Планирование как функция управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:10, курсовая работа

Описание

“Планирование - это совокупность действий, таких как исследование, аналитика и др., с целью нахождения комплекса решений, направленных на достижение целей какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или в мире.
Планирование означает прежде всего умение думать с опережением и предполагает системность в работе. “Планирование далеко от импровизации - оно требует аналитического мышления.”

Содержание

Гл. 1 Основы планирования:
1.1 Планирование: смысл и назначение;
1.2 Принципы планирования;
1.3 Цели, задачи и система планирования на предприятии.

Гл. 2 Методология планирования:
2.1. Формы и виды планирования деятельности предприятия;
2.2 Разработка производственной программы предприятия;
2.3. Планирование себестоимости продукции и издержек предприятия;
2.4. Планирование прибыли;
2.5 Контроль за исполнением плана;
2.6 Причины провала плана.

Гл. 3 Практическая часть.

Гл. 4 Заключение.

Работа состоит из  1 файл

Курсовой менеджмент.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  

Филиал  Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального  образования

ГОСУДАРСТВЕННого  УНИВЕРСИТЕТа УПРАВЛЕНИЯ в г. Обнинске  

Кафедра управления в экономических и  социальных системах  

Специальность: Менеджмент организации

Специализация: Финансовый менеджмент

Форма обучения: заочная  

    • КУРСОВАЯ  РАБОТА
      

    по  дисциплине «__ Основы менеджмента_____»  

    на  тему « Планирование как функция управления организацией »  

    Исполнитель студент(ка)  

        курса _____группы                                                          

    Проверил 

    _______________ 
     
     

    Оценка ________________ ________________________

                                                         Подпись преподавателя   
     

    Обнинск 2011

    Содержание 

    Гл. 1 Основы планирования:

        1.1 Планирование: смысл и назначение;

        1.2 Принципы планирования;

        1.3 Цели, задачи и система планирования  на предприятии. 

    Гл. 2 Методология планирования:

           2.1. Формы и виды планирования деятельности предприятия;

         2.2  Разработка производственной программы предприятия;

         2.3. Планирование себестоимости продукции  и издержек предприятия;

         2.4. Планирование  прибыли;

           2.5  Контроль за исполнением плана;

           2.6  Причины провала плана.  

    Гл. 3 Практическая часть. 

    Гл. 4 Заключение. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Гл. 1 Основы планирования 

    1.1 Планирование: смысл и назначение 

        “Планирование - это совокупность действий, таких  как исследование, аналитика и  др., с целью нахождения комплекса  решений, направленных на достижение целей  какой-либо личности, организации, ряда организаций или всех граждан и организаций в регионе, стране или в мире. 

        Планирование  означает прежде всего умение думать с опережением и предполагает системность в работе. “Планирование  далеко от импровизации - оно требует  аналитического мышления.” 

        Для начала нужно ответить на вопросы: Для  чего мы планируем? Зачем нужно планирование? 

        Мы  планируем потому что заботимся  о том, что должно произойти. Потому что мы хотим предвидеть и действовать, опережая время. Потому что мы можем  избежать ошибок и использовать возможности. Этот закон, правило всегда присутствует в планировании. Итак сформулируем основные преимущества, которые нам дает планирование: 

    • устранение  неопределенности
    • точное определение целей и действий по их достижению
    • появление осмысленности в деятельности
    • избежание ошибок в будущей деятельности
    • возможность предвидеть и действовать в будущей ситуации опережая время
     

        Планирование, как мы его понимаем сейчас, является феноменом конца девятнадцатого века. Это профессиональная деятельность. Плановики стали профессионалами с опытом, который может быть полезен принимающим решения. 

        Планирование  возникло очень давно из различных  исторических традиций: 

    • Городское планирование.
    • Экономическое планирование.
    • Здравоохранение
    • Образование
    • Корпоративное планирование
     
     

        Развиваясь, эти виды исторического применения планирования, объединились в современную  единую профессиональную деятельность. 

        Планирование  возникло в конце девятнадцатого столетия для конструирования или  перепроектирования пространственных построений. Было, например, много сделано для модернизации и трансформации больших городов и проектирования новых систем железнодорожного транспорта. Существует также более поздняя традиция планирования, уходящая корнями в широкомасштабное экономическое планирование. Заботы об освоении географического пространства, создании физических конструкций и промышленной продукции имеют тенденции к ориентированию на конечные результаты. План дает описание построения новых конфигураций, производственных целей, которых надо достичь, или замысла очередной военной кампании. Поэтому издавна плановики обращали внимание на конечный результат, а не на процесс. 

        Однако  сейчас вполне очевидно, что для  качественного планирования деятельности плановик должен быть как-то связан с результатом своей работы: он должен либо отвечать за произведенное им планирование, либо проектировать и планировать собственное развитие и благополучие, т.е. действовать в собственных интересах. 

        Соответственно, наиболее актуально и интересно  будет рассмотрение технологии планирования на примере планирования собственной жизни. 
     

    1.2 Принципы  планирования 

        1) Принцип обоснованности целей  и задач предприятия. При этом  выделяют цели: 
- хозяйственно-экономические, обеспечивающие эффективность производства; 
- производственно-технологические, определяющие функциональное назначение предприятия; 
- научно-технические, обеспечивающие научно-технический прогресс; 
- социальные, обеспечивающие удовлетворение социально-бытовых и культурных потребностей работников предприятия; 
- экологические, обеспечивающие изготовление экологически чистой продукции без негативного воздействия на окружающую среду. 

