Организация финансового менеджмента в ООО «L-Мебель»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание

Актуальность организации финансового менеджмента характеризуется динамизмом своих подходов и методов (собственно как и все в России характеризуется динамизмом и непредсказуемостью), определяемыми быстрыми изменениями внешних и внутренних условий хозяйствования предприятий. Те управленческие решения, которые вчера обеспечивали предприятию финансовый успех, сегодня могут привести к противоположному результату. В связи с этим искусство управления финансами предприятия требует на современном этапе своевременной корректировки его финансовой идеологии и стратегии, постоянного поиска новых методических приемов обоснования управленческих решений, новых финансовых инструментов реализации этих решений.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы организации финансового менеджмента на предприятии.............................................................................................................5
1.1. Понятие и задачи финансового менеджмента на предприятии...................5
1.2. Организация и механизм финансового менеджмента................................12
2. Глава 2. Организация финансового менеджмента в ООО «L-Мебель»...... 24
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО « L-Мебель».......24
2.2. Организация управления финансами в ООО «L-Мебель».........................28
2.3. Анализ показателей финансового менеджмента в ООО «L-Мебель».......37
Заключение............................................................................................................42
Список литературы...............................................................................................44

Работа состоит из  1 файл

Фин мен организ курс 0007 ИУиБ.DOC

— 436.00 Кб (Скачать документ)

    СоДЕРЖАНИЕ

 
 

Введение...................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические  основы организации финансового  менеджмента на предприятии.............................................................................................................5

1.1. Понятие  и задачи финансового менеджмента  на предприятии...................5

1.2. Организация  и механизм финансового менеджмента................................12

2. Глава 2. Организация финансового менеджмента в ООО «L-Мебель»...... 24

2.1. Организационно-экономическая  характеристика ООО « L-Мебель».......24

2.2. Организация  управления финансами в ООО  «L-Мебель».........................28

2.3. Анализ  показателей финансового менеджмента в ООО «L-Мебель».......37

Заключение............................................................................................................42

Список  литературы...............................................................................................44 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

 

      Актуальность  организации финансового менеджмента  характеризуется динамизмом своих  подходов и методов (собственно как  и все в России характеризуется  динамизмом и непредсказуемостью), определяемыми быстрыми изменениями внешних и внутренних условий хозяйствования предприятий. Те управленческие решения, которые вчера обеспечивали предприятию финансовый успех, сегодня могут привести к противоположному результату. В связи с этим искусство управления финансами предприятия требует на современном этапе своевременной корректировки его финансовой идеологии и стратегии, постоянного поиска новых методических приемов обоснования управленческих решений, новых финансовых инструментов реализации этих решений.

       Однако, несмотря на высокий динамизм финансового менеджмента, ему присущи и свои стабильные принципы, без знания которых довольно рискованно принятие решений в условиях российской рыночной экономики. Это относится к принципам формирования структуры капитала и состава активов, методам управления денежными потоками и финансовыми рисками, механизмом финансового управления в условиях кризисного развития предприятия. Знание и практическое использование современных принципов и механизмов, методов эффективного управления финансовой деятельностью предприятий позволяет обеспечить их относительно безболезненный переход к новому качеству экономического развития в рыночных условиях.

       Выяснению особенностей теории и применения на практике финансового менеджмента, а также созданию образа финансового менеджера и посвящена данная работа.

       Целью работы является изучение организации и разработка основных направлений совершенствования финансового менеджмента.  

       3 

       В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:

  • рассмотрение теоретических основ организации финансового менеджмента;
  • анализ финансового состояния предприятия;
  • анализ организации финансового менеджмента предприятия на примере ООО «L-Мебель»;
  • предложение основных направлений совершенствования финансового менеджмента.

       Объектом исследования послужил процесс организации финансового менеджмента на ООО «L-Мебель».

       Предметом работы является совершенствование организации финансового менеджмента на предприятии.

       В работе использовались следующие методы: расчетно-конструктивный, экономико-статистический, экспертный, монографический и другие.

       В основе исследования лежит изучение трудов отечественных и зарубежных исследователей, годовых отчетах  ООО «L-Мебель». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       4

    Глава 1. Теоретические  основы организации  финансового менеджмента на предприятии

    • 1.1. Понятие и задачи  финансового менеджмента  на предприятии
     

         Управление  финансами стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта социально-рыночного  хозяйства, особенно предприятия и  акционерного общества, ведущие производственно - коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свертывание объемов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчетах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевания новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли специфических финансовых вопросов управления. [14,224]

         В ответ на подобные тенденции в  России стала развиваться автономная область теоретических знаний и  практических приемов, находящихся  на стыке общей теории управления финансами предприятия, и получившая название «финансовый менеджмент». Первоначально этим занимались специалисты в области экономики предприятия, плановики, бухгалтеры-аналитики, которые шли от учета и проведения расчетов, построения планов-прогнозов и калькулирования цен к вопросам подготовки и принятия решений по широкому спектру проблем управления ресурсами предприятия. Подобная переориентация привела к возрастанию "удельного веса" управленческого компонента в решении соответствующих задач при одновременном расширении и усложнении инструментов и институтов финансового рынка, в данной главе рассматриваются подходы к предмету финансового менеджмента. Прежде всего, следует отметить основные исторические подходы к эффективному управлению в современном менеджменте.  

         5

         В соответствии с положениями исторически  первой школы научного управления (Ф.Тейлор), сформировавшейся на рубеже XIX-ХХ вв., в  основе эффективного управления лежат  аналитически выделенные трудовые операции. Безусловной заслугой этой школы является разработка перечня последних, их строгая регламентация и контроль за выполнением.

         Следующая концепция эффективного управления получила название классической (административной). Были выделены основные элементы управления как процесса - функции. Подробно описаны планирование, организация, руководство, координация, мотивация, контроль и ряд других. Параллельно разработаны универсальные принципы управления (А.Файоль), следуя которым руководитель любой организации - независимо от целей, размеров, формы собственности и т.д. - мог, по мысли авторов, рассчитывать на ее оптимальное функционирование и достижение поставленных целей.

         Значительное  усложнение рыночной ситуации привело  специалистов по управлению к необходимости  рассматривать организацию как открытую систему. В менеджменте сформировалась и закрепилась парадигма системного подхода, смысл которой - в совокупности управленческих воздействий на взаимосвязанную многоуровневую систему организационных элементов. Управление осуществляется на основе комплексной стратегии, разработанной с учетом факторов внешней и внутренней среды. Анализ различных подходов к определению предметной области финансового менеджмента позволяет сделать вывод, что эволюция взглядов на предмет финансового менеджмента в сжатой, концентрированной форме повторяет в общих чертах исторически сложившиеся и чередовавшиеся постулаты эффективного управления в общем менеджменте.[18,232]

         На  ранних этапах формирования самостоятельной  предметной области за финансовым менеджментом закрепилась роль контроля, строжайшего учета и оптимизации издержек производственного процесса по схеме "ресурсы— производство — сбыт". С этих позиций данный менеджмент определяется как область управления финансами предприятия в целях контроля (снижения)

         6

    издержек  своевременного и правильного проведения финансовых операций. Для российского  бизнеса это характерно до 1994 г., когда главной фигурой организации  финансов большинства предприятий  был главный бухгалтер. Спрос  на квалифицированных специалистов такого профиля был велик.

