Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:34, контрольная работа
Дивидендная политика, как и управление, структурой оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои деньги, работает успешно.
Введение
Дивидендная политика АО и факторы, определяющие ее
Виды дивидендных выплат и их источники
Рыночная стоимость акций и основные методы ее расчета (модели Гордона и МООС)
Заключение
Список литературы
"Обоснование и выбор
дивидендной политики
дивидендный политика выплата прибыль
Содержание
Введение
Дивидендная политика АО и факторы, определяющие ее
Виды дивидендных выплат и их источники
Рыночная стоимость акций и основные методы ее расчета (модели Гордона и МООС)
Заключение
Список литературы
Введение
Дивидендная политика, как и управление, структурой оказывает существенное влияние на положение компании на рынке капитала, в частности на динамику цены его акций. Дивиденды представляют собой денежный доход акционеров и в определенной степени сигнализируют им о том, что предприятие, в акции которого они вложили свои деньги, работает успешно.
Действительно, чем большая часть
чистой прибыли выплачивается дивиденд
Дивидендная политика АО и факторы, определяющие ее
В прежние времена существовала практика выплат вознаграждения работникам предприятия по окончании отчётного года. Даже прижилось новое название «тринадцатая зарплата». Однако это ещё не те дивиденды, с которыми приходится иметь дело сейчас.
Известно, что
выплаты распределялись только среди
работников предприятия. В результате
получался некий аналог владельцев
привилегированных акций. С появлением
акционеров, которые могут и не
быть работниками данного
Дивиденды –
это в конечном счёте цель, к
которой стремятся акционеры, учреждая
общество. Дивиденды непосредственно
связаны с управлением
Кроме того, пассивность в вопросах управления возникает тогда, когда дивиденды в обществе отсутствуют или чрезвычайно малы и перспективы их появления или увеличения достаточно прозрачны.
Мелкие акционеры имеют психологию, существенно отличную от психологии крупного инвестора. Они всегда сравнивают свои доходы по ценным бумагам с доходами от возможных продаж принадлежащих им акций. Вместе с тем учитывается фактор времени. Обычно для того, чтобы сохранить первоначальную структуру распределения акций, необходимо выплачивать солидные дивиденды.
Существующие
аналитические агентства
Как правило, объявление дивидендов производится или в виде абсолютной величины, или в виде процента к номиналу. Проценты в большинстве случаев не дают реальной картины полученных доходов, так как в некоторых обществах номинал ценных бумаг очень низкий.
В любой стране имеются определенные
нормативные документы, в той
или иной степени, регулирующие различные
сторона хозяйственной
Приведём наиболее характерные факторы, влияющие на дивидендную политику:
1. Ограничения правового характера
Собственный капитал компании состоит из трех крупных элементов: акционерный капитал, эмиссионный доход, нераспределенная прибыль. В большинстве стран законом разрешена одна из двух схем — на выплату дивидендов может расходоваться либо только прибыль (прибыль отчетного периода и нераспределенная прибыль прошлых периодов), либо прибыль и эмиссионный доход.
В России дивидендная политика акционерными обществами должна строиться в соответствии с законодательством, в частности основным регулятивом является закон «Об акционерных обществах».
2. Ограничения контрактного характера
Во многих странах величина выплачиваемых дивидендов регулируется специальными контрактами в том случае, когда коммерческая организация хочет получить долгосрочную ссуду. Для того чтобы обеспечить обслуживание такого долга, в контракте, как правило, оговаривается либо предел, ниже которого не может опускаться величина нераспределенной прибыли, либо минимальный процент реинвестируемой прибыли. В России подобной практики нет; некоторыми аналога ми ее являются обязательность формирования резервного капитала в размере не менее 15% уставного капитала общества и закрепленное за советом директоров право ограничения сверху размера выплачиваемых дивидендов, которым администрация и может воспользоваться при необходимости, в частности, при получении долгосрочной ссуды.
3. Ограничения в связи с недостаточной ликвидностью
Дивиденды в денежной форме могут быть выплачены лишь в том случае, если у компании есть деньги на расчетном счете или денежные эквиваленты, конвертируемые в деньги, достаточны для выплаты. Теоретически коммерческая организация может взять кредит для выплаты дивидендов, однако это не всегда возможно и, кроме того, связано с дополнительными расходами.
Таким образом, коммерческая организация может быть прибыльной, но не готовой к выплате дивидендов по причине отсутствия реальных денежных средств. В России в условиях исключительно высокой взаимной неплатежеспособности такая ситуация вполне реальна.
4. Ограничения в связи с расширением производства
Многие компании, особенно на стадии становления, сталкиваются с проблемой поиска финансовых источников для целесообразного расширения производственных мощностей. Дополнительные источники финансовых ресурсов нужны как компаниям, наращивающим объемы производства высокими темпами, — для приобретения дополнительных производственных мощностей, так и компаниям с относительно невысокими темпами роста — для обновления материально-технической базы. В этих случаях нередко прибегают к практике ограничения дивидендных выплат. Известна практика, когда в учредительных документах оговаривается минимальная доля текущей прибыли, обязательная к реинвестированию, что как раз и делается исходя из предположения о предпочтительности развития производства.