        2) Принцип системности. Он означает, что планирование представляет  целую систему планов и охватывает  все сферы деятельности предприятия; 

        3) Принцип научности. Требует учета  перспектив научно-технического  прогресса и применения научно  обоснованных прогрессивных норм  использования всех видов ресурсов; 

        4) Принцип непрерывности. Означает  параллельное сочетание текущего и перспективного планирования; 

        5) Принцип сбалансированности плана.  Указывает на количественное  соответствие между взаимосвязанными  разделами и показателями плана,  между потребностями в ресурсах  и их наличием; 

        6) Принцип директивности. В соответствии  с ним план приобретает силу закона для всех подразделений предприятия после утверждения его руководителем предприятия. 

        Важнейшими  целями, которые преследуются в планировании на предприятии, как правило, являются: объем продаж товарной массы, прибыль  и доля на рынке.  
     

    1.3. Цели, задачи и система планирования  на предприятии 

        В рыночной экономике планирование позволяет  не только скоординировать деятельность отдельных подразделений предприятия  по достижению перспективных целей, но и осуществить оптимизацию экономических последствий принимаемых решений. Кроме того, качественно разработанные планы снижают вероятность недополучения ожидаемых результатов. Таким образом, планирование – важнейшая функция управления, позволяющая управлять рисками и достигать успеха. 

        Хотя  в литературе обнаруживаются разные определения планирования, можно  с уверенностью утверждать, что большинство  из них опираются на трактовку, данную  Р.Л. Акоффом, который рассматривал планирование как процесс разработки вариантов желаемого будущего и нахождения путей наиболее эффективного приближения к нему.

        В системе планирования можно выделить подсистему финансового планирования.

        Финансовое  планирование представляет собой процесс  разработки и принятия целевых установок  количественного и качественного характера в области финансовых отношений и определения путей наиболее эффективного их достижения.

        Нельзя  отождествлять финансовое планирование с планированием деятельности финансовой службы предприятия.

        К объектам финансового планирования могут относиться:

    • предприятие в целом и его бизнес-единицы;
    • производственные, функциональные и проектные  подразделения предприятия;
    • бизнес-процессы;
    • продукты или продуктовые линии.
     

        На  передовых предприятиях специально для целей финансового управления разрабатывают финансовую структуру, которая может не совпадать с юридической структурой и организационной структурой управления.

        Финансовая  структура предприятия определяет состав, соподчиненность, полномочия и  ответственность центров финансовой ответственности.

        В этом случае объектами финансового планирования и контроля являются центры финансовой ответственности.

        Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение предприятия, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/ или доходы,  финансовые результаты, притоки и оттоки денежных средств.

        Вся деятельность подразделений в качестве ЦФО отражается в финансовых планах (бюджетах), которые консолидируются  вначале на уровне подразделений, а потом на уровне предприятия в целом.

        Необходимо  отметить, что в отечественной  практической деятельности финансового  планирования часто встречается  заблуждение по поводу того, что  объектами финансового планирования являются доходы, расходы, прибыли (убытки), поступления, платежи (выбытия), инвестиции (дезинвестиции) фирмы в целом и ее отдельных подразделений.

        Предметом финансового планирования являются:

    • финансовые цели деятельности предприятия и его структурных подразделений;
    • будущие  значения плановых финансовых показателей  объектов финансового планирования;
    • финансовые отношения предприятия и его структурных единиц;
    • доходы, расходы и финансовые результаты в разрезе объектов финансового планирования;
    • активы, пассивы, источники формирования финансовых ресурсов и направления использования финансовых ресурсов предприятия;
    • денежные поступления и выплаты.
     

        В рыночной экономике в процессе финансового  планирования не просто констатируют факт о том, какие и в каком  размере финансовые ресурсы необходимы для функционирования фирмы, но и определяют рациональную структуру источников финансирования с учетом обеспечения финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия и эффективности использования ресурсов.

        Ряд зарубежных авторов сущность финансового  планирования трактуют более узко. Например, Хан Д. под финансовым планированием понимает планирование движения денежных средств. Однако, большинство отечественных ученых считают, что финансовое планирование наряду с денежными потоками включает планирование финансовых результатов, активов и пассивов, инвестиций и источников их финансирования.

        Информация, полученная в результате финансового  планирования, может предоставляться  как внутренним, так и  внешним по отношению к объекту пользователям.

        Раскрываемая  для внешних пользователей плановая информация способствует созданию целостного и привлекательного образа фирмы, объясняя при этом ту экономическую и социальную роль в обществе, которую фирма намерена играть. Кроме того, внешняя плановая финансовая информация о предприятии необходима заинтересованным в его деятельности лицам для принятия соответствующих решений. Правила раскрытия такой информации, как правило, стандартизируются и закрепляются правовыми актами.

        Особенностью  внутрифирменного финансового планирования является то, что полученная в результате данного вида планирования информация, прежде всего, предназначена для внутреннего пользования.

        Главная цель финансового планирования на современном  этапе заключается в обосновании  стратегии фирмы на товарных, финансовых, информационных и других рынках на предстоящий хозяйственный период с позиций экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а так же  в определении необходимого объема финансовых ресурсов и выборе оптимальных источников их формирования.

        Задачами  финансового планирования являются:

    • прогнозирование финансового состояния предприятия;
    • оценка финансовой реализуемости  проектов стратегических планов;
    • определение потребности в финансовых ресурсах и направлений их эффективного использования;
    • определение рациональной структуры и объема источников финансирования;
    • балансирование предполагаемых поступлений и расходов денежных средств;
    • оценка результативности производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений в плановом периоде с точки зрения конечных финансовых результатов;
    • предоставление информации для оценки эффективности инвестиционных проектов.
     