         Следующим этапом в развитии финансового менеджмента  можно считать деление функций  финансового планирования, организации, мотивации и контроля, позволяющих  рассматривать управление финансами  как непрерывный процесс решения  закономерно усложняющихся задач. Для данного этапа характерным является дефиниция финансового менеджмента с позиций планирования, организации и контроля расходования финансовых ресурсов организации. В данном случае предмет финансового менеджмента корреспондирует с управлением как процессом в общем менеджменте. [24,28]

         Разработка  универсальных правил и процедур для принятия решений в области  управления финансами предприятия  позволила интерпретировать финансовый менеджмент как совокупность общих  стандартизированных финансовых правил, процедур и технологий. Подобный концептуальный вход реализован Е.С.Стояновой. Сходной системы взглядов придерживается Н.Лобанова, которая считает, что важнейшей сферой управления финансами предприятия должны стать финансовые решения. Суть последних сводится к формированию достаточных для развития предприятия финансовых ресурсов, поиску новых источников финансирования на денежных и финансовых рынках, использованию новых финансовых инструментов, позволяющих решать ключевые проблемы финансов: платежеспособность, ликвидность, доходность и оптимальные соотношения собственных и заемных источников финансирования. Нетрудно провести аналогию между этим подходом и совокупностью универсальных принципов управления А.Файоля.[23,315]

         Ясно, что далеко не каждый даже высококвалифицированный главный бухгалтер способен справиться с упомянутыми функциями. По настоящему работа по управлению финансами на предприятиях началась в 1994-1995 гг. Именно в эти годы ключевой фигурой вместо главного бухгалтера становится

         7

    финансовый  директор. Спрос на них крайне высок  в столице, а на периферии практически не удовлетворен. Появилась потребность в финансовом руководителе, определяющем совместно с генеральным директором стратегию фирмы. На современном этапе развития рыночных отношений задачи по управлению финансами предприятий, функционирующих в условиях нестабильного социально-экономического окружения, приводят к реализации системного подхода. Стоит задача выделения ключевых, системообразующих факторов финансовой политики. На наш взгляд, ими могут выступать такие интегральные параметры, как ликвидность, суперпозиция векторов финансовых потоков, финансовая устойчивость предприятия и др. Другой немаловажный аспект - безусловная интеграция финансовой стратегии в качестве основной подсистемы в генеральной стратегической концепции управления предприятием. Исходя из этого, попытаемся предложить следующее определение финансового менеджмента: это наука о правилах разработки и механизмах реализации финансовой стратегии предприятия для достижения стратегических целей организации в целом. Использование разработок и концепций общего менеджмента для анализа интерпретации проблем финансового менеджмента позволит уточнить и систематизировать ряд основных понятий, а также структуру задач управления финансами предприятия. Финансовый менеджмент имеет цель активное и рациональное управление финансами предприятия. Он воздействует на все стороны его деятельности, так как выбор критериев для принятия правильных финансовых решений вызывает необходимость изменения во многих сферах функционирования предприятия. Существует множество определений финансового менеджмента (табл. 1). Определения отечественных авторов отличаются от общепринятых мировых. Американские и западноевропейские экономисты определяют финансовый менеджмент как управление финансами фирмы, имеющее главной своей целевой функцией максимизацию курса акций, чистой прибыли на акцию, уровня дивидендов и т.д. В российской практике финансовый менеджмент рассматривается шире, в

    8

    его рамках определяются методы, которые выбирает предприятие для достижения поставленных им целей. Но нельзя признать, что основные принципы, методы носят универсальный характер и поэтому требует лишь адаптации к российским особенностям рынка.

           
  • Таблица 1[19,27]
  • Сравнительная таблица определений понятия «Финансовый менеджмент»
  • Автор Определение
    Стоянова  Е. С. Финансовый  менеджмент – наука управления финансами  предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических  целей.
    Крейнина  М. Н. Финансовый  менеджмент – наука об управлении отношениями, формирующимися в процессе производства.
    Герчикова И. Н. Финансовый  менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово – хозяйственной деятельностью  фирмы на основе современных методов.
    Стоянова  Е. С., Штерн М. Г. Финансовый  менеджмент – это наука о критериях  принятия важнейших финансовых решений.
     

           Главными  задачами финансового менеджмента  являются:

    1. Финансирование деятельности предприятия.
    • определение рациональной структуры пассивов предприятия (соотношение между заемными и собственными средствами) с учетом допустимого уровня финансового риска и, таким образом, обоснование решения об изменении собственного капитала и/или изменении заимствований;
    • разработка дивидендной политики (распределение чистой прибыли на вознаграждение инвесторов, самофинансирование и наращивание собственных средств);
    • формирование наилучшей структуры заемных средств по форме, срокам и стоимости;

           2. Финансовая сторона эксплуатации  активов.

    • определение основных направлений расходования средств,

    9

    соответствующих стратегическим и тактическим целям  предприятия;

    • формирование наилучшей структуры активов;
    • регулирование массы и динамики финансовых результатов с учетом приемлемого уровня предпринимательского риска;
    • Осуществление стратегии финансового менеджмента.
    • проведение инвестиционной политики (анализ инвестиционных проектов хозяйственного и финансового характера, отбор наилучших);
      • Осуществление тактики финансового менеджмента.
    • комплексное оперативное управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами предприятия (денежными средствами, дебиторской задолженностью, запасами сырья и готовой продукции, кредиторской задолженностью и краткосрочными кредитами);
    • ценовые и прочие маркетинговые решения с точки зрения их влияния на финансовые результаты;

           5. Сочетание стратегии и тактики. 

    • финансовое прогнозирование и планирование (финансовые перспективы развития предприятия, а также тактические шаги по обеспечению каждодневной деятельности и предупреждению неблагоприятных тенденций);

           6. Внутренний финансовый контроль.

    • анализ данных бухгалтерского и операционного учета, а также отчетности предприятия. Их можно использовать: а) как материал для оценки результатов деятельности предприятия, всех его подразделений; б) как информационную базу для принятия финансовых решений.[15,158]

           Исходя  из этого, можно сформулировать следующее. Финансовый менеджмент, или управление финансовыми ресурсами и отношениями, охватывает систему принципов, методов, форм и приёмов регулирования рыночного механизма в области финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. Для управления финансами большого бизнеса уже необходимы профессионалы со

           10

    специальной подготовкой в области финансового  бизнеса — финансовые менеджеры (финансовые директора). Зная теорию финансов, основы менеджмента, финансовый менеджер, приобретая опыт, становится ключевой фигурой бизнеса. В России происходят глубокие экономические перемены, обусловленные возвращением страны в русло общих экономических процессов мирового развития. Идет коренная перестройка прежнего механизма управления экономикой, его замена рыночными методами хозяйствования. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    11

      • 1.2. Организация и  механизм финансового  менеджмента
       

             Управление  финансами стало важнейшей сферой деятельности любого субъекта социально-рыночного хозяйства, особенно предприятия и акционерного общества, ведущие производственно-коммерческую деятельность. Изменение технологии производства, выход на новые рынки, расширение или свертывание объемов выпуска продукции основываются на глубоких финансовых расчетах, на стратегии привлечения, распределения, перераспределения и инвестирования финансовых ресурсов. Тенденции развития локальной и глобальной общерыночной ситуации (малопредсказуемые изменения спроса, ужесточение ценовой конкуренции на традиционных рынках, диверсификация и завоевания новых рыночных ниш, возрастание рисков при проведении операций) будут лежать в основе возрастающей роли специфических финансовых вопросов управления (Рис.1)

           Обученный персонал должен сам определить, какую  методику выбрать для поведения  оценки, какие для этого понадобятся  ресурсы. При рассмотрении вариантов  привлечения заемных средств  необходимо тратить внимание на инвестиционный рынок — нужны специалисты по части финансовых инструментов. При расширении объемов продаж необходимо провести экономический анализ рынка. Поле деятельности для квалифицированного финансового менеджера в организации обширно. По сути, в руках финансового менеджера сосредотачивается судьба компании. На него ложится ответственность за принятие финансовых решений. [27,20] 
       
       
       
       
       

             12

               
       
       

            Объект  управления
            Источники финансовых ресурсов Финансовые  ресурсы Финансовые  отношения

                                                  денежный поток   

         

        информационный  денежный 

        поток  
       

        информационный 

        поток 
       

      Рис. 1. Структура механизма финансового менеджмента 

           Рекомендуется проводить выбор оптимального сценария: высокая норма определения прибыли  на акции или прирост оборота, активов. Здесь нужно осторожно "лавировать" между желаниями акционеров и развитием производства. Следует также более требовательно относиться к затратам предприятия: определенное значение имеет разделение затрат на переменные и постоянные. Это может благоприятно отразиться на уменьшении себестоимости за счет оптимизации каких-либо пунктов затрат. Важно вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию. Финансовый менеджер должен быть "в курсе" всех новых методик, чтобы обеспечить эффективную  

           13

      деятельность  предприятия.

           Финансовое  прогнозирование представляет собой  основу для финансового планирования на предприятии (составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Совмещение кратко- и долгосрочных аспектов финансового менеджмента присутствует в финансовом прогнозировании в самой явной форме. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью — расчет потребностей во внешнем финансировании. Политика развития производства состоит в распределении наработанной предприятием чистой рентабельности собственных средств на дивиденды и на развитие производства. Этот процесс осуществляется под непосредственным воздействием принятой предприятием нормы распределения (HP), которая оказывает, какая часть чистой прибыли выплачивается как дивиденд. [5,245]

           Здесь логично ввести термин "внутренние темпы роста" — это темпы  увеличения собственных средств  предприятия как необходимое  условие сращивания оборота и  развития предприятия. Очевидно, что темпы роста оборота зависят от внутренних темпов роста (BTP). Достижение высоких темпов оборота повышает возможности увеличения собственных средств предприятия.

