Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:30, реферат
В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Введение
«План финансов» М.М. Сперанского: основные положения, способы реализации
Принципы бюджетной системы России
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение
В формировании и развитии экономической структуры современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главное звено которой – бюджетная система. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Бесконечные
войны, неумелое управление и хозяйствование,
континентальная блокада со стороны Англии
привели финансы России к бедственному
состоянию. Государственный долг рос год
от года. Бюджет на 1810 г. раскрыл тяжелейшее
положение: 125 млн. дохода, 230 млн. расхода,
577 млн. долга и ни малейшего резерва и
дополнительного дохода. Источник для
покрытия дефицита правительство Александра
I видело в выпуске все новых и новых ассигнаций.
Министерство финансов находилось в руках
людей малограмотных, совершенно неспособных
поправить положение. Они не понимали
той очевидной истины, что ассигнация
есть долговой знак государства. Император
с трудом мог назначить Гурьева министром
финансов, так как все другие отказывались
от этого поста.
В ноябре 1809 г. Александр призвал М.М. Сперанского к решению финансовых проблем. Он повелел ему "составить определенный и твердый план финансов". Ум и удивительная работоспособность Сперанского проявились здесь с новой силой. Через два месяца на стол царя лег обстоятельный доклад в 238 страниц. В основе всех предложений реформатора была мысль, что "всякий финансовый план, предлагающий способы легкие и не полагающий ограничение в расходах, есть явный обман, влекущий государство в погибель". В работе Сперанский опирался на идеи Адама Смита. Ему помогали видные государственные деятели - М. А. Балугьянский и С. Мордвинов, которые высоко ценили Сперанского и оставались ему верными друзьями и в самые мрачные для него времена.
Сперанский впоследствии с гордостью написал Александру I: "План финансов и все операции, на нем основанные, всегда выдержат с честью самое строгое исследование всех истинных государственных людей не только у нас, но и во всех просвещенных государствах. Не словами, но математическим счетом можно доказать, что если бы в свое время он не был принят, то не только вести настоящую войну, но и встретить ее было бы не с чем. И тот же план, в обширных его применениях, может еще доставить важные пособия в тех затруднениях, кои обыкновенно открываются после войны".
1
января 1810 г. император лично внес
разработанный М. М.
Прежде
всего Сперанскому удалось
Вводилась пошлина на винокурение, была проведена новая перепись, выявившая четкое число налогоплательщиков. Комиссия погашения долгов принимала вклады не менее 1000 руб. серебром от лиц всех состояний и выдавала последним облигации, по которым выплачивалось ежегодно 6 %. С тем, чтобы комиссия вызывала доверие лиц всех сословий, в ее состав были включены как дворяне, так и купцы.
Кроме того, государство расширило прямые займы у населения, повысив процентную ставку по облигациям государственных займов. В кредите М. М. Сперанский увидел мощнейшую двигательную силу экономики, в кредите, основанном па коммерческих началах и, разумеется, возвратном. Предприятиям разрешалось предоставлять друг другу свои свободные средства в кредит.
Важной
мерой по стабилизации финансового
состояния явилось установление налогов
с дворянских имений, ранее освобожденных
от податей. Дворяне впоследствии не простят
Сперанскому этого акта.
Наконец, Сперанский занялся положением
разменной монеты. За главную монетную
единицу был принят серебряный рубль.
Принимались меры для увеличения количества
мелкой серебряной монеты, которой реформатор
предлагал заменить медную. Таким образом,
он пытался восстановить доверие к ассигнациям,
облегчив их размен на монету.
Старания великого реформатора не замедлили
сказаться. Уже в 1811 г. дефицит государственного
бюджета сократился до 6 млн. руб. (в 1809
г. он равнялся 105 млн. руб.), доходы возросли
до 300 млн. руб. Они были бы значительно
выше, если бы государственные органы
организовали должным образом составление
описей имущества, предназначаемого для
распродажи.
Не
удалось и предполагаемое сокращение
расходов, так как полным ходом
шли приготовления к войне
с Наполеоном. Даже эти, казалось бы,
необходимые и оправданные
Все эти меры сопровождались разработкой Сперанским таможенного тарифа и торгового уложения. В основу этих исключительно нужных нормативных актов была положена идея "поощрения сколь можно произведений внутреннего труда в промышленности", сокращения потока иностранных товаров и облегчения их вывоза из России. Эти тарифные установления помогли выстоять промышленности России в тяжелые годы континентальной блокады. Тариф Сперанского сыграл очень важную роль в борьбе с торговой экспансией Франции, когда впервые в истории России целый ряд французских товаров был обложен солидной пошлиной.
Негодование Наполеона вызвала еще одна мера предложенная Сперанским. Английским судам под нейтральным американским флагом разрешалось ошвартовываться в русских портах. Казалось бы, эта мера, как и другие, открыто направленные против Наполеона и французской буржуазии, должна была снять все обвинения со Сперанского в франкофильстве. Однако сплетни его врагов оказались сильнее, чем дела реформатора.
Значительно позже Сперанский подготовил обстоятельную записку "О монетном обращении". В ней дается критический анализ финансовой политики самодержавия, определяются меры ее оздоровления. Среди них: 1) установление банковских билетов; 2) определение общего курса и прием по этому курсу кредитных билетов вместо ассигнаций во всех банках без исключения; 3) перевод ассигнаций в банковские билеты. "Последствием первой меры, - писал М. М. Сперанский, - будет приостановить дальнейшее возвышение ассигнаций. Последствием второй будет привести курсы их в один общий и тем самым прекратить простонародные лажи. Наконец, последствия третьей меры есть коренное исправление всего монетного нашего движения".
Не вдаваясь в подробный анализ финансового плана Сперанского, заметим, что им впервые в отечественной истории внесены начала отчетности и проверки финансового состояния страны. Именно здесь, как ни в какой другой области управления, нужен был порядок и непременные точность и четкость. Впервые бюджет России, составленный реформатором, обсуждался не одним или двумя лицами, а Государственным советом, министерством финансов. В какой-то мере устанавливался контроль за бюджетом, устранялся произвол в финансовых делах.
Наконец,
в расходах обозначился определенный
порядок. Сам Сперанский так говорил о
принятых им мерах:
"Вместо того, что прежде каждый министр
мог почерпать свободно из так называемых
экстраординарных сумм, в новом порядке
надлежало все вносить в годовую смету,
потом каждый почти рубль подвергать учету
в двух инстанциях Совета, часто терпеть
отказы и всегда почти уменьшения и в конце
всего ожидать еще ревизии контролера".
2. Принципы
бюджетной системы России
Бюджетная система Российской Федерации основана на следующих принципах:
На каждом
из принципов остановлюсь
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
Принцип самостоятельности бюджетов предусматривает:
Информация о работе «План финансов» М.М. Сперанского: основные положения, способы реализации