        Итак, финансовое планирование (при широком  понимании его сущности)  должно осуществляться  на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях и охватывать:

    • планирование доходов, расходов и финансовых результатов;
    • планирование активов и пассивов (балансовое планирование);
    • планирование денежных поступлений и выплат.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Гл. 2 Методология планирования 

        2.1. Формы и виды планирования деятельности предприятия. 

        В современных теориях планирование означает процесс подготовки управленческого  решения, базирующийся на обработке  исходной информации и включающий в  себя определение средств и путей  их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях.

        Планирование  можно классифицировать по нескольким критериям:

        - по степени охвата (общее и  частичное);

        - содержанию в аспекте предпринимательской  деятельности (стратегическое -- поиск новых возможностей и продуктов, тактическое -- предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное -- реализация данной возможности);

        - предмету (объекту) планирования (целевое,  средств -- потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация, программное, действий);

        - сферам функционирования (производство, маркетинг, НИОКР, финансы);

        - охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное);

        - срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);

        - жесткое и гибкое;

        Критерии выбора формы планирования (принципы планирования):

        - полнота (требуется учесть все);

        - детализация (глубина ее определяется  целью планирования);

        - точность;

        - простота и ясность;

        - непрерывность;

        - эластичность и гибкость (использование  плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);

        - выравнивание при планировании (учет "узких мест");

        - экономичность.

        При оценке экономичности планирования следует учесть его полезность (что обычно трудно) и затраты на планирование.

        Подход  менеджмента к планированию может  быть осуществлен постановкой критериев  и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов  планирования.

        Следует четко определить:

        - объект планирования (что планируется);

        - субъект планирования (кто планирует);

        - период (горизонт) планирования (на  какой срок);

        - средства планирования;

        - методику планирования (как планировать);

        - согласование планов (каких, с  кем и на каких условиях).

        Различают:

        - последовательное планирование (новый  план составляется по истечении  срока действия предыдущего);

        - скользящее планирование (по истечении  части срока действия предыдущего  плана производится его ревизия  на оставшийся период и составляется новый на период после окончания всего срока предыдущего и т.д.;

        - жесткое планирование (конкретно  указываются все цели и мероприятия);

        - гибкое планирование (учитывается  возможность возникновения неоднозначных  условий и пересмотра плана  с их учетом).

        В принципе любая фирма имеет иерархию планов. В ряду соподчиненности можно  различить следующие виды планирования:

        - общее (долгосрочное основополагающее, концепция фирмы);

        - стратегическое (долгосрочное развитие  фирмы, сфер быта, производства, НИОКР, персонала);

        - тактическое (условий хозяйственных  операций -- производственных мощностей,  средств производства, капиталов,  инвестиций, персонала и т.д.);

        - оперативное планирование (конкретных  действий на краткосрочный период).

        Основными признаками стратегического планирования являются:

        - цель планирования -- долгосрочное  обеспечение существования и  выполнения основной цели фирмы;

        - носитель идеи планирования -- высший  менеджмент;

        - проблемы планирования -- отсутствие  надежности и структурирования;

        - горизонт планирования -- долгосрочное;

        - охват -- глобальный, широкий спектр  альтернатив;

        - принципы -- изменение окружающей  обстановки (контролируемые факторы).

        Обычно  важнейшие вопросы планирования -- рынки сбыта.

        Это планирование включает:

        - выработку стратегии;

        - стратегическое планирование производственной  программы;

        - планирование развития потенциала;

        - планирование развития структуры  потенциала.

        Тактическое планирование осуществляется на основе стратегического и является ядром  осуществления стратегических планов (горизонт 1-5 лет), касается в первую очередь финансирования, инвестиций, средних сроков сбыта, МТС, персонала.

        Отличительными  чертами оперативного планирования являются:

        - носитель идей планирования -- средние  и низшие уровни менеджмента;

        - задача планирования -- обеспечение относительной надежности и относительного структурирования;

        - горизонт;

        - глубина;

        - диапазон;

        - основа;

        - короткие и средние сроки;

        - детализация планов;

        - ограниченный спектр альтернатив;

        - созданный потенциал.

        Оперативным планированием охватываются отдельные  функциональные области предприятия.

        В условиях относительно стабильной внешней  среды может использоваться стандартная  система прогнозов и планов предприятия (рис. 1) Золотогоров В.Г. Организация производства и управление предприятием: Учеб. пособие. - Мн.: Книжный дом, 2005, стр. 92.

        Рис. 1 - Система прогнозов и планов предприятия

        При планировании решается множество проблем, основные причины которых:

        - особенности исходного состояния  (проблемы планирования плохо  структурированы, их тяжело определить  и измерить);

        - особенности конечного состояния  (характер влияния на цели и  ресурсы при планировании не  определен, а проявит себя только в будущем, множественность целей);

        - проблемы альтернатив (имеется  неопределенность в отношении  имеющихся альтернатив, поиск  других требует времени и средств);

        - проблемы инструментария (выбор  наиболее оптимального);

        - большое число лиц, участвующих  в планировании;

        - ответственность (ЛПР принимает  на себя ответственность, план  же составляют другие);

        - проблема контроля (в ходе составления,  выполнения и корректировки).

        Годовой план производственного предприятия  обычно составляется в виде комплексной  программы производственной, финансовой и хозяйственной деятельности.