           Чистая  рентабельность собственных средств  характеризует (РСС):

      1. верхнюю границу потенциального развития производства;
      2. верхний уровень дивиденда.

           Если  отказаться от распределения дивидендов, то можно увеличить собственные  средства на величину рентабельности собственных средств, а если оказаться  от финансирования развития, то можно выплатить дивиденды в размере PCC. Если же предприятие решается на оба направления, то приходится искать оптимальное соотношение между нормой распределения и процентом увеличения собственных средств, т.е. внутренними темпами роста.

           14

           В современных условиях совершенствование организации финансового менеджмента на предприятии имеет большое значение и существенно оказывает влияние на финансовое положение предприятия и на стабильное финансовое обеспечение текущей деятельности организации.

           Функционирование любого предприятия упрощенно представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Процесс управления активами, направленный, на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левередж. [6,265]

           В буквальном понимании левередж означает небольшую силу (рычаг), с помощью  которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении к  экономике он трактуется как некоторый  фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей.

           Существуют  три вида левереджа, определяемые путем  перекомпоновки и детализации статей отчета о финансовых результатах (рис. 2).

           

              Доход от реализации

            (за минусом  НДС и акцизов)

            - Затраты на производство и реализацию  
              + Сальдо доходов  и расходов от прочей реализации  и внереализационных операций  
            = Валовой доход

              - Проценты по  долгосрочным ссудам и займам  
            = Налогооблагаемая прибыль
       
              - Налог  на  прибыль  и прочие  обязательные  платежи  из  прибыли  
            = Чистая прибыль

      Рис. 2. Взаимосвязь  доходов и левереджа 
       

      15

           Логика  такой перегруппировки заключается  в следующем. Чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов — производственного  и финансового характера. Они не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Подобное понимание факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании предприятия с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.

           На  чистую прибыль влияют следующие  факторы:

           а) рациональность использования предоставленных  предприятию финансовых ресурсов;

           б) структура источников средств.

           Первый  момент находит отражение в объеме и структуре основных и оборотных  средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости  продукции являются переменные и  постоянные расходы. Соотношение между  ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией операционного левереджа. [10,320]

           Операционный левередж характеризует взаимосвязь между объемом реализации, валовым доходом (нетто-результат реализации инвестиций) и расходами производственного характера. Анализ этих взаимосвязей заключается в количественной оценке уровня левереджа. Она выражается с помощью специального метода – "метод порога рентабельности". 

           16

           Метод порога рентабельности (операционный анализ или анализ "издержки –  объем – прибыль") направлен  на поиск наиболее выгодных комбинаций между переменными затратами  на единицу продукции, постоянными затратами, ценой и объемом продаж. Этот анализ основан на разделении издержек на постоянные, переменные и смешанные.[22,170]

          Подразделение расходов на переменные и постоянные условно, более правильным является выделение постоянных, полупеременных и переменных расходов.

          Существует  три основных метода дифференциации издержек:

      1. Метод максимальной и минимальной точки.
      2. Графический (статистический).
      3. Метод наименьших квадратов.

          При первом методе сначала определяется ставка переменных издержек, т.е. средних переменных расходов в себестоимости единицы продукции, а затем определяется общая сумма постоянных издержек.

          При дифференциации издержек графическим  методом используется корреляционный анализ, но сами коэффициенты корреляции не вычисляются.

          Метод наименьших квадратов – наиболее точный метод, но достаточно трудоемкий.

          Порог рентабельности – это минимальный  объем реализации, при котором  данный бизнес окупает вложенные  в него затраты. Если объем реализации ниже порога рентабельности, предприятие  несет убытки, если выше – получает прибыль. При определении порога рентабельности возникает потребность определения "валовой маржи" – результат от реализации после возмещения переменных затрат. Валовой маржи должно хватать не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли. При пороге рентабельности валовой маржи хватает лишь на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

          Прибыль=Валовая  маржа – постоянные затраты=0

          Прибыль = ПР·ВМотн – Пост.затр.= 0, где

          17

          ПР  – порог рентабельности;

          ВМотн – валовая маржа в относительном выражении;

          ПЗ  – постоянные затраты.

          Наряду  с аналитической может быть построена  также графическая модель зависимости (рис. 3). 

            
       
       
       
       
       

          Рис. 3. График расчета порога рентабельности 

          Алгебраический  расчет порога рентабельности ведут при следующих условиях:

          1. Издержки производства являются  функцией объема производства  или продаж.

          2. Объем производства равен объему  продаж.

          3. Постоянные эксплуатационные издержки  одинаковы для любого объема  производства.

          4. Переменные издержки изменяются  пропорционально объему производства.

          5. Цены на продукцию не изменяются  во времени, поэтому общая стоимость  продаж является линейной функцией  от цены и количества проданной  продукции.

          6. Величины безубыточности рассчитываются для одного наименования изделия; для разнообразной номенклатуры ее структура, т.е. соотношение между производимыми количествами товаров должна оставаться постоянной.

          18

          Для точки порога рентабельности характерна зависимость:

          В=ПЗ+Зперем

          Ц·ПР=ПЗ+ПР·Зперем на ед.

           

          где В – выручка от реализации,

               ПЗ – постоянные затраты,

               Зперем – переменные затраты на весь объем реализации,

               Зперем  на ед. – переменные затраты на единицу,

               Ц – цена.

          В условиях многономенклатурного производства расчет ведут по формуле, учитывающей роль каждого изделия в общей выручке от реализации и приходящуюся на него долю постоянных затрат где

      Уд1 – удельный вес товара 1 в общей выручке от реализации в относительных единицах.

          В стоимостном выражении  где С – соотношение между переменными затратами на весь выпуск и ожидаемым объемом реализации .

            Один из показателей, который  предприятие должно учитывать  при формировании своей стратегии – это запас финансовой прочности (ЗФП):

          в натуральном выражении ЗФП= Выручка – Порог рентабельности  или в процентном выражении

          Если  предприятие имеет достаточный  запас финансовой прочности, то его стратегия может заключаться в инвестировании средств в производство, в профессиональную подготовку персонала, в освоение новых рынков и новых видов продукции, в ценные бумаги и другие направления. 

          19

          Если  предприятие имеет очень небольшой  запас финансовой прочности, то его стратегия будет заключаться в жестком контроле за затратами и оптимизацией всей деятельности. Для такого предприятия нежелательно заниматься инвестиционными проектами, но если это необходимо, нужно тщательно провести экономическую оценку инвестиций и учесть существование риска.[9,320]

          Операционный  левередж показывает, насколько процентов  изменится прибыль при изменении  объема реализации на 1 процент. Чем  выше уровень предпринимательского риска, тем выше уровень операционного  рычага. Чем выше риск, тем больше возможное вознаграждение.

          Уровень операционного рычага зависит от отраслевой принадлежности предприятия. Высокий уровень рычага соответствует  фондоемким отраслям, низкий – торговле, пищевой, легкой промышленности и т.п.

          В отличие от операционного, финансовый левередж имеет целью измерить не уровень риска, возникающего в процессе реализации предприятием своей продукции (работ, услуг), а уровень риска, связанного с недостаточностью прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Иными словами, речь идет о риске не расплатиться по обязательствам, источником выплаты которых является прибыль.

          Общая сумма прибыли предприятия в  первую очередь уменьшается на величину налога на прибыль. Оставшаяся после  этого в распоряжении предприятия сумма может быть использована на разные цели. В данном случае имеют значение не конкретные направления расходования прибыли, а характер этих расходов.

          Риск  порождается тем обстоятельством, что в составе расходов и платежей из прибыли есть такие, которые должны быть осуществлены обязательно, независимо от величины прибыли и вообще от ее наличия или отсутствия.

