Основы организации финансового учета на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 18:56, курсовая работа

Описание

Основная цель финансового учета состоит в получении информации для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности для внешних пользователей.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 89.00 Кб (Скачать документ)

      Финансовый учет является основным  звеном информационной системы  организации, но не всегда обеспечивает  оперативной информацией управленческую  группу, поэтому финансовый учет  должен быть взаимосвязан с  управленческим учетом. Эта взаимосвязь финансового учета и управленческого учета представляют собой единый бухгалтерский учет, который выражается в следующем:

  • единые объекты учета;
  • единый выбор целей и задач учета;
  • использование общего метода бухгалтерского учета (документация, счета и двойная запись, оценка и калькуляция, группировка объектов учета, отчетность подразделений);
  • однократное ведение первичной информации не только для управленческого учета, но и для составления финансовой отчетности;
  • общепринятые принципы финансового учета применяются и в управленческом учете;
  • информация двух видов учета используется для принятия решений.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Принципы построения, ведения и организации  финансового учета.

        

      В настоящее время действует Закон «О бухгалтерском учете» и в этом законе сформулировано понятие бухгалтерского учета.

       Бухгалтерский учет — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

      В этом же определении прослеживаются основные этапы учетного цикла (процесса):

  1.наблюдение (сбор)

  2.регистрация

  3.измерения

  4.обобщение

  5.получение  информации пользователем.

      Законодательством подчеркнуто,  что бухгалтерский учет применяется  внутри  отдельного хозяйствующего  органа. Из определения бухгалтерского  учета вытекают и объекты бухгалтерского  учета. По закону к объектам  бухгалтерского учета относятся имущество, обязательства и хозяйственные операции (движение).   

        Действующим Положением «О Бухгалтерском Учете и отчетности в РФ» установлены основные принципы организации финансового учета на предприятиях:

      1.Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется   на предприятиях способом двойной записи в соответствии с Планом счетов. С 01.01.96 года исключением являются малые предприятия, численность которых составляет 15 человек, а годовой оборот не превышает 100-тысячный размер минимальной зарплаты. На этих предприятиях двойная запись не ведется. Вместо нее ведется финансовый счет «Доходы и Расходы». Разница между доходами и расходами — это финансовый результат деятельности.

     2.Основанием для записи в учетных регистрах являются первичные документы, которые фиксируют фактическое совершение х/о. Первичные документы заполняют в момент возникновения х/о; они содержат все необходимые реквизиты, правильно оформленные и имеют подписи ответственных лиц.

     3.Имущество,  обязательства и х/о для отражения  в бухгалтерском учете и отчетности  подлежат оценке, которая определяется  путем суммирования фактически  произведенных расходов. Оценка  осуществляется в отечественной  валюте.

    4.с  целью обеспечения достоверности данных финансового учета проводят инвентаризацию имущества и финансовых обязательств и оформляются ее результаты.

    5. Соблюдение  в течение отчетного года учетной  политики, оценки имущества и  финансовых обязательств.

    6.Правильность  отражения доходов и расходов по отчетным периодам.

    7.Тождество  данных аналитического и синтетического  учетов.

   Основные  принципы ведения и организации  финансового (бухгалтерского) учета  в организациях установлены Положением  по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика» и Планом счетов бухгалтерского учета и некоторыми другими нормативными документами.

    В  Положении по ведению бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  содержаться следующие основные принципы организации финансового (бухгалтерского) учета:

1.Ответственность  за организацию бухгалтерского  учета в организации, соблюдение  законодательства при выполнении  хозяйственных операций несет  руководитель организации.

2.Руководитель организации в зависимости от объема работы может учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое

главным бухгалтером;

ввести в штат должность бухгалтера;

передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру специалисту.

3.Основание для  записи в учетных регистрах  являются первичные учетные документы.  Все хозяйственные операции, проводимые  организацией, должны оформляться  оправдательными документами, содержащими обязательные реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; наименование организации; содержание хозяйственной операции; измерители (в натуральном и денежном выражении); наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

     Первичные  учетные документы принимаются  к учету, если они составлены  по форме, содержащейся в альбомах  унифицированных (типовых) форм  первичной учетной документации.