        Он  состоит из следующих взаимосвязанных  разделов:

        - план маркетинга;

        - производственная программа;

        - техническое развитие и организация  производства;

        - повышение экономической эффективности  производства;

        - нормы и нормативы;

        - капитальные вложения и капитальное  строительство;

        - материально-техническое обеспечение;

        - труд и кадры;

        - себестоимость, прибыль и рентабельность  производства;

        - фонды экономического стимулирования;

        - финансовый план;

        - план охраны природы и рационального использования природных ресурсов;

        - социальное развитие коллектива.

        Неотъемлемой  частью планирования на предприятии  являются нормы и нормативы. Под  нормой понимается научно обоснованная мера затрат живого или общественного труда на изготовление единицы продукции или выполнение заданного объема работ. Норматив характеризует степень использования ресурса на единицу измерения продукции или работы (на единицу площади, веса и т.д.).

        Различают нормы (нормативы):

        - затрат живого труда;

        - расхода предметов труда (сырья,  материалов, топлива и т.д.);

        - использования орудий труда (машин,  оборудования и т.д.);

        - движения (организации) производства (длительности производственного  цикла, времени опережения, партионности  и т.д.);

        - издержек производства (в т. ч. НЗП);

        - социально-экономические и т.д.

        Совокупность  норм и нормативов представляет собою  основу для текущего и перспективного внутрифирменного планирования. На базе этих норм формируются балансы потребления  материальных ресурсов, энергобалансы и т.д. По степени детализации различают нормы специфицированные и сводные. По методу разработки:

        - расчетно-аналитические;

        - опытные;

        - опытно-статистические.

        Вся совокупность норм и нормативов образует нормативное хозяйство фирмы, которое  вводится в АСУ и используется для оперативного планирования и управления производством, планирования всех видов деятельности предприятия и организации подготовки производства.

        Например, при планировании МТС используют удельные затраты материалов на единицу  готовой продукции.

        Норма расхода материала включает:

        - полезный расход материала;

        - дополнительные затраты, вызванные  технологическим процессом;

        - затраты, не связанные с технологическим  процессом (например, из-за некратности  длины при раскрое, боя, утечки  и т.д.).

        Важным  показателем является коэффициент  использования материала (отношение  чистой массы изделия к норме  расхода).

        Норма запаса материалов служит для установления потребного завоза на планируемый период с учетом порядка их поступления  от поставщиков, размеры складских помещений, допустимого расхода оборотных средств для создания материальных запасов.

        Устанавливаются также нормы текущего, страхового запаса и их суммы (складского запаса).

        Только  последовательное и систематическое  составление формализованных планов, а также контроль их исполнения позволяет компаниям организовать эффективную систему планирования и обеспечить взаимоувязку плановых показателей между отдельными подразделениями. 
     
     

        2.2 Разработка производственной программы  предприятия 

        Важнейший раздел плана развития предприятия - производственная программа, или план производства продукции. Показатели производственной программы: темп роста производства товарной (валовой) продукции, производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием в том числе продукции для экспорта), включая показатель качества продукции.

    Основой для определения в плане объема продукции в стоимостном выражении  служит ядам производства промышленной продукции в натуральном выражении.

    Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий. Такими единицами могут быть тонны, метры, киловатт-часы, штуки, комплекты и т. д. Во всех случаях единица измерения должна отражать специфику производства и потребления разных видов продукции, стимулировать производство наиболее эффективных и высококачественных изделий и способствовать использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

    Установленные в плане единицы измерения продукции обязательны для всех звеньев планирования и управления производством. Это необходимо для того, чтобы обеспечить выполнение производственной программы в предусмотренном ассортименте, выполнение плана кооперированных поставок и плана поставок по договорам, а также для увязки производственной программы с показателями качества продукции.

    Неотъемлемой  частью плана производства продукции  в натуральном выражении является задание по дальнейшему повышению  качества продукции. Качество важнейших  видов продукции должно отвечать по своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. Соответственно с этими требованиями предусматривается замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизация устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.

    В планах выпуска продукции предприятий предусматриваются задания по снятию с производства устаревших видов изделий, т. е. продукции, не соответствующей современным требованиям национальной экономики и населения страны, морально устаревшей, указываются конкретные сроки замены устаревших изделий, а также новые виды изделий (типы, модели), их заменяющие.

    Стоимостным и показателями производственной программы  являются: объем реализации, товарная, валовая продукция. 
     
     
     
     
     
     
     

    2.3. Планирование  себестоимости продукции и издержек  предприятия 

        Любое производство для своего осуществления  требует определенных затрат (материальных, трудовых, финансовых). Кроме затрат, связанных непосредственно с  производством, предприятия несут  расходы по реализации продукции, выплачивают  налоги и т.д. Все эти расходы могут покрываться либо за счет себестоимости, либо за счет прибыли. 

        Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку, использованных в процессе производства, продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

        Себестоимость – один из важнейших показателей  деятельности предприятия. Она определяет прибыль, характеризует эффективность использования потребляемых трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Любые изменения в технологии, организации производства, труда и управления оказывают непосредственное влияние на уровень затрат, и, следовательно, а себестоимость и прибыль.

        Целью планирования себестоимости на предприятии является оптимизация всех видов текущих затрат, обеспечение роста прибыли, повышения рентабельности.

        Показатели  плановой себестоимости используются при формировании прибыли, установлении цен, определении экономической эффективности отдельных мероприятий и производства в целом, во внутрифирменном планировании.