          К таким расходам относятся:

      • дивиденды по привилегированным акциям и проценты по облигациям,

      20

      выпущенным  предприятием;

      • проценты за банковские кредиты в части, уплачиваемой за счет прибыли. Сюда относятся: суммы процентов по кредитам банков, полученным на восполнение недостатка оборотных средств (этот кредит является целевым и выдается по специальному кредитному договору с учреждением банка). В договоре предусматриваются конкретные условия выдачи кредита и мероприятия, которые должно провести предприятие для восстановления необходимой суммы оборотных средств;
      • проценты за кредиты на приобретение основных средств, нематериальных и других внеоборотных активов;
      • суммы оплаты процентов по средствам, взятым взаймы у других предприятий и организаций;
      • штрафные санкции, подлежащие внесению в бюджет. Сюда относятся штрафы и расходы по возмещению ущерба в результате несоблюдения требований по охране окружающей среды; штрафы за получение необоснованной прибыли вследствие завышения цен, сокрытия или занижения прибыли и других объектов налогообложения; другие виды штрафных санкций, подлежащих внесению в бюджет.[12,150]

          Чем больше эти и другие расходы, носящие  аналогичный характер, тем больше риск предприятия. Риск состоит в том, что при снижении величины прибыли в определенной степени прибыль, оставшаяся после уплаты всех обязательных платежей, снизится в гораздо большей степени, вплоть до возникновения отрицательной величины этой части прибыли.

          Анализ  и расчет финансового рычага выполняется  по данным аналитического баланса. Он рассчитывается следующим образом:

          1. Берется средняя величина источников  собственных средств (IV раздел пассива плюс резервы, минус убытки, минус расчеты с учредителями, проходящие по активу).

        1. Из приложения к балансу берется вся сумма заемных средств, которой предприятие располагало в данном периоде (без кредиторской

          21

          задолженности).

          3. Сложить п.1 и п.2 – получается  пассив аналитического баланса. Актив не просчитывается, а принимается равным пассиву.

          Существуют  различные способы расчета финансового  левереджа.

          Таблица 2

      Методы  расчета финансового левереджа

      Автор Формула расчета
      1. Крейнина  М.Н.   
       

      где Уфл – уровень финансового левереджа;

      ПР – общая прибыль предприятия;

      ЧП – чистая прибыль;

      Обяз.плат. – обязательные платежи из чистой прибыли;

      Нпр – ставка налога на прибыль в процентах.

      2. Ковалев  В.В.  
       

      где TNI – темп изменения чистой прибыли, %;

      TGI – темп изменения валового дохода, %;

      GI – валовой доход;

      In – проценты по ссудам и займам.

       
       
       
       
       
       
      3. Стоянова  Е.С.
       
       
       
      где ЭФР – эффект финансового рычага;

      Н – ставка налогообложения прибыли;

      ЭР – экономическая рентабельность;

      СРСП – средняя расчетная ставка процентам;

      ЗС – заемные средства;

      СС – собственные средства.

       

          Воспользуемся методикой расчета, учитывающей  влияние такого фактора, как соотношение  заемных и собственных средств.

          Одна  из составляющих этой формулы –  это дифференциал – разница между экономической рентабельностью активов и средней расчетной ставкой процента по заемным средствам.

          Из-за налогообложения величина дифференциала  уменьшается на долю налогообложения  прибыли (1-Н).  

          22

          Вторая  составляющая – плечо финансового рычага – характеризует силу воздействия финансового рычага. Это соотношение между заемными (ЗС) м собственными средствами (СС).

          Различают аналитический и графический  способы регулирования факторов эффекта финансового рычага. Общие  приемы регулирования следующие:

          - плечо финансового рычага необходимо  регулировать в зависимости от дифференциала;

      • чтобы отдача заемных средств превысила их цену;
      • наличие задолженности связано с риском, но она важна для решения проблем развития.

          Аналитический способ предполагает:

      • принять разумные, рассчитанные риски в пределах дифференциала (ЭР-СРСП);
      • дифференциал не должен быть отрицательным;
      • считается оптимальным ЭФР=[1/3 ¸ 1/2] ·ЭР. В этом случае ЭФР способен компенсировать налоговые изъятия и обеспечить приемлемый уровень отдачи собственных средств.

          Значение  эффекта финансового рычага в  следующем:

      1. Используется для определения безопасного объема заемных средств.
      2. Для расчета допустимых условий кредитования – под какую ставку целесообразно брать кредит.
      3. Для облегчения налоговой нагрузки предприятия в сочетании с формулой ЧРсс=2/3·ЭР+ЭФР.
      4. Для оценки целесообразности приобретения акций предприятия.
       
       
       
       
       

             23

        Глава 2. Организация финансового  менеджмента в  ООО «L-Мебель»

        • 2.1. Организационно-экономическая  характеристика ООО  «L-Мебель»
         

              Общество  с ограниченной ответственностью «L-Мебель» создано в соответствие с Федеральным законом от 08.02.98 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

              ООО «L-Мебель» руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 08.02.98 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также настоящим Уставом.

              Учредительными  документами ООО «L-Мебель» являются Учредительный договор, подписанный  его учредителями и, утвержденный ими  устав. Общество создано гражданами РФ.

              Основной  целью создания ООО «L-Мебель» является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.

              Основным  видом деятельности ООО «L-Мебель»  является изготовление мебели. ООО «L-Мебель» производит корпусную мебель, кухни, спальни, прихожие, детскую, школьную мебель, мебель для офиса, мебель для общественных помещений.

              ООО «L-Мебель» обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать и штамп со своим наименованием и указанием места нахождения ООО «L-Мебель», бланки установленного образца, товарный знаки, знаки обслуживания.

              ООО «L-Мебель» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе» может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже. 

              24

              Организационная структура ООО «L-Мебель» схематично представлена на схеме (рис. 4).

                
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

        Рис. 4. Организационная  структура ООО «L-Мебель» 

              Заместитель директора предприятия по производству организует своевременный выпуск качественной продукции, обеспечивает внедрение в производство методов и систем планирования и организации производства.

              Заместитель директора по производству проводит мероприятия по работе с кадрами, т.е. ведет отбор кадров, составление штатного расписания, аттестацию работников и рабочих мест, обучение с последующим предоставлением рабочих мест, разрабатывает антикризисные кадровые программы, осуществляет контроль за негативным состоянием в работе персонала.

              Главный бухгалтер обеспечивает организацию бухгалтерского учета на предприятии и контроль за рациональным, экономным использованием всех видов ресурсов, сохранностью собственности, активным воздействием на повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

              Заместитель директора по коммерческим (общим) вопросам осуществляет руководство материально-техническим снабжением, сбытом продукции и транспортным обслуживанием предприятия. Основные обязанности: постоянное повышение уровня коммерческой работы; изучение и прогнозирование емкости товарных и региональных рынков; организация коммерческой деятельности на основе принципа полного равноправия  

              25

        торговых  партнеров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей; осуществление контроля за выполнением плана реализации продукции, материально-технического обеспечения предприятия, плана по прибыли, прекращением производства продукции, не имеющей сбыта; организация работы складского хозяйства; обеспечение составлений установленной отчетности о выполнении материально-технического снабжения, сбыта готовой продукции.

             Основные  экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 3.

               Таблица 3

        Основные экономические показатели ООО «L-МЕБЕЛЬ» за 2008 - 2010 гг.

        Показатели 2008 2009 2010 2010. факт  в % к
        2008 2009
        Выручка от продаж, тыс. руб. 27756 32956 36099 130,1 109,5
        Себестоимость продукции, тыс. руб. 21526 24568 27439 127,5 111,7
        Уровень рентабельности продаж, % 19,8 22,7 20,3 102,7 89,7
        Прибыль от продаж продукции, тыс. руб. 5497 7473 7339 133,5 98,2
        Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. 6972 7991 8691 124,7 108,8
        Фондоотдача, руб/руб. 3,98 4,12 4,15 104,3 100,7
        Среднесписочная численность работников, чел. 39 39 39 100,0 100,0
        Фондовооруженность, руб/чел. 178,8 204,9 222,8 124,7 108,8
        Фонд  заработной платы, тыс. руб. 3555 3937 4592 129,2 116,6
        Среднемесячная  заработная плата 1 работника, руб. 7596 8412 9811 129,2 116,6
         

              По  данным таблицы 3 фактическая реализация товарной продукции ООО «L-МЕБЕЛЬ»  за 2010 год составила 130,1% по сравнению  с 2008 годом и 109,5% по сравнению 2009 г. Себестоимость  продукции ООО «L-МЕБЕЛЬ» составила 127,5% по сравнению с 2008 г. и 111,7% по сравнению с 2009 г. за счет увеличения стоимости материалов. Фактический уровень рентабельности за 2010 г. выше уровня 2008 г. на  0,5% и ниже уровня 2009 г. на 2,4%, следует вывод, что ООО «L-МЕБЕЛЬ» - не убыточное предприятие. Прибыль возросла на 33,5% по сравнению с 2008 годом, но по сравнению с 2009 снизилась на 1,8%.