     В  составе форм первичного учета  выделяются документы по учету  основных средств, учету труда  и его оплате, по материальному  учету, учету денежных средств  и расчетных операций. Также имеются  различные специализированные формы  документов для отражения результатов инвентаризации, оформления пенсий, пособий и т.п.

     Наличие  единой первичной документации  в организациях имеет важное  организующее значение, дает возможность  устранить разнобой в исходном  звене организации бухгалтерского  учета, а также наличие единой унифицированной документации важно для внедрения компьютеризации учета. Таким образом, система документирования хозяйственных операций является важной составной частью организации финансового (бухгалтерского) учета.

4.Создание первичных учетных документов, порядок и сроки передачи их для отражения в бухгалтерском учете производятся в соответствии с утвержденным в организации графиком документооборота.

5.Для систематизации  и накопления информации из  первичных документов данные  переносятся в регистры бухгалтерского учета. Формы регистров разрабатываются Минфином РФ. Хозяйственные операции в регистрах бухгалтерского учета должны отражаться в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

6.Для обеспечения  достоверности данных бухгалтерского  учета и бухгалтерской отчетности  организации обязаны проводить  инвентаризацию имущества и обязательств. Порядок, сроки проведения инвентаризации  определяются руководителем организации.

7. Одним из принципов организации финансового (бухгалтерского) учета является распределение обязанностей в бухгалтерии. При распределении служебных обязанностей наиболее ответственные и сложные работы поручаются квалифицированным работникам. Распределение обязанностей строится так, чтобы была обеспечена взаимозаменяемость работников. Перечень служебных обязанностей разрабатывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Распределение обязанностей зависит от организационной структуры учетного процесса.

8.Организационная  структура учетного процесса  в организациях может строиться  на принципах полной централизации,  децентрализации, частичной децентрализации.

    Полная  централизация учетного процесса  заключается в том, что весь  учетный процесс сосредоточен в центральной бухгалтерии. В связи с внедрением компьютеризации учета такая организация учетного процесса становится все более распространенной.

    Децентрализация  учетного процесса состоит в  том, что в каждом подразделении  организации ведется полный цикл учетных работ от заполнения первичных документов до составления баланса. В центральной бухгалтерии осуществляется сводный учет в целом по организации.

    Более  распространенной является частичная  децентрализации. В этом случае  в подразделениях ведутся документальное оформление хозяйственных операций, группировка и сводка документов до составления производственных отчетов. Важным становится рациональная увязка учетного процесса в центральной бухгалтерии и в подразделениях организации.

9.Важным элементом в организации бухгалтерского учета является хранение бухгалтерских документов и учетных регистров. Для правильной организации хранения документов составляется номенклатура дел, в которой указываются название документа, индекс, количество и срок хранения.

     Все  бухгалтерские документы и бухгалтерская  отчетность хранятся в течении  сроков, устанавливаемых в соответствии  с правилами организации государственного  архивного дела, но не менее  пяти лет.

     В  Положении формируется учетная  политика, предполагающая имущественную обособленность и непрерывность деятельности организации. Учетная политика организации должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания перед формой, непротиворечивости и рациональности.

    Допущение  имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособлено от имущества и обязательств собственника. В период становления рыночной экономики это допущение представляется важным, так как имущество многих организаций находится в личном пользовании учредителей, участников или работников.

    Допущение  непрерывности деятельности организации  означает, что она будет продолжать  свою деятельность в будущем  и у нее отсутствует намерение  ликвидации или существенного  сокращения деятельности. Если у организации имеются указанные намерения, она обязана объявить об этом в учетной политике и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год.

    Допущение  последовательности применения  учетной политике означает, что  выбранная организацией учетная политика применяется последовательно из года в год.

    Допущения  временной определенности фактов  хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в бухгалтерском  учете и отчетности того периода,  в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

    Бухгалтерская  учетная политика организации  формируется главным бухгалтером  и утверждается руководителем  организации. При этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технологии обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями.

     Бухгалтерская  учетная политика организации  должна обеспечить:

          1.полноту отражения в бухгалтерском  учете всех факторов хозяйственной  деятельности (требование полноты);

          2.своевременное отражение факторов  хозяйственной деятельности в  бухгалтерском учете и бухгалтерской  отчетности (требование своевременности);

          3.большую готовность к признанию  в бухгалтерском учете расходов  и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

Информация о работе Основы организации финансового учета на предприятии