        При планировании издержек необходимо соблюдать  следующие принципы:

    • издержки должны быть не минимальными, а оптимальными, т.е. соответствовать уровню развития предприятия, устойчивости и месту на рынке;
    • процент прироста издержек должен быть меньше процента прироста объема производства;
    • прирост издержек должен быть увязан с финансовыми возможностями фирмы.

        В целом расчет издержек осуществляется по формуле:      С=К1Ц1+К2Ц2+...+КnЦn

        где К1, К2, Кn – количество фактора, характеризующего издержки; Ц – цена фактора.

        Исходя  из важности и значимости показателей  себестоимости, их влияния на интересы общества, предприятия, государство  регламентирует состав затрат, включаемых в себестоимость. Так, в настоящее время в Республике Беларусь действуют Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденные в январе 1998 г. министерствами экономики, статистики и анализа, финансов и труда.

        В соответствии с Основными положениями, министерства, ведомства разрабатывают  собственные документы – Методические рекомендации (руководства), учитывающие  отраслевые особенности. Так, планирование себестоимости продукции на промышленных предприятиях Республики Беларусь осуществляется на основе Методических рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. В данном документе определены затраты, включаемые в себестоимость, порядок планирования, анализа и учета, приведены расчетные таблицы и алгоритмы основных расчетов.

        План  по себестоимости включает:

        1. Расчет снижения себестоимости  продукции;

        2. Смету затрат на производство;

        3. Калькуляцию единицы продукции  и сводную калькуляцию всей  товарной продукции.

        Показателями  плана себестоимости являются:

    • себестоимость реализованной, товарной, валовой продукции;
    • себестоимость сравнимой товарной продукции и ее снижение; себестоимость единицы продукции;
    • затраты на один рубль товарной продукции и их снижение.

        Исходными данными разработки плана себестоимости являются: планируемые объемы производства продукции, нормы расхода материальных и трудовых ресурсов, экономические нормативы, план организационно-технического развития предприятия, договоры на поставку материальных ресурсов и сбыт выпускаемой продукции, а также политика предприятия в области издержек.

        План  по себестоимости тесно увязан со всеми остальными планами предприятия, может базироваться на их данных либо разрабатываться одновременно с  ними.

        Методическими рекомендациями предложен следующий порядок разработки плана по себестоимости продукции:

    • рассчитывается планируемая сумма экономии по ТЭФ и на этой основе определяется величина и уровень затрат на производство продукции, плановая себестоимость товарной продукции;
    • составляется баланс распределения продукции и услуг вспомогательного производства по калькуляционным направлениям и потребителям;
    • разрабатывается смета затрат и калькулируется себестоимость продукции и услуг вспомогательных цехов;
    • разрабатываются сметы на подготовку и освоение новых видов изделий, продукции;
    • составляются сметы расходов на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, сметы общепроизводственных расходов по цехам основного производства с последующим их суммированием;
    • составляются сметы транспортно–заготовительных, общехозяйственных и коммерческих расходов;
    • калькулируется себестоимость единицы по видам продукции, рассчитывается себестоимость всей товарной продукции;
    • составляются смета и свод затрат
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

         2.4. Планирование  прибыли.

         

        Планирование  выручки на предприятии преследует цель исчисления в дальнейшем величины финансового результата, то есть прибыли. Методы:

    • прямого по ассортиментного счета;
    • метод, основывающийся на выпуске товарной продукции в ценах реализации, скорректированных на изменение в остатках (входных и выходных).
     

        Поступление выручки от реализации распределяется по трем направлениям:

    • замещение ранее авансированных оборотных средств;
    • образование прибыли от реализации продукции;
    • уплата в бюджет налогов, сборов и прочих платежей.
     

        Расчет  прибыли: это есть разница между выручкой предприятия и понесенными им расходами. 

        Балансовая  прибыль - прибыль от реализации продукции  и от прочих видов деятельности. 

        Исходной  точкой финансового планирования является рентабельность. Должны выявить те внутрихозяйственные резервы, которые были не использованы в текущем периоде.   

        Планирование  балансовой прибыли 

        Сначала надо рассчитать прибыль по определенным видам деятельности:

    • прибыль от основной деятельности промышленного предприятия;
    • прибыль от реализации работ и услуг непромышленного характера (прибыль от прочей реализации);
    • прибыль от внереализационных результатов (операции на фондовом рынке);
      

        В основе прибыли от реализации лежит  сумма средств от проданной продукции (выручки от реализации над полной себестоимостью). 

        Такой метод планирования - “метод прямого  счета”. Им пользуются около 99 % предприятий. 

        Существует  “по ассортиментный метод” планирования прибыли”.

        При незначительном ассортименте выпускаемой  продукции: 

        продукция А - количество (шт.) * цена реализации = размер выручки.

        себестоимость = количество * себестоимость единицы

        размер  выручки - себестоимость = прибыль

        “Аналитический  метод” или “проверочный метод” 

        Прибыль на предстоящий период исчисляется  исходя из базовой рентабельности, которая сложилась в базовом периоде. 

        Сначала надо исчислить базовую прибыль: для этого надо скорректировать  ожидаемую прибыль текущего периода  и сделать сопоставимым текущий  и плановый период в части воздействия  тех или иных превходящих факторов. 

