирования является непростой задачей. В первую
очередь, сложность данной задачи обусловлена определением объектов управ-
ления компании, по которым будет проводиться полный управленческий цикл.
Как уже отмечалось, данный цикл управления включает планирование, анализ
и контроль исполнения, а также управленческое воздействие по итогам управ-
ленческой деятельности. Следовательно, для выделения объектов бюджетирова-
ния необходимо выделить те объекты, по которым будет осуществляться управ-
ление и, соответственно, именно они станут объектами бюджетного управления.
Принятие решения об управлении
данными объектами
но предваряться планированием для этих объектов.
К сожалению, пока не все российские и украинские компании осознают не-
обходимость планирования, а потому не любят “тратить драгоценное время”
на планирование. В результате — либо планы “кривые”, либо они формальны,
а значит, бесполезны. Поэтому если финансово-экономические планы составля-
ются в отрыве от планирования деятельности компании, то они в лучшем слу-
чае будут лишь прогнозами ее деятельности. Здесь будет полезно отметить отли-
чительные черты плана и прогноза. В случае планирования, при недостижении
запланированных результатов и показателей деятельности, осуществляется не-
которое управленческое воздействие (например депремирование, направленное
на улучшение эффективности). В случае прогнозирования никакое управленче-
ское воздействие не предполагается, более того, ответственность исполнителей
в случае не выполнения прогнозных показателей вообще не предусмотрена.
Для полноценного управления компанией необходимо выделить объекты
управления, которые станут объектами бюджетного управления. Объектов управ-
ления предприятием может быть огромное множество и поэтому в компании для
осуществления управления могут сниматься тысячи различных показателей дея-
тельности. Но этого обычно не делают — по той причине, что в подобных случаях
внимание “размывается”, в результате чего процесс управления затруднен, как,
собственно, и оценка степени достижимости поставленных целей. В реальности
компания выделяет главные объекты управления, на которых и концентрирует
свое внимание для осуществления управленческой деятельности.
Аналогичным образом, объектов бюджетирования в компании может быть
выделено огромное количество, по каждому из которых можно отслеживать
бюджетные показатели. Но в подобном случае внимание также будет размыто,
а значит контроль достижения бюджетных целей будет затруднен. При этом ре-
сурсы, затраченные на бюджетирование, могут не окупиться той пользой, кото-
рая будет реально получена от его внедрения. Чтобы избежать подобной ситуа-
Book.indb 105 14.07.2006 19:05:34
106 Глава 2
ции, для осуществления бюджетного управления компании необходимо опреде-
лить ее основные объекты бюджетирования.
Как правило, для целей бюджетирования в компании выделяют следующие
объекты:
_ холдинг или отдельная компания;
_ отдельные бизнесы компании;
_ центры финансовой ответственности;
_ сегмент рынка или группа клиентов;
_ продуктовые группы;
_ бизнес-процессы;
_ проекты;
_ проекты развития (инвестиционные) и т.д.
Управленцев может интересовать информация в самых различных срезах,
поэтому фактически любой такой срез может стать объектом бюджетирования.
Но, как уже было отмечено, нецелесообразно выделять большое количество объ-
ектов бюджетирования по причине “размывания внимания”. Поэтому в компа-
нии выделяют только основные объекты управления, которые и становятся объ-
ектами бюджетирования.
Такими основными объектами бюджетирования в компании, как правило,
являются:
_ компания в целом;
_ виды деятельности;
_ бизнес-процессы (как объект, использующий ресурсы);
_ ЦФО (подразделения);
_ инвестиции.
Рассмотрим причины
из указанных объектов.
Компания — основной объект бюджетирования по причине необходимости
планирования и контроля ее деятельности, а также оценки потребности в ресур-
сах. Достижение стратегических и тактических целей закладывается в бюджет-
ные показатели компании.
Вид бизнеса служит объектом бюджетирования в силу необходимости рас-
четов рентабельности и потребности в его финансировании. Бюджетирование
бизнеса происходит в зависимости от его организационной структуры. Так,
если компания занимается разными видами бизнеса, то отдельные виды бизне-
са могут бюджетироваться независимо. Если бизнес осуществляется в рамках
нескольких компаний, каждая из которых отвечает за свой бизнес-процесс, то
бизнес может бюджетироваться по разным компаниям, а отдельно взятая ком-
пания может выступать как один ЦФО.
Book.indb 106 14.07.2006 19:05:35
Технология бюджетного управления компанией 107
Бизнес-процессы являются потребителями ресурсов компании. От их эффек-
тивности зависит эффективность деятельности всей компании. Поэтому бизнес-
процессы также могут выступать важным объектом бюджетирования в компании.
Планирование и отслеживание результатов деятельности компании осу-
ществляется путем установки финансовых целей для подразделений. Контроль
за достижением заданных
целей и показателей
результатов деятельности подразделений,
которые для целей
должны быть структурированы в финансовую структуру компании и выделе-
ны в центры финансовой ответственности (ЦФО). Подобные ЦФО также могут
выступать в качестве основного объекта бюджетирования (финансовая самосто-
ятельность в пределах выделенных ресурсов, право принятия решения, ответ-
ственность за результат).
Для всех выбранных объектов бюджетирования составляется собственный
набор бюджетов. Цель описания объектов бюджетирования — выделение отдель-
ных объектов бюджетного управления, определение подразделений, ответствен-
ных за конкретные показатели эффективности деятельности и потребляемые
ресурсы, а также формирование таких форматов бюджетов, которые позволят
отслеживать показатели объекта бюджетного управления. К этим показателям
могут относиться затраты, используемые активы и т.д.
Для осуществления оперативного контроля и управления в рамках бюдже-
тирования необходима организация учета фактических результатов деятельно-
сти, причем его построение должно позволять выявлять отклонения от бюджета
непосредственно в момент совершения хозяйственной операции.