              26

              Фондоотдача в 2010 году по сравнению с 2008 годом  увеличилась на 0,07 руб., или на 4,3%. Фондовооруженность возросла на 44 руб./чел  или на 24,8%, что вызвано более  быстрыми темпами роста основных фондов в отличие от роста численности работников.

              Среднесписочная численность работников не изменилась. Фонд заработной платы возрос на 1037 тыс. руб. или на 29,2%, что вызвано  увеличением средней заработной платой на 2215 руб. или на 29,2%. 
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

        27

          • 2.2. Организация управления  финансами в ООО  «L-Мебель»
           

                Для организации финансовой работы на предприятии  создана финансовый отдел. Деятельность финансового отдела подчинена главной цели обеспечению финансовой стабильности предприятия, созданию устойчивой стабильности предприятия, созданию устойчивых предпосылок для экономического роста и получению прибыли.

                Основное  содержание финансовой работы в ООО  «L-Мебель»:

          • обеспечение финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности;
          • организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами;
          • сохранение и рациональном использовании основного и оборотного капитала;
          • обеспечение своевременности платежей по обязательствам предприятия в бюджет, банки, поставщикам и работника.

                Иными словами, сущность финансовой работы состоит  в обеспечении кругооборота основного  и оборотного капитала и поддержании  финансовых отношений, сопутствующих  коммерческой деятельности.

                Важными направлениями финансовой работы на предприятии являются:

          • финансовое планирование;
          • оперативная работа;
          • контрольно-аналитическая работа.

                Финансовое  планирование занимает важное место  в организации финансовой деятельности предприятия. В ходе финансового  планирования каждое предприятие всесторонне оценивает свое финансовое состояние, определяет возможность увеличения финансовых ресурсов и выявляет направления наиболее эффективного их использования. Финансовое планирование осуществляется на основе анализа информации о финансах предприятия, полученной из бухгалтерской, статистической и управленческой отчетности. В области оперативной работы финансовая служба решает

                28

          многочисленные  задачи, основными из которых являются следующие:

          • обеспечение в установленные сроки платежи в бюджет, выплат процентов по краткосрочным и долгосрочным ссудам банков, выдачи заработной платы работникам и других кассовых операций, оплата счетов поставщиков за отгруженные товарно-материальные ценности, услуги и работу;
          • обеспечение финансирования затрат плана;
          • оформление кредитов в соответствии с договорами;
          • ведение ежедневного оперативного учета: реализации продукции, прибыли от реализации, других показателей финансового плана;
          • составление сведений о поступлении средств и справок о ходе выполнения показателей финансового плана и финансового состояния,

                С помощью анализа ликвидности  баланса осуществляется оценка изменения  финансовой ситуации в организации  с точки зрения ликвидности. Анализ ликвидности баланса проводится по данным табл. 4.

               Таблица 4

          Анализ  ликвидности баланса ООО «L-Мебель»

          Актив Годы Пассив Годы Платежный излишек или недостаток
          2008 2009 2010 2008 2009 2010
          2008 г. 2009 г. 2010 г.
          1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
          Наиболее  ликвидные активы (А1) 38 841 844 Наиболее срочные обязательства (П1) 1016 918 787 -978 -77 57
          Быстро  реализуемые активы (A2) 117 953 1105 Краткосрочные пассивы (П2) 950 1300 120 -833 -347 985
          Медленно  реализуемые активы (А3) 866 3258 4242 Долгосрочные  пассивы (П3) 4477 5291 4352 -3611 -2033 -110
          Трудно  реализуемые активы (А4) 6408 7253 8929 Постоянные  пассивы (П4) 986 4796 9861 5422 2457 -932
          Баланс  7429 12305 15120 Баланс 7429 12305 15120  
           
           
           

                29

                Из  данных табл. 4 видно, что баланс организации  не является абсолютно ликвидным. Первое условие (А1 ≥ П1) не выполнялось в 2008 и в 2009 гг., но в 2010 году наиболее срочные обязательства превысили наиболее ликвидные активы. На конец 2010 года платежный излишек по первой группе составил 57 тыс. руб., что следует признать положительным фактором.

                Второе  условие (А2 ≥ П2) также не выполняется в 2008 и 2009 гг. На конец 2010 года по данной группе наблюдается платежный излишек 985 тыс. руб. Третье условие(А3 ≥ П3) не выполняются за весь рассматриваемый период. На конец 2010 года платежный недостаток по третьей группе снизился на 3501 тыс. руб. (- 110 – (-3611)) и составил 110 тыс. руб. Четвертое условие (А4 ≤ П4), характеризующее минимальную финансовую устойчивость, выполняется в 2008 и 2009 году, а в 2010 году постоянные пассивы превысили труднореализуемые активы на 932 тыс. руб.

                Сопоставление результата ликвидности по первым двум группам характеризует текущую  неликвидность: в ООО «L-Мебель»  в 2008 году текущий платежный недостаток составил 1811 тыс. руб., в 2009 году текущий  платежный недостаток составил 424 тыс. руб., а в 2010 году наблюдается платежный излишек в сумме 1042 тыс. руб.

                Перспективная ликвидность характеризуется платежным  недостатком по третьей группе: в  ООО «L-Мебель» в 2008 году – 3611 тыс. руб., в 2009 году сумма платежного излишка равна 2033 тыс. руб., а в 2010 году — 110 тыс. руб.Таким образом, можно сделать вывод, что за весь рассматриваемый период баланс ООО «L-Мебель» является неликвидным.

               Таблица 5

          Относительные показатели ликвидности ООО «L-Мебель»

          Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. Изменение (+,-) 2010 г. к Рекомендуемая величина
          2008 г. 2009 г.
          Коэффициент текущей ликвидности  0,52 2,28 6,83 +6,31 +4,55 1,0-2,0
          Коэффициент быстрой ликвидности  0,07 0,72 1,94 +1,87 +1,21 0,8-1,0
          Коэффициент абсолютной ликвидности  0,02 0,71 0,83 +0,81 +0,12 0,1-0,4
           

                30

                Как видно из данных табл. 5, в ООО «L-Мебель»  значения коэффициентов ликвидности  в 2008 г. ниже нормативных значений, что  говорит о неликвидности организации. В 2009 году коэффициенты текущей и  абсолютной ликвидности выше рекомендуемых значений, а коэффициент быстрой ликвидности соответствует нормативному значению, что говорит о том, что ООО «L-Мебель» сможет своевременно погасить все обязательства.

          В 2010 году все коэффициенты ликвидности выше нормативного значения. Рост показателей в динамике можно оценить положительно.Обобщающим показателем финансовой независимости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов.

                Таблица 6

          Абсолютные  показатели финансовой устойчивости ООО  «L-Мебель», тыс. руб.

          Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. Изменение, 2010 г. к 
          2008 г. 2009 г.
          1. Собственный капитал 986 4796 9861 8 875 5 065
          2. Внеоборотные активы  6408 7253 8929 2 521 1 676
          3. Собственные оборотные средства (стр. 1 - стр. 2) -5422 -2457 932 6 354 3 389
          4. Долгосрочные обязательства  4477 5291 4352 -125 -939
          5. Собственные и долгосрочные источники  формирования запасов (стр. 3 + стр. 4) -945 2834 5284 6 229 2 450
          6. Краткосрочные заемные средства  950 1300 120 -830 -1 180
          7. Общие источники формирования  запасов (стр. 5 + стр. 6) 5 4134 5404 5 399 1 270
          8. Запасы (включая НДС)  881 3450 4434 3 553 984
          9. Излишек или недостаток собственных  оборотных средств (стр. 3 - стр. 8) -6303 -5907 -3502 2 801 2 405
          10. Излишек или недостаток собственных  и долгосрочных источников формирования  запасов (стр. 5 - стр. 8) -1826 -616 850 2 676 1 466
          11. Излишек или недостаток общей  величины источников формирования  запасов (стр. 7 — стр. 8) -876 684 970 1 846 286
          12. Тип финансовой устойчивости  Кризисное финансовое состояние Неустойчивое  ФС Нормальная  ФУ    
           

                31

                Как видно из данных табл. 6, в 2008 году финансовое состояние в ООО «L-Мебель»  можно охарактеризовать как кризисное. В 2009 году финансовое состояние ООО «L-Мебель». В 2009 году финансовое состояние характеризуется как неустойчивое, ООО «L-Мебель» не хватало собственных оборотных средств и собственных и долгосрочных источников формирования запасов.В 2010 году финансовое состояние улучшилось — недостаток собственных оборотных средств для формирования запасов снизился за год на 2405 тыс. руб. по сравнению с 2009 г. и составил 3502 тыс. руб., два других источника формирования запасов положительные. Улучшение финансовой устойчивости произошло за счет увеличения собственных оборотных средств (+3389 тыс. руб.).В 2010 году финансовое состояние ООО «L-Мебель» характеризуется нормальной финансовой устойчивостью. ООО «L-Мебель» испытывала недостаток собственных оборотных средств. Финансовые коэффициенты рыночной устойчивости во многом базируются на показателях рентабельности предприятия, эффективности управления и деловой активности. Из данных табл. 7 можно видеть, что относительные показатели финансовой устойчивости имеют тенденцию к улучшению.