        Базовая прибыль - не абсолютный, а условный показатель. Составляется базовая прибыль с ожидаемой реализации продукции по полной себестоимости за текущий период, получаем процент базовой рентабельности:

        Rбаз  = Пбаз/Р 

        Все допущения (Rбаз) относятся только к  сравнимой продукции (выпускалось ранее). Поэтому исчисляя прибыль мы ведем расчет прибыли по сравнимой продукции. Плановая прибыль по сравнимой продукции равна объему реализации сравнимой продукции по полной себестоимости умножить на базовую рентабельность:

        Пср.п = Рср.п.полн с/с * Rбаз 

        Несравнимая продукция также принимает участие  в этом методе, но незначительно. Мы распространяем на эту продукцию  какой-то средний уровень рентабельности, сложившийся на предприятии. 

        При использовании этого метода имеет  большое значение как складывается ассортимент продукции предприятия, так как неодинакова рентабельность по разным видам продукции. 
     
     
     
     
     

        Надо  учесть как изменяется ассортимент  и как на это влияет рентабельность:

        Наименование      текущий период     плановый  период
        продукции     Уд  вес в общ V вып: %     R     Крентаб     Уд  вес в общV вып %     К рент
        А     25     8     20     20     1.6
        Б     40     10     4     50     5
        В     30     15     4.5     10     1.5
        Г     5     50     2.5     20     10
              100     -     13           18.1
      
     

        Прибыль от прочей реализации

        Работы  непромышленного характера:

    • включая работы по капитальному строительству и капитальному ремонту
    • реализация продукции и товаров заготовительной организацией; операции по заготовке и откормке скота;
    • реализация транспортных услуг;
    • операции по лесосплаву и лесозаготовке;
    • реализация покупных видов энергии (электричество, вода, газ, пар, пневматическая энергия).
    • реализация предприятий подсобного с/х.
      

        Внереализационные результаты 

        
    • доходы  от долевого участия в деятельности других предприятий;
    • доходы от сдачи имущества в аренду;
    • доходы в виде дивидендов, %, которые получены по ценным бумагам, собственником которых является наше предприятие
     
     
     
     
     
     
     
     

        2.5 Контроль за исполнением плана. 

        Планирование  ничего не стоит, если отсутствует контроль за его выполнением. Оно теряет смысл, если план не выполняется, если работа по составлению плана проделывается  впустую или же ведется очень  плохо. 

        Ценность  планирования в большой степени  зависит от возможности осуществления плана, но возможность осуществления определяется целями и действиями человека. 

        Такая теория планирования активна, а не статична. Планирование является делом действий в настоящем, чтобы приготовиться  для будущего, но не всегда ясно, что настоящее определяет будущее - может быть, наши представления о будущем определяют то, что мы делаем для него. Или, как указали Маджоун и Вилдавский (1978), не всегда ясно, планирование определяет осуществление или осуществление определяет планирование.

        Таким образом, важность осуществления запланированной  деятельности также важно как  и само планирование, и, соответственно, контроль за выполнением является важной частью планирования. 
     
     
     

    2.6 Причины  провала плана.  

        В этой главе пойдет речь о том, как не допустить срыва плана. Существует три наиболее важных способа, как избежать этого: лучше планировать, больше внимания уделять переговорам и рационально использовать стимулы. Что такое срыв плана? 

        Итак, провал плана можно определить как  прекращение полезного мероприятия или осуществление бесполезного. 

        Существует  шесть основных видов провала  плана: 

        1.Провал  из-за бесконечных модификаций.  Оригинальные идеи и концепции  плана модифицируются и изменяются, чтобы удовлетворить интересы. Конечный  продукт имеет мало общего с первоначальным намерением и, что более важно, не может удовлетворить потребности или не удовлетворяет запланированным целям.

        2.Провал  из-за бесконечных задержек.

        3.План  нереален с самого начала.

        4.Провал  ненужного плана. План, который вначале имел какие то цели и смысл, оказывается в будущем неактуален и ненужен.

        5.Провал  в результате «скопления задач». По мере продвижения планирования  возникает слишком много дополнительных  задач. Накопление идет все  больше и больше пока план  не проваливается, становясь нереальным.

        6.План, по мере своей разработки, постепенно  отходит от своей цели и  в конце концов уже не решает  поставленных задач. 

        Зная  перечисленные причины провала  плана, вы можете в процессе разработки избежать всех этих причин и обречь свой план на будущее воплощение. 

        Вообще, следуя правилам и порядку создания плана, описанным выше можно избежать всех причин провала планов. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Гл. 3 Практическая часть 

        Бизнес-план по созданию производства Мюсли 
     

        Спрос на мюсли и прочие сухие завтраки неуклонно растет , поэтому новички еще могут найти свою нишу на рынке и заработать немного (а при хорошем раскладе даже немало) денег. 

        Технология  производства не настолько сложна, чтобы ее нельзя было освоить. Основные средства необходимо направить на обеспечение стабильного качества продукции, создание торговой марки и последующую ее “раскрутку” до состояния бренда.

        Организация производства мюсли — проект довольно дорогой и непростой. Поэтому  начинать работу в этом направлении следует, только объективно оценив свой потенциал. 

        Деньги

        Чтобы организовать производство мюсли, сначала  необходимо потратить $100-150 тыс. на покупку  технологического оборудования. Стартовый  оборотный капитал $20-50 тыс.

        По  данным операторов рынка, в зависимости от качества продукции, уровня организации сбыта и маркетингового бюджета, рентабельность производства мюсли может составлять 15-25%. 

        Разрешения

        Для создания производства мюсли необходимо получить разрешения двух всенародно любимых инстанций — санэпидемстанции и пожарной охраны.

        Получать  лицензию или что-либо подобное необходимости  нет. Оформить все разрешительные документы  можно за пару месяцев, обеднев на каких-то $300. 