5. Ограничения в связи с интересами акционеров
Как было отмечено выше, в основе дивидендной политики лежит общеизвестный ключевой принцип финансового управления - принцип максимизации совокупного дохода акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому, определяя оптимальный размер дивидендов, директорат компании и акционеры должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на стоимость компании в целом.
6. Ограничения рекламно-
В условиях рынка информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко коммерческая организация вынуждена поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным индикатором успешности деятельности данной компании.
В настоящее время АО довольно редко используют форму выплат дивидендов в виде ценных бумаг. Однако в этом случае ценные бумаги дают акционеру возможность изменить свою долю в распределении голосующих акций. Кроме того, он может ох продать, получив определённый денежный эффект. Здесь дивиденд превращается в долю акционерного капитала, которая, в свою очередь, позволяет получать новые дивиденды, приобретать новый капитал. Дивиденд прошёл достаточно сложный путь в отечественной практике. Сначала он представлялся лишь как вид дохода, а затем приобрёл и другие черты, которые повысили его значимость.
Виды дивидендных выплат и их источники
Согласно Российскому законодательству источниками дивидендных выплат могут выступать: чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль прошлых периодов и специальные фонды, созданные для этой цели (используется для выплат дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности прибили или убыточности общества). Поэтому теоретически предприятие может выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль отчетного периода. Однако базовым является вариант распределение чистой прибыли текущего периода.
Величина чистой
прибыли любого предприятия подвержена
колебаниям; не исключена такая ситуация,
когда предприятие может
Методика постоянного
процентного распределения
Как известно, чистая прибыль распределяется на выплаты дивидендов по привилегированным акциям (Дпа) и прибыль, доступную владельцам обыкновенных акций (Поа). Последняя в свою очередь, распределяется собранием акционеров на дивидендные выплаты по обыкновенным акциям (Доа) и нераспределенную прибыль (ПН). Одним из основных аналитических показателей, характеризующую дивидендную политику, является коэффициент «дивидендный выход», представляющий собой отношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли доступной владельцам обыкновенных акций. Дивидендная политика постоянного процентного распределения прибыли предполагает неизменность значения данного коэффициента:
Доа/Поа=A%=const
В этом случае если предприятие закончило год с убытком, дивиденд может вообще не выплачиваться. Такая методика сопровождается значительной вариацией дивиденда, что может приводить и, как правило, приводит к значительным колебаниям рыночной цены акций. Такая дивидендная политика используется некоторыми фирмами, но большинство теоретиков и практиков не рекомендуют ее использование.
Методика фиксированных дивидендных выплат
Эта политика предусматривает регулярную выплату дивиденда на акцию в неизменном размере в течение продолжительного времени безотносительно к курсовой стоимости акций. Если фирма развивается успешно и в течение ряда лет доход на акцию стабильно превышает некий уровень, обозначенный фирмой, то дивиденд может быть повышен. Определяя размер фиксированного дивиденда на некоторую перспективу, компания в качестве ориентира нередко используют показатель «дивидендный выход». Данная методика позволяет в определенной степени нивелировать влияние психологического фактора и избежать колебания курсовых цен акций, при определенных тенденциях цен на акции в отрасли.
Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов
Эта методика является развитием предыдущей. Компания выплачивает регулярные фиксированные дивиденды, однако периодически (в случае успешной деятельности) акционерам выплачиваются экстра-дивиденды, причем выплаты в настоящем периоде не означают их выплату в следующем. Более того, здесь рекомендуется использовать психологическое воздействие премии – она не должна выплачиваться слишком часто, поскольку в этом случае становится ожидаемой, а сама методика выплаты экстра-дивидендов становится бессмысленной.
Методика выплаты дивидендов акциями
При этой форме расчетов акционеры получают вместо денег дополнительный пакет акций. Причины ее применения могут быть разными. Например, компания имеет проблемы с денежной наличностью, ее финансовое положение не очень устойчиво. Чтобы хоть как-то избежать недовольства акционеров, директорат компании может предложить выплату дивидендов дополнительными акциями. Возможен и второй вариант: финансовое положение компании устойчиво, более того она развивается быстрыми темпами, поэтому ее нужны средства на развитие – они и поступают к ней в виде нераспределенной прибыли. Наконец возможны и такие причины, как желание изменить структуры источников средств или желание наделить управленческий персонал дополнительным количеством акций, дабы привязать их к компании.
При этой методике акционеры на деле практически не получают ничего, поскольку выплаченный им дивиденд равен по величине уменьшению принадлежащих им средств, капитализированный в акциях и резервах. Количество акций увеличилось, валюта баланса не изменилась, т.е. уменьшилась стоимостная оценка активов на одну акцию. Тем не менее, до некоторой степени этот вариант устраивает и акционеров, поскольку они все же получают ценные бумаги, которые могут быть при необходимости проданы ими за наличные. В зависимости от размера выплачиваемого акциями дивиденда цена ведет себя по-разному. Считается что небольшие (20%) дивиденды не оказывают влияние на цену; если дивиденд превышает указанную величину, рыночная цена акций может значительно упасть.
Информация о работе Обоснование и выбор дивидендной политики акционерного общества