          Таблица 7

          Относительные показатели финансовой устойчивости ООО  «L-Мебель» за 2008 - 2010 г.

          Показатель 2008 г. 2009 г.  2010 г. Изменение, 2010 г. к Рекомендуемая величина
          2008 г. 2009 г.  
          1. Коэффициент обеспеченности собственными средствами -5,310 -0,486 0,151 5,461 0,637 0,1-0,5
          2. Коэффициент обеспеченности запасов  собственными средствами  -6,261 -0,754 0,220 6,481 0,974 0,6-0,8
          3. Коэффициент маневренности собственного  капитала  -5,499 -0,512 0,095 5,593 0,607 0,2-0,5
          4. Индекс постоянного актива 6,499 1,512 0,905 -5,593 -0,607
          5. Коэффициент автономии  0,133 0,390 0,652 0,519 0,262 0,5-0,7
          6 Коэффициент финансовой устойчивости  0,735 0,869 0,882 0,147 0,013 0,5-0,7
          7. Коэффициент финансирования  0,153 0,639 1,875 1,722 1,236 Больше 1
          8. Коэффициент финансовой активности (плечо финансового рычага) 6,534 1,566 0,533 -6,001 -1,032 Меньше 0,7
           
           

                32

                Коэффициент обеспеченности собственными средствами показывает недостаток собственных средств в 2008 и 2009 годах, но в 2010 году финансовое состояние улучшилось и у ООО «L-МЕБЕЛЬ» появились собственные оборотные средства, необходимые для его финансовой устойчивости.

               Коэффициент автономии рассматривается как  одна из важнейших характеристик  финансового состояния предприятия, его независимости от заемных источников средств. Данные показывают низкое значение коэффициента автономии в 2008 и 2009 годах, и фактическое превышение нормативного значения в 2010 году, на конец года этот коэффициент составил 0,652.

                Коэффициент финансовой устойчивости можно применять для расчета в качестве дополнения и развития показателя финансовой независимости (автономии), путем прибавления к собственному капиталу средств долгосрочного кредитования, которые по сути являются долгосрочными обязательствами. Финансовая устойчивость организации выше нормативного значения и увеличилась к концу рассматриваемого периода на 0,147 по сравнению с 2008 годом.

                Коэффициент финансового рычага показывает, что в 2008 году в ООО «L-Мебель» заемный капитал превышал собственный (коэффициент равен 6,534, что не соответствует нормативному значению), в 2010 году ООО «L-Мебель» увеличило величину заемного капитала и коэффициент стал равен 0,28, что также соответствует нормативному значению, т.е. предприятие располагает достаточным количеством собственных средств.

               Коэффициент маневренности - еще одна важная характеристика устойчивости финансового состояния, показывающая, какая часть капитала и резервов предприятия находится  в мобильной форме, позволяющей  относительно свободно маневрировать собственными средствами.

               Низкие  значения коэффициента маневренности  негативно характеризуют финансовое состояние. Можно сказать, что ООО «L-Мебель»

               33

          за весь рассматриваемый период финансово  неустойчиво, и у него мало собственных  средств, которыми оно может маневрировать. На начало периода собственных средств нет и на конец периода (0,0,095) данный показатель очень низкий.

                Таким образом, проведенный анализ коэффициентов  ООО «L-Мебель» показывает, что  организация финансово неустойчива, хотя к концу 2010 года организация улучшила свое финансовое состояние.

               Таблица 8

          Показатели  оборачиваемости оборотных средств  ООО «L-Мебель»

          Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. Изменение (+,-)

          2010 г.  к 

          Темп  изменения, %, 2010 г. к
          2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.
          1. Выручка от продажи товаров,  работ, услуг, тыс. руб.  27756 32 956 36099 8343 3 143 130,1 109,5
          2. Среднегодовая величина оборотных  средств, тыс. руб.  972 3037 5 622 4650 2 585 578,3 185,1
          3. Коэффициент оборачиваемости оборотных  средств, обороты, (стр. 1 / стр. 2) 28,6 10,9 6,4 -22,1 -4,4 22,5 59,2
          4. Длительность одного оборота,  дни, (360 / стр. 3) 12,6 33,2 56,1 43,5 22,9 444,7 169,0
          5. Коэффициент закрепления оборотных  средств, (стр. 2 / стр. 1) 0,04 0,09 0,16 0,12 0,06 444,7 169,0
           

                Из  данных табл. 8 видно, что выручка от продажи продукции, товаров, услуг в 2010 году увеличилась на 8343 тыс. руб. или на 30,1% по сравнению с 2008 годом на 3143 тыс. руб., или на 9,5% по сравнению с 2009 годом, а среднегодовая величина оборотных средств в 2010 году увеличилась на 4650 тыс. руб. или на 478,3% по сравнению с 2008 годом и на 2585 тыс. руб., или на 85,1% по сравнению с 2009 годом.

                Показатели  оборачиваемости оборотных средств  за анализируемый период ухудшились: коэффициент оборачиваемости снизился на 22,1 оборота по сравнению с 2008 годом и на 4,4 оборота по сравнению с 2009 годом и составил в 2010 г. 6,4 оборота, длительность одного оборота увеличилась по

                34

          сравнению с 2008 годом на 43,5 дня, а по сравнению  с 2009 – на 22,9 дня и составила  в 2010 году 56,1 дня.

                В табл. 9 представлены расчеты оборачиваемости  дебиторской и кредиторской задолженности, а также денежных средств и  краткосрочных финансовых вложений.

          Таблица 9

          Расчет  показателей деловой активности ООО «L-Мебель»

          Показатель 2008 г. 2009 г 2010 г. Изменение (+,-) 2010 г. к  Темп  изменения, %, 2010 г. к
          2008 г. 2009 г. 2008 г. 2009 г.
          1. Выручка от продажи товаров,  продукции, работ, услуг, тыс.  руб.  27756 32956 36099 8343 3143 130,1 109,5
          2. Себестоимость проданных товаров,  тыс. руб.  21526 24568 27439 5913 2871 127,5 111,7
          3. Среднегодовая величина сырья,  материалов, тыс. руб.  696 1675 3204 2507,5 1528,5 460,3 191,3
          4. Среднегодовая величина готовой  продукции и товаров для перепродажи,  тыс. руб.  130 386 547 417 161 422,0 141,8
          5. Среднегодовая величина краткосрочной дебиторской задолженности, тыс. руб. 108 535 1 029 921,5 494 957,2 192,3
          6. Среднегодовая стоимость денежных  средств, тыс. руб.  22 336 651 628,5 314,5 2956,8 193,6
          7 Среднегодовая стоимость кредиторской  задолженности, тыс. руб. 982 967 853 -129,5 -114,5 86,8 88,2
          8. Длительность оборота запасов  сырья, материалов, дни 9,0 18,3 31,9 22,9 13,7 353,9 174,6
          9. Длительность оборота запасов  готовой продукции и товаров  для перепродажи, дни  1,7 4,2 5,5 3,8 1,2 324,5 129,4
          10. Длительность оборота дебиторской задолженности, дни 1,4 5,8 10,3 8,9 4,4 736,0 175,6
          11. Длительность оборота денежных  средств, дни  0,3 3,7 6,5 6,2 2,8 2273,5 176,7
          12. Длительность оборота кредиторской  задолженности, дни  12,7 10,6 8,5 -4,2 -2,1 66,7 80,5
           

                35

                Как видно из данных табл. 9, период хранения запасов сырья и материалов в 2010 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 22,9 дня, а по сравнению с 2009 годом - на 13,7 дня и составил в 2010 г. 31,9 дня. Такое изменение длительности оборачиваемости производственных запасов является отрицательным. Также произошло увеличение периода хранения запасов готовой продукции в 2010 году по сравнению с 2008 годом на 3,8 дня, однако по сравнению с 2009 годом период хранения запасов готовой продукции увеличился на 1,2 дня. Период оборота сбытовых запасов в 2010 г. составил 5,5 дня.