        Обще-государственных  стандартов на мюсли в России пока нет. Поэтому каждый производитель изощряется как может, разрабатывая собственные технические условия (ТУ) и утверждая их во всевозможных инстанциях. 

        Сырьё и упаковка

        Конкурентоспособность готовой продукции в большей  мере определяется в бизнес-плане  именно такими факторами как привлекательность упаковки и качество сырья. Дополнительным фактором является соблюдение параметров технологического процесса. 

        В то же время, изготовление мюсли из готовых компонентов процесс  достаточно несложный. Ингредиенты  смешивают согласно рецептуре, после чего полученную смесь фасуют. Зерновую смесь пускают по одному конвейеру, вкусовые добавки — по другому. В момент фасовки транспортеры соединяются, и в результате происходит смешивание.  

        Производство  наиболее выгодно размещать вблизи городов-миллионников, что позволит с одной стороны экономить на аренде, и с другой стороны оперативно доставлять готовую продукцию до потребителей.

        Особых  проблем с поставками сырья отечественные  “мюслители” сегодня не испытывают. Крупные комбинаты хлебопродуктов предлагают достаточное количество злаковых хлопьев по цене 40-70 руб. за 1 кг. 

        Купить  импортные фруктовые добавки  — ананас, папайю, банановые чипсы  и иже с ними — не проблема. Но цены “кусаются”: 450-750 руб. за 1 кг. 

        При разработке рецептуры мюсли особое внимание следует уделить вкусовой согласованности отдельных компонентов.

        Например, гречневые хлопья и арахис искажают вкус других компонентов. Арахис в 5-6 раз  дешевле грецких и лесных орехов, поэтому его часто используют в недорогих сортах мюсли.

        Однако  идти по пути удешевления рецептуры нужно осторожно, чтобы не отпугнуть потребителя непривычным вкусом. 

        Технология

        Ассортимент сухих завтраков, по большому счету, — синтез полета фантазии производителя  и его технологических возможностей. Развитым воображением обладают все отечественные производители мюсли, а вот с технологической составляющей дела обстоят иначе.

        Технология  производства сухих завтраков не так проста, как может показаться непосвященному: в ходе производства хлопьев каждое зернышко претерпевает воздействие нескольких технологических процедур и проходит расстояние до 60 км.

        Качество  конечного продукта напрямую зависит  не только от качества исходного сырья, но и от точного соблюдения установленных  параметров технологического процесса. Подготовка к производству зерновой основы и вкусовых добавок происходит по разным схемам.

        Основной  технологический процесс подготовки фруктовой рассыпки — сушка предварительно помытых и нарезанных плодов.

        Наиболее  высокое качество обеспечивает технология сублимации (обезвоживания) сырья. Но это дорогое удовольствие, и производители ограничиваются обычной сушкой при высоких температурах.

        При автоматической фасовке сухофруктов  возможны проблемы.

        Инжир, например, фасовать в автомате почти  невозможно: на ягоду налипает что угодно и механический паковщик не справляется с работой. Сушеные смоквы либо дополнительно досушивают, либо фасуют вручную.

        Зерно дополнительно пропаривают, предварительно варят, сплющивают, вспучивают, экструдируют и т.п. Один из наиболее эффективных  способов подготовки — вспучивание.

        Увлажненное зерно быстро подогревают при  помощи либо токов высокой частоты, либо мощного потока инфракрасного  излучения. 

        Вспучивание происходит также при резком перепаде давления от высокого к нормальному  или даже чрезвычайно низкому.

        Для производства овсяных хлопьев “Геркулес” семена охлаждают, затем плющат на вальцовом  станке с гладкими валками. Толщина  полученных хлопьев не должна превышать 0,5 мм.

        Качество  злаковых хлопьев контролируется по 10-12 параметрам, основные из которых влажность, мучнистость (способность хлопьев в процессе транспортировки и фасовки превращаться в муку) и развариваемость.

        Именно  сложность процесса технологической  обработки зерна и заставляет производителей мюсли приобретать  готовые хлопья, чтобы не возиться со столь сложным производством.

        Процесс приготовления мюсли из готовых  компонентов достаточно прост. Ингредиенты  взвешивают и дозируют по рецептуре. Зерно закладывают в так называемый дражировочный барабан и перемешивают.

        После этого смесь фасуют в полипропиленовые пакеты и туда же “дофасовывают” заранее приготовленную фруктовую рассыпку. Зерновая смесь движется по одному конвейеру, вкусовые добавки — по другому.

        В момент фасовки транспортеры соединяются, и в результате получается готовая  продукция.

        Последняя стадия технологического процесса —  запаивание полипропиленовых пакетов, наклейка этикеток и укладка в  картонные короба. 

        Оборудование

        Оборудование  для производства сухих завтраков  собирают: предприятия ассоциации “Прома”, НПО “Росс” (г.Харьков), ООО “Тронка-Агротех” (г.Киев). 

        Специализированный  комплект оборудования для изготовления овсяных хлопьев “Геркулес” производительностью 1000 кг/ч стоит $101 тыс.

        НПО “Росс” (г.Харьков) предлагает линию  для производства “Геркулеса” МАВ-К-28,0/380-100П мощностью 1 т/ч по цене $59 тыс.

        Размещение  оборудования в цехах и размеры  проходов для его обслуживания должны соответствовать требованиям ОСТ 18-434-84 “Процессы производственные в пищеконцентратной промышленности.

        Требования  безопасности”, а также отраслевых Правил техники безопасности и производственной санитарии.

        Например, для защиты производственных и складских  помещений от грызунов необходимо окна подвальных помещений и отверстия  в вентиляционных каналах оборудовать  защитными металлическими сетками, а все “лишние” отверстия и щели для трубопроводов в стенах и перекрытиях плотно “законопатить”. 

        Помещение

        Генеральный план цеха должен соответствовать СНИП П-89-80 “Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования”, СНИП 245-71 “Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий”, СНИП 2.05.07-85 “Промышленный транспорт.

        Нормы проектирования”. Если производство планируется  как долгосрочный инвестиционный проект, следует задуматься о строительстве  нового здания.

        Если  же дела с деньгами обстоят не очень хорошо, лучше арендовать помещение на каком-либо заводике продтоваров.

        С точки зрения географического месторасположения  производства, наиболее привлекательны окрестности городов-миллионников.

        Во-первых, стоимость аренды там пониже, чем  в центре, а во-вторых, эти территории максимально приближены к местам концентрации спроса на сухие завтраки.

        Для размещения оборудования понадобятся  производственные площади 250-300 кв.м. Кроме  того, около 100 кв.м необходимо будет  отвести под вспомогательные помещения. Стоимость аренды 1 кв.м необходимого помещения — $1-5. 

        Персонал

        Для обслуживания технологического оборудования по производству мюсли много персонала  не нужно — одну линию в состоянии  обиходить 5-6 чел.

        Еще столько же придется задействовать  на участке по производству фруктовых добавок. Кроме того, необходим технолог, контролирующий параметры процесса изготовления продукции. Платить рабочему можно $100-150 в месяц. 

        Маркетинг

        При формировании ассортимента продукции  акцент нужно сделать на разработке смесей, максимально соответствующих предпочтениям потребителей.

        А это, в первую очередь, плодово-ягодные  мюсли с большой долей фруктовой  рассыпки. Следует задуматься о построении эффективной системы сбыта. Для  того чтобы “войти” в розничные  торговые точки, придется основательно потратиться на умасливание ритейлоров.

        Кроме того, желательно сразу же зарегистрировать торговую марку — без этого  эффективно продвигать продукцию сегодня  невозможно. 

        На  начальном этапе “раскрутки”  надо постараться максимально охватить розничную торговую сеть. Когда же продукция уже будет представлена, придется потратиться на имиджевую рекламу, а затем и на промо-акции по завоеванию лояльности покупателей.

        Рекламная кампания средней интенсивности (без  участия TV) обойдется производителю в $1-2 тыс. в месяц. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    4. Заключение 

        Планирование  - адаптивный  процесс,  в  результате  которого  происходит постоянная   корректировка  принятых  управленческих   решений,   постоянный контроль над  их  выполнением. Для эффективности  планирования  необходимо ясное представление  и сегодняшнем и будущем состоянии внешней и  внутренней среды фирмы. Для  этого  в  крупных  фирмах   создаются информационные системы, данные которых оцениваются с помощью систем  анализа. 

        Планирование – это то звено, ухватившись за  которое можно  вытянуть  всю цепь  предприятий, включая  малые   предприятия.    Главное  –  использовать его последовательно, сообразуя  как с внешними  обстоятельствами,  так  и  с внутренней средой, ее особенностями.  Но  при   этом  нельзя  забывать,  что предприятие не существуют  вне экономики и в значительной   мере  определяют ее состояние. В свою  очередь и экономика предъявляет  к  предприятиям   все более  серьезные  требования.    Будущее  любого    предприятия    прямо   и непосредственно  зависит  от  того,  насколько  адекватно    отвечают    его действия потребностям рыночной  экономики.  Вовремя  и  правильно   ответить на эти запросы  и  есть  главная   задача  предприятий  и,  в  то  же  время гарантия их  преуспевания,  и  в  этом   процессе  одну  из  главных   ролей играет планирование. 
     

        По  моему мнению, овладение техникой планирования - залог успеха на финансовом и особенно на управленческом поприще. Именно управленцу для своей эффективной  деятельности необходимо ее прежде всего правильно спланировать. 

        Следовательно необходимость изучения теории планирования деятельности очевидна. Планы можно  и даже необходимо применять на различных  уровнях: будь то план личных действий на неделю, план своей жизни или же план развития корпорации. 

        Однако  все же, не следует злоупотреблять этим, написание подробного плана  жизни человека вплоть до того, чтобы  указывать точные даты и действия на несколько лет вперед не имеет  смысла и не представляется возможным  для нормального человека. Видеть себя, свою деятельность (вплоть до конкретных дат) на год вперед - очень большое достижение. Для больших корпораций этот срок немного больше, но и им не следует, узнав о планировании, его эффективности, планировать всю свою деятельность на сто лет вперед. 

        Планирование, безусловно необходимо, но не следует  излишне детализировать и планировать  на слишком большой срок вперед. 
     
     
     

        
      1. Новицкий Н.И. Организация и планирование производст-ва: Практикум. Мн., 2004
      2. Алексеева М.М. Планирование  деятельности   фирмы.  М.:  Финансы и статистика, 2000 г.
      3. Г. Бенвенисте "Овладение политикой планирования" - М: "Прогресс" — 2000.
               
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Курсовая работа выполнена  мной совершенно самостоятельно. Все  использованные в работе материалы и концепции из опубликованной научной литературы и других источников имеют ссылки на них.    
     
     

    «___» _____________ 20__ г.   
     

    __________________________                                                ___________________________  

         (Подпись  студента) (И.О.Фамилия студента)   
     
     

Информация о работе Планирование как функция управления организацией