                В 2010 году по сравнению с 2008 годом произошло  снижение оборачиваемости дебиторской  задолженности на 8,9 дня, а по сравнению  с 2009 на 4,4 дней, денежных средств —  на 6,2 дня по сравнению с 2008 годом, а по сравнению с 2009 годом — на 2,8 дня,

                Кредиторская  задолженность стала оборачиваться  быстрее: на 4,2 дня по сравнению с 2008 годом, по сравнению с 2009 г. —  на 2,1 дня.

                Такое изменение оборачиваемости следует  оценить отрицательно, так как деловая активность ООО «L-МЕБЕЛЬ» повысилась. Однако для объективной оценки при анализе расчетов целесообразно определять, на какой срок организация представляет отсрочку платежей своим клиентам и какой период погашения кредиторской задолженности предоставляют поставщики. Показатели оборачиваемости денежных средств будут более точными, если использовать данные аналитического учета, потому что в бухгалтерском балансе денежные средства представлены только на начало и конец анализируемого периода.

                За 2010 год ООО «L-МЕБЕЛЬ» использовало оборотные средства менее эффективно, чем в 2008 году.

                Эффективность использования оборотных активов  характеризуется ростом оборачиваемости  оборотного капитала, снижением потребности  в оборотных средствах на 1 руб. объема выпуска продукции, приростом объемов продажи продукции, увеличением получаемой прибыли.

                36

            • 2.3. Анализ показателей  финансового менеджмента  в ООО «L-Мебель»
             

                  Произведем  расчет основных показателей финансового  менеджмента по данным фирмы ООО  «L-Мебель» в таблице 10.

                  Таблица 10

            Расчет  основных показателей финансового  менеджмента в ООО «L-Мебель», в тыс. руб.

            Показатели Годы Отклонение  к (+,-)
            2008 2009 2010 2009г. от 2008г. 2010г. от 2009 г.
            1 Выручка от реализации 27756 32956 36099 5200 3143
            2 Материальные  затраты на производство 16480 18996 20658 2516 1662
            3 Затраты на оплату труда 3555 3937 4592 382 655
            4 Отчисления  во внебюджетные фонды 924 1024 1561 100 537
            5 Амортизация 567 611 628 44 17
            6 Проценты за кредит относимые на себестоимость продукции       0 0
            7 Добавленная стоимость  стр.1- стр.2 11276 13960 15441 2684 1481
            8 БРЭИ, стр. 7 –  стр. 3 – стр. 4 6797 8999 9288 2202 289
            9 Доля БРЭИ в  ДС, % стр.8/ стр.7 х 100 60,3 64,5 60,2 4,2 -4,3
            10 НРЭИ, стр. 8 –  стр. 5 6230 8388 8660 2158 272
             

                  Анализ  таблицы показал увеличение добавленной  стоимости в динамике лет, соответственно видно в течение исследуемого периода повышается выручка от реализации, т. е. повышается и количество оказанных  услуг, но произошло увеличение материальных затрат почти в 2 раза. В динамике лет значение брутто – результата инвестиций в принципе увеличивается, однако темп роста БРЭИ отстает от темпа роста ДС, это свидетельствует о снижение доли БРЭИ в добавленной стоимости, но наблюдается его увеличение в течение анализируемого периода. В связи с тем, что показатель БРЭИ колеблется в динамике лет, как следствие этого величина НРЭИ в 2009 году имеет отрицательное значение, что отрицательно для финансовой устойчивости фирмы ООО «L-Мебель».

                  Экономический смысл показателя экономической рентабельности заключается в следующем: его значение показывает размер отдачи на

                  37

            вложенный капитал в относительном выражении (таблица 11).

                  Таблица 11

            Расчет  экономической рентабельности ООО  «L-Мебель», в тыс. руб.

            Показатели Годы Отклонение  к (+,-)
            2008 2009 2010 2009г. от 2008г. 2010г. от 2009 г.
            НРЭИ 6230 8388 8660 2158 272
            Актив 7429 12305 15120 4876 2815
            ЭР, % стр.1 / стр.2 х 100 83,9 68,2 57,3 -15,7 -10,9
             

                  Анализ  показал, что значение ЭР в динамике лет имеет тенденцию к увеличению. Наибольшее значение экономической рентабельности было в 2008 году и составило 83,9 %, в 2009 году наблюдается снижение ЭР и составил 15,7%, в 2010 году значение ЭР снизилось и составило 57,3%. Выявить причины такого изменения экономической рентабельности можно с помощью факторного анализа экономической рентабельности по формуле Дюпона, которые представлены в таблице 12.

                  Таблица 12

            Экономическая рентабельность по модели Дюпона ООО  «L-Мебель», в тыс. руб.

            Показатели Годы Отклонение  к (+, -)
            2008 2009 2010 2009г. от 2008г. 2010г. от 2009 г.
            1 Выручка от реализации 27756 32956 36099 5200 3143
            2 Прочие доходы 521 921 541 4 61
            3 Оборот стр.1 + стр. 2 27881 33085 36244 5204 3159
            4 НРЭИ 6230 8388 8660 2158 272
            5 Актив 7429 12305 15120 4876 2815
            6 Коммерческая маржа (КМ), % стр.4 / стр.3 х 100 22,3 25,4 23,9 3,0 -1,5
            7 Коэффициент трансформации (КТ), стр.3 / стр. 5 3,8 2,7 2,4 -1,1 -0,3
            8 Экономическая рентабельность (ЭР),% стр. 6 х стр. 7 83,9 68,2 57,3 -15,7 -10,9
             

                  Анализ  таблицы динамики лет выявил снижение величины коммерческой маржи в 2010 году по сравнению с 2009 году показатель КМ снизился на 1,5 %, а в 2009 году по сравнению  с 2008 годом увеличился на 3,0%. Такое  снижение свидетельствует о снижении получения прибыли с каждых 100 рублей оборота, полученные величины свидетельствуют о низком

                  38

            уровне  прибыли. Коэффициент трансформации  в динамике лет имеет тенденцию  к снижению, и находится на достаточно низком уровне. Так если воспринимать коэффициент трансформации как оборачиваемость активов, то выявляется низкая оборачиваемость каждого рубля актива. Следовательно, анализ экономической рентабельности по модели Дюпона показал, что в 2009 и в 2010 году на снижение ЭР оказало влияние уменьшение рентабельности продаж и замедление оборачиваемости активов.

                  В результате изучения организации финансовой работы ООО «L-Мебель», были рассчитаны показатели деловой активности и  оборачиваемости оборотных средств  предприятия, финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности предприятия, которые характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.

                  Таким образом, по данным анализа ликвидности  баланса можно сделать вывод  о том, что в динамике лет ООО  «L-Мебель» не является платежеспособным на ближайшее время. Ликвидность баланса фирмы ООО «L-Мебель» нельзя назвать абсолютной, т.к. не выполняется равенство А1 ≥ П1.

                  Из  анализа платежеспособности организации  следует, что у предприятия не достаточно денежных средств для  покрытия всех текущих обязательств. Показатель текущей ликвидности находится на очень низком уровне, в динамике лет происходит его небольшое увеличение, но это не является достаточными, чтобы говорить о  платежеспособности предприятия.

                  По  данным бухгалтерской отчетности выявляется преобладание заемных источников денежных средств над собственными. Руководству фирмы ООО «L-Мебель» необходимо радикально поменять принципы ведения финансовой деятельности.

                  Наиболее  часто используемыми показателями в контексте управления финансами  являются показатели рентабельности предприятия. Отразим коэффициенты рентабельности ООО «L-Мебель» в таблице 13. 

                  39

                  Таблица 13

                  Коэффициенты  рентабельности ООО «L-Мебель», тыс. руб. 

            Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. Изменение (+,-)
            2008 г. 2009 г.
            1. Средняя величина активов, тыс. руб. 6874 9 867 13 713 6 839 3 846
            2. Средняя величина текущих активов,  тыс. руб.  972 3037 5622 4 650 2 585
            3. Средняя величина собственного  капитала, тыс. руб.  951 2 891 7 329 6 378 4 438
            4. Выручка от продажи товаров,  продукции, работ, услуг, тыс. руб. 27756 32956 36099 8 343 3 143
            5. Затраты организации (себестоимость,  коммерческие и управленческие  расходы), тыс. руб.  22259 25483 28760 6 501 3 277
            6. Прибыль от продаж, тыс. руб.  5497 7473 7339 1 842 -134
            7. Прибыль до налогообложения, тыс. руб. 4962 6962 6 829 1 867 -133
            8. Чистая прибыль, тыс. руб.  3464 5320 4911 1 447 -409
            9. Рентабельность продаж, % (стр. 6 : стр. 4 х 100) 19,80 22,68 20,33 0,53 -2,35
            10. Рентабельность затрат, % (стр. 6 : стр. 5 х 100) 24,70 29,33 25,52 0,82 -3,81
            11. Рентабельность активов, % (стр.7 : стр. 1 х 100) 72,19 70,56 49,80 -22,38 -20,76
            12. Рентабельность текущих активов, % (стр. 7 : стр. 2 х 100) 510,49 229,28 121,48 -389,01 -107,80
            13. Рентабельность собственного капитала, % (стр. 7 : стр. 3 х 100) 521,77 240,82 93,18 -428,58 -147,63
            14. Финансовая рентабельность (рентабельность  собственного капитала по чистой  прибыли), % (стр. 8 : стр. 3 х 100) 364,25 184,02 67,01 -297,24 -117,01
             

                  Судя  по данным табл. 13, показатели рентабельности имеют тенденцию к росту. Увеличение выручки и прибыли в ООО «L-Мебель» привело к росту рентабельности продаж в 2010 году по сравнению с 2008 – на 8,01%, и с 2009 – на 0,65%.

                  В ООО «L-Мебель» рентабельность затрат также имеет тенденцию к росту  – 16,10% по сравнению с 2008 г. и 1,44% в 2010 г. по сравнению с 2010 годом.

                  В ООО «L-Мебель» рентабельность активов  увеличилась на в 2010 году по сравнению  с 2008 – на 8,17%, и с 2009 – на 3,68%; рентабельность текущих 

                  40

            активов увеличилась на в 2010 году по сравнению с 2008 – на 23,12%, и с 2009 – на 11,86%; рентабельность собственного капитала увеличилась на в 2010 году по сравнению с 2008 – на 9,36%, и с 2009 – на 4,05%.

                  Рентабельность  продаж можно повысить за счет роста  объема продаж и снижения затрат. Необходимо, чтобы темпы роста объема продаж опережали темпы роста затрат, т.е. затраты на 1 руб. реализованной продукции снижались. Увеличения объема продаж можно достигнуть за счет повышения цен и увеличения объема продаж товаров, продукции в натуральном выражении. Организации следует разработать политику ценообразования, а также товарную политику. Следует уделять внимание качеству реализуемой продукции, а также выпуску новой продукции, заниматься инновациями. 
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

                  41

              Заключение

             

                  Финансовый  менеджмент – наука об управлении всеми этими процессами. Это управление предполагает разработку методов, которые выбирает предприятие для достижения определенных целей, конечной из которых является обеспечение прочного и устойчивого финансового состояния.

                  При проведении анализа организации финансового менеджмента в ООО «L-Мебель» можно сделать выводы, что основное содержание финансовой работы в ООО «L-Мебель» заключается в обеспечении финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности; организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами; сохранении и рациональном использовании основного и оборотного капитала; обеспечении своевременности платежей по обязательствам предприятия в бюджет, банки, поставщикам и работника.

                  В результате изучения организации финансовой работы ООО

            «L-Мебель», были рассчитаны показатели деловой  активности и оборачиваемости оборотных  средств предприятия, финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности предприятия, которые характеризуют степень  его деловой активности и финансового благополучия.

                  По  данным анализа ликвидности баланса  можно сделать вывод о том, что в динамике лет ООО «L-Мебель»  не является платежеспособным на ближайшее  время. Ликвидность баланса фирмы  ООО «L-Мебель» нельзя назвать  абсолютно ликвидным.

                  Из  анализа платежеспособности организации  следует, что у предприятия не достаточно денежных средств для  покрытия всех текущих обязательств. Показатель текущей ликвидности находится на очень низком уровне, в динамике лет происходит его небольшое увеличение, но это не является достаточными, чтобы говорить о  платежеспособности предприятия. Проводя анализ финансового состояния я  выявила, что финансовая устойчивость фирмы ООО «L-Мебель» находится в кризисном состоянии, т. к.

                  42

            рассчитанные показатели показали, что ООО «L-Мебель» является не кредитоспособным, денежных средств достаточно только для расчета с поставщиками и персоналом. В течение анализируемого периода наблюдается недостаток собственных и долгосрочных источников формирования запасов, что говорит о кризисном положении предприятия.

                  По  результатам проведенного анализа  можно предложить пути совершенствования организации финансового менеджмента в ООО «L-Мебель», которые включают:

            1. Улучшение  финансового состояния ООО «L-Мебель».  Представляется целесообразным принятие действенных решений в области: контроля над задолженностью покупателей и других дебиторов через доработку договорной базы системой скидок и просчета их стоимости. Необходимо следить за соотношением задолженности покупателей к поставщикам.

                  Улучшить  финансовое состояние ООО «L-Мебель»  возможно, если придерживаться следующих  целей и мер увеличение рентабельности продаж, собственного и функционирующего капитала, фондорентабельности и  фондоотдачи, опираясь на ряд факторов.

                  Установление долговременных связей с потребителями (планирование долгосрочных поставок) предполагает образование достаточно длительных контактов в системе ООО «L-Мебель» - потребитель», используя взаимоотношения для реализации товарной продукции.

                  2. С целью повышения эффективности управления финансами предприятия необходимо составлять финансовые прогнозы.

             
             
             

            43

              Список  литературы

             
            1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 321 с.
            2. Бригхэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: в 2-х т. – СПб: Экономическая школа, 2005. -560 с.
            3. Джеймс К. Ван Хорн, Джон М. Вахович Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2006.- 380 с.
            4. Забелина О.В., Толкаченко Г.Л. Финансовый менеджмент. – М.: Экзамен, 2008. – 224с.
            5. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 2008.- 768 с.
            6. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика – М.: Финансы и статистика, 2010.-  487 с.
            7. Коласс Б. Управление финансовой деятельности предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебное пособие/ Пер. с франц. Под ред. проф. Соколова Я.В.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2011.- 576с.
            8. Леонтьев В.Е., Бочаров В.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2010. – 520 с.
            9. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент. – М.: ЭКСМО, 2010. - 476 с.
            10. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2009. - 390 с.
            11. Мельников В.П. Управление организацией .М: Кнорус, 2009. - 560 с.
            12. Основы менеджмента: учебное пособие/Л.В.Плахова, Т.М. Анурина,С.А.Легостаева и др. - М.:КНОРУС, 2009.- 469 с.
            13. Павлова Л. Н. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2010. - 269с.
            14. Румянцева З.П. Общее управление организацией: теория и практика.М.: ИНФРА-М, 2010. - 455 с.
             

            44

              15. Сергеев  И.В., Шипицын А.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии. – М.: Финансы и статистика, 2009. - 288с.

              16. Управление организацией: учебник/под ред.А.Г.Поршнева.М.:ИНФРА-М, 2009. - 490 с.

              17. Финансовый  менеджмент: учебник:под ред. В.В.Ильина.-М.:Издательсьво»Омега-Л», 2011.-560 с.

              18. Финансовый  менеджмент /Под ред. проф. Г.Б.  Поляка. – М.: Волтерс Клувер, 2010. - 530 с.

              19. Финансовый  менеджмент /Под ред. проф. Колчиной  Н.В. – М.: Юнити, 2009. - 543 с.

              20. Финансовый  менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2008. – 656 с.

              21. Финансы предприятий: Учебник для вузов/ Под ред. Н.В. Колчиной.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 447 с.

              22. Шеремет  А. Д. Анализ и диагностика  финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Инфра-М, 2009. - 640 с.

              23.Юджин  Ф. Бригхэм, Майкл С. Эрхардт  Финансовый менеджмент. – СПб:  Питер, 2008. - 498 с.

              24. Вишняков  О. Внедрение системы  менеджмента  качества на предприятии.// Финансы:  стратегия и тактика.-2010.-№1.-с.28-30.

              25. Грачев  А.В. Организация и управление  финансовой устойчивостью.//Финансовый  менеджмент.- 2010.- № 9. - с.35-40.

              26. Дворецкая  А.Е. Организация управления финансами  на предприятии.//Менеджмент в  России и за рубежом. - 2011. - №  4. -с.120-122.

              27. Федотова  М.А. Как оценить финансовую  устойчивость предприятия.// Финансы.- 2011.- № 5. - с.20-26. 
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               
               

            45

Информация о работе Организация финансового менеджмента в ООО «L-